Нужно ли развивать воображение ребёнка?
статья

Смирнова Ирина Николаевна

В  статье рассказано о том, зачем нужно воображение и как его развивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Нужно ли развивать воображение ребенка?

Смирнова Ирина Николаевна,

 воспитатель детей дошкольного возраста МБДОУ д/с №127,

г. Дзержинск.

У каждого человека есть волшебная палочка – воображение.  Однако у многих взрослых оно не работает в полную меру. Они не умеют им пользоваться. Как развивать воображение? Как научиться творить, представлять, создавать нечто уникальное – то, чего не было, нет и не будет?

Существуют несколько классификаций видов воображения, каждая из которых имеет в своём основании какой-либо из существенных признаков воображения.

В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов, воображение бывает воссоздающим и творческим.

Воссоздающеевоображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема, нотная запись и т.п.). Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нём играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Творческоевоображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но её место приходит эмоционально окрашенное  мышление.

Кроме того воображение бывает активным и пассивным. Активное воображение означает создание новых образов, имеющих основу в виде прежнего опыта или знаний. Пассивное воображение –это сновидения, грёзы. Образы рождаются непроизвольно и не поддаются контролю.

 В развитии воображения ребёнка большая роль отводится взрослым.

Многие родители не придают большого значения рисованию, лепке, чтению художественной литературы.  А между тем,  если не развивать воображение – оно становиться пассивным.

Для  пробуждения творческого воображения необходимо:

- расширить границы мира ребенка;

- научить представлять то, что ребёнок уже видел, слышал, чувствовал;

- побуждать ребёнка много читать, конструировать, рисовать.

Рисование – это не только забава, но и творческий труд.

При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. В изобразительной деятельности проявляется своеобразие многих сторон детской психики. Рисование помогает нам лучше узнать ребёнка, даёт возможность получить материал, раскрывающий особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы. Не говоря уже о том, какую пользу приносят занятия рисованием, развивая память и внимание, речь и мелкую моторику, приучая ребёнка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.

Все необходимые качества воображения (широта, произвольность, устойчивость, яркость, оригинальность) возникают не спонтанно, а при условии систематического влияния со стороны взрослых. Влияние должно обогащать и уточнять восприятие и представления ребёнка об окружающем мире, а не сводиться к «навязыванию» ему готовых тем. Ребёнку нужно помогать знакомиться с действительностью, чтобы её изображать, развивать способность оперировать образами, чтобы создавать на их основе новые. Важно формировать у детей познавательные интересы. Если же эту работу с ним не проводить, то и воображение будет значительно отставать в развитии. В результате к началу школьного обучения ребёнок может оказаться не готовым к усвоению учебного материала, требующего достаточно сформированного уровня воображения. К этому возрасту уже должны появиться такие психические образования, как произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Благодаря этим новообразованиям появляется и качественно новый вид воображения – произвольное воображение. Возрастает целенаправленность, устойчивость замыслов, образы воображения наглядны, динамичны и эмоционально окрашены. Присутствует творческая переработка представлений.

        Приведем примеры заданий на развитие воображения.

Задание 1. «Дорисуй картинку»

Ребёнку предлагают незаконченное изображение предмета и просят назвать этот предмет. Если ему не удается сразу опознать предмет, то оказывают помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того, как он  узнал предмет и представил себе его образ, он дорисовывает и раскрашивает картинку. Предъявляемые ребёнку незаконченные картинки могут быть выполнены по разному: точечное изображение, схема предмета, частичное изображение. На картинке может быть любой знакомый детям объект.

Задание 2. «Узнай предметы и нарисуй их»

Ребёнку предлагают картинку с «зашумленными» предметами (изображения предметов наложением  друг на друга). Такую картинку легко получить, переведя на один и тот же кусочек кальки или через копирку несколько изображений отдельных предметов (не более 5-7). Для начала объекты берут из одной смысловой группы, усложнённый вариант — смещение групп или задание с геометрическими фигурами. Ребёнок должен узнать и назвать предметы.В качестве подсказки можно начать обводить контур предмета (в случае затруднения цветным карандашом). После того, как все предметы названы, ему предлагают нарисовать каждый из них отдельно.

Задание 3. «Иллюстрации к сказке»

Ребенку читают сказку, после чего он выбирает наиболее понравившийся эпизод, рассказывает о нем и рисует к нему картинку.

Варианты сказок: «Красная шапочка», «Колобок», «Кот в сапогах», «Лиса и журавль», «Три толстяка», «Царевна-лягушка».

Задание 4. «Сочини историю»

Ребенку предлагают придумать короткую историю и нарисовать к ней картинку. Ребёнок может сам выбрать темы своих историй.

Варианты тем историй: «8 марта», «Новый год», «В школе», «В театре», «В зоопарке», «На выставке», «На даче», «В лесу», «На море» и т.д.

        По мнению психологов, дети с богатым воображением умеют находить неординарные решения, быстро решать проблемы, справляться с непредвиденными обстоятельствами. Таким детям проще войти в социум, ведь они могут ПРЕДСТАВИТЬ состояние другого человека, вообразить последствия того или иного поступка.                                                         Ребёнок с хорошо развитым воображением  - уникальный, особый, неповторимый.

Список литературы.

1.  Богословский В. В. Основы общей психологии. – Москва: Просвещение, 1998.

2.  Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – Санкт-Петербург:  Союз, 1997.

3.Урунтаева Г. А. Дошкольная психология.- Москва: Академия, 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Кляксография: развиваем воображение»

Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как, не владея оп...

РАЗВИВАЕМ ВООБРАЖЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

     Важную роль для формирования воображения детей играет их совместная деятельность (при организующей роли взрослого). В таком сотворчестве дети учатся действовать с учетом тог...

Консультация для родителей "Воображение. Методы и приемы изобразительной деятельности, позволяющие развивать воображение."

Статья посвящена процессам развития воображения ребенка , и участию родителей в развитии  данных процессов....

консультация для родителей "Как развивать воображение"

Развиваем воображение в нетрадиционной техники рисования...

Мастер-класс "Зачем у дошкольников развивать воображение, фантазию"

Цели и задачи: Передача личного профессионального опыта в сфере творческой и педагогической деятельности. Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения изображений нетрадиционны...

Как развивать воображение у детей.

Как развивать воображение у детей....

Что нужно делать, чтобы начать развивать воображение у ребёнка младшего дошкольного возраста?

Что нужно делать, чтобы начать развивать воображение у ребёнка младшего дошкольного возраста? Помогут наши рекомендации:...