Главные вкладки

    План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)
    методическая разработка (средняя группа)

    Огаркова Галина Георгиевна

    «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №5»

    городского округа город Шарья Костромской области

    План работы по самообразованию

    «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)

    на 2020-2021 учебный год

            

    Подготовила

    Воспитатель Огаркова Г.Г.

    Шарья 2020

    Тема:

    • Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника.

    Возрастная категория:

    • «средняя группа».

    Цель:

    • создание условий для всестороннего развития личности ребенка посредством театрализованной деятельности.

    Задачи:

    • Изучение теоретического и практического опыта по данной теме;
    • Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды);
    • Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства;
    • Работа над культурой и техникой речи детей;
    • Работа над этюдами, ритмопластикой;
    • Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении;
    • Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций;
    • Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности;
    • Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, организовать выступления детей средней группы перед детьми младшего возраста;
    • Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

    Сроки:

    • 01.09.2020-31.05.2021 гг.

    Пояснительная записка.

    Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

    Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

    В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

    Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо "живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

    Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

    Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что театрализованная деятельность открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

    Актуальность.

    Актуальность моей темы в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для всестороннего развития личности детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

    Содержание работы по самообразованию:

    Тема занятия

    Нетрадиционные техники

    Материалы

    Работа с родителями

    Сентябрь-май

    Изучение методической литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах, интернет ресурсов:

    • Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
    • Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
    • Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
    • Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002
    • Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
    • Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
    • Доронова Т.Н., Е.Г.Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.;
    • Доронова Т.Н.«Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004.
    • Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
    • Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12.
    • Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010.
    • Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.
    •  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000..
    • Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004.
    • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2003

    Изучение литературы, отбор технологий.

    Сентябрь

    Содержание работы

    Цель

    Материал

    Работа с родителями

    Изготовление картотеки театрализованных игр.

    Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

    Беседа «Что такое театр»?

    познакомить детей с волшебным миром театра, с видом современных зданий театра прошлых лет; дать понятия: сцена, зрительный зал.

    фотографии с различными видами зданий театра

    Показ детям сказки  «Колобок»

    развивать творческие способности детей через участие в театрализованной деятельности.

    Ширма, кукольный театр «Теремок»

    Октябрь

    Создание дидактической игры «Театральные профессии

    Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.

    Мимика – «Подбери маску»

    Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.

    Набор карт с изображением различных эмоциональных состояний.

    Беседа: «Театральные профессии»

    расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.

    иллюстрации помещений театра, театральная афиша, театральные билеты, театральные программки, слайды с видами различных театров, фотографии актеров, фрагментами различных спектаклей

    Театрализованная игра «Зверята»

    формировать у детей навыки звукоподражания.

    Маски «Зверят»

    Показ детям сказки «Заяц и лиса»

    Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

    Ширма, плоский театр «Заяц и лиса»

    Ноябрь

    Изготовление мнемотаблиц по сказкам.

    Беседа: «Правила поведения в театре»

    Пополнить новыми словами активный словарь детей; воспитывать культуру поведения детей в театре.

    Консультация «Какие бывают театры: кукольный,

    настольный, теневой,

    пальчиковый и др.»

    Пантомимика – игра «Походка

    Учить детей, не говоря ни слова, с помощью  языка выразительных движений показывать своё настроение.

    Театрализованная игра «Прятки»

    развивать навык звукоподражания.

    плоскостной настольный домик с большим окном, сюжетные игрушки.

    Знакомство с р. н. сказкой «Репка»

    Знакомство с русской народной сказкой « Репка»                                                         Учить выделять и называть характерные признаки персонажей, развивать интонационную выразительность речи.

    Мнемотаблица по сказке «Репка»

    Показ детям сказки «Репка»

    Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

    Кукольный театр «Репка»

    Инсценировка сказки «Репка»

    Вызвать интерес к сказке «Репка».Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого.Развивать внимание, речь, чувство ритма, мелкую моторику, координацию движений.

    Маски героев по сказке репка.

    Декабрь

    Создание театра теней

    Мимические

    упражнения

    Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость,

    гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.

    Картинки - настроение

    Консультация «Домашний театр»

    Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…»

    поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

    Театрализованная игра «Лиса и дрозд»

    Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

    Настольный театр по сказке «Лиса и дрозд», ширма

    Обыгрывание сказки

    «Курочка Ряба»

    Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

    Ширма, маски героев сказки «Курочка ряба»

    Январь

    Д/И «Расскажи сказку»

    формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память

    Народная театрализованная игра «Король»

    Побуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действий.

    Корона

    Консультация «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству»

    Показ детям сказки «Заюшкина избушка»

    Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

    Настольный театр «Заюшкина избушка»

    Обыгрывание р.н.с «Заюшкина избушка»

    Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество

    Маски герое «Заюшкина избущка»

    Этюды «Зеркало»

    Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой

    Февраль

    Театрализованная игра «Бабушка- Маланья»

    Обеспечить развитие умения проговаривать заданное слово с определенной интонацией, сочетать напевную речь с пластическими движениями.

    Способствовать развитию пантомимических способностей, актерского мастерства.

    Шапочки-маски к сказке «Заюшкина избушка» (заяц, лиса, собаки, медведь, петух, шапочка-паучок, «волшебный сундучок».

    Предложить помочь изготовить модели настольного театра к русской народной сказке «Рукавичка»

    Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

    Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

    Шапочки-маски к сказке «Заюшкина избушка»

    Игра-пантомима «Поиграем-угадаем»

    Учить детей, не говоря ни слова, с помощью  языка выразительных движений показывать своё настроение.

    Март

    Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

    развивать воображение и пантомимические навыки.

    Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности детей

    Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)

    развивать пантомимические навыки

    Знакомство с р.н.с. «Три медведя»

    знакомство со сказкой «Три медведя», развитие речи детей.

    Обыгрывание р.н.с. «Три медведя»

    Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество

    Ширма, настольный театр «Три медведя»

    Апрель

    Музыкальная игра «Курочка и цыплята»

    учить детей имитировать характерные действия персонажей.

    Консультация «Зачем ребёнку кукольный спектакль?» Привлечь родителей связать кукол для пальчикового театра

    Рассказывание русской народной сказки «Теремок»

    учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, запоминать действующих лиц благодаря показу сказки.

    Мнемотаблицы по сказке «Теремок»

    Театрализованная игра «День рождения»

    Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, учить их быть вежливыми, добрыми, отзывчивыми

    Показ русской народной сказки «Теремок»

    Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество

    Настольный театр «Теремок», ширма

    Май

    Игры с разными видами театров «Придумай сказку»

    Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

    Разные виды театра по желанию детей        

    Привлечение родителей к подготовке к инсценировке сказки «Теремок»

    Исценировка р.н.с. «Теремок»

    Показ сказки детям младшей группы

    Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество

    Развивать артистические способности у детей, воспитывать дружеские взаимоотношения, желание доставить малышам радость.

    Теремок, маски и др. атрибуты к образу персонажей, музыкальное аудио оборудование.

    Используемая литература:

    1. Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
    2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
    3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
    4. Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002
    5. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
    6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
    7. Доронова Т.Н., Е.Г.Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.;
    8. Доронова Т.Н.«Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004.
    9. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
    10. Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12.
    11. Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010.
    12. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.
    13.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000..
    14. Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004.
    15. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2003


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Самообразование. Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

    Театр– это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. ...

    «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

    Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные ...

    «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

    Игра — наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра ...

    План по самообразованию «Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»

    Самообразование на тему:«Театрализованная деятельность, как метод всестороннего развития личности дошкольника»...

    План работы по самообразованию «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

    Актуальность темыИзобразительная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Изобразительная деятельность - это специфическое образное познание действите...