ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2021-2025 гг.
материал

Анисахарова Валентина Анатольевна

Индивидуальный  план повышения  профессионального уровня педагога на межаттестационный период

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН

ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ

НА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД

2021-2025 гг.

Анисахаровой Валентины Анатольевны

                                                   Личные данные педагога

1.1.

Фамилия

Анисахарова

1.2.

Имя

Валентина

1.3.

Отчество

Анатольевна

1.4.

Должность, по которой аттестуется работник  

Воспитатель

1.5.

Место работы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №14 "Родничок"» г. Лениногорска муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан, с 1 сентября 2018 года

1.6.

Населенный пункт (город, район)

Республика Татарстан, г. Лениногорск

1.7.

Стаж (педагогический)

34 года

1.8.

Стаж (по занимаемой должности)

34 года

1.9.

Образование (уровень образования, наименование учреждения высшего, среднего профессионального образования, квалификация по диплому, реквизиты диплома с указанием даты выдачи)

Высшее, Елабужский государственный педагогический институт, специальность «Общетехнические дисциплины и труд», квалификация учитель общетехнических дисциплин, 05.07.1996 год; (диплом ЭВ № 229845, регистрационный № 527,)

Высшее, Институт экономики, управления и права, (г. Казань) с 15.06.2012 по 24.12.2012, по программе «Педагогика и психология дошкольного образования» (диплом ПП- 1 № 990073), регистрационный № 1292/2012

Высшее, НОУ ВПО «Восточно - Европейский институт», (г.Ижевск) с 29.09.2010 по 15.09.2011, по программе «Менеджмент организации» (диплом ПП -1 № 907128, регистрационный № 396). 

Ученая степень, год присвоения (при наличии) (реквизиты удостоверяющего документа)

Не имею

1.10.

Курсы повышения

квалификации

Курсы повышения квалификации в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования института психологии и образования Казанского (Приволжского) Федерального Университета по дополнительной профессиональной программе «Психолого – педагогическая и методическая компетентности воспитателя ДОО как фактор успешности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте», в объеме 72 часа, удостоверение регистрационный номер УПК - 20-038822/2019,  от 02.02.2019 г.

Обучение на симуляционном тренинге «Оказание первой помощи» - Центр симуляционного и имитационного обучения Института фундаментальной медицины и биологии КФУ, г. Казань, 29.01.2019 год. – сертификат. С-008575

1.11.

Профессиональная

переподготовка.

 Институт экономики, управления и права, (г. Казань) с 15.06.2012 по 24.12.2012, по программе «Педагогика и психология дошкольного образования» (диплом ПП- 1 № 990073), регистрационный № 1292/2012

1.12.

Квалификационная категория (имеющаяся), дата присвоения

Первая квалификационная категория.

Дата присвоения 31.12.2015 года,                

Дата окончания 31.12.2020 год

Приказ №   9851/15   от 28.12.2015г.

1.13.

Государственные и отраслевые награды, включая

Почетные грамоты Управления образования, МОиН РТ и РФ и проч.,  год награждения

Иные поощрения

Почетная грамота Лениногорского районного Совета, Главы муниципального образования «Лениногорский муниципальный район», мер города Лениногорска Республики Татарстан Р.Г.Хусаинова  «За многолетний плодотворный труд, значительные успехи в организации и совершенствовании воспитательного процесса детей дошкольного возраста», 2014г.

Благодарственное письмо от редакции Всероссийского издания СМИ «Слово Педагога» за активное участие в работе издания, а также за личный вклад по внедрению информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) в образовательный процесс, г.Липецк, 2017г. 

Благодарность от Автономной некоммерческой образовательной организации центра дополнительного образования детей и взрослых «УникУм», за активное участие в организации и проведении Всероссийского интеллектуального конкурса «Знаток – дошколёнок», г.Киров, 2016г.

Благодарность от образовательного центра «Созвездие», за подготовку участников III Региональной олимпиады для дошкольников «Подготовишки. Осень», Набережные Челны, 2017г.

                                                 

Содержание

Пояснительная записка

1. Программа повышения профессионального уровня педагога в межаттестационный период

  1. Основные направления повышения профессионального уровня
  2. Формы представления результатов повышения профессионального уровня
  3. Методические материалы повышения профессионального уровня
  4. Перспективный план по повышению профессионального уровня

2. Работа над методической темой самообразования

  1. Методическая тема, цель и задачи
  2. Ожидаемые результаты и формы отчета  
  3. Этапы работы над методической темой самообразования
  4. Календарный план работы над методической темой самообразования

3. Теоретические основы методической темы самообразования

4. Практические наработки по методической теме самообразования

Список используемой литературы

Приложение 1

Самооценка педагога: качество реализации ООП ДОУ.

Приложение 2

Самоанализ профессиональной деятельности воспитателя на основе профессионального стандарта «Педагог»

                                           

                                                   

                                           Пояснительная записка

Инновационный путь развития является стратегической позицией Республики Татарстан, поэтому возникает потребность в обновлении содержания образования, достижении нового качества на основе инновационных инициатив по приоритетным направлениям образовательной деятельности. В этих условиях необходимы активизация профессионального потенциала педагогов дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми.

Педагогическая практика показывает, что современный педагог должен быстро ориентироваться в нестандартных ситуациях, быть профессионально и психологически готовым к обновлению нормативно-правовой базы, методик, форм и средств воспитательно-педагогической работы, форм и методов организации собственной деятельности, которая основывается на строгом соблюдении принципов современного образования. Кроме того сфера труда педагога дошкольного образования предъявляет особые требования к его личностным качествам. При этом необходимо, чтобы педагог был нацелен на перспективность в своей работе, открыт к динамическому обогащению необходимыми знаниями и умениями, уверен в себе и способен достигать профессионально значимых результатов.

Однако возникает правомерный вопрос: готов ли современный педагог к новшествам в сфере дошкольного образования  профессионально и личностно? Каждый педагог дошкольной организации  даст свой ответ на этот вопрос и, к сожалению, не всегда положительный. Таким образом, возникает противоречие между требованиями, предъявляемыми к современным педагогам детских садов и их объективными профессиональными возможностями.

Настоящий план призван помочь педагогу адаптироваться к требованиям, предъявляемым обществом к современному педагогу. План соотносится с ключевыми направлениями социально-экономического развития Российской Федерации и Республики Татарстан, реализацией приоритетных направлений национальной образовательной политики.

Цель повышения профессионального уровня:

Обеспечить собственное непрерывное профессиональное образование в условиях реализации ФГОС ДО.

Задачи повышения профессионального уровня:

1. Развитие профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

2. Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС ДО.

3. Изучение, применение, апробирование  и использование современных педагогических технологий работы с дошкольниками.

4. Разработка методических материалов по теме самообразования

5. Организация экспериментальной и инновационной деятельности соответствии с ФГОС.

Предполагаемый результат:

1. Повышение своего  профессионального уровня в условиях ФГОС ДО.

2. Повышение качества реализации ООП ДОУ. 

3. Повышение эффективности  использования современных технологий  при организации работы в соответствии с  ФГОС ДО.

4. Разработка рабочих программ, методических материалов и пособий в соответствии с ФГОС ДО.

5. Рост мотивации и творческого потенциала воспитанников.

6. Повышение личной результативности и результативности воспитанников в участиях в конкурсах различных уровней.

7. Повышение уровня активности по распространению опыта работы.

8. Умение оказать практическую помощь коллегам.

                1. Программа повышения профессионального уровня педагога в

 межаттестационный период

1.1. Основные направления повышения профессионального уровня

  1. Изучение нормативных актов в области дошкольного образования.
  2. Изучение психолого-педагогической литературы, педагогической периодики.
  3. Работа над темой самообразования.
  4. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса (методические пособия, авторские программы, дидактические игры). Рецензирование и установление авторства.
  5. Изучение и внедрение в педагогическую деятельность разнообразных современных педагогических технологий.
  6. Выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
  7. Самоанализ педагогической деятельности по оценке качества реализации ООП ДОУ.
  8. Участие в заседаниях педагогических советов, муниципальных методических объединениях, вебинарах.
  9. Участие в реализации программы развития ДОУ.
  10. Обучение на курсах повышения квалификации.
  11. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности:

- публикации (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.);

- участие в семинарах;

- участие на конференциях.

  1. Участие  в рабочих, экспертных, проблемных группах, временных творческих коллективах.
  2.  Показ открытых ОД, различных мероприятий с воспитанниками.
  3. Реализация проектов.
  4.  Личное участие в конкурсах различных уровней.
  5.  Участие воспитанников в конкурсах и мероприятиях различных уровней.
  6.  Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
  7.  Руководство кружком (реализация дополнительных форм образования).
  8.  Взаимодействие с родителями.

  1. Формы представления результатов повышения профессионального уровня
  • ОД,
  • Методическая продукция,
  • Портфолио,
  • Творческий отчет,
  • Мастер-класс,
  • Творческая мастерская,
  • Педагогический проект,
  • Профессиональные конкурсы,
  • Обобщение опыта работы,
  • Фотоматериалы.

  1. Методические материалы повышения профессионального уровня

  1. Индивидуальный план по повышению профессионального уровня.
  2. План по самообразованию.
  3. Комплексно-тематический план на учебный год.
  4. Проекты (конспекты) занятий, утренников, развлечений.
  5. Подготовка картотеки дидактических, словесных, сюжетно – ролевых, подвижных игр.

  1. Перспективный план по повышению профессионального уровня

Направление работы

Учебный год

2021

2022

2023

2024

2025

Аттестация (указать уровень)

Курсы повышения квалификации

Посещение мастер-классов

Выступление на ММО

Выступление на педсовете

Участие в семинаре

Публикации

Участие в очных профессиональных конкурсах

Участие в очных конференциях

Участие в профессиональных интернет-конкурсах

Участие в профессиональных интернет-конференциях

Участие в профессиональных интернет-олимпиадах

Участие в профессиональных интернет-фестивалях

Разработка авторской программы (методического пособия)

Подготовка воспитанников к участию в очных конкурсах, фестивалях, олимпиадах

Подготовка воспитанников к участию в заочных конкурсах

Подготовка воспитанников к участию в заочных олимпиадах

Открытые показы ОД

Открытые мероприятия с воспитанниками

Экспериментальная, инновационная деятельность

Самоанализ  

2. Работа над методической темой самообразования

2.1. Методическая тема, цель и задачи

Методическая тема самообразования: «Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через нетрадиционные формы оздоровления»

Актуальность 

Одной из задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. В соответствии с этим особую актуальность приобретает поиск новых средств и методов повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях, создание оптимальных условий для всестороннего гармоничного развития личности ребёнка. При этом необходимо использование инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы, что позволит сохранить и укрепить здоровье дошкольников, а физические качества будут эффективно совершенствоваться.

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через нетрадиционные формы оздоровления.

Задачи:

    1.Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации по вопросам применения нетрадиционным форм оздоровления.

    2.Создание условий для приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через нетрадиционные формы оздоровления.

    3.Повышение компетентности родителей в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни через нетрадиционные формы оздоровления.

    4.Формирование у дошкольников потребности в здоровом образе жизни совместными усилиями детского сада и семьи. 

Форма самообразования: индивидуальная.

Источники самообразования:

• методическая литература,

• журналы,

• изучение опыта других педагогов,

• семинары и конференции,

• курсы повышения квалификации,

• мастер-классы,

• открытые занятия коллег,

• сеть Интернет,

• профессиональное общение с коллегами.

Перечень вопросов по самообразованию:

• изучение психолого-педагогической литературы;

• разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

• проектная и исследовательская деятельность;

• анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности воспитанников;

• продолжать изучать педагогический опыт других педагогов;

• планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.

2.2. Ожидаемые результаты и форма отчета

            Ожидаемые результаты:

           для педагога:

- овладение формами, методами и приемами работы по использованию    

  нетрадиционных форм оздоровления дошкольников;

- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей

для воспитанников:

- снижение уровня заболеваемости;

- потребность в здоровом образе жизни.

для родителей:

- повышение компетентности в овладении приемами воспитания здорового ребёнка.

Форма отчета:

Обобщение опыта работы в форме методических рекомендаций.

Выступления из опыта работы на педсоветах, семинарах, конференциях, фестивалях.

Организация мастер-классов.

Участие в конкурсах.

2.3. Этапы работы над методической темой самообразования

1 этап. Организационно-теоретический

Содержание работы

Сроки

реализации

1

Определение темы, обоснование ее актуальности

1-й год

работы

над темой

2

Постановка целей, задач работы

3

Составление плана работы по самообразованию

4

Изучение нормативных документов

5

Детальное  изучение методической литературы по теме                        самообразования

6

Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных над работой по теме самообразования, выделение этапов работы

7

Прогнозирование  результатов

8

Систематизация теоретического материала: оформление теоретического обоснования темы самообразования

9

Проведение обследования детей (диагностика «на входе»)

10

Выступление на итоговом педагогическом совете о промежуточных результатах по методической теме самообразования

2 этап. Накопительно-практический

Содержание работы

Сроки

реализации

1

Изучение технологий, методик

2-й,

3-й,

4-й года

работы над темой

2

Апробация и внедрение технологий, методик

3

Составление конспектов

4

Изготовление пособий, атрибутов, приобретение оборудования для проведения деятельности

5

Разработка дидактических игр, картотек

6

Создание развивающей предметно-пространственной среды

7

Привлечение родителей к реализации методической темы                      самообразования

8

Освещение темы на своем сайте

9

Проведение открытых мероприятий различного уровня

10

Ознакомление педагогов ДОУ со своей деятельностью по

реализации методической темы самообразования

11

Участие в работе творческих групп

12

Ознакомление педагогов Лениногорского муниципального района со своей деятельностью по реализации методической темы самообразования

13

Участие в профессионально-методических мероприятиях различного уровня.

14

Демонстрация результатов деятельности детей

15

Выступление на итоговом педагогическом совете о промежуточных результатах по методической теме самообразования (ежегодно)

3 этап. Заключительно-презентационный

Содержание работы

Сроки

реализации

1

Проведение обследования детей (диагностика «на выходе»)

5-й год

4

Самоанализ и самооценка проделанной работы

2

Систематизация практического материала

3

Оформление опыта работы

5

Подготовка материала к распространению в формате докладов, публикаций, мастер-классов

6

Выступление на педагогическом совете «Из опыта работы»

7

Публикации в печатных изданиях

8

Выступления из опыта работы на семинарах, конференциях, фестивалях

9

Участие в педагогических конкурсах

10

Трансляция педагогического опыта на  персональном сайте в Социальной сети работников образования: публикации разработок ОД и сценариев праздников, выступлений, творческих и практических работ, в том числе воспитанников.

11

Проведение открытых мероприятий различного уровня

12

Предоставление опыта работы в методический кабинет на выставку «Передовой педагогический опыт»

13

Аттестация

14

Планирование деятельности и перспектив развития

     2.4. Календарный план работы над методической темой самообразования

Дата

Запланированные мероприятия

                                                                               2021 год

Январь

Определение темы, обоснование ее актуальности. Постановка целей, задач работы.

Февраль

Составление плана работы по самообразованию. Изучение нормативных документов.

Март

Детальное  изучение методической литературы по теме                        самообразования.

Апрель

Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных над работой по теме самообразования, выделение этапов работы.

Май

Выступление на итоговом педагогическом совете о промежуточных результатах по методической теме самообразования.

Июнь

Систематизация теоретического материала: оформление теоретического обоснования темы самообразования.

Июль

Приобретение методической литературы и пособий.

Август

Изучение Парциальной программы для детей дошкольного возраста. Т.А.Иванова ,«Йога для детей».  

Сентябрь

Проведение обследования детей (диагностика «на входе»)

Октябрь

Изучение нетрадиционных форм оздоровления для приобщения детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

Ноябрь

Изучение и разработка комплексов дыхательной и пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз; упражнения релаксационные, хатха-йоги. Составление картотеки.

Декабрь

Распространение опыта работы с воспитанниками в рамках муниципальных мероприятиях.

Дата

Запланированные мероприятия

                                                                        2022 год

Январь

Ознакомление педагогов ДОУ со своей деятельностью по реализации методической темы самообразования. Посещение мастер-класс.

Февраль

Изучение технологий, методик (Долгих Е. Хатха- йога в детском саду. Опыт работы по использованию современных здоровьесберегающих технологий) Участие в работе творческих групп.

Март

Изучение и разработка комплексов упражнений,  суставной гимнастики. Составление картотеки. Подбор музыкального репертуара. Систематизация теоретического материала

Апрель

Апробация и внедрение нетрадиционной формы: хатха – йоги.

Май

Выступление на итоговом педагогическом совете о промежуточных результатах по методической теме самообразования.

Июнь

Публикации из опыта работы.

Июль

Изучение и разработка комплексов упражнений игротерапии, релаксации. Составление картотеки.

Август

Участие в конференции.

Сентябрь

Работа по проекту: «               », с целью укрепления здоровья детей, формирование знаний детей о здоровом образе жизни.

Изучение нетрадиционной формы оздоровления игротерапия, релаксация -  элементы  движений и упражнения, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Участие в профессионально-методических мероприятиях различного уровня

Октябрь

Изучение и разработка дыхательных и звуковых гимнастик комплексов упражнений. Составление картотеки.

Участие в работе творческой группы: подготовка к ММО.

Ноябрь

Апробация и внедрение нетрадиционной формы оздоровления тренинга, игротерапия. -  элементы  движений и упражнения, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки.

Составление конспектов ООД, картотеки подвижных игры, игровых упражнений. Работа по проекту: «          » с целью укрепления здоровья детей, формирование знаний детей о здоровом образе жизни. Демонстрация результатов деятельности детей.

Декабрь

Систематизация теоретического материала. Проведение открытых мероприятий различного уровня.

                 3. Теоретические основы методической темы самообразования

                             3.1. Общее понятия о здоровом образе жизни.

        Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным следует признать определение, данное Всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье  - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».

        Привычка к здоровому образу жизни - это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы.

   Мы взрослые должны постоянно прививать малышу правильное отношение к своему здоровью и ответственности за него. Это направление в воспитании дошкольника должно решаться созданием целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребёнка. 

Под здоровым образом жизни понимается активная деятельность человека, направленная на сохранение и улучшение здоровья, то к этой активности следует отнести такие компоненты как правильное питание, рациональная двигательная активность, закаливание организма и сохранение стабильного психоэмоционального состояния. Именно эти компоненты должны быть заложены в основу фундамента здорового образа жизни дошкольника. Выделяются основные принципы здорового образа жизни.   

Особо пристальное внимание необходимо уделять родителям таким составляющим здорового образа жизни дошкольников:

  • Соблюдение режима дня, активности и сна.
  • Двигательная активность, прогулки, подвижные игры на свежем воздухе.
  • Правильное, здоровое питание.
  • Соблюдение правил гигиены. Прививание ребенку любви к физической чистоте. Обучение следить за своим телом.
  • Закаливание. Формирование способности организма противостоять неблагоприятным природным факторам. 

     Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников должно проводится постоянно без выходных и праздничных дней.

Ребенок с младенчества должен усвоить, что здоровым быть хорошо, а болеть плохо. Чтобы всегда быть здоровым он должен соблюдать определенные правила и не делать того, что может привести к болезни.

 Здоровье детей –  важный аспект для здоровья взрослого человечества в целом, потому, как всё то, что закладывается в детстве, впоследствии переносится во взрослую жизнь.

        Современное понимание здоровья – это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и нравственное здоровье.

Оздоровление – это комплекс мероприятий для улучшения физического и психического самочувствия, который ведёт в целом к укреплению здоровья, усилению иммунитета, повышению работоспособности, улучшению качества и повышению продолжительности жизни.

Оздоровление детей – совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований.

Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека стала занимать во всём мире приоритетные позиции. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а так же необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Решающую роль по формированию личностного потенциала и пропаганде здорового образа жизни принадлежит семье. Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в младенческом возрасте.

Приоритетным направлением в оздоровление дошкольников являются семья и детский сад. Деятельность родителей и педагогов в оздоровление детей будет успешна, если они станут союзниками. Эту задачу нужно решать с самого детства. Проблема воспитания здорового ребёнка – это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения и семьи на длительный срок.

В соответствии с основными положениями система работы с семьей  по вопросам оздоровления детей включает:

1. Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребёнка и его психомоторного развития.

2. Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей.

3. Целенаправленную санитарно-просветительную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима.

4. Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работой в детском саду.

5. Обучение конкретным приёмам и методам оздоровления.

6. Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в дошкольном учреждении, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.

 7. Различные консультации, устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов по физическому образованию, а также родителей с опытом семейного воспитания.

8. Семинары-практикумы, деловые игры и тренинги с прослушиванием бесед с детьми; «открытые дни» родителей с просмотром и проведением разнообразных занятий в физкультурном зале, закаливающих и лечебных процедур.

Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования).

Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьёй:

1. Родительские собрания.

2. Совместные физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья, экскурсии, пешие походы.

3. Дни открытых дверей.

4. Проектная деятельность.

5. Домашние задания.

6. Передача опыта семейного воспитания.

7. Комплектование педагогической библиотеки по организации физического воспитания в семье.

8. Информация на сайте дошкольного учреждения, выпуск фотоколлажа.

3.2. Приобщение детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни через нетрадиционные формы оздоровления.

 Дошкольный возраст — это уникальный и самобытный период, когда устанавливается связь ребёнка с миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям и национальным истокам, закладывается фундамент здоровья и духовной жизни. Известно, что здоровье определяется многочисленными внутренними и внешними факторами. По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние организма, при котором отсутствие заболеваний сочетается с физическим, психическим и социальным благополучием человека. Это дает основание считать вопросы охраны и укрепления здоровья детей приоритетными направлениями работы дошкольных образовательных учреждений.

Очень важно в период дошкольного детства не упустить время, пока ребёнок наиболее интенсивно растет и развивается, каждому воспитателю необходимо грамотно сформулировать основные задачи сохранения здоровья детей в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения: — создать условия для укрепления и сохранения здоровья детей; — сформировать представления у дошкольников о своем теле, организме; — формировать представления о том, что полезно и что вредно для растущего организма; — обучать детей правилам безопасности при выполнении различных видов деятельности; — понимать необходимость и роль двигательной активности.

В настоящее время все больше педагогов обращаются к современным формам оздоровления детей в профилактической и коррекционной деятельности. Эти нетрадиционные методы, при разумном использовании помогают детям справиться с проблемами в развитии, повышают работоспособность, улучшают память. К ним можно отнести: сказкотерапию, пескотерапию, фитотерапию, оздоровительный бег, музыкотерапия, тренинг, аутотренинг, релаксация, ароматерапия, цветотерапия, светотерапия, смехотерапия, игратератия и др.

Сказкотерапия: Цель: лечение художественным словом, она способствует развитию воображения, что помогает решать собственные проблемы ребенка в реальном мире. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе Сказкотерапия очень востребована. Это объясняется рядом факторов. • особенностями настоящего момента: быстрый теме жизни, загруженность информацией, жесткая конкурентная среда вызывает необходимость иногда погружаться в некую иную, сказочную реальность; • сказка, являясь сгустком человеческой мудрости, помогает развивать творческое начало в ребенке; • сказка пробуждает эстетические, интеллектуальные, нравственные чувства; • язык сказки доступен ребенку; • сказка способствует формированию личности ребенка, помогая преодолевать трудности и повышая веры в собственные силы.

Куклотерапия- это прием психокоррекционного воздействия с помощью куклы между ребенком и взрослым. Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности. Этот метод рекомендовано применять в специализированных группах.

Фитотерапия: Цель: лечение растениями и травами. Мы все больше убеждаемся, что лучше болезни предупредить, чем лечить . В домашних условиях чаи и настои удобно готовить в термосе на ночь.

Оздоровительный бег (дозированный): Цели: — тренировать дыхание, выносливость; — выработать чувство скорости в беге, умение держать темп: — укрепить мышцы, кости, суставы; — поддержать общий тонус организма. Оздоровительный бег должен проводиться с небольшой подгруппой (5—7 человек) не менее двух раз в неделю в дни, когда нет физкультурных занятий, во время утренней прогулки, а также в холодное время года в конце дневной прогулки.

Музыкотерапия: Цель: профилактика и лечение нервно-психических заболеваний; стимулирует речь, содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий и т.д. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен, ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности. Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменять душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции, в других странах. В конце прошлого века русский физиолог И.Р. Тарханов своими оригинальными исследованиями доказал, что мелодии доставляющие человеку радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка даёт прямо противоположный эффект. Музыка, которую охотно слушают, стимулирует выделение пищеварительных соков и повышает аппетит. В том смысле оркестры вполне оправданы в кафе и ресторанах.

Было замечено, что музыка действует избирательно – в зависимости не только от характера, но и от инструмента, на котором исполняется.

Игра на кларнете влияет на кровообращение. Скрипка и фортепиано лучше всего успокаивают. А самым расслабляющим действием обладает флейта.

В Японии музыка стала одним из элементов родовспоможения. Часто звучит пронизанный светлой радостью концерт Моцарта в палатах для рожениц шведского г. Хаммастада. Полагают. Что именно этой музыке акушеры обязаны необычно низким показателем ранней детской смертности.

Самый большой эффект от музыки в профилактике и лечении нервно-психических заболеваний. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и вызывать приток энергии, а то и будоражить, создавать напряжение, вызывать агрессивность. Музыка влияет на людей острее, чем слово.

Восприятие музыки очень индивидуально. Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния, не ищите сразу же мажорную музыку.

Вначале послушайте что-нибудь мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, а уж затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно вы как бы войдёте в этот музыкальный поток, и он будет уносить все ваши печали.

Целительные свойства музыки реализуются, влияя на слух, а через него на психику человека.

Тренинг: Цель: снять излишнее напряжение и улучшить психоэмоциональное состояние. Тренинг — элемент психической дисциплины. Его основа — способность человека преувеличивать положительное и отстранять — «распылять» отрицательное. При выполнении тренингов важным является умение вообразить и переиграть описываемую ситуацию, что дает ребенку возможность успокоиться, взглянуть на произошедшее объективно.

Аутотренинг: Цель: воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, размеренного дыхания. После двигательной активности необходимо сесть или лечь в изолированном от посторонних шумов помещении, расслабить мышцы, дышать глубоко и спокойно, отвлечься от тревожных мыслей.

Релаксация: Цель: преодолеть внутренне» напряжение. Современные дошкольники испытывают повышенные психические и физические нагрузки: постоянную спешку, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевании, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Релаксация помогает детям снять внутреннее мышечное напряжение, привести нервную систем и психику в состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями — еще один шаг к воспитанию уверенности в себе. Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслабление мышц. Даже дошкольники, живущие в современном цивилизованном мире, испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки; постоянная спешка, беспокойство, поток негативной информации с телеэкрана, частые инфекционные заболевания, усталость, приводящие в дальнейшем к перенапряжению. Обучая детей методом релаксации, мы помогаем им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояния покоя. Умение детей управлять своими чувствами и эмоциями – ещё один шаг к воспитанию у них уверенности в себе.

Для получения наибольшего оздоровительного эффекта необходимо соблюдать следующие правила при подборе упражнений и их выполнение.

1.   Упражнения на релаксацию выполняются в тихой, спокойной обстановке.

2.   Расслабляться лучше с закрытыми глазами.

3.   В зависимости от условий применения данных упражнений используются различные позы.

4.   Во время выполнения. Учить детей распознать ощущения напряженности и расслабленности.

5.   Не спешить заканчивать релаксацию.

6.   Дети могут полежать, если им хочется.

7.   Выходить из этого состояния нужно медленно и спокойно: сначала потянуться, словно после пробуждения ото сна, затем открыть глаза и потихоньку сесть.

При использовании упражнений на релаксацию отдельных частей тела учитывается предыдущий вид деятельности детей (так, если было рисовано или аппликация, то целесообразно выполнять упражнения на расслабление мышц рук, спины, шеи). Желательно при выполнении релаксации использовать спокойную музыку.

Аромотерапия: Это лечение эфирными растительными маслами, которые оказывают психофизиологическое воздействие на человека. Пользу приносят не только запахи расслабляющие, успокаивающие, но нередко и резкие (в малых дозах), способствующие активизации дыхания, а значит, и обеспечению организма кислородом. На разных людей один и тот же запах действует по-разному, вызывает определенные воспоминания и ассоциации. Это учитывается при создании комфортной психологической обстановки на сеансах.

Цветотерапия: Цвету издавна приписывались мистические свойства и благотворное действие на человека. Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, другие раздражают, вызывают отрицательные эмоции. Одни бодрят, другие угнетают — влияние цвета носит избирательный характер. Красный цвет полезен при всех воспалительных заболеваниях. Страдающий ими пациент помещается в комнате, где все предметы и проникающий свет красного цвета. Синий цвет оказывает успокаивающее воздействие. Умственный труд дается легче в комнате с синими стенами или синими шторами. Этот цвет полезен также для слабых глаз. Зеленый цвет эффективен при лечении воспалений глаз. Оранжевый обостряет аппетит. Желтый исцеляет кишечник. Светотерапия Помогает перенастроить биологические часы, лечит нарушение сна и депрессию, вызванную недостатком естественного освещения в зимний период. Смехотерапия Ускоряет выздоровление, помогает справляться с депрессией, сохранять душевное равновесие, оптимизм. Не заменяет лечение, но служит сильным и приятным дополнительным средством к нему.

Игротерапия: Цель игровой терапии — утверждение уникального «Я» ребенка, его самоценности. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения. 

Дыхательная гимнастика, которая поможет обеспечить полноценную работу бронхов, очистить слизистую дыхательных путей, укрепить дыхательную мускулатуру.

 Пальчиковая гимнастика, которая является одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка. По умелости детской руки, специалисты делают выводы об особенностях развития центральной нервной системы и мозговой деятельности. Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие центральной нервной системы, всех психических процессов, в особенности речи, параллельно несут и оздоравливающий эффект на детский организм, помогают в определенной степени справиться с различными недугами. В Восточной медицине существует убеждение, что с помощью массажа рук можно избавиться от головной боли, вылечится от гриппа, насморка, ангины; облегчить боль при воспалении уха и носовых пазух.

 Следует отметить то, что для оздоровления детей необходимо включать гимнастику для глаз, так как считаем, что это необходимо ребенку дошкольного возраста. В течение первых 12 лет жизни у ребенка идёт интенсивное развитие органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышение нагрузки (персональный компьютер, телевизор и т. д.), неблагоприятная экология и многих других. Как же помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения.

Босохождение: Начинаем закаливание с трех лет. Постепенно увеличиваем время ежедневно на 2 минуты, доводя его с 3 минут до 15.

Полоскание горла и полости рта растворами трав, обладающих антисептическим действием на слизистую оболочку дыхательных путей, и раствором морской соли. Жидкость для полоскания готовим следующим образом: 3 ст. ложки сухого сырья (эвкалипт, шалфей, ромашка,
календула и т.д.) заливаем тремя ст. воды комнатной температуры и настаиваем ночь. Утром раствор кипятим 5-7 мин, охлаждаем до комнатной температуры и процеживаем. Солевой раствор готовим из расчета 1 ст. ложка морской соли на литр воды.

Общее ультрафиолетовое облучение передней и задней поверхности туловища проводим в осенне-зимний период курсами по 20 сеансов для каждой возрастной группы, начиная с трехлетнего возраста (до трех лет - УФО голени и стоп, начиная с 15 секунд до 3-х минут).

Кислородный коктейль даем детям курсами по 15 дней два раза в год. В качестве основы для коктейля мы используем яблочный сок (без мякоти) и сироп солодки.

Спелеотерапия - пребывание в искусственной солевой пещере (галокамере), основным лечебным фактором которой является высокодисперстная среда, насыщенная аэрозолем хлорида натрия, отрицательными аэроионами при влажности свыше 80% и стабильной температуре - +18 - +24°. Галокамеру наши воспитанники посещают не менее двух раз в год курсами по 10 сеансов. Продолжительность каждого сеанса 10-20 мин в зависимости от возраста детей. В процессе сеанса с целью оказания расслабляющего воздействия на нервную систему ребенка включаем записи психологических тренингов

Очищение и увлажнение воздуха проводим при помощи электронных воздухоочистителей.

Оздоровительный дозированный бег: Цель оздоровительного дозированного бега – дать детям эмоциональный заряд бодрости и душевного равновесия, тренировать дыхание, улучшить газообмен, укрепить мышцы, кости и суставы.

Утренняя гимнастика  и лучший вариант - на свежем воздухе: Цель – повысить психоэмоциональный и мышечный тонус, развить приспособляемость ребенка к возрастающим физическим нагрузкам, активизировать обменные процессы.

Аутотренинг: Цель – воздействовать на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания, сосудов, а также с помощью отдельных формул аутогенной тренировки учить детей расслабляться.

Массаж и самомассаж: Цель – привлечь ребенка к самопрофилактике, эксперсс-диагностике и реабилитации в ранние периоды заболевания, научиться серьезно и бережно относиться к здоровью, а также повысить защитные средства слизистых оболочек глотки, гортани, трахеи, бронхов и др.
Во время утренних процедур научите ребенка делать самомассаж ушных раковин и пальцев.

Музыкально-подвижные игры применяемые практически на всех занятиях, и являются ведущим видом деятельности дошкольников. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Креативная гимнастика способствует  внедрению в работу с детьми нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этой форме работы создаются благоприятные возможности для развития способности детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности. В свою деятельность педагоги включают музыкально-творческие игры и специальные задания для детей.

Игропластика основывается на нетрадиционной методике развития мышечной силы и гибкости занимающихся. Здесь используются элементы  движений и упражнения стретчинга, хатха-йоги, выполняемые в сюжетной игровой форме без музыки. Использование в работе этих упражнений кроме радостного настроения и мышечной нагрузки дают ребенку вволю покричать, погримасничать, свободно выражая свои эмоции, открытость и внутреннюю свободу. Положительное  воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию.

Игровой стретчинг, упражнения которого, носят имитационный характер и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры, состоящей из взаимосвязанных игровой ситуаций, заданий, упражнений. Подобранных  таким образом, чтобы содействовать решению оздоровительных и развивающих задач. С подражания образу начинается познание ребенком техники движений спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Образно-подражательные движения развивают творческую, двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движении и пространстве, внимание.

Игры-путешествия включают все виды подвижной деятельности, используя средства всех разделов программы. Данный материал помогает педагогам закрепления умений и навыков, приобретенных ранее, сплотить ребят, дает возможность стать, кем мечтаешь, побывать, где захочешь и увидеть что пожелаешь. Такие занятия отличаются от классических  высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.

Закаливания носоглотки чесночным раствором – профилактика и санация полости рта при ангинах, воспалительных процессов в полости рта. Применять как лекарственное средство, которое очищает кровь, убивает болезнетворные микробы, как средство против ОРЗ, ОРВ. Из расчета 1 чес. зубок на стакан воды. Чеснок размять, залить охлаждённой водой и настоять 1 час. Полоскать горло, закапать в нос (по необходимости). Использовать раствор в течение 2 ч. после приготовления. Применять с 1 октября по 1 апреля ежедневно после занятий, перед выходом на улицу.

Очищающий салат – способствовать очистке организма от шлаков; оптимальный режим работы желудочно-кишечного тракта; выработке желудочного сока с помочью клетчатки. Салат из свежих овощей в полусыром виде (капуста, морковь, укроп, сельдерей и т.д.) детям дают перед основным завтраком (за 15 мин.) по столовой ложке на голодный желудок.

Промывание носа холодной водой – восстановить носовые дыхание, что очень важно для естественного оздоровления. Освободить носоглотку от вирусных инфекций, которая впоследствии опускается в верхние дыхательные пути. Подставить под холодную проточную воду ладони, одним пальцем зажать левую ноздрю, а правой легко втянуть воду из ладони в нос и резко вытолкнуть её (затем то же правой и левой ноздрёй).

Здоровое питание – усилить значимость растительной пищи для роста и развития детского организма. Способствовать нормализации функции желудочно-кишечного тракта. Повышать жизненные силы, устойчивость к простудам. Пшеницу тщательно промыть холодной водой. Затем в эмалированной посуде раскладывают между двумя слоями влажной хлопчатобумажной ткани и ставят в тёплое место. Верхнюю салфетку время от времени увлажняют. Через 32–34 ч. пшеницу, у которой появились ростки нужно несколько раз помыть холодной кипяченной водой и «эликсир жизни» готов к употреблению. Употреблять по 1 ст. ложки после дневного сна.

Дыхательная и звуковая гимнастика: Цель – научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей.

Обливание холодной водой – способствовать пробуждению нервной системы, мобилизации внутренних сил организма. Обливание проводится как правило 20–30 с. После него ребенок быстро вытирается на сухую.

Фитотерапия – это лечение растениями. Лучше начинать прием фитопрепарата с 2–3 растениями, через 5–7 дней добавить еще 1 и т.д. Следить за реакцией организма. Фитопрепараты употребляют за 20–30 мин. до еды. Водные извлечения хранят 2–3 суток в прохладном месте.

Фитотерапия рекомендует: чай употреблять только внутрь; сборы внутрь и наружно (клизмы, компрессы, ванны и др.); порошки внутрь и наружно (присыпки, пластыри, соки свежих растений – внутрь и наружно. В домашних условиях чаи и настои удобно готовить в термосе на ночь).

Эстетикотерапия – это целебность домашней одежды. В здоровом теле, еще по наблюдениям древних, здоровый дух. Доброе настроение («здоровый дух») способствует нормализации обменных процессов и регуляционных механизмов улучшающей здоровье. Красивая и удобная одежда как раз и поднимает настроение, вызывает удовлетворение, особенно проявляющееся в домашних условиях после напряжённого трудового дня.

Руки – постоянно работающая часть нашего тела – нуждается в усиленном кислородном обмене. Правильному кожному дыханию, а следовательно, и нормальному самочувствию способствуют все эти решётки разных сортов, дырочки (кружева, филейные мережки, ришелье, тюлевые ткани и т.п.). Свободный покрой моделей одежды сохраняет естественное тепло. А пространство между тканью и теплом при движении производит воздушный массаж.

Крашение тканей одежде терапевтический эффект, знакомый всем по ощущению глубокого отдыха на тщательно простиранном и выбеленном на солнце белье. Ведь белое – символ покоя, мира, света, добра.

Рисунок, комбинация фигур тоже наряду с расцветкой тканей, характеризуется биоэнергетически различными диапазонами частот собственного излучения. Треугольник – низкочастотный, четырехугольник – высокочастотен. Смешанные конфигурации могут оказываться низкочастотными (что опасно для жизни!) и высокочастотными. Вот почему исследователи рассматривают покрой одежды (форму) именно в сочетании с расцветкой ткани как уникальную цветоформу с присущим ей энергетическим воздействием сетчатку глаз.

Правильный выбор геометрических форм и цвета выполняет адаптационную (приспособительную) функцию в биоэнергетической структуре среды обитания, а разумная, отрегулированная биоэнергетика жилища, домашней одежды и украшений уменьшает энергетические потери человека, способствуя сохранению психического и физического здоровья, увеличивая работоспособность, повышает устойчивость к стрессовым ситуациям.

Личный вкус, индивидуальный выбор расцветок и рисунка, покрой одежды по личностным меркам привносит в наше общение особые тональности, бережно охраняемые в культуре.

Поговорку: «Дома и стены помогают» – следовало бы дополнить: «Особенно когда полы вымыты и вообще вся обстановка радует глаз». Словом, надо, чтобы интерьер в своем «работающем состоянии» – после уборки – располагает к интересному отдыху – с книгой, например в руках, а рабочая одежда, удобная для быстрых (скорых) и разнообразных движений, проветривалась в воскресный день на балконе. В свободном хитоне растягиваемся на полу, помогая венозной крови раскрыть клапаны – вверх, к лёгочной артерии для окисления воздухом, активность которого возросла после мокрой уборки. Хитон не мешает поднять ноги и поболтать ими в воздухе, как будто мы делаем это лёжа на траве, разглядывая жильё – муравьев-букашек и т.д. Так поза восстанавливает в памяти клеток отдалённое временем и пространством состояние общения с природой, чему и звонок в дверь может зазвучать неуместно и неожиданно, хотя гости пришли званые. После нескольких чашек традиционного чая благодарим свой хитон за отсутствие испарений – свободная одежда дает возможность порам кожи осуществлять свою кондиционирующую функцию. Работает матрица «фокус-фон» на фоне спокойной цветоформы наше одежды: гости чувствуют себя уверенней, дарят нам свою энергию шуток, флирта, песен. Хозяин дома в свежевымытой сорочке с индивидуально подобранной вышивкой (фокус и фон меняются местами) привлекают внимание гостей к волнующим проблемам добра и зла, а ведь выговорить от души понимающему и внимающему гостю – одна из важнейших функций речевого поведения, так влияющего на социальный успех. Люди не сходятся и никогда не сойдутся в выборе моделей одежды – мозаичная картина мира в том она прекрасна, требуя разного – в конфигурации, рисунке, цвете. Удобная та одежда, которая позволяет личности разыграть весь репертуар своих социальных ролей.

Камнетеропия – это «Волшебные» камни. Существует целая «отрасль» литературы о необыкновенных целительных свойствах минералов, о благотворном влиянии различных редких камней на здоровье психику человека.

Металлотерапия (медетерапия (медь, монеты до 1961 года), термосталехирурготерапия, серебротерапия) – это целительные металлы. Свойства некоторых металлов, действуют на здоровье человека. Кто не знает, как вредно производство, где присутствует, например, свинец и ртуть. И совсем другое дело – серебро, стоит его опустить в воду на некоторое время, и она обретает целительность.

Массажетерапия – это точечный массаж. Лучше всего начинать с массажа «Ритуал каждого дня». Жизненно активных точек нашего тела. Во время сна замедляются все процессы. Из состояния сна в положение бодрствующих надо выходить постепенно, плавно. Сначала следует обеспечить головной мозг кислородом. Этому способствует дыхательная гимнастика. Затем делаем гимнастику для пальцев, постепенно нагружать более крупные суставы опорно-двигательного аппарата. Отлично активизирует работу всего организма стимуляции подошв ног с помощью массажёров, катания шариков или просто походить босиком. Во время умывания обязательно промывать (3–4 раза) полость носа. Перед завтраком полезно выпить немного жидкости (чай, кофе, молоко, вода) – это подготовит органы желудочно-кишечного тракта приёму пищи.

Классический контактный расслабляющий массаж.

Проводится руками, а иногда применяются специальные приспособления (вибраторы и механомассажёры).

Массаж дыхания -  массаж внутренних органов.

Бесконтактный массаж – влияние одного биологического объекта на другой.

Медитация – энергонасыщение организма. С помощью волевых усилий мысленного действия, образного представления можно распределять биоэнергию, направлять её туда, где нужно устранять острые энергетические дисбалансы.

Рефлексотерапия (массаж ступней) – успокаивает нервы, надавливает на определенные точки, связанные соответствующими органами, может добиться гармоничности работы этих органов.

Фитонцидотерапия. У лука в листьях и лукавицах сконцентрированы витамины, минеральные соли, питательные вещества большое количество фитонцидов, подавляющие рост патогенных микроорганизмов. Каждый вид лука и свои лечебные свойства и особенности. Сок и кашица должны быть свежеприготовленными, ибо при пребывании на воздухе в течение 10–15 мин летучие бактерицидные вещества улетучиваются.

Чеснок – обеззараживающее, убивающее бактерии лечебное растение. Применяется в лечении и профилактике многих болезней.

Апитерапия: Лечение продуктами пчеловодство. Наружно и внутрь.

Диетотерапия: Включает в себя сокотерапию, раздельное питание, сыроядение, вегетарианство, голодание.

Водотерапия: Воздушные ванны; сухое обтирание; обтирание мокрым полотенцем; обливание; холодный душ; моржевание; аквабилдинг – упражнения в воде; бальнеотерапия – применение минеральных вод, грязей, морских и речных купаний; баня.

Светотерапия: Помогает перенастроить биологические часы, лечит нарушение сна, связанное с депрессией, а также седативного аффективного расстройства – депрессии, вызываемой недостатком естественного освещения в зимний период.

Смехотерапия: Ускоряет выздоровление, помогает справляться с трудностями, сохранять душевное равновесие оптимизм. Их не заменяет лечение, но служит сильным и приятным дополнительным средством. Смех позволяет полностью расслабиться, вот почему от смеха иногда падают.

Игротерапия: Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра способствует созданию близких отношений между участниками группы, снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, позволяет проверить себя в различных ситуациях общения, снимая социально значимых последствий. Характерная особенность игры – её двуплановость. Отличительные признаки развёртывания игры – быстро меняющиеся ситуации, в которых оказывается объект после действий с этим, и столь же быстрое приспособление действий к новой ситуации.

Цель игровой терапии – утверждение уникального «Я» ребёнка, его самоценности; служить интересам детей.

Музыкально-ритмическая деятельность:

Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:

1. Упражнения, с помощью которых совершенствуются навыки основных движений (ходьба, бег, прыжки), происходит усвоение танцевальных элементов (упражнения для рук и верхнего плечевого пояса), упражнения без музыки и психогимнастика.

2. Упражнения с музыкально – ритмическими заданиями или музыкально – дидактическая игра.

3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры, танцы.

Сюда же удобно включать и задания на игровое и танцевальное творчество. Большую помощь в работе с детьми могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача – дать детям необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме. Упражнения без музыки:

– помогают принимать правильное исходное положение;

– способствуют осознанию работы двигательного старта;

– укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов;

– формируют навыки построения и перестроения;

3.3. Применение нетрадиционных форм оздоровления детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни.

          Сохранение и укрепление здоровья дошкольников – одна из актуальных проблем нашего времени. Однако состояние здоровья детей сегодня далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальны возможностям современного общества. Здоровье ребёнка зависит от ряда факторов – биологических, экологических, социальных, гигиенических, а также от характера педагогических воздействий. В многоаспектном выражении нормальное психофизическое развитие старшего дошкольника и последующее сохранение его здоровья зависят от уровня  физической активности, потребность в которой для дошкольника является естественной. Знания о способах физического развития дошкольников играют роль системообразующего фактора, вокруг которого выстраивается содержание деятельности. 

    2021 - 2022 год

Организация работы по оздоровлению детей – форма работы хатха -йога.

Хатха - йога –это система воспитания здорового тела и здоровой психики с помощью упражнений, релаксации, психотерапии, режима питания и очищения. 

Упражнения хатхи-йоги :

Развивают гибкость позвоночника, подвижность суставов, эластичность связок, исправляет сутулость;

Укрепляет мышечный корсет, что является профилактикой нарушений опорно-двигательного аппарата, развивает крупную и малую моторику;

Улучшается координация движений, тренируется вестибюлярный аппарат;

Активизируют  работу внутренних органов, укрепляют  нервную систему, способствуют концентрации внимания, развивают воображение, сенсорный аппарат.

Упражнения хатха-йоги выполняются без снарядов, что позволяет независимо то внешних условий задавать организму необходимый объём физической нагрузки.  

Что такое детская йога?
Детская йога соединяет в себе элементы древней практики йоги и традиционные физические упражнения.
Детская йога – это комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста и развития детей.
Йога для детей очень похожа на игру, в которой они изучают своё тело, превращаясь в животных, растения  или предметы.
Даже самая большая человеческая мудрость начинается с детской игры.
В веселой, игровой форме, «детская йога» показывает, как дети могут направить свою естественную неуёмную энергию на укрепление здоровья – статические позы животных, отображение природных явлений, комплексы упражнений с интересными историями, динамические позы - направлены на концентрацию, гибкость и растяжку, осознание возможностей своего тела. 
Для ребенка познание мира — всего лишь игра.

Работаю по двум направлениям: игротерапия, релаксация.

Игротерапия – процесс взаимодействия ребенка и взрослого посредством игры. Основная цель игровой терапии - помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом – через игру, а также проявить творческую активность в разрешении сложных жизненных ситуаций, “отыгрываемых” или моделируемых в игровом процессе.

В работе с детьми по игротерапии надо использовать вещи, с которыми они любят играть, так называемые “взрослые вещи”: телефоны, плеер с наушниками, фотоаппарат, различные «украшения». Детям важно пользоваться ими понарошку, так как именно с этими предметами связаны многочисленные запреты, что вызывает у детей напряжение. Сказочная игра, или игра с помощью кукол, помогает детям осознать причины своего поведения в повседневной жизни.

Спокойная, возникающая сама по себе деятельность ребенка, особенно старшего дошкольного возраста дает ему возможность актуализировать, структурировать уровни деятельности, свой опыт и связанные с ним чувства. Игра, в этом смысле, дает ребенку возможность реагировать на ситуации, которые для него непонятны, запутаны, сложны. Способность к пониманию у него еще только формируется.

В любом случае, игра представляет собой попытку детей организовать свой опыт, и, возможно, с игрой связаны те редкие моменты в жизни детей, когда они чувствуют себя в большей безопасности и могут контролировать собственную жизнь.

Игра придает конкретную форму и выражение внутреннего мира ребенка, как необходимую составляющую здорового развития ребенка. Ведь игра, самая любимая и всепоглощающая деятельность малышей.

В работе по данной теме, надо использовать с детьми различные игровые ситуации: во время утреннего приёма, между занятиями, в индивидуальной работе, после сна. Они помогут определить причины и проблемы поведенческих нарушений, подскажут пути их решения. Использую игровую терапию с малообщительными, тревожными детьми, при неразвитости общения, при конфликтных ситуациях (у старших дошкольников).

На прогулках играть с детьми в разнообразные подвижные игры, игры-эстафеты, малоподвижные игры. Они помогают детям избавиться от внутренних страхов, а также позволяют снизить у ребят эмоциональное напряжение.

Считаю, что в детском возрасте очень полезны игры с песком. Действия, выполняемые, ребёнком с песком успокаивают его нервную систему, а лепка фигурок из этого материала развивает мелкую моторику рук, способствует развитию фантазии. Песочные игры помогают детям познать, что значит строить или разрушать. Дети чувствуют себя свободно, не скромничают в выражении своих внутренних чувств и эмоций.

Используя методы игровой терапии, можно корректировать поведение играющих ребят, направлять его в нужное русло. Также с помощью этого метода можно помочь детям объяснить определённую жизненную ситуацию, порой даже устранить появляющуюся психическую травму.

Игра для ребёнка – то же, что для взрослого речь. Она позволяет ребёнку замещать игровые действия символами, которые малышу заменяют слова. И в дошкольном возрасте у малышей накапливается уже достаточно большой игровой опыт, который детям трудно выразить словами. Вот поэтому ребёнок и использует игру, чтобы показать, донести до партнёра по игре свои внутренние чувства. Играя, малыш действует, самостоятельно использует различные способы поведения, свободно выражает свои желания, чувства, свои представления.

Дети воспринимают игру далеко не легкомысленным, не увеселительным занятием, каким её считают взрослые. Здесь и берёт своё начало такое направление психотерапии, как игротерапия. Независимо от того, какие теоретические основы имеет игротерапия, она продолжает развиваться благодаря тому, что эта наука открывает естественный путь для налаживания диалога ребёнка-дошкольника с педагогом.

Релаксация: Интенсивность и напряженность современной жизни, а также нехватка времени и сил на отдых, жесткий режим работы, различные дисгармонии – в семье, на улице и тп – порождают избыточную напряженность в теле, которая имеет способность накапливаться. Накапливающееся напряжение воспринимается организмом человека как стрессовое состояние, при этом человек может даже не осознавать, что он находится уже в стрессе.
Тем не менее, это состояние сопровождается: повышенной возбудимостью, напряжением, тревожностью, раздражением, злостью, обидчивостью и др. вплоть и особенно заметно, когда дело доходит до болезненных ощущениях в теле – физически ощущая; соматических реакциях организма и болезнью. По этим признакам человеку становится понятно, что нужен отдых! Существует физиология «зажатости». Изменения в ЦНС, в первую очередь эмоциональная напряженность, сами по себе приводят к неконтролируемым мышечным зажимам. Создается ситуация, известная в патофизиологии как патологический замкнутый круг – ЦНС напрягает скелетную мускулатуру, а та, в свою очередь, еще больше напрягает ЦНС (в итоге - повышенный мышечный тонус). Чтобы разорвать этот круг – нужно расслабить скелетную мускулатуру! И наиболее оптимальными для такой цели являются техники релаксации. Релаксация – (от лат. relaxation — ослабление, расслабление) — снижение тонуса скелетной мускулатуры. Релаксация может быть достигнута в результате применения специальных психофизиологических техник, физиотерапии и лекарственных препаратов. Релаксацию с детьми можно успешно проводить через разные техники:
Аутотренинг – это психотерапевтический метод, основанный на максимальном психическом и мышечном расслаблении, сочетающемся с самовнушением.
Самовнушение осуществляется с помощью определенных словесных формулировок, помогающих вызвать мышечное расслабление. Занятия аутотренингом можно проводить как индивидуально, так и в группах. Аутотренингом с детьми можно заниматься воспитателю, есть несколько необходимых правил:
1.Тренировки нужно проводить как можно чаще. Групповые занятия не реже одного раза в неделю.
2.Длительность проведения 15-30 минут.
3.Текст аутотренировки необходимо читать спокойно и медленно. Произносить все слова необходимо мягким, спокойным, ровным и тихим голосом, делать длинные паузы, при названии частей тела можно прикасаться, поглаживать их (если ребенок не против). При занятиях можно перемещаться по помещению, подходить к беспокойным, расторможенным детям и прикасаться к ним.
4. Быстро достичь расслабления помогает музыка.
5. Для дошкольников необходимо повторять некоторые формулировки 2-3 раза.
6. Перед началом тренировки необходимо выучить с дошкольниками все части тела, чтобы дети не путали их.
7.Рекомендательные позы: лежа на полу, поза «кучера», поза «эмбриона».
8.Главное условие – психологическое равновесие ведущего.
Существуют неспецифические методы и техники аутотренинга, которые используют при работе с детьми: сказки, истории, стихи.
Прогрессивное мышечное расслабление – это вспомогательный релаксационный психотерапевтический метод, позволяющий улучшить телесное восприятие, укрепить телесное сознание, помогающий узнать границы восприятия и осознать их. В ходе выполнения упражнений ПМР с помощью концентрации внимания сначала формируется способность улавливать напряжение и расслабление мышц; затем отрабатывается навык произвольного расслабления групп мышц.
Все мышцы делятся на 16 групп. Последовательность такова: от мышц верхних конечностей к мышцам нижних конечностей. 
А.В. Алексеев рекомендовал для удобства обучения произвольному напряжению и расслаблению мышц тела разделить все мышцы на пять отдельных групп: мышцы ног, рук, туловища, шеи и лица. Внимание детей должно привлекаться последовательно и отдельно к каждой группе мышц. Переходить к тренировке новой группы мышц следует тогда, когда становится «послушной» предыдущая группа мышц. (Для воспитателя ПМР можно использовать в аспекте психогимнастических упражнений.)
Дети уже с 5 - 6 лет могут в процессе выполняя упражнения могут почувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением. Дети способны воспринимать осознанно данные упражнения и у них достаточно быстро развивается чувствительность к телесным процессам.
В процессе занятий прогрессивным мышечным расслаблением могут быть использованы истории, сказки и рассказы. Дети могут «совершать путешествия» по своему телу, напрягая или расслабляя определенные группы мышц. Во время «путешествий» с выполнением расслабляющих упражнений детей необходимо аккуратно вербально направлять и обязательно комментировать все детали выполняемого упражнения. Дети напрягают не так много групп мышц, как взрослые. Упражнения начинают, как правило, с лица или ладоней рук, так как напряжение в этих отделах ощутить легче. Затем следует перейти на плечевой отдел, ягодицы, ноги и ступни.
Работая с детьми, необходимо обратить внимание на следующие важные моменты:
1.Очень важно первоначально объяснить и продемонстрировать упражнение.
2. Очень важны комментарии тренера во время выполнения упражнений детьми.
3.Напряжение мышц дети должны удерживать в течение минимум двух и максимум пяти секунд (не расслабится/забьется, судорога)
4. Желательно закрытые глаза во время выполнения упражнений.
5.Фаза покоя длится минимум 30 секунд - в это время расслабленной частью нельзя двигать и нужно чувствовать расслабление, поэтому во время этой фазы тренер продолжает комментировать.
Детская йога (Йога – инструктор. Основы преподавания.) – это методика поддержания здоровья, основанная на принципах хатха-йоги и разработанная с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.
Йога полностью удовлетворяет важнейшую потребность детей – потребность в движении. В движении дети постоянно делают новые открытия, познают собственное тело.
Дети в возрасте от 5 до 6 лет очень подвижны, активны и наиболее восприимчивы. Упражнения йоги, предлагаемые им, очень похожи на игру. Обучение происходит посредством подражания ведущему. Асаны (позы йоги) именуются в соответствии с тем, на что они похожи (растения, животные): «дерево», «жук», «заяц», «кошка». Это развивает не только память, наблюдательность, но и воображение ребенка.

 Система здоровьесбережения не может быть успешно реализована без помощи семьи. Используются различные формы работы по взаимодействию ДОУ и семьями воспитанников. Для родителей подбирается цикл консультаций о приобщении к здоровому образу жизни, необходимости совместных занятий физическими упражнениями. В план работы с семьями воспитанников вносятся такие мероприятия, как открытые просмотры мероприятий по физической культуре, по кружковой работе, по совмесным мероприятиям. Родители привлекаются к созданию информационных папок-копилок; созданию фоторепортажей о совместных мероприятиях, семейных спортивных традициях, подготовке и проведению массовых мероприятий.                    

Буду применять:

В кружковой работе.

В свободной деятельности.

На досугах.

Индивидуальная работа с детьми.

Ожидаемые результаты.

Укрепление здоровья детей.

Сформирована правильная осанка, укреплены мышц стопы и голени ног, укрепление и сохранение зрение у детей, развиты органы дыхания.

Развиты чувства ритма, памяти, внимания, мышления, умеют согласовывать движения с музыкой.

Дети имеют представления о правильной осанке, знания основных средств воспитания правильной осанки.

Сформирована мотивация здорового образа жизни.

У детей сформирована  осознанная потребность в выполнении упражнений.

Демонстрация полученных результатов.

На досугах, родительских собраниях.

Выступления на педсоветах, семинарах, конференциях.

Участие в конкурсах.

  Формы, методы и средства оздоровления детей.

1. Обеспечение здорового ритма жизни.

  • Обеспечение благоприятного психологического климата;
  • Щадящий режим (адаптационный период);
  • Гибкий режим
  • Строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
  • Наличие физуголков в группе;
  • Соблюдение режима дальнего зрения;
  • Коррекция одежды в зависимости от температуры воздуха.

      2.Физические упражнения.

  • Утренняя гимнастика;
  • Физкультурно - оздоровительные занятия;
  • Подвижные и динамические игры;
  • Профилактическая гимнастика (звуковая, дыхательная, улучшение осанки, плоскостопие, зрение);
  • Спортивные игры;
  • Занятия в спортивных секциях;
  • Спортивные праздники и развлечения

3.Психогигиенические мероприятия.

  • Психодиагностика;
  • Элементы аутотренинга и релаксации;
  • Психогимнастика по методике М.И.Чистяковой;
  • Элементы арттерапии;
  • Элементы музыкотерапии;
  • Элементы сказкотерапии, смехотерапии, игротерапии;
  • Индивидуальные и подгрупповые занятия в кабинете психологической разгрузки, направленные на коррекцию познавательных процессов и эмоциональной сферы;
  • Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы;
  • Игры – тренинги на подавление отрицательных эмоций и снятие невротических состояний;
  • Коррекция поведения;
  • Учебная гимнастика.

4. Гигиенические и водные процедуры.

  • Выполнение требований санитарного содержания помещений.
  • Научить детей следить за чистотой своего тела;
  • Умывание;
  • Мытье рук;
  • Игры с водой;

5. Спецзакаливание.

  • Максимальное пребывание детей на свежем воздухе.
  • Босоножье;
  • Игровой массаж;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Обширное умывание;
  • Воздушное закаливание;
  • Хождение по «дорожкам здоровья» (закаливание, элементы рефлексотерапии, профилактика плоскостопия)
  • Полоскание горла и рта.

6. Свето – воздушные ванны.

  • Обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
  • Проветривание помещений (в том числе сквозные);
  • Прогулки на свежем воздухе.

7. Свето – и цветотерапия.

  • Обеспечение светового режима;
  • Цветовое и световое сопровождение среды.

8. Арома – фитотерапия.

  • Ароматизация помещений;
  • Сеанс фитоаэроионизации;
  • Фитопитание (чаи, отвары)

9. Диетотерапия.

  • Рациональное питание;
  • Витаминизация 3 блюд;
  • Индивидуальное меню;

10. Активный отдых.

  • Развлечения праздники;
  • Игры – забавы;
  • Дни здоровья;
  • Каникулы;
  • Спортивные праздники

11. Реабилитация и коррекционная работа.

  • Реабилитация детей, перенесших простудные заболевания дыхательных путей;
  • Коррекционная работа с детьми, имеющими склонность к формированию нарушений осанки;
  • Коррекционная работа с детьми, имеющими плоскостопие и склонность к плоскостопию, со слабо сформированной стопой;
  • Индивидуальная работа с детьми, отстающими в основных видах движениях;
  • Коррекция психоэмоциональной сферы.

12. Профилактическая работа.

  • Постоянный контроль осанки;
  • Контроль дыхания на занятиях с повышенной двигательной активностью;
  • Кварцевание;
  • Сбалансированное питание;
  • Вакцинация против гриппа;
  • Закаливание;
  • Употребление свежего чеснока и лука;
  • Употребление соков и фруктов.

13. Консультативно – информационная работа.

  • Оказание консультативной помощи всем педагогам, родителям по вопросам сохранения здоровья и профилактических мероприятий для детей;
  • Открытые просмотры и показы с использованием оздоравливающих технологий;
  • Активное участие родителей в физкультурно – оздоровительной работе ДОУ;
  • Оформление папок, ширм, письменных консультаций, информационных стендов;
  • Организация вечеров - вопросов и ответов с участием педагогических и медицинских работников.

4. Практические наработки по методической теме самообразования

                           

Список используемой литературы

  1. Нормативно-правовые документы

1.        Конституция Российской Федерации (принята референдумом12.12.93)

2.        Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89)

3.         Конституция Республики Татарстан от 06.11.92 г.;

4.        Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

5.        Закон РТ от 08.07.1992 N 1560-XII «О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан»

6.        Постановление КМ РТ от 17 июня 2015 г. N 443 «Об утверждении Стратегии развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы»

7.        Постановление КМ РТ от 19.06.2016 №  570 «Об утверждении Концепции развития национального образования в Республике Татарстан до 2030 года»

8.        Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»

9.        Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

10.         Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

11.         Комментарии к ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России от 28 февраля 2014 года №08-249;

  1. Методическая литература

  • Долгих Е. Хатха – йога в детском саду. Опыт работы по использованию современных здоровьесберегающих  технологий. – Елабуга, 2008.

  • Т.А.Иванова ,«Йога для детей».  Парциальная программа для детей дошкольного возраста.

                                                                                                                 

                                                                                                                 

                                                                                                                       

                                                                                                                                              Приложение 1

Приложите свою самооценку

                                                                                                                   

                                                                                                                   

                                                                                                                 Приложение 2

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности
на основе профессионального стандарта «Педагог
»

                                                                                                     

(Ф.И.О. воспитателя)

Необходимо ответить на несколько важных вопросов:

  • Что представляет собой коллектив детей, с которыми я работаю? Здесь можно написать о количестве воспитанников, их возрасте, есть ли новые дети, какая общая атмосфера в группе и т.п.
  • Какие цели и задачи я ставлю перед собой как воспитатель, что планирую сделать за год? Перечисляются общие цели: создание благоприятной обстановки для всестороннего развития каждого ребенка, формирование творческих способностей. Также обеспечение здоровья, физического развития, психического и эмоционального благополучия.
  • Если у вас есть конкретная проблема в группе, то нужно о ней написать. Например, коллектив не принял нового ребенка или новый ребенок не может адаптироваться в коллектив. Что вы планировали делать с проблемой?
  • В каких условиях вы работаете? Нужно охарактеризовать материально-техническую базу, методические материалы, учебные пособия и т.п. Какие материалы были разработаны вами лично, что приобретено в группу?
  • Какие темы вы изучили на курсах повышения квалификации? Расскажите, где и чему вы обучились.
  • Расскажите, как вы понимаете суть учебно-воспитательного процесса, который вы организуете. Здесь можно пуститься в размышления о смысле вашей работы вообще и по конкретным задачам в частности.
  • Как вы контролируете результаты своей деятельности? Здесь опишите диагностики, тестирования и т.п. Можно предоставить образец анкеты или диагностики, если вы разработали его сами.
  • Какие мероприятия вы провели с воспитанниками и их родителями? Какие цели вы ставили и достигли ли вы намеченных результатов? Если у вас есть самоанализ по конкретному занятию, можно использовать как вставку.
  • Какие проблемы предстали перед вами в анализируемый период? Это может быть недопонимание с родителями, конфликтные ситуации между детьми, возможно – трения с коллегами или плохая материально-техническая база группы.
  • Как вы решили проблемы? Здесь нужно конкретно описать пути разрешения конфликтов и других проблемных ситуаций.
  • Как называется ваша тема по самообразованию? Что вы сделали по самообразованию за истекший период?

Как закончить самоанализ?

В завершение самоанализа уместно рассказать о своих наградах – грамоты, дипломы, благодарности и плавно перейти к обобщению вышесказанного. Если вы претендуете на высшую категорию, хорошо бы представить план по повышению собственного профессионализма на будущий аттестационный период.

Также перечислите свои недостатки и достоинства как специалиста и личности и расскажите, как работаете над собой. Возможно, есть конкретные препятствия для вашего профессионального роста, можно их указать.

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.

Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период с 2015г. по 2020г.

Цели профессионального развития:·                     В течение учебного года продолжать внедрять...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период на 2021-2025 учебный год

Данный план раскрывает цель, задачи самообразования, профессионального мастерства, работу с детьми и родителями на 2021-2025 учебный год....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя-логопеда на 2021/2025 учебные г.г.

Данный материал представляет собой индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя -логопеда ДОО по теме "Использование интерактивных и настольных  игр, как одно  из сред...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период (2021-2025 г.г.)

План по самообразованию воспитателя по обучению татарскому и русскому языкам Нуруллиной Альфии РазимовныТема: «Формирование коммуникативных навыков общения у дошкольников средствами театральной ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период на 2021-2025 г.

Цели: Формирование экологической культуры ребенка, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в  ответственном отношении к своему здоровью и состоянию...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период 2021-2025 г.

Применение современных игровых технологий по обучению детей дошкольного возраста татарскому и родному языкам, с целью повышения интереса у детей к татарскому и родному языкам улучшения качества обучен...