Из опыта работы «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста через дидактическую игру».
статья

Бикеева Розалия Нурисламовна

Из опыта работы по реализации образовательной области познавательного развития.

«Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста через дидактическую игру».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

Из опыта работы по реализации образовательной области познавательного развития.

Тема: «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста через дидактическую игру».

«Взрослые должны не подавлять,

а поддерживать, не сковывать,

а направлять проявления активности ребёнка,

атакже создавать такие ситуации,

вкоторых они ощущают радость открытия».
Д.Б. Эльконин.

Актуальность:
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее. С восприятия предметов и явлений окружающего мира и начинается познание.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития достигаемого в младшем дошкольном возрасте.  Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного физического и психического развития детей. В этом возрасте при соответствующих условиях у ребенка развиваются различные способности: речь, совершенствование движений. Начинают формироваться нравственные качества, складываться черты характера. Обогащается сенсорный опыт ребенка посредством осязания, мышечного чувства, зрения, ребенок начинает различать величину, форму и цвет предмета.

Возраст раннего детства наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Цель: формирование сенсорных способностей у детей.

Задачи:

  • Формирование у детей систем перцептивных действий;
  • Формирование у детей систем сенсорных эталонов - обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
  • Формирование умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Практическая значимость:

  • является основой для интеллектуального развития;
  • упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
  •  развивает наблюдательность;
  • готовит к реальной жизни;
  • позитивно влияет на эстетическое чувство;
  • является основой для развития воображения;
  • развивает внимание;
  • дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
  • обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
  • обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
  • влияет на расширение словарного запаса ребенка;
  • влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.

Сенсорное воспитание детей раннего возраста осуществляется в тех формах педагогической организации, которые обеспечивают формирование сенсорных способностей, как действенной основы общего развития ребенка.

Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями).

Одним из важных средств сенсорного развития является дидактическая игра. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - дидактическая игра.

В качестве средств сенсорного воспитания у детей раннего и младшего дошкольного возраста я организую занятия с дидактическим материалом, дидактическими игрушками, предметами-орудиями и строительным материалом. 

Дидактические игры разнообразны по своему содержанию, игровому материалу, игровым действиям, познавательной деятельности. Я широко использую разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх дети узнают о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках. Все эти качества дети усваивают через следующие игры: «Угадай на ощупь», «Чудесный мешочек», «Липкие материалы», «Разные поверхности». Вначале для игры использую 2-3 предмета разные по своим качествам (большой и маленький, пушистый и гладкий), где дети усваивают такие качества, как «большой», «круглый», «резиновый», «деревянный» и т. д. Играя в эти игры, я постепенно увеличиваю число взятых предметов и усложняю правила игры.

На педагогических советах, семинарах делюсь накопленным опытом с педагогами по сенсорному развитию детей,  через игру, через игровые ситуации, в которые я вношу те цели, те задачи, те умения, которые необходимо усвоить детям. Благодаря заинтересованности детей в развитии сюжета сопереживания его героям, дети в активной познавательной деятельности осваивают приемы группировки и классификации, определяют последовательность и результативность своих действий, познают начало логики. Это в результате помогает им перейти от простого восприятия предметов, явлений к осознанию их значения и необходимости использования в жизни.

С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников провожу анкетирование.

На родительских собраниях провожу беседы, консультации на тему  «Сенсорное развитие детей раннего возраста». В работе с родителями использую разнообразные формы, обобщенные темой «Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома» - практикумы, консультации, информационные листы, памятки, тематические выставки, дни открытых дверей. Родителями была оказана  помощь в создании уголка сенсорного развития.

Работая над данной темой, родителям малыша советую уделять немалое значение играм, способствующим развитию данной техники познания у ребенка. Так как игры и игрушки для сенсорного развития детей 2-3 лет играют очень важную роль. Поэтому для похода в магазин игрушек советую родителям  ознакомиться с особенностями возраста своего малыша и играми, которые будут эффективно влиять на его развитие. Но как часто бывает, родители заботятся о том, чтобы купить детям как можно больше игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают, что этим доставят детям больше удовольствия и будут способствовать их развитию. Но в этом они ошибаются!

Результативность: С целью выявления результатов уровня сенсорного развития детей , два раза в год провожу диагностическое обследование. Наблюдение за детьми на занятиях и в свободной деятельности, специальные задания помогают выявить знания и умения детей.

Бикеева Розалия Нурисламовна воспитатель 1 квалификационной категории Муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида      №6 «Малыш» г. Соль-Илецка» Оренбургской области.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру....

Инновационный педагогический опыт воспитателя "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру"

Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ  «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Байбиковой Клары Растямовны по т...

«Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру».

         В младшем дошкольном возрасте развитие сенсорных способностей детей является одним из главных направлений воспитания и образования дошкольника....

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Дидактическая игра является средством воспитания сенсорной активности детей, помогает ребенку узнать, как устроен окружащий мир и расширить его кругозор, способствует формированию личности....

Из опыта работы: «Сенсорное развитие детей среднего дошкольного возраста через дидактическую игру»

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. А истоки сенсорных способностей лежат в общем уровне сенсорного развития....