Перспективный план сюжетно-ролевых игр подготовительная группа
методическая разработка (подготовительная группа)

Грико Наталья Борисовна

план

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 000a713d-fef00638.docx39.11 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПЕРСПЕКТИВЫЙ ПЛАН

сюжетно – ролевых игр

в подготовительной к школе группе

сентябрь

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

1

«Семья»

ДИАГНОСТИКА ИГОВЫХ НАВЫКОВ

2

«Супермаркет»

Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры, научить детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, развивать диалогическую речь, закрепить знания о функционировании магазина, формировать навыки культурного поведения в общественных местах.

Беседа о поведение детей в общественных местах.

Экскурсия в магазин.

Чтение: «Продавец» Н.А.Кнушевицкая.

Беседа на тему: «Как я с мамой ходил в сумермаркет».

Изготовление атрибутов к игре: ценники, чеки, деньги и др.

Сооружение прилавок.

Плакат «Магазин», касса, наборы продуктов, спецодежда для продавца, чеки, сумки, кошельки, деньги, ценники, упаковка, предметы – заместители.

Директор объявляет об открытии нового магазина и приветливо встречает покупателей.

Приход покупателей в супермаркет, покупка необходимых товаров, консультация продавцов, объявление о распродажах, оплата покупок, упаковка товара, решение конфликтных ситуаций с директором супермаркета.

3

«Библиотека»

Продолжать обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры, вызвать интерес к работе библиотекаря, познакомить с новыми ролями «библиотекарь», «читатель»; познакомить с правилами пользования книгой, расширить словарный запас детей «библиотека», «библиотекарь», «читальный зал», «формуляр».

Экскурсия в библиотеку с последующей беседой.

Рассматривание картин и иллюстраций по теме.

Чтение: «Библиотекарь» Н.А.Кнушевицкая.

Открытие «Книжной мастерской» по ремонту книг.

Изготовление карманчиков в книгах и формуляров. Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Книги, журналы, формуляры, картотека, карандаши.

Вначале роль библиотекаря берёт на себя воспитатель (приносит новые книги, которые дети раньше не видели), объявляет, что открывается библиотека и в библиотеку можно записаться всем. Библиотекарь заводит абонемент на каждого читателя, в который он вкладывает формуляр из книги, прежде чем выдать её читателю. Принимая книгу от читателя, библиотекарь внимательно смотрит, не повреждена ли она, не испачкана и не измята ли. При беседе с читателями библиотекарь спрашивает, о чём он хочет почитать, советует взять ту или иную книгу. Предупреждает каждого читателя, чтобы он бережно относился к книге, советует почитать её дома дочке или сыну. В конце игры обсуждают, как играли, какие книги предлагал им библиотекарь, что им больше понравилось.

В следующий раз роль библиотекаря берёт на себя ребёнок, а воспитатель может открыть читальный зал, где дети могут читать журналы, рассматривать картинки.

Объединить игру с другими сюжетами «Семья», «Детский сад»

4

«Школа»

Продолжать обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры, уточнить знания детей о том, чем занимаются в школе, какие бывают уроки, воспитывать желание учиться в школе; знакомство с новыми ролями «учитель», «ученики», «директор» и ролевыми действиями.

Экскурсия в школу, беседа с учителем, наблюдение за работой учителя.

Рассматривание картин и иллюстраций и чтение книг на тему «Школа»:

«В школу» А.Барто,

«В классе», «Галин портфель», «Перемена», «Запомни это, школьник!1» С.Маршак.

Дидактические игры «Школа», «Школьные принадлежности».

Изготовление игровых атрибутов к игре: журнал, тетради, альбомы и др.

Ручки, тетради, детские книжки, учебники, журнал, мел, указка, буквы, цифры, дневники, звонок и предметы – заместители.

Первый раз воспитатель может раздать куклы детям и сказать, что они мамы и папы, а куклы это их дети, которым надо учиться в школе. Нужно купить им школьные принадлежности, сходить к доктору, в парикмахерскую. Затем привести в школу, потому что дети ещё не знают дороги. Когда папы и мамы приводят своих детей их встречает учитель (воспитатель), который здоровается, знакомиться с учениками и ведёт их в класс. В Классе учитель рассаживает учеников и начинает урок (звенит звонок). Во время перемены ученики играют, ходят по коридору, завтракают или обедают в столовой. После уроков учитель отпускает детей домой, их встречают родители, которые ведут их домой, готовят уроки.

Затем педагог может предложить детям поиграть в «школу» без кукол, лучше взять воспитателю роль директора школы, помогает развивать сюжет «Обед в школьной столовой», «На уроке физкультуры», «Ученикам делают прививки», «Ученик заболел», «Ученик не выполнил домашнее задание» и др.

октябрь

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

1

«Путешествие по городу» + «Школа» + «Автобус»

Продолжать учить детей творчески развивать сюжет игры, объединять несколько сюжетов;  закрепить знания о достопримечательностях города, истории города, познакомить с новой ролью – экскурсовод, гид,  с игровыми действиями, соответствующие роли экскурсовода, воспитывать любовь к родному городу.

Экскурсия по городу.

Беседа с детьми о достопримечательностях города.

Рассматривание фотографий, иллюстраций о городе.

Создание альбома «Наш город».

Чтение: «Одна рифма» С.Маршак,

Иллюстрации города, конструктор, автобус, руль, дорожные знаки и предметы – заместители.

Директор в школе сообщает учителю, что после первого урока дети отправятся на экскурсию по городу на автобусе. Пока учитель проводит первый урок, водитель автобуса готовит автобус к поездке (заправляет, осматривает и т.п.), воспитатель – гид раскладывает по группе иллюстрации города, продумывает маршрут. После урока школьники под руководством учителя рассаживаются в автобусе. Водитель везёт детей по городу, делает остановки по требованию гида или экскурсовода, дети выходят из автобуса слушают рассказ экскурсовода, задают вопросы, фотографируются. После возвращения с экскурсии учитель обсуждает с учениками, что запомнили, что понравилось.

В следующий раз можно оюъеденить следующие сюжеты: «Экскурсия по городу» + «Семья» + « Автобус» + «Ресторан молдавской кухни»

2

«Школа»+ «Поликлиника» + «Аптека»

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом; отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

Беседа с детьми: «Как мы с мамой посещали поликлинику».

Экскурсия в медицинский кабинет, в аптеку.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение стихотворения «Фармацевт» Н.А.Кнушевицкая,

«Прививка» С.Маршак.

Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон, касса, телефон.

Ученик в школе заболел, учитель отвела его в медицинский кабинет, вызвали родителей, больного отвели в поликлинику, выписали рецепт лекарств, которые необходимо приобрести в аптеке. После выздоровления повторное посещение поликлиники, врач выписывает справку для школы. Школьники навещают заболевшего ученика, сообщают о школьных новостях, домашних заданиях и т.п.

3

«Зоолечебница»

Продолжать учить распределять роли, договариваться о сюжете.

Продолжать знакомство с новой ролью – ветеринар, учить выполнять игровые действия, соблюдать из последовательность;

Чтение произведения К.И.Чуковского «Айболит»,

«Как лечить удава» Г.Остер

Рассматривание иллюстраций.

Беседа с детьми по теме.

Изготовление атрибутов к игре: вывески зоолечебницы.

Игрушки – зверята, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», «лекарства», телефон.

Воспитатель вносит в группу щенка – игрушку и сообщает что он болен, что же делать дальше. Воспитатель подталкивает детей к открытию зоолечебницы.

Открытие зоолечебницы: вывешивается вывеска, готовятся атрибуты.

Приход детей с больными животными, осмотр ветеринаром, назначение процедур и выполнение их медсестрой, врач делает записи в карточке, назначает следующий приём, может выписать рецепт. Выздоровление больных.

4

«Дог» ШОУ Телевидение

Продолжать учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; познакомить с новой ролью «телеведущий»; учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами – заместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней; отображать в игре впечатления от просмотренных телепередач; развивать творчество, воображение.

Беседа с детьми о телепередачах, которые они просматривают дома, а так же о телепередаче «ДОГ» шоу.

Беседы о приёмах дрессировке собак.

Рассматривание иллюстраций различных пород собак.

Подготовка атрибутов для игры: постройки для полосы препятствий для собак; изготовление билетов на шоу.

Игрушки – собаки разных пород; строительный материал, предметы – заместители, билеты на шоу, касса, деньги, халаты, шапочки врачей, набор «Маленький доктор», карточки с баллами для судей.

Воспитатель вывешивает объявление об открытии шоу для собак, в котором могут принять все желающие у кого есть собаки, но сначала нужно провести медицинское обследование собак и подготовить программу выступления. Дети делятся на группы: участники шоу, судьи и зрители. Участники готовят своих питомцев к шоу, проходят обследование в зоолечебнице, дрессируют животных; зрители приобретают билеты на шоу, добираются до студии на транспорте, занимают места. Ведущий (воспитатель) начинает шоу, где каждый участник представляет свою собаку, коротко рассказывает о ней, демонстрирует, то что умеет собака, судьи выставляют баллы. Далее ведущий предлагает разные конкурсы для участников (прохождение полосы препятствий, задаёт вопросы и т.п.). Судьи оценивают участников, выставляя баллы после каждого конкурса. В конце ведущий объявляет победителя и вручает призы.

ноябрь

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

1

«Школа»+ «Библиотека»

Продолжать учить детей творчески развивать сюжет игры, объединять несколько сюжетов, распределять роли и действовать в соответствие с ней; продолжать воспитывать желание учиться и развивать любовь к книге, чтению.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение художественной литературы:

«Переплётчица» Б.Заходер,

«Учитель» Н.А.Кнушевицкая.

Выставка рисунков по мотивам прочитанных произведений.

Книги, журналы, формуляры, картотека, карандаши.

Ручки, тетради, детские книжки, учебники, журнал, мел, указка, буквы, цифры, дневники, звонок и предметы – заместители.

В школе учитель детям даёт задание прочитать книги из школьной библиотеке. Ученики идут в библиотеку за книгами, где их встречает библиотекарь, выдаёт книги, заполняет формуляры. Ученики после прочтения книги, на уроке рассказывают, показывают книги учителю которые они прочитали, отвечают на вопросы учителя. После сдают книги обратно в библиотеку. Библиотекарь проверяет книги, просит о помощи в починке книг, изготовление закладок для книг, которые дети изготавливают на уроке труда в школе  и т.д.

2

«Дом моды»

Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержание игры, продолжать знакомить с новой ролью – модель.

Занятие: «Одежда»

Аппликация: «Мы – модельеры»

Рассматривание журналов мод.

Создание альбома с сезонной одеждой.

Изготовление атрибутов для игры.

Модели, выкройки, швейные машинки, журнал мод, швейные инструменты (сантиметр, нитки, образцы ткани и др); выкройки женской, мужской и детской одежды, бланки заказов, билеты, строительный материал, предметы – заместители.

Модельеры создают коллекцию весенней одежды; подбирают моделей для показа; обучают моделей; устраивается показ одежды; зрители покупают билеты на показ мод; во время показа отмечают понравившиеся модели одежды для покупки…

3

«Рыбаки»

Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, самостоятельно распределять роли, договариваться о содержании игры, выполнять игровые действия в соответствии с ролью, закрепить представления о рыбной ловле.

Беседа: «Рыбы: речные, морские, озёрные»

Беседа на тему: «Как нужно ловить рыбу»

Создание альбома на тему: «Рыбы»

Чтение рассказа Пермяк «Первая рыбка»,

«У самого синего моря» М.Большинцов,

«Маяк» А.С.Некрасов.

Подготовка атрибутов к игре: изготовление удочек, лепка рыбок.

Конструктор, прутики, нитки, удочки, вёдра, игрушечные рыбки, предметы заместители.

Рыбаки на лодках отправляются на рыбалку; ловят рыбу, сходят на берег, сдают рыбу в магазин или торгуют на рынке.

Рыбаки могут договориться с капитаном большого корабля и отправиться на морскую рыбалку в открытое море или попросить отвести их в большой город для продажи рыбы…..

4

«Пираты»

Продолжать формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом; учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами – заместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней; отражать в игре впечатления от прочитанной литературы, просмотренных мультфильмов, фильмов; развивать творческое воображение, активизировать речь детей.

Конструирование: постройка пиратского корабля.

Просмотр фильмов и мультфильмов на тему.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Бесед о просмотренных фильмах и мультиках о пиратах.

Изготовление атрибутов для игры: планы сокровищ, карты путешествий.

Строительный материал, флаги, сундуки, шкатулки, «сокровища», штурвал, косынки, сабли, карты, планы и др.

Воспитатель предлагает поиграть в пиратов, как в фильме. Дети строят корабль пиратский, отправляются на поиски сокровищ, разрешение конфликтов, встреча двух судов и др.

декабрь

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

1

«Семья» (день рождения)+

 кафе «Сластёна»

( или ресторан «Старая крепость»)

Продолжать учить детей объединять в игре несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли, делиться на подгруппы в зависимости от сюжета и от взятой роли, отображать в игре знания об окружающей жизни, формировать навыки позитивного общения детей.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Беседы с детьми на тему: «Как мы празднуем день рождение в семье»

Изготовление атрибутов для игры.

Чтение: «Повар» О.Григорьев,

«Работа» Д.Габе,

«Бабушкины руки» Л.Квитко.

Фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, предметы – заместители.

В семье день рождения у мамы (бабушки). Подготовка к празднику: уборка, готовка блюд, встреча гостей, поздравления и т.д. Поход в парикмахерскую гостей и именинницы.

Можно отпраздновать день рождение в ресторане: приглашение гостей, заказ блюд, поздравление, веселье, танцы и т.д.

В семье день рождение у дочки; родители празднуют в кафе «Сластёна», приглашены школьные  подружки, дарят подарки, поют песни, танцуют, в кафе выбор столика, знакомство с меню, приём заказа; приём пищи; работа с директором при необходимости (жалобы, благодарность); оплата заказа; уборка столика, мойка посуды. ….

2

«Цирк» + «Школа» +Кафе «Сластёна»

Продолжать учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; закреплять знания о назначении цирка и его работниках, для чего они это делают; расширить словарный запас «цирковые артисты», «акробаты», «дрессировщики», «клоуны», «фокусники», «конферансье».

Беседа с детьми на тему: «Цирк»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Изготовление атрибутов к игре: афиша, билеты, программки.

Чтение:

«Дрессировщик» С.Махотин

Куклы, игрушки, игрушечная посуда, афиша, билеты, программки, элементы костюмов, атрибуты: носики, колпаки, свистульки, «ушки», флажки, гирлянды, атрибуты для цирковых артистов: канаты, обручи, шары, булавы; фотоаппараты, деньги, кошельки, предметы – заместители.

Директор в школе сообщает учителю, что после уроков дети отправятся на автобусе в цирк; учитель показывает афишу и сообщает это детям; поездка в цирк на автобусе, покупка билетов, просмотр программы, возвращение в школу на автобусе, делятся впечатлениями.

Можно после цирка отправиться в кафе «Сластёна» с учениками. Дети делают заказ ит.д.

3

«Кинотеатр» + «Пиццерия»

Продолжать учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов в один; развивать ролевую речь.

Посещение кинотеатра детьми.

Беседа на тему: «Как мы с семьёй ходили в кинотеатр»

Изготовление атрибутов к игре: рисование афиш, билетов, рекламок.

Строительный материал, билеты, касса,  афиши фильмов, фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, «пиццы», предметы – заместители.

Воспитатель объявляет об открытии кинотеатра, вывешивает афишу. Дети приобретают билеты в кассах кинотеатра, проходят в зал, контролёр проверяет билет, помогает найти нужное место, зрители  рассаживаются на места и просматривают фильм, мультик (воспитатель в роли киномеханика  - показывает детям диафильм). После сеанса дети могут посетить пиццерию, которая открылась рядом с кинотеатром.

4

«Почта»+ «Семья»

Обучать детей реализовывать и развивать сюжет игры; продолжать ознакомление с трудом работников связи, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми.

Экскурсия на почту, беседа с работниками почты, наблюдение за их трудом.

Рассматривание и чтение книги: С.Я.Маршака «Почта»,

«Сумка почтальона» К. Ушинский.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Изготовление новогодних открыток на аппликации.

Изготовление атрибутов к игре: конверты, марки, почтовый ящик, деньги и др.

Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, деньги, кошельки, телефоны.

Распределение ролей: сортировщица, почтальон, оператор по приёму бандеролей и посылок, начальник почты, шофёр, посетители.

Оформление почтового отделения с различными отделами; работа отдела доставки; работа отдела почтовых посылок, бандеролей.

Все хлопочут, готовятся к празднику: одни закупают продукты, другие готовят праздничный ужин, сервируют стол, третьи подготавливают развлекательную программу, отправляют открытки родственникам. Почтальон приносит открытки, посылку от родственников с другого города. Празднование самого праздника.

январь

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

1

«Кинотеатр» + «Пиццерия»

Продолжать учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью; закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах; творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов в один; развивать ролевую речь.

Беседа на тему: «Как мы с семьёй ходили в кинотеатр»

Изготовление атрибутов к игре: рисование афиш, билетов, рекламок.

Строительный материал, билеты, касса,  афиши фильмов, фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, «пиццы», предметы – заместители.

Дальнейшие развитие сюжета «Школьники на каникулах посещают кинотеатр», «Семья идёт на просмотр фильма» и т.п.

2

«Олимпиада»

Формировать умение детей распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом; направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость; познакомить с новыми ролями (судьи, спортсмены) и ролевыми действиями.

ОБЖ: «Здоровье ребёнка»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Беседы по теме: «Зимние виды спорта»

«Каким должен быть спортсмен»

Изготовление атрибутов к игре: медали, эмблемы, баллы для судей. Изготовление альбома с зимними видами спорта.

Олимпийская символика, флаги, медали, свистки, эмблемы команд, стартовый пистолет, спортивный инвентарь, конструктор и предметы – заместители.

Воспитатель предлагает провести олимпиаду по зимним видам спорта. По желанию  детей выбираются судьи, остальные – спортсмены, воспитатель – организатор. Каждый самостоятельно выбирает вид спорта, в котором будет состязаться с соперниками. Судьи присуждают балы за выполнение задания. Игра начинается с зажжения олимпийского огня, представление и шествие команд, приветствие спортсменами руководителя страны, открытие олимпиады и концерт, спортивные выступления, награждение победителей в разных видах спорта, закрытие олимпиады,

3

«Туристическое агентство»

Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; делиться на группы для реализации сюжета, учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность.

Аппликация: самолёта и вертолёт.

Конструирование самолётов и вертолётов.

Рассматривание иллюстраций воздушного транспорта.

Изготовление атрибутов для игры.

Беседа «Куда бы я отправился в путешествие»

Чтение:

«Великие путешественники» М.Зощенко,

«На далёкой Амазонке» Р.Киплинг

Строительный материал, штурвал, фуражка лётчика, одежда для стюардессы (пилотка, воротничок), куклы, игрушки, поднос, журналы, фотоаппараты, билеты, карта путешествия, предметы – заместители.

Воспитатель сообщает детям, что открылось туристическое агентство, которое поможет организовать отдых, кто хочет путешествовать могут обраться в агентство. В агентстве их встречает директор, интересуется куда бы они хотели отправиться, рекомендует советует посетить различные страны, предлагает рассмотреть журнал с иллюстрациями. Дети оплачивают путёвку в кассе, получают билеты и отправляются в путешествие на самолёте. По прибытию туристы знакомятся с местностью, фотографируются, посещают музеи, выставки, рестораны, пляжи и т.п. После путешествия рассматривают фотографии (иллюстрации) и рассказывают о том, как прошло их путешествие.

4

 «Больница»+ «Семья»

Формировать умение творчески развивать сюжет игры; раскрыть смысл деятельности медицинского персонала; познакомить с ролью врача, медсестры, аптекаря, их обязанностями, трудовыми действиями, соблюдать последовательность игровых действий; учить весть ролевые диалоги, закрепить правила поведения больных в кабинете у врача.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение произведений по теме:

«Наш доктор» А.Кардашова,

«Врач» Н.А.Кнушевицкая.

ОБЖ «Здоровье ребёнка»,

«Лекарства, витамины»

Изготовление атрибутов к игре.

Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон.

Кукла упала и поломала ногу, её везут в больницу. Приезжают в больницу (стоят 2-3 кровати, на которых лежат больные куклы). Врач в больнице встречает приехавших, забирает куклу и укладывает её в кровать, успокаивает маму, предлагает ей приехать вместе с папой завтра; мама уезжает, а врач даёт кукле лекарство, бинтует ногу. В больнице несколько больных в палате. Куклу навещают родные и школьные подружки. После выздоровления куклу из больницы забирают домой.

февраль

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

1

«Театр»

Учить детей распределять роли «актёры», «зрители», выполнять игровые действия в соответствии с взятой ролью; закрепить представления детей о театре, о разных видах театрального искусства: кукольном театре, настольном и пальчиковом театре; развивать и поощрять сочинительские способности детей, интерес к творчеству.

Чтение сказок и их драматизация.

Беседа с детьми на тему: «что такое театр?»

«Как вести себя в театре»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Касса, билеты, афиша, куклы, игрушки, ширма, декорации, звонок.

Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится спектакль в театре, вывешивает афишу. Дети приобретают билеты в кассе, проходят в зал, контролёр проверяет билеты и помогает найти место, зрители занимают места. Артисты, которые уже тоже распределили между собой роли показывают спектакль. В конце представления дети аплодисментами благодарят артистов за представления, дарят им цветы.

Так в течении всей театральной недели дети показывают разные спектакли.

2

«Армия»+ «Почта»

Продолжать учить детей творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов; уточнить военные профессии и распорядок дня военнослужащих, в чём заключается их служба и др; познакомить с новыми ролями: командир, солдаты, с ролевыми действиями командира, солдат; учить отображать в игре события общественной жизни.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Чтение:Я. Длуголенского «Миша едет к солдатам», «Что могут солдаты?»

Б. Никольский «Препятствие».

Л.Кассиль «Главное войско»,

«Рассказ о нашей Армии» С.Баруздин.

Изготовление атрибутов для игры (пилотки, значки, флажки).

Беседы с детьми на тему:

«День Защитника Отечества»

« Что должны уметь солдаты».

Разучивание песен:

 «Мы – солдаты» (В.Малкова, Ю.Слонова),

«Будем в Армии служить» (В.Малкова, Ю.Чичкова)

Развлечение(муз-физкультурное)

Тема: «Слава Армии родной»

Сумка почтальона, конверты, открытки, газеты, журналы, посылки, печати, штампы, почтовый ящик, листы чистой бумаги, карандаши, деньги, кошельки, телефоны,

Строительный материал, фуражки, пилотки, каски, сумочка для медсестры, предметы – заместители.

Почтальон принёс повестки в армию. Воспитатель обсуждает с детьми как можно организовать эту игру: назначают командира (воспитатель) и солдаты (дети). Командир отправляет детей в медпункт для осмотра медсестрой. После начинаются тренировки, физические упражнение, прохождение полосы препятствий и др задания, которые отдаёт командир, а солдаты выполняют. При дальнейшем развитии можно кормить солдат обедом, солдат может пораниться при выполнении задания;  солдаты пишут письма, получают письма от родных, которые приносит почтальон.

3

«Пограничники»

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом; расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод» и др.

Занятия: «Пилотка» (оригами)

Беседы на тему: «Как пограничники охраняют границу?»

Чтение стихов и рассказов о пограничниках6

«пограничник» С.Маршак,

«Мой пёс» М.Джалиль.

Разучивание песен о пограничнике.

Изготовление атрибутов для игры.

Военные фуражки, пилотки, автоматы, погоны, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, рации, бинокли, пограничная собака, пограничный столб и др.

Дети изображают жизнь на пограничной заставе – дежурство в штабе, строевая подготовка, бег с препятствиями, осваивают способы маскировки, переноса раненых, передвижение по-пластунски.

Соревнования между двумя погранзаставами: «Кто быстрее обнаружит и задержит нарушителя границы» «Доставить срочный пакет», «Расшифровать срочное донесение» (ребус) и т.д.

4

«Стоматолог»

Познакомить детей с новыми ролями: дантист, хирург; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий; учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение, развивать диалогическую речь

Занятие по ОБЖ на тему: «Личная гигиена»

Беседа с детьми по теме: «Как ухаживать за зубами»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Рассказы из личного опыта.

Изготовление карточек для больных, талонов на приём.

Халаты, шапочки, инструменты (щипцы, свёрла, шприцы и др).

Приход в поликлинику; приём у врача, обследование, лечение.

Можно объединить с игрой «Школа». Приход стоматологов в школу, которые проверяют, лечат зубы школьников.

март

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

1

«Скорая помощь»

Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом; учить детей развивать сюжет на основе личных впечатлений; отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

Занятие по ОБЖ «Первая помощь при ожогах, ссадинах, переломах и др».

Чтение произведения «Человек заболел» И.Турчинина

«Наш доктор» А.Кардашова

«Едет, спешит мальчик» М.Коршунов

Беседа о деятельности медицинского персонала, показать взаимодействие всех служб по оказанию помощи больным людям.

Халаты, шапочки врачей, карточки больных, рецепты, чемоданчик для врача скорой помощи, наборы «Маленький доктор», «лекарства», телефон.

Воспитатель рассказывает детям о случае ,которому он сам был свидетелем: в парке пожилому человеку стало плохо, случился сердечный приступ. К счастью у прохожих был мобильный телефон по которому вызвали «Скорую помощь». Машина «Скорой помощи» приехала очень быстро, пострадавшему сделали уколы, уложили на носилки и увезли в больницу.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, в каких жизненных ситуациях им помогли врачи «Скорой помощи», и разыграть их.

2

«Пожарники»

Познакомить детей с новыми ролями: пожарники; учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать последовательность ролевых действий; учить адекватно пользоваться атрибутами игры, закрепить их назначение, развивать диалогическую речь.

 Чтение:

«Рассказ о неизвестном герое»  «Пожар» С.Маршак,

«Пожарные собаки» Л.Толстой,

«Пожарная команда» О.Иоселиани,

И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела»,

Е.Новичихин «Ноль – один»,

«Пожары» А.Жигулин.

Беседа: «Огонь – наш друг и враг»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Дидактические и подвижные игры:

«Отгадай – ка!»

«Перенеси предметы»,

«Парный бег»

«Весёлые соревнования» - эстафеты.

Руль – для водителя пожарной машины,  имитаторы «мигалок» - спецсигналов, элементы костюмов пожарных, шланг и насос для пожарного и др.

Воспитатель рассказывает о сводке новостей, которую слышал утром по телевизору. В одном из жилых домов произошёл пожар из-за неосторожного обращения людей с огнём. Воспитатель рассказывает о работе пожарных. Прежде всего они эвакуировали из здания людей, чтобы никто не задохнулся в дыму, не получил ожогов от огня. Только потом они приступают к тушению пожара. Его удалось быстро ликвидировать, потому что каждый пожарный знал своё место в команде и свои обязанности: один разматывал пожарные шланги, другой устанавливал насос, третий – монтировал лестницу – горящая квартира была на третьем этаже.

Воспитатель предлагает детям создать такую же слаженную пожарную команду. Вначале он берёт на себя роль командира этой команды, помогает распределить обязанности. Командир может пострадать во время тушения, его увозит «Скорая помощь» в больницу.

Воспитатель может подсказать ещё один поворот развития сюжета: пострадавших людей, чьи квартиры сгорели или залиты во время тушения пожара, нужно где-то временно разместить, предоставить им жильё, помочь им отремонтировать квартиры и т.д.

3

«Спасатели»

Создавать условия и поощрять творчество, формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом; расширять представления детей о гуманной направленности работы спасателей,  её необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях; развивать речь детей.

Беседа на тему: Важные телефонные номера: куда звонить в минуту опасности?»

Чтение:

Б.Житков «На льдине», «Обвал»,

С.Маршак «Ледяной остров»

Дидактические игры:

«Испорченный телефон»,

«Проведи друга по лабиринту»,

«Кто больше назовёт действий»,

«Отгадай – ка».

Иллюстрации со стихийными бедствиями.

Элементы костюмов спасателей, рули для машин, инструменты для представителей разных профессий:

-чемоданчик врача «Скорой помощи»;

- слесарные инструменты,

-шланг и насос для пожарников,

- инструменты для строителей и др.

Воспитатель спрашивает детей, смотрели ли в их семье телевизионную передачу о недавнем землетрясении в Японии (наводнении в Германии и т.п.). Людям, пострадавшим от стихийного бедствия, необходимо оказать помощь. Во – первых надо найти всех пострадавших под обломками зданий, в затопленных домах и т.л., разобрать завалы. Во – вторых, оказать людям срочную медицинскую помощь ,вывезти их в безопасное место и отправить в больницу. В – третьих, нужно обеспечить их временным жильём, питанием, одеждой. Весь мир спешит на помощь. Прилетают самолёты со спасательными командами из разных стран. Они привозят лекарство и продовольствие. Спасателям в поисках пострадавших помогают специально обученные собаки.

4

«Агентство недвижимости»

Формировать умение самостоятельно распределять роли и действовать согласно им; расширить представления детей об окружающем, закреплять знания о работе агентства по продаже недвижимости, развивать диалогическую речь.

Занятия:

аппликация: «Дачный домик»

«Дома на нашей улице»

Беседа: «Мы хотим купить новое жильё. Как это сделать?»

Создание с детьми рекламных проспектов домов.

Рекламные журналы, планы квартир, фотографии домов, конструктор, инструменты для строителей и др.

Знакомство с рекламными проспектами, выбор недвижимости, обсуждение местонахождения недвижимости, знакомство с особенностями планировки и оформления, оформление сделки, оплата покупки, оформление документов и др.

апрель

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

1

«Космонавты»

Научить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемою ситуацию и действовать в соответствии с ней; закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, продолжать учить использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы – заместители; развивать творческое воображение, связную речь детей.

Занятие по предметному миру: «Звёзды и планеты»

Беседы с детьми о космосе и космонавтах.

Рассматривание фотографий космонавтов.

Рассматривание  иллюстраций космического транспорта и его конструирование.

Чтение: «Первый полёт» А.Митяев, «Земля» Я.Аким.

Игра «Созвездия»

Конструктор, шнуры, инструменты для работы в космосе, рации, журнал наблюдений, карта созвездий и космического неба, фотоаппараты, предметы – заместители.

Тренировка космонавтов, сдача экзамена на готовность к полёту, осмотр врача, посадка в ракету, пуск корабля, работа в космосе (запустить спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде; сделать фотографии нашей планеты, провести исследование, опыты и др), управление полётом с Земли, сообщения с борта корабля, приземление, встреча на Земле, медицинский осмотр, отдых космонавтов после полёта, сдача рапорта о прохождении и завершении космического полёта.

2

«Космическое путешествие»

Продолжать учить детей самостоятельно распределять роли, понимать воображаемою ситуацию и действовать в соответствии с ней; закреплять знания детей о космосе, о планетах солнечной системы; учить моделировать игровой диалог, продолжать учить использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы – заместители; развивать творческое воображение, связную речь детей.

Рассматривание фотографий и иллюстраций планет солнечной системы.

Рисование планет солнечной системы (фотографии).

Дидактическая игра «Разложи по порядку планеты»

Чтение: Голубой метеорит» Р,С.Сеф,

«Звёзды. Планеты. Телескоп» Г.Черненко.

Конструктор, шнуры, инструменты для работы в космосе, рации, журнал наблюдений, карта созвездий и космического неба, иллюстрации планет солнечной системы, фотоаппараты, предметы – заместители.

Воспитатель объявляет, что через час стартует космический корабль и желающие могут стать космическими туристами. Кто решил отправиться в космос должен быть здоров, поэтому необходимо медицинское обследование. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают пилота, штурмана. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристёгивают ремни. Космический корабль делает остановки на разных планетах, туристы осматривают планеты и делают выводы о существовании жизни на этих планетах, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

3

«Конкурс красоты»

Продолжать учить детей распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, отображать в игре явления общественной жизни.

Рассматривание журналов мод, фотографии моделей.

Одежда для ряженья, косметические наборы, декорации, камеры, фотоаппараты, предметы – заместители.

Воспитатель объявляет о  конкурсе красоты, и что все желающие могут принять участие, но нужно пройти обучение в школе моделей.

Поступление в школу моделей, обучение: сценическая речь, сценодвижение и др; выбор моделей для показа, работа с модельерами; работа с фотографами, начало конкурса, оценки жюри, объявление победительницы конкурса.

4

«Зоопарк» + «Школа»+«Пиццерия»

Продолжать формировать умения творчески развивать сюжет игры; объединять несколько сюжетов; самостоятельно распределять роли; вносить в содержание игры сюжеты из личных впечатлений; воспитывать доброе отношение к животным, закрепление и обогащение знаний о животных, об их внешнем виде и о повадках.

Занятие: «Животный мир»

Чтение литературы по теме:

«Лев и собачка» Л.Н.Толстой,

«Тюлень» Г.Корольков,

«Крокодил» В.Лунин.

«Атлас животных мира» В.Степанов.

Рассматривание иллюстраций по теме.

Изготовление атрибутов к игре: внести в план зоопарка пиццерию, изготовить меню.

Изготовление альбома «Зоопарк».

Рассматривание иллюстраций по теме.

Конструирование клеток для зверей в зависимости от их размеров (из конструктора и коробок).

Дид игра «Кого везут в зоопарк?»

Строительный материал, коробки (клетки), билеты, касса,  игрушки – животные,

фартуки, наборы посуды, подносы, меню, салфетки, наборы продуктов, «пиццы», предметы – заместители.

Воспитатель сообщает, что в город приехал зоопарк.

Дети строят клетки для зверей, обносят территорию забором, делают ворота, место для кассы, на воротах прикрепляется табличка со словом «Зоопарк»), животные помещаются в клетки; воспитатель предлагает собираться на экскурсию; приобретение билетов в зоопарк, при входе их проверяет контролёр; экскурсия по зоопарку,  дети рассматривают, задают вопросы.

Видоизменение игры: экскурсия для школьников, наблюдение за кормлением и уходом за животными. Посещение пиццерии.

май

Название игры

Задачи

Предварительная работа

Игровой материал

Сценарий игры

1

«Мы – военные»

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом; продолжать развивать тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитывать уважение к военным профессиям, желание служить в армии.

Чтение

Л.Кассиль «Памятник советскому солдату»

В.Никольского «Что умеют танкисты»

Рассматривание иллюстраций по теме.

Военные фуражки, пилотки, автоматы, погоны, санитарные сумки, бинт, вата, фляжка, телефон, рации, бинокли, строительный материал и др.

Сюжет игры: танкисты освобождают город. Танкистам и пехотинцам  надо уничтожить вражеские танки. Пехотинцам надо перейти через речку по поваленному бревну, затем перепрыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Раненым солдатам оказывают помощь медсестры. После победы солдат радостно встречает население освобождённых городов и сёл.

2

«Транспорт» - ГИБДД

Продолжать учить детей распределять роли и действовать согласно принятой роли; закреплять знания детей о правилах дорожного движения, учить ориентироваться по дорожным знакам.

Беседы на тему: «Дорожное движение»

«Зачем нужны дорожные знаки»

Чтение:

«Автоинспектор», «Шофёр» Н.А.Кнушевицкая.

Рули, дородные знаки, светофоры, жезл, свисток, флажки для регулировщика,  различные документы (права, технические паспорта автомобилей).

Детям предлагается выбрать сотрудников ГИБДД, чтобы те следили за порядком на дорогах города, а остальные дети – автомобилисты. По желанию распределяют роли работников бензозаправки и автомастерской. В ходе игры дети стараются не нарушать правила дорожного движения.

3

«Туристическое агентство»

Продолжать формировать умение творчески развивать сюжет игры; договариваться о сюжете, распределять роли; делиться на группы для реализации сюжета, учить выполнять игровые действия в соответствии с ролью, соблюдать их последовательность.

Рассматривание иллюстраций по теме (различные суда, природный и животный мир тёплых стран и др).

Конструирование корабля.

Чтение произведений по теме.

Беседы на тему «Как построить корабль»

Изготовление атрибутов к игре: составление карты путешествия.

Строительный материал, штурвал, одежда для моряков и капитана и др членов команды, фотоаппараты, иллюстрации жарких стран, билеты, карта путешествия, предметы – заместители.

Воспитатель сообщает детям, что в туристическом агентстве появились новые путёвки туры в теплые страны, и отправиться можно на корабле, кто хочет путешествовать могут обраться в агентство. В агентстве их встречает директор, интересуется куда бы они хотели отправиться, рекомендует советует посетить различные страны, предлагает рассмотреть журнал с иллюстрациями. Дети оплачивают путёвку в кассе, получают билеты и отправляются в путешествие на корабле. По прибытию туристы знакомятся с местностью, фотографируются, посещают музеи, выставки, рестораны, пляжи и т.п. После путешествия рассматривают фотографии (иллюстрации) и рассказывают о том, как прошло их путешествие.

4

ДИАГНОСТИКА ИГРОВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план сюжетно-ролевых игр в средней группе

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для средней группы на год...

Перспективный план сюжетно-ролевых игр в средней группе

Перспективный план сюжетно-ролевых игр в средней группе...

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы...

Перспективный план сюжетно-ролевых игр в старшей группе

Перспективный план сюжетно-ролевых игр в старшей группе на учебный год....

Перспективный план сюжетно-ролевых игр в средней группе

Перечень сюжетно - ролевых игр для среднего дошкольного возраста....

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для подготовительной группы на каждую неделю

Перспективный план сюжетно-ролевых игр для подготовительной группыСЕНТЯБРЬ 1 неделя «В лесу»Цель. Закрепление названий различных видов растений, семян, грибов. Воспитание интерес...

Перспективный план "Сюжетно-ролевая игра в подготовительной группе"

Игра-ведущий вид деятельности в детском саду...