Статья на тему: "Творческая мастерская как современная форма взаимодействия педагога, обучающихся и родителей".
статья

Денисова Ольга Владимировна

Творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.

     Подобная форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая мастерская как современная форма взаимодействия педагога,

обучающихся и родителей.

     Творческая мастерская – как одна из форм взаимодействия с родителями помогает не только наладить эмоциональный контакт с родителями, улучшить детско-родительские отношения на основе предметной совместной деятельности, но и стать своеобразным клубом для детей и родителей.

     Подобная форма вовлечения семей воспитанников в образовательный процесс способствует установлению партнерских отношений между педагогами и родителями, позволяет объединить их усилия в вопросах воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей.

     Целью работы в творческой мастерской является сохранение в ребенке творческого начала, оказание помощи в реализации его возможностей, способствование развитию самостоятельной деятельности ребенка и его творческой инициативы.

     Направления деятельности:

  • Театральные мастерские
  • Художественные мастерские
  • Мастерские по развитию навыков общения
  • Мастерские добрых дел
  • Краеведческая мастерская
  • Познавательные мастерские

     Творческие мастерские позволяют осуществлять:

- интеграцию в образовательный процесс новаций и традиций;

- построение отношений «воспитатель-воспитанник-родители» на основе сотрудничества;

- использование активных форм обучения;

- работу в больших и малых группах;

- творческие работы воспитанников на основе художественных произведений;

- формирование нового мировоззрения в аспекте социальной адаптации;

- создание проблемной ситуации для дальнейшего поиска решений;

- мотивацию для дальнейшей деятельности;

- рост способностей детей к размышлению и выражению своих мыслей.

Особенностями творческой мастерской как формы работы с детьми являются:

- творческое начало, которая несет в себе сама идея такой деятельности;

- импровизационный характер деятельности;

- игровой стиль поведения всех участников, включая педагога;

- партнерские взаимоотношения педагога и ребенка;

- открытие нового смысла процесса обучения – ребенок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал;

- быстрый эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребенка;

- при такой форме организации деятельности дети «играют так называемую первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели;

- ребенок реализует свои интересы через собственную инициативу;

- атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребенок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность;

- отсутствие шаблонов – ребенок чувствует себя творцом, получает удовольствие, что может реализоваться в творческой деятельности.

     Добровольное включение детей в продуктивную деятельность со взрослым предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:

- организацию общего рабочего пространства;

- возможность выбора цели из нескольких – по силам и интересам;

- открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе;

     Необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол с необходимым материалом для работы. За столом должны быть предусмотрены места для всех участников «мастерской», в том числе и воспитателя.

     Места для детей не закреплены за каждым из детей, как на занятии, каждый из участников может сесть там, где захочет. Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им необходимо взять какой-то инструмент или материал. Позиция воспитателя также динамична. На каждом занятии он находится рядом с тем или иным ребенком, который требует большего внимания, слабее других в данном типе работы или слабо владеет материалами и инструментами.

     Следует предложить детям несколько целей (образцов, схем) или разные материалы для реализации одной цели, что обеспечивает выбор по интересам и возможностям. Например, если задача воспитателя – попрактиковать детей в работе по образцам и он спланировал делать кораблики, можно представить 3-4 образца, которые различаются внешним оформлением, содержат разное число деталей. В такой ситуации они могут выбрать образец по своему предпочтению. Воспитатель включается в деятельность наравне с детьми – выбрав для себя цель, сам начинает действовать, становится живым образом планомерной организации работы. Он не инструктирует и не контролирует детей (это стиль учебного занятия), но обсуждает замыслы, анализирует вместе с ними образцы, комментирует шаги своей работы; самим своим деятельным присутствием и стремлением получить конечный продукт поддерживает и у остальных участников это стремление.

     Предлагая детям задание, воспитатель должен спроектировать его на 25-30 минут, которые необходимы для достижения конечной цели. При этом необходим некоторый резерв времени, чтобы каждый ребенок смог включиться в работу, справиться с ней, действую в собственном темпе. Воспитатель не покидает рабочее пространство, пока все воспитанники не закончат работу.

     Для организации творческой мастерской педагогу необходимо составить план на год, руководствуясь программой, по которой работает образовательное учреждение.

     Необходимо подготовить рабочее пространство, обеспечить детям свободную самостоятельную деятельность, незаметно контролируя процесс и помогая детям в реализации творческой деятельности.

     Основные методические приемы, используемые в «мастерских»

  • Индукция.

Данный прием олицетворяет собой проблемную ситуацию. Проблемная ситуация характеризует определенное состояние воспитанника, которое возникает при выполнении такого задания, которое требует открытия новых знаний, поиска решения.

  • Самоконструкция – самостоятельная деятельность детей по созданию решения, рисунка или проекта.
  • Социоконструкция является важнейшим приемом в организации мастерских, так как представляет собой групповую работу.
  • Социализация. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств.
  • Разрыв. Данный метод – это внутреннее осознание участником мастерской наполнения и несоответствия старого задания новому.
  • Творчество. Мастерская дает детям творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». Принять задание педагога – акт послушания воспитанника. Но в выполнении задания свобода творчества, дети сами выбирают путь его осуществления.

Родители играют существеннейшую роль в жизни ребенка. Глубокий постоянный психологический контакт с родителями дает ребенку возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

     Совместная деятельность учащихся, родителей и педагогов может быть успешной, если:

- учащиеся, родители и педагоги положительно настроены на совместную работу, желают действовать сообща, осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;

- осуществляется совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, с учетом желания и возможностей участников работы;

- создаются ситуации свободного выбора участниками видов, способов, форм и своей позиции в совместной работе;

- отсутствует навязывание, давление на учащихся и родителей; действия, стиль педагога способствуют самореализации и самовыражению участников деятельности.

     Цели проведения творческих мастерских:

- оптимизация детско-родительских отношений;

- гармонизация межличностных отношений в семьях;

- формирование позиции «любящего родителя».

     Сотрудничество с семьей строится по двум направлениям:

  • Индивидуально и наглядно-информационные формы работы
  • Коллективные формы работы.

     Инструкция между педагогом и родителями обучающихся:

- проведение педагогом мастер - классов, которые должны стать для родителей школой педагогического мастерства, где они будут учиться организации труда ребенка по изготовлению поделок, методике подобной работы в условиях семьи;

- участие родителей в итоговом творческом конкурсе;

- организация «Родительского уголка» в кабинете, который включает следующие рубрики: «Выставка детских работ», «Наши достижения», «Сделайте дома с детьми».

- участие родителей (по желанию) в семинарах-практикумах в течение учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Социальные сети - современная форма взаимодействия детского сада с родителями воспитанников».

Современные родители – грамотны, информированы, но вместе с тем, очень заняты, и ограничены во времени для получения большого объема информации. Занятость родителей является основной проблемой в...

Современные формы взаимодействия учителя- логопеда с родителями

Одной из главных задач ФГОС ДО- это обеспечение психолого- педагогической поддержки семьи и компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, вовлечение с...

Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства

Лэпбук  как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространстваЛэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с ...

Лэпбук как современная форма взаимодействия педагогов, детей и родителей для создания единого образовательного пространства

Лэпбук разрабатывался в связи с современными требованиями ФГОС ДОУ и с объективной актуальностью проблемы сотрудничества и взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, а также необходимостью поиска нов...

«Современные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей в организации культурно-досуговой деятельности дошкольников»

laquo;Современные формы взаимодействия музыкального руководителя и родителей в организации культурно-досуговой деятельности дошкольников»...

Содержание и современные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями

Презентация "Содержание и  современные формы взаимодействияучителя-логопеда с родителями "...