«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)
методическая разработка (средняя группа)

Смакова Файруза Акрамовна

План работы по самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2021.docx30.47 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию

тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)

на 2021-2022 учебный год

        

 

                                                                               Выполнил: Воспитатель

     Смакова Ф.А.

Туймазы 2021

Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника.

Возрастная категория: средняя группа.

Цель: создание условий для всестороннего развития личности ребенка посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

Изучение теоретического и практического опыта по данной теме;

  • Создание условий для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (организация и оформление развивающей предметно-пространственной театральной среды);
  • Знакомство с основами театральной культуры, с основными видами театрального искусства;
  • Работа над культурой и техникой речи детей;
  • Работа над этюдами, ритмопластикой;
  • Развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении;
  • Побуждать детей к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций;
  • Обеспечение условиями для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности;
  • Создание условий для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, организовать выступления детей средней группы перед детьми младшего возраста;
  • Способствование самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

Сроки:

  • 01.09.2021-31.05.2022 гг.

Пояснительная записка.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию ребёнка в целом. Именно театральная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей.

Театральная деятельность и развитие творческих способностей человека составная часть социально – экономических и духовных направлений современного общественного устройства. Слово «творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте, индивидуальном и общественном. Творческая деятельность – это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество – это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно – технического прогресса становится всё разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Каждый ребенок – актер от природы, причем хороший актер, который живет эмоциями, еще не ограниченными взрослением. Какой малыш не мечтал хотя бы однажды, чтобы его любимые игрушки, ставшие лучшими друзьями, ожили и заговорили? Чтобы они смогли рассказать о себе, стать настоящими партнерами по играм. Но, оказывается, чудо «живой" игрушки все-таки возможно! Играя, ребенок бессознательно накапливает целый «банк жизненных ситуаций», а при умелом подходе взрослого, где воспитательные возможности театрализованной деятельности широки, знакомит детей с окружающим миром через образы, краски, звуки, а поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Но не менее важно, развитие эмоциональной сферы ребенка, сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события, являются источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театральная деятельность.

Я выбрала данное направление в работе с детьми, так как считаю его актуальным, важным и необходимым, потому что театрализованная деятельность открывает возможности развития у детей творческих способностей, фантазии и воображения.

Актуальность.

Актуальность моей темы в том, что театрализованные игры являются благоприятной средой для всестороннего развития личности детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

Изучение методической литературы по данной проблеме. Изучение статей в журналах, интернет ресурсов:

  • Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
  • Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
  • Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
  • Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002
  • Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
  • Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  • Доронова Т.Н., Е.Г.Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.;
  • Доронова Т.Н.«Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004.
  • Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
  • Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12.
  • Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010.
  • Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.
  •  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000..
  • Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004.
  • Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2003

Изучение литературы, отбор технологий.

Содержание работы по самообразованию:

Сентябрь

Содержание работы

Цель

РППС

Работа с родителями

Изготовление картотеки театрализованных игр.

Консультация для родителей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста».

Беседа «Что такое театр»?

познакомить детей с волшебным миром театра, с видом современных зданий театра прошлых лет; дать понятия: сцена, зрительный зал.

фотографии с различными видами зданий театра

Показ детям сказки

 «Колобок»

развивать творческие способности детей через участие в театрализованной деятельности.

Ширма, кукольный театр «Теремок»

Октябрь

Создание дидактической игры «Театральные профессии

Поручения родителям по изготовлению атрибутов для театрализованных игр.

Мимика – «Подбери маску»

Развивать эмоциональный мир ребёнка, обучать «языку эмоций», совершенствовать способности различать основные эмоциональные состояния.

Набор карт с изображением различных эмоциональных состояний.

Беседа: «Театральные профессии»

расширить представления детей о мире театра, о театральных профессиях, стимулировать их интерес к театральному искусству, обогатить словарный запас детей театральными терминами.

иллюстрации помещений театра, театральная афиша, театральные билеты, театральные программки, слайды с видами различных театров, фотографии актеров, фрагментами различных спектаклей

Театрализованная игра «Зверята»

формировать у детей навыки звукоподражания.

Маски «Зверят»

Показ детям сказки «Заяц и лиса»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Ширма, плоский театр «Заяц и лиса»

Ноябрь

Изготовление мнемотаблиц по сказкам.

Беседа: «Правила поведения в театре»

Пополнить новыми словами активный словарь детей; воспитывать культуру поведения детей в театре.

Консультация «Какие бывают театры: кукольный,

настольный, теневой,

пальчиковый и др.»

Пантомимика – игра «Походка

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью  языка выразительных движений показывать своё настроение.

Театрализованная игра «Прятки»

развивать навык звукоподражания.

плоскостной настольный домик с большим окном, сюжетные игрушки.

Знакомство с р. н. сказкой «Репка»

Знакомство с русской народной сказкой « Репка»                                                         Учить выделять и называть характерные признаки персонажей, развивать интонационную выразительность речи.

Мнемотаблица по сказке «Репка»

Показ детям сказки «Репка»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Кукольный театр «Репка»

Инсценировка сказки «Репка»

Вызвать интерес к сказке «Репка».Учить играть роль персонажа сказки с помощью взрослого.Развивать внимание, речь, чувство ритма, мелкую моторику, координацию движений.

Маски героев по сказке репка.

Декабрь

Создание театра теней

Мимические

упражнения

Разыгрывание этюдов на основные эмоции: радость,

гнев, грусть, удивление, страх, отвращение.

Картинки - настроением

Консультация «Домашний театр»

Театрализованная игра «Где мы были мы не скажем…»

поощрять попытки детей участвовать в коллективном разговоре, принимать совместные решения; развивать творческое воображение; побуждать детей к импровизации.

Театрализованная игра «Лиса и дрозд»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Настольный театр по сказке «Лиса и дрозд», ширма

Обыгрывание сказки

«Курочка Ряба»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Ширма, маски героев сказки «Курочка ряба»

Январь

Д/И «Расскажи сказку»

формировать умение пересказывать знакомую сказку последовательно и выразительно; развивать умение располагать в правильной последовательности картинки, развивать внимание, усидчивость, мышление, память

Народная театрализованная игра «Король»

Побуждать интерес детей к театрализованной игре, создавать условия для ее проведения. Формировать умение следить за развитием действий.

Корона

Консультация «Театрализованные игры- путь к детскому творчеству»

Показ детям сказки «Заюшкина избушка»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Настольный театр «Заюшкина избушка»

Обыгрывание р.н.с «Заюшкина избушка»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество

Маски герое «Заюшкина избущка»

Этюды «Зеркало»

Развивать умение выражать свои эмоции жестами, мимикой

Февраль

Театрализованная игра «Бабушка- Маланья»

Обеспечить развитие умения проговаривать заданное слово с определенной интонацией, сочетать напевную речь с пластическими движениями.

Способствовать развитию пантомимических способностей, актерского мастерства.

Шапочки-маски к сказке «Заюшкина избушка» (заяц, лиса, собаки, медведь, петух, шапочка-паучок, «волшебный сундучок».

Предложить помочь изготовить модели настольного театра к русской народной сказке «Рукавичка»

Инсценировка сказки «Заюшкина избушка»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Шапочки-маски к сказке «Заюшкина избушка»

Игра-пантомима «Поиграем-угадаем»

Учить детей, не говоря ни слова, с помощью  языка выразительных движений показывать своё настроение.

Март

Игра: «Как варили суп» на имитацию движений

развивать воображение и пантомимические навыки.

Привлечение родителей к изготовлению атрибутов для театрализованной деятельности детей

Пантомимические этюды (озорной щенок, гордый петушок, пугливый мышонок, злая собака)

развивать пантомимические навыки

Знакомство с р.н.с. «Три медведя»

знакомство со сказкой «Три медведя», развитие речи детей.

Обыгрывание р.н.с. «Три медведя»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество

Ширма, настольный театр «Три медведя»

Апрель

Музыкальная игра «Курочка и цыплята»

учить детей имитировать характерные действия персонажей.

Консультация «Зачем ребёнку кукольный спектакль?» Привлечь родителей связать кукол для пальчикового театра

Рассказывание русской народной сказки «Теремок»

учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, запоминать действующих лиц благодаря показу сказки.

Мнемотаблицы по сказке «Теремок»

Театрализованная игра «День рождения»

Воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, учить их быть вежливыми, добрыми, отзывчивыми

Показ русской народной сказки «Теремок»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество

Настольный театр «Теремок», ширма

Май

Игры с разными видами театров «Придумай сказку»

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество.

Разные виды театра по желанию детей

Привлечение родителей к подготовке к инсценировке сказки «Теремок»

Исценировка р.н.с. «Теремок»

Показ сказки детям младшей группы

Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество. Развивать и поддерживать интерес к театрализованной игре, развивать воображение, творчество

Развивать артистические способности у детей, воспитывать дружеские взаимоотношения, желание доставить малышам радость.

Теремок, маски и др. атрибуты к образу персонажей, музыкальное аудио оборудование.

Используемая литература:

  1. Алябьева Е.А. развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. – М., 2005
  2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду.-М., 2003.
  3. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников.— М., 1990.
  4. Борисенко М.Г., И.А. Лукина «Наши пальчики играют» СПб «Паритет», 2002
  5. Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. – Ярославль, 1996.
  6. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991.
  7. Доронова Т.Н., Е.Г.Доронова «Развитие детей в театрализованной деятельности»; Москва -1997.;
  8. Доронова Т.Н.«Играем в театр»; Москва «Просвещение» 2004.
  9. Ерофеева Т.И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
  10. Заворыгина Е Особенности воображения детей в игре//Дошк. восп.–1986. -№12.
  11. Зацепина М.Б. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера»2010.
  12. Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.
  13.  Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.-М.: Академия, 2000..
  14. Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи», СПб «Литера», 2004.
  15. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование. Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

Театр– это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. ...

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

Театрализованная игра — одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные ...

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

Игра — наиболее доступный и интересный для ребенка способ переработки, выражения эмоций, впечатлений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин и др.). Театрализованная игра ...

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)

laquo;Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)...