Непосредственно – образовательная деятельность: «Коммуникация» Составление рассказа по картине Е. Саврасова «Грачи прилетели»
план-конспект занятия (старшая группа)

Неженец Анна Владимировна

Непосредственно – образовательная деятельность:

                                «Коммуникация»

Составление рассказа по картине Е. Саврасова

                                «Грачи прилетели»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx14.27 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно – образовательная деятельность:

                                «Коммуникация»

Составление рассказа по картине Е. Саврасова

                                «Грачи прилетели»

Программные задачи: Продолжать учить детей связно и образно, выдерживая определённую последовательность, опираясь на картинный план, высказывать свои впечатления, навеянные рассматриванием картины.

Активизировать в речи употребление сравнений, эпитетов при описании природы. Учить различать цветовые оттенки, используя в речи сложные прилагательные. Развивать монологическую речь, мыщление, общую моторику. Воспитывать любовь к природе, умение выслушать товарища.

Ход занятия:

-Какое сейчас время года?

-Как вы догадались, что весна?

-Тает снег, ярче светит солнце, возвращаются перелётные птицы.

-Об этом времени года написано много стихотворений, песен, картин.

-Вывешивая картину Саврасова «Грачи прилетели», читаю отрывок из стихотворения И. Бунина: Бушует полая вода,

                                            Шумит и глухо и протяжно,

                                            Грачей пролётные стада

                                            Кричат и весело и важно.

                                                    А в полдень лужи под окном

                                                    Так разливаются и блещут,

                                                     Что ярким солнечным пятном

                                                      По залу зайчики трепещут.

                                            Весна! Весна! И всё  ей радо

                                            Как в забытьи каком стоишь,

                                            И слышишь свежий запах сада

                                            И тёплый запах талых крыш.

-Перед вами картина художника Саврасова. О чём она рассказывает?

-Картина рассказывает о приходе весны: тает снег, возвращаются из тёплых краёв грачи, вьют себе на старых деревьях гнёзда  из веточек и палочек. (По мере рассматривания картины выставляю опорные картинки).

-С чем можно сравнить крик грачей?

-Крик грачей можно сравнить с гомоном, с шумом, со звоном.

-Какой снег на картине? С чем его можно сравнить?

-Снег ещё виден, но он уже талый, серый, а ещё зелёный как река.

-Что ещё вы видите на переднем плане картины?

-Мы видим берёзы. Снизу они чёрные, а сверху белые. Очень старые, кривые. На картине они изображены около пруда.

-О чём ещё хотел рассказать нам Саврасов?

-За берёзами старые избы и высокая колокольня. Дальше побуревшие поля.

-Какими словами можно рассказать о небе?

-Небо голубое с белыми, серыми, жёлто – белыми облаками.

-Чем вам нравится картина?

-На ней нарисован сельский пейзаж, похож на наш станичный, от него веет чем – то близким.

-Как можно закончить свой рассказ?

-Скоро весна полностью вступит в свои владения и природа оживёт, всё вокруг зацветёт, зашумит, засияет.

-Как бы вы назвали картину?

-«Весна», «Грачи», «Весна – красна», «Зима кончается», «Весенняя картина».

-А Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели»

-А сейчас, отдохнём немножко на солнечной полянке.

Физминутка:  

                         Ласточки летели,

                         Все люди глядели.

                         Ласточки садились,

                         Все люди дивились.

                         Сели, посидели.

                         Взвились. Полетели.

                         Полетели, полетели,

                         Песенки запели.

-Отдохнули немножко, можно и потрудиться. Каждому из вас нужно составить красивый рассказ по картине «Грачи прилетели», а поможет вам план в картинках. Глядя на них, вы будите знать, в какой последовательности вам рассказывать.

-Дети рассказывают опираясь на картинный план, используя в своём рассказе те определения и сравнения, которые подбирали в ходе рассматривания картины.

Примерный рассказ:

Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели». Она производит на нас особое впечатление. От неё веет чем – то близким, задушевным. Перед нами скромный сельский пейзаж. На переднем плане – берег пруда, тающий ноздреватый снег, выстроились в ряд старые покривившиеся берёзы. На их голых ветвях грачиные гнёзда, а вокруг летают хозяева этих птичьих домишек, беспрестанно гомоня. На втором плане мы видим старые избы и колокольню сельской церкви. А дальше раскинулись побуревшие поля. Этот сельский пейзаж напоен прозрачным, звенящим от грачиного гомона весенним воздухом. Он чувствуется и в высоких облаках и в неярком свете солнца. В воздухе пахнет весной.

                                           

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по образовательной области " Коммуникация" Составление рассказа по картине " С горки"

Конспект по образовательной области "Коммуникация" Составление рассказа по картине " С горки" для средней группы...

НОД Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование «Грач»

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, умение соотносить увиденное с опытом собственного восприятия весенней природы; учить художественному ...

Конспект ОД по развитию речи «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова "Грачи прилетели""...

Конспект НОД по развитию речи старшая группа «Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Цель:Знакомить детей с культурным наследием русского народа; закреплять и углублять представления о жанрах живописи и средствах ее выразительности.Задачи:- Помочь детям увидеть, ощутить задушевную кра...