Приобщение детей раннего возраста к музыкальной культуре
методическая разработка

Цветкова Наталья Валерьевна

Методическая разработка

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №1 «Светлячок»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

  «Приобщение детей раннего возраста

к музыкальной культуре»

Музыкальный руководитель:

Цветкова Наталья Валерьевна

г. Семенов Нижегородская область

2019

Оглавление

Введение        4

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы приобщения детей раннего возраста к музыкальной культуре        7

1.1        Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования        7

1.2 Особенности формирования и развития музыкальной культуры у детей раннего возраста        14

Выводы по Главе 1        19

Глава 2. Практическое изучение особенностей приобщения детей раннего возраста к музыкальной культуре        21

2.1 Диагностика уровня развития музыкальной культуры детей раннего возраста        21

2.2 Игры и игровые упражнения по развитию музыкальной культуры детей раннего возраста        24

Выводы по Главе 2        33

Заключение        34

Список литературы        36

Приложение        38


Введение

Актуальность исследования. Музыкальное искусство, непосредственно и сильно воздействующее на человека уже в первые годы его жизни, занимает существенное место в общем культурном развитии. Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Именно под воздействием музыки формируется художественное восприятие, богаче становятся переживания.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного общего образования (ФГОС ДОО) ставит перед дошкольной образовательной организацией задачу: дать ребенку дошкольного возраста первоначальное образование в области музыкальной культуры [17].

Понятие музыкальной культуры дошкольников включает в себя достаточно широкий спектр развиваемых способностей, умений.

Проблема формирования основ музыкальной культуры дошкольников рассмотрена в исследованиях М.Б. Зацепиной, А.И. Катинене, О.П. Радыновой, Д. Б. Кабалевским. Изучению процесса формирования отдельных компонентов музыкальной культуры дошкольников посвящены работы Н.А. Ветлугиной, И.В. Груздовой, К.В. Тарасовой, Н.А. Чичериной, А.В. Шумаковой, Л. А. Рапацкой, Ю. Б. Алиевым.

На раннем этапе жизни ребенка (примерно до 2-3 лет) закладываются основы музыкальной культуры. Музыкальная деятельность должна быть направлена на накопление музыкальных впечатлений и развитие лишь некоторых навыков. В этот период пока трудно выделить компоненты музыкально-эстетического сознания ребенка. Однако именно в этом возрасте, до 3 лет, важно создать условия для восприятия детьми художественно ценных образцов музыкального наследия и посильной музыкальной деятельности.

Таким образом, исходя из актуальности была сформулирована тема  исследования: «Приобщение детей раннего возраста к музыкальной культуре».

Цель исследования: изучить особенности приобщения детей раннего возраста к музыкальной культуре.

Объектом исследования является процесс формирования и развития музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Предметом исследования особенности приобщения детей раннего возраста к музыкальной культуре.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  2. Рассмотреть особенности формирования и развития музыкальной культуры у детей раннего возраста.
  3. Определить основные направления работы музыкального руководителя по формированию музыкальной культуры детей раннего возраста.
  4. Рассмотреть особенности диагностики уровня развития музыкальной культуры детей раннего возраста.
  5. Подобрать и систематизировать игры и игровые упражнения по развитию музыкальной культуры детей раннего возраста.

Исходя из цели исследования, выдвигаем следующую гипотезу: организация работы по формированию музыкальной культуры у детей раннего дошкольного возраста повысит эффективность, если:

- проводить диагностику сформированности музыкальной культуры у детей раннего дошкольного возраста;

- учитывать возрастные, психологические и индивидуальные особенности детей данной группы;

- разработать содержание, формы, методы и приемы работы по развитию музыкальной культуры в процессе развития музыкального восприятия.

Методы исследования: теоретические: анализ, синтез, конкретизация, сравнение, обобщение, классификация имеющейся литературы; наблюдение, беседа, описание проведенных фрагментов уроков, дидактических игр, комплекса упражнений.

Структура работы. Методическая  работа имеет следующую структуру: введение, 2 главы, заключение, список литературы, приложения.


Глава 1. Теоретические аспекты проблемы приобщения детей раннего возраста к музыкальной культуре

  1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования

Музыкальная культура ребенка является частью их общей духовной культуры. Духовная культура ребенка формируется в условии реализации на практике задач культурологического типа (художественно-содержательные, художественно-аксиологические, художественно-аналитические, художественно-конструктивные) [16].

Одним из центральных положений этого раздела является вопрос о содержании самого понятия музыкальная культура применительно к условиям образовательной организации. Важен вопрос об особенностях формирования музыкальной культуры в практике музыкального образования и воспитания детей.

Философы, педагоги, музыканты-педагоги исследуют феномен культуры в контексте образования и воспитания (Л. А. Рапацкая, Л. Э. Шевчук, Л. Н. Смирнова, А. Н. Малюков, Е. Ю. Глазырина и др.).

Для выяснения круга столь серьезных проблем необходимо обратиться к философской категории культура. Исследование культуры как философского феномена показывает, что изучаемое понятие рассматривается в научной литературе на разных уровнях.

Существующая в философской литературе дифференциация содержания культуры послужила методологическим фундаментом в исследовании понятия музыкальная культура младших школьников общеобразовательных школ. В частности, Э. А. Орловой и Л. Н. Коганом выделены следующие содержательные уровни культуры: актуальный и специальный, обыденный и специальный.

Понятие музыкальной культуры дошкольников включает в себя достаточно широкий спектр развиваемых способностей, умений.

Доктор педагогических наук Зацепина М.А. в статье «Воспитание художественно-эстетической культуры у детей дошкольного возраста» указывает на то, что начинать художественно-эстетическое воспитание необходимо в самом раннем возрасте. Усвоение основ культурных знаний, убеждений, чувств, навыков, разных видов познавательной видов деятельности и норм поведения в обществе будут способствовать успешному формированию развитой личности ребенка [2].

Одной из основных сфер художественно-эстетического воспитания считается музыкальная сфера. Многие психологи и культурологи называют музыку таким видом искусства, который становится доступен для восприятия раньше остальных. «Для того чтобы нынешнее поколение имело возможность «присвоить» ценности музыкальной культуры, необходимо, чтобы они с раннего детства слышали образцы высокого музыкального искусства – музыкальную речь композиторов разных эпох, народную музыку и, подобно усвоению речи словесной, привыкали к ее интонациям, эмоционально реагировали на смену настроений, воспринимали как эталоны красоты.» - пишет профессор, доктор педагогических наук Радынова Ольга Петровна [16; с.116].

«В богатствах культуры, накопленных человечеством, передается опыт, который должен освоить и усвоить, подключаясь, таким образом, к уровню, достигнутому развитием социума». Ученые, в процессе экспериментов и исследований доказали, что музыкальное мышление формируется у ребенка в младшем возрасте, ему способствуют движения, помогающие детям понять и ощутить художественный посыл и характер музыкальной композиции.

В процессе приобщения к музыкальной культуре дети познают эталон качества, происходит присвоение культурного опыта. Неоднократное восприятие различных произведений искусства способствует постепенному культурному ориентированию ребенка и помогает ему выявлять важные чувства, мысли, эмоции и переживания, это выражается в воссоздаваемых им художественных образах.

Исходя из этого, музыка является важнейшим драйвером культурного воспитания с самого раннего детства. Следовательно, формирование музыкальной культуры дошкольника является важнейшим этапом в художественно-эстетическом воспитании детей.

Оно подразумевает развитие:

специальных способностей – свойств личности, способствующих достижению результатов в определенной области;

базовых способностей – мышление, творчество, общение, чувства; • нравственно-эстетических ценностей;

 личностных качеств (открытость к познанию нового, внимание к особому, критическое мышление).

Музыкальная культура дошкольника – это интегративное личностное качество, формирующееся в процессе систематического, целенаправленного воспитания и обучения на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-  образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах, рождающее эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке и проявление эстетической и творческой активности [7].

О развитии музыкальной культуры ребенка ставились вопросы в многочисленных работах разных исследователей. Например, Дмитрий Борисович Кабалевский призывал педагогов воспитывать в детях художественную культуру как часть их духовной культуры. Его концепция указывает на то, что музыкальная культура формируется в процессе музыкальной деятельности. Музыкальная деятельность выступает как предпосылка, условие, процесс, форма и итог проявления музыкальной культуры человека. Эта мысль прослеживается и в работах доктора философских наук Риммы Аркадьевны Тальчаровой. Она, анализируя такие факторы музыкальной культуры, как личность, творческий характер, способности к музыкальной деятельности, определяет музыкальную культуру ребенка через совокупность способностей, установок, знаний, умений и навыков [2].

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальному искусству оказывает влияние на формирование эстетического вкуса. Способствует становлению характера, норм поведения. Обогащает внутренний мир ребенка яркими переживаниями. «Важно не «учить дошкольников музыке», а «идти с ребенком к музыке, доверительно взяв его ручку» - именно такой путь будет приятным и полезным, а сам процесс принесет радость от совместного творчества» – пишет кандидат педагогических наук Ирина Бодрова [58].

Особым фактором формирования основ музыкальной культуры дошкольника является среда, в которой он развивается: музыкальные традиции в семье и дошкольном образовательном учреждении. Основы музыкальной культуры формируются в раннем возрасте, становясь фундаментом для дальнейшего музыкального развития ребенка.

Радынова Ольга Петровна определяет эстетическое сознание как ядро музыкальной культуры дошкольника. Именно оно формируется во всех видах музыкальной деятельность, проявляется при овладении определенными знаниями, умениями и навыками. По её мнению, интеллектуальное развитие ребенка происходит в процессе формирования музыкального мышления [16].

Важным методом формирования музыкальной культуры является беседа с ребенком о музыке. В это время у ребенка формируется словарный запас, который помогает выражению эмоций и настроения. Это способствует дополнительному глубокому чувственному познанию музыки, более тонкому художественному пониманию музыкальных произведений. Музыка развивает его эмоциональную структуру личности и эмоциональную отзывчивость, что является важными музыкальными способностями.

 Формирование музыкальной культуры детей дошкольного возраста осуществляется посредством воспитания и обучения в процессе различной музыкальной деятельности:

1) слушание музыки,

 2) пение,

3) музыкально-ритмическая деятельность,

4) игра на детских музыкальных инструментах,

5) музыкально-дидактические игры, 6) иная творческая деятельность [16].

В процессе слушания и исполнения музыкальных произведений, ребенок испытывает определенные эмоции, создаёт в своём сознании образы, воспринимает и осмысливает художественное содержание композиций. Всё это воздействует на то, какие в итоге чувства возникают у ребенка. На основе этого формируются и нравственные качества растущей личности При этом, наибольшее влияние на формирование музыкальной культуры дошкольника оказывает именно семья и бытовой музыкальный фон.

Музыка в повседневной жизни – важная форма организации музыкальной деятельности детей. Слушание музыкальных произведений, просмотр музыкальных фильмов, самостоятельное музицирование детей, упражнения и игры, утренняя гимнастика под музыку, развлечения, тематические вечера, беседы о музыке, посещение концертов и театров – всё это оказывает непосредственное влияние на музыкальную культуру ребенка [2].

Также, накоплению музыкальных впечатлений способствует случайно услышанные музыкальные произведения.

Большой силой воздействия на ребенка обладает музыка, звучащая в повседневной жизни. Отношение родителей к музыке непосредственно передается ребенку. Родителям необходимо объяснять детям значение той или иной музыкальной композиции, помогать различать стили звучащей музыки, исполнителей. Важно, чтобы звучащая музыка была разнообразной, чтобы у ребенка формировался широкий кругозор и критическое мышление (на уровне «нравится – не нравится»), позже ребенок сможет осознанно делать выводы касательно слышимой им музыки.

Повседневная музыка формирует вкус у ребенка. Равнодушие родителей к музыке или увлечение только одним стилем препятствует разностороннему развитию ребенка, обедняет его кругозор. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления.

В повседневной жизни ребенок осваивает наиболее близкие ему виды исполнительской и творческой деятельности. Так, например, дети самостоятельно музицируют напевая знакомые им песни или играя на музыкальных инструментах по собственной инициативе. Важно, чтобы в этом процессе взрослые участвовали осторожно, проявляя тактичность, помогая советом, но не сбивая ребенка с «творческого настроения».

Педагоги советуют прибегать к вспомогательным средствам воздействия: рассказывать сказки, читать книги, рассматривать репродукции картин, смотреть фильмы. Важным фактором является участие родителей в музыкальной жизни ребенка в учреждении дошкольного образования: участие в утренниках, помощь в подготовке музыкальных номеров, костюмов и реквизита.

Музыкальная деятельность ребенка в повседневной жизни, семье и детских образовательных учреждениях способствует всестороннему творческому развитию. Различные виды деятельности взаимодополняют друг друга, что положительно сказывается на художественно-эстетическом воспитании.

Радынова Ольга Петровна разработала технологию развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста – «Музыкальные шедевры». Данная технология построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления в раннем возрасте музыкально-интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи [16].

Эксперименты, проведенные по методике Радыновой диагностируют проявление интереса к музыке в среднем у 93% детей. По результатам занятий дети способны определять настроение и характер музыки, сравнивать её с иллюстрациями, художественным словом, цветом. Дети знакомятся с творчеством великих композиторов: А. Вивальди, П. И.Чайковского, В.А.Моцарта и других.

Кандидат педагогических наук Анцыпирович Ольга Николаевна определяет следующие критерии сформированности музыкальной культуры:

эмоциональная отзывчивость на музыку и интерес к музыкальному репертуару;

 музыкально-языковая способность;

 музыкально-ритмическое чувство;

музыкальный слух;

музыкальное мышление;

знания о музыкальных явлениях;

интерес к музыкальной деятельности;

результативность музыкальной деятельности [2].

Таким образом, формирование музыкальной культуры дошкольников начиная с самого раннего детства является непрерывным и важнейшим этапом развития общей культуры ребенка и его художественно-эстетического воспитания. При этом сформированная музыкальная культура – это целый комплекс явлений, определяющих уровень культурного воспитания человека Музыка, являясь основным драйвером и проводником искусства на ранних этапах становления личности дошкольника, влияет на развитие различных качеств и способностей индивида, на его эмоциональную структуру личности. Помимо этого, музыка является средством передачи этнокультурной информации, что способствует установке определенного мировоззрения.

Формирование музыкальной культуры дошкольника основывается как на базе специальных занятий в учреждениях дошкольного образования, так и на фоне музыкальных традиций в семье и музыкальном окружении ребенка. Следовательно, взрослым необходимо контролировать этот процесс и оказывать посильное участие, для положительного протекания процесса художественно-эстетического воспитания ребенка.

1.2 Особенности формирования и развития музыкальной культуры у детей раннего возраста

Музыкальное развитие ребенка представляет собой сложное, многосоставное явление, которое включает в себя различные компоненты, находящиеся в тесной взаимной связи: между природными задатками и сформированными на их основе музыкальными способностями; внутренними процессами развития и опытом, который передается ребенку извне; усвоением опыта и свершающимся при этом развитии и. т. д. Таким образом, очевидно сочетание разнообразных внутренних процессов и внешних влияний на них.

По мнению Л. С. Выготского, основной движущей силой развития психики ребенка является взаимодействие ребенка с условиями его существования, с социальным окружением: с миром созданных человеком вещей, отношений, способов поведения. Соглашаясь с мнением психолога, добавим в этот ряд мир художественной культуры, в частности музыкальной [4].

Музыкальная деятельность ребенка раннего возраста на прямую связана с окружающей его жизнью, представляющей самые широкие питательные слои для формирования музыкальности. Так, согласно убеждениям Монтессори, важно создать определенную среду, которая содействовала бы саморазвитию ребенка, в том числе художественному.

Процесс приобретения ребенком жизненного, социального, музыкального опыта выявляет и развивает его специальные способности (на основе природных задатков); формирует музыкальные интересы; стимулирует возникновение и развитие эмоциональной отзывчивости, стремление к активной творческой деятельности, оценочному отношению к музыкальным произведениям, а, следовательно, формируют музыкальную культуру личности ребенка. Эти и другие потенциальные возможности ребенка начинают совершенствоваться при наличии, как продуманной системы обучения, так и созданием необходимых условий – организованной основы развития ранней детской музыкальности.

Раннее музыкальное развитие ребёнка  одна из актуальных проблем в психолого-педагогической науке. Данной теме посвящены работы Б. М. Теплова, В. Д. Остроменского, В. В. Медушевского, Д. Б. Кабалевского, Н. А. Ветлугиной, Г. М. Цыпина, Д. К. Кирнарской, К. В. Тарасовой, А. В. Тороповой, С.И. Савшинского, Л. А. Москаленко, C. Seashore, J. Kries, P. Michel, E. Willеms, E. Szeghy и др. [8].

Многие авторы рекомендуют включать ребёнка с рождения в специально организованную активную музыкальную среду с постепенным её расширением через каждые три месяца, учитывая его индивидуальные особенности

В период новорождённости создавать музыкальную среду посредством индивидуально составленного списка музыкальных произведений, которые прослушивались женщиной в период беременности, опираясь на классические и народные умеренные и спокойные музыкальные композиции, и звуки природы [16].

Ребёнок 3-6 месяцев начинает экспериментировать с гласными звуками, делая попытки в их произношении. Поэтому рекомендуется уделять достаточно времени обмену звуками между взрослым с ребёнком. Исполняя младенцу несколько чистых коротких музыкальных звуков и одновременно устанавливая с ним зрительный контакт, можно научить его вторить родителям, подбирая звуки, которые приближались бы к исполняемым нотам. Приветствуется использование музыкального инструмента, который обладает фиксированным строем. Безусловно, возможны и другие инструменты при наличии у родителей музыкального образования [8].

Как сегодня известно, во время движения ребёнок развивается, поэтому движение мы рассматриваем как один из главных составляющих его раннего музыкального развития.

Для ритмичных движений рекомендуется использовать музыкальное сопровождение умеренного или умеренного скорого темпа

С 6 месяцев ребёнок уже начинает пробовать говорить слова, состоящие из одинаковых слогов, как «папа» и «мама». С этого момента рекомендуется усиленно начинать петь детские песни, а в качестве исходного материала можно использовать любые общеизвестные песни или мелодии, прибавляя бесконечные повторения одних и тех же простейших слов или слогов, для того чтобы ребёнок мог наблюдать как формируются подобные созвучия [13].

Примерно в 7-8 месяцев малыш начинает проявлять свои вокальные способности. При этом в издаваемых им звуках можно уловить кое-какие мелодичные элементы. Лучшим способом на данном этапе будет пение родителями фраз на мотив звуков, которые издает сам ребёнок.

С девятимесячного возраста до года рекомендуем активно заниматься систематическими музыкально-вокальными упражнениями. Дети на данном возрастном промежутке способны извлекать звуки из таких инструментов, как: колокольчики, бубен, бубенцы, барабаны разного звучания (большой и малый), металлофон, погремушки-маракасы, деревянные ложки, треугольник, пальчиковые тарелочки, пианино, дудочки и др. Игра на детских музыкальных инструментах развивает координацию обеих рук и мелкую моторику пальцев, что необходимо для полноценного и гармоничного развития ребёнка.

Музыка неизбежно вызывает у ребенка эмоциональную реакцию, которую малышу легче сформулировать невербально.

Кроме того, выразительными действиями не только определяется, но и формируется чувственная сфера ребенка. С. Л. Рубинштейн утверждал, что выразительное движение (или действия) не только выражает уже сформированное переживание малыша, но и само, включаясь, формирует его; так же как, формируя свою мысль, мы тем самым формируем наше чувство, выражая его [15].

При правильной организации музыкальной среды для ребенка положительно решается проблема накопления слуховых образов и вырабатывания слухового внимания. Ведь хорошо развитый и воспитанный в музыкальном выражении слух ускоряет приобретение необходимых музыкальных навыков. Е. Н. Алмазов подтверждает, что звуковые образы должны накапливаться в кладовой слуховой памяти еще до их использования встречи или пении. Что слух развивается не попутно или одновременно с голосом и развитие его должно идти всегда впереди. И чем раньше это начнет происходить, тем лучше Насыщение детского слухового пространства музыкальными звуками следует производить постепенно, при бережном отношении к нежному слуховому аппарату ребенка [3].

Активное вслушивание, «обследование» музыкальных явлений (Н. А. Ветлугина) ребенком становится намного эффективнее, если сопровождается явлением сопричастности, «заражения» эмоциями (А. В. Запорожец) близкого взрослого, с которым можно поделится впечатлениями [2].

На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку

Совершенствуется музыкальная память и мышление. Он помнит многие музыкальные произведения, узнаёт их. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа.

Формируются музыкально – сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности.

В течение третьего года возрастает активность детей в музыкальной деятельности. Малыш получает удовольствие от пения, подпевает концы фраз, поет несложные песенки. Большинство детей поет песню выразительно, напевно, но неточно передают ее мелодию.

Успешно проходят движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности. Любят танцевать под пение взрослых, а также под инструментальную музыку, без атрибутов и с ними. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному. Двигаться в хороводе им пока еще трудно.

Дети способны активно участвовать в музыкально – сюжетных играх. В этом возрасте дети готовы к музыкально –творческим проявлениям как в пении, так и в играх – драматизациях.

При восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции, весёлое оживление или спокойное настроение. Слуховые ощущения более дифференцированы: ребёнок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание и даже тембровую окраску (играет металлофон или барабан). Рождаются первые, сознательно воспроизводимые певческие интонации; подпевая взрослому, ребёнок повторяет за ним окончания музыкальных фраз песен. Овладевает простейшими движениями: хлопает, притопывает, кружится под звуки музыки.

Отдельным элементом методики формирования музыкальной культуры является прием «мимическое зеркало», исполнять который детям вместе с близкими им взрослыми им очень нравится. В нем происходит усвоение и закрепление малышом отдельных мимических выражений, с этого приема ребенок осваивает процесс самовосприятия.

Следующим шагом в развитии музыкальности с помощью невербального языка является использование пальчиковых игр. Это должны быть легко запоминающиеся маленькие этюды, направленные на развитие мелкой моторики, способствующие формированию эмоционально-чувственной сферы и раскрепощению ребенка [4]. Создание личного жестового словаря станет третьим шагом в освоении широкого спектра невербальных средств, помогающих заложить основы музыкальности.

Таким образом, перечисленные нами направления развития музыкальности не являются единственными. Таких направлений обучения ребенка раннего возраста может быть больше. Мы не рассмотрели возможности вокализации и интонирования и. т. д. Тем не менее ясно, что решающим фактором музыкального развития малыша становится организующая среда, воспитывающие условия которой способствует (или тормозят) процесс повышения уровня музыкальности.


Выводы по Главе 1

В первой главе были рассмотрены теоретические основы музыкальной культуры в дошкольных образовательных учреждениях.

Музыкальная культура воздействует на общее развитие детей, формирует эмоциональную среду, совершенствует мышление, ребенок становится чутким к красоте в искусстве и к жизни.

Понятие музыкальная культура ребенка  это его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. К компонентам музыкальной культуры ребенка относятся музыкальный опыт, музыкальную грамотность и музыкально-творческое развитие.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности.

Музыка способна воздействовать на формирование творческой личности ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к активному восприятию и преобразованию окружающего, к активному мышлению. Музыка помогает ребенку не только ощутить прекрасное, но и создавать его. При систематическом слушании музыки дети начинают различать и осознавать ее выразительные средства, жанры, композицию произведений, что, естественно, углубляет эстетические чувства.

Необходимо, чтобы восприятие и исполнение детьми музыки было не только эмоциональным, но и осознанным.

Формирование музыкальной культуры детей предусматривает музыкальное развитие в различных формах музыкальной работы – слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, музыкально-дидактические игры, игра на детских музыкальных инструментах. Все вместе они воспитывают у ребенка любовь к музыке, углубляют его восприятие и понимание окружающего, вызывают определенное к нему отношение,

 музыкальный вкус.

Таким образом, развитие музыкальных способностей является существенной предпосылкой успешного формирования и развития музыкальной культуры.

В деятельности музыкального руководителя ДОО можно выделить три основных направления по формированию музыкальной культуры детей раннего возраста:

а) музыкальный руководитель отвечает за правильную постановку и выполнение задач музыкального образования детей;

б) в перечень обязанностей музыкального руководителя входит оказание методической помощи педагогическому коллективу по организации музыкального образования дошкольников;

в) важным направлением деятельности музыкального руководителя является его взаимодействие с родителями детей.

Для детей с самого раннего возраста необходимо создавать условия для усвоения и развития у них музыкальной культуры. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке как к важному явлению духовной культуры. Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей, можно приобщить их к музыкальной культуре


Глава 2. Практическое изучение особенностей приобщения детей раннего возраста к музыкальной культуре

2.1 Диагностика уровня развития музыкальной культуры детей раннего возраста

В первой главе мы изучили и проанализировали основные теоретические аспекты проблемы формирования музыкальной культуры у детей раннего возраста. Но данные теоретические положения не являются достаточными для реализации цели данного исследования.

Необходимо отметить, что, проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно отметить, что диагностического инструментария для детей именно раннего возраста не выделено. Как правило, диагностические показатели развития музыкальной культуры и музыкального развития определяются, начиная с 3 лет.

Разработка заданий и таблиц, для определения уровня музыкальных способностей детей каждой возрастной группы детского сада, основана на методике диагностики О. П. Радыновой [16], с учетом требований знаний и умений традиционной программы, предназначена для учреждений дошкольного образования, использующих программу воспитания и обучения под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Разработка критериев оценки уровня сформированности музыкальной культуры детей основана на анализе структуры понятия «музыкальная культура дошкольников», которое включает в себя следующие компоненты: эмоциональную отзывчивость, мышление и воображение: восприятия музыки, опыт музыкальной деятельности и развитие способностей; музыкально-эстетическое сознание (эстетические эмоции, чувства, интерес к музыке, вкус, представления об идеале); эмоционально-оценочное отношение, являющееся проявлением музыкально-эстетического знания и музыкально-творческую активность детей.

В ходе исследования музыкальная культура дошкольников анализируется как комплекс трех способностей, способствующих наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:

- ладовое чувство;

- способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, то есть чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии.

Эта способность образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения; музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать музыкальную выразительность ритма и точно воспроизводить последний в движениях.

Развитие этих способностей зависит от планомерного педагогического воздействия, от учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, от окружающей среды.

То есть, определяются показатели уровня сформированности каждого компонента музыкальной культуры, затем они суммировались, так как некоторые из них свидетельствовали о развитии одновременно нескольких структурных компонентов музыкальной культуры.

Ладовое чувство

Начало года

Задание № 1: Послушать два разнохарактерных произведения, по реакции детей, выбрать соответствующий балл.

Д. Кабалевский «Грустный дождик», М.Глинка «Детская полька».

«3» - внимательно слушает произведение от начала до конца, яркие

внешние впечатления, эмоциональная отзывчивость и

двигательная реакция.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается. Проявление эмоциональной

реакции.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Конец года

Задание № 1: В процессе слушания колыбельной и плясовой мелодии, показать соответствующие движения с куклой.

«3» - внимательно слушает, музыкальные фрагменты понимает, что нужно делать, выполняет задание правильно.

«2» - слушает невнимательно, отвлекается., но выполняет задание правильно.

«1» - нет заинтересованности, почти не реагируют на музыку.

Музыкально-слуховое представление

Начало года

Задание № 1: Подпевать вместе с педагогом знакомые фразы

«3» - пропевание всей фразы или мотива.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания.

Конец года

Задание № 1: Петь песню «Ладушки», выполняя в пении движения в конце проговаривая «Да».

«3» - пропевние всей фразы, с правильным выполнением задания.

«2» - подпевание отдельных слов или окончаний слов, 1-2 звука, но выполняя задание.

«1» - интонирование отсутствует, эмоциональная реакция без подпевания

Чувство ритма

Начало года

Задание № 1: Прохлопать под звучание плясовой в ладоши.

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился

Задание № 2: Ребенку предлагается задание – двигаться соответственно музыкальному фрагменту. С помощью педагога, выполнять простейшие танцевальные движения.

«3» - смена движений под музыку, по показу.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мала двигательная реакция на музыку.

Конец года

Задание № 1: Воспроизвести игру на металлофоне после показа взрослого.

«3» - точное выполнение ритмического рисунка.

«2» - не совсем точное.

«1» -с заданием не справился

Задание № 2: Ребенку предлагается задание - потанцевать под музыку, вместе с воспитателем. Звучат фрагменты из трех произведений. Оценивается соответствие эмоциональной окраски движений характеру музыки, соответствие ритма движений ритму музыки.

а) Ломова «Мелодия»,

б) «Марш»,

в) Гречанинов «Моя лошадка».

«3» - выразительная пантомимика, смена движений под музыку, движения головы, рук, чувство пульса.

«2» - есть желание двигаться под музыку, нет эмоциональных движений, нет смены движений под музыку.

«1» - мало двигательная реакция на музыку.

2.2 Игры и игровые упражнения по развитию музыкальной культуры детей раннего возраста

Ранний возраст является важнейшим периодом жизни человека, когда закладываются наиболее важные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. При планировании и организации взаимодействия с детьми во время музыкальных занятий необходимо прежде всего учитывать возрастные особенности детей. Ребенок третьего года жизни инициативен в общении со взрослыми и детьми. Он проявляет доброжелательность, способность мимикой, интонацией, движением и с помощью слов общаться с окружающими; преимущественно вербальное общение. Проявляет интерес к театру, знание его персонажей, стремится воспроизводить фрагменты знакомых сказок по собственной инициативе. Может использовать разные способы игр: практические действия с игрушками или предметом-заместителем (качает куклу); жест (мешает в кастрюле кашу, имитируя движение); слово («Кушай кашку, дочка!»). Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим; подражает сверстникам. Играет в простые групповые игры. Проявляется развитие воображения (способность замещения одного предмета другим, схожим по форме или другим признакам). Отмечается появление смысловой структуры сознания (мыслительные операции — анализ, синтез, сравнение, обобщение). Развитие малыша происходит в основном через общение. Ребенок удерживает внимание 7-8 минут. При новой деятельности ребенок нуждается в поэтапном объяснении, велика роль показа взрослого («Делай как я»).

Ведущей функцией в этом возрасте является восприятие. Развиваются элементарное музыкально-эстетическое восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку, восприятие и различение выразительных отношений музыкальных звуков, контрастных по высоте, длительности, тембру и динамике. Развивается музыкальная активность: малыш не только включается в выразительное пение, но и уже владеет некоторыми певческими навыками. Исполняет несложные хороводы, пляски, танцует в кругу в паре, вовлекается в музыкальные игры, передает характерные движения персонажей (лиса, волк и пр.), с интересом осваивает звучащие музыкальные игрушки и инструменты.

При организации музыкальных занятий с малышами особое внимание уделяется созданию обстановки, в которой дети чувствуют себя комфортно. Музыкальный руководитель и воспитатель в ходе занятий не принуждают воспитанников к выполнению желаемых действий, стараются заинтересовать каждого ребенка, чтобы он сам захотел принять участие в совместной деятельности. Большое внимание уделяется подбору музыкального материала для детей раннего возраста. Музыка должна быть яркой, художественной, но при этом простой. Тематическое содержание (слова песен, речь персонажей) должно быть интересным и понятным детям.

Несмотря на то что занятия должны быть информационно и эмоционально насыщены, детская психика ни в коем случае не должна перегружаться. Персонажей не должно быть много, они должны быть знакомы малышам. Чтобы не напугать малышей, лучше использовать персонажей кукольного театра, мягкую игрушку, воспитатель может надеть маску, не скрывающую его лица. Длительность музыкального занятия не превышает 8-10 минут. Занятия проводятся в игровой форме.

Дети 2-х лет легко возбудимы и довольно быстро утомляются, поэтому необходимо продумать такую организацию занятий, которая предусматривает смену видов деятельности. Все этапы занятия объединяются общим игровым сюжетом, который становится основой развития различных видов детской деятельности.

Игры музыкального характера необходимо проводить как в рамках НОД, так и непосредственной деятельности детей. Конспект НОД представлен в приложении.

«Кошки, мышки»

Подбираются тихая и громкая мелодии. Выбирают одного малыша — он будет котом, остальные — мышками. «Кота» ставят в центр круга. Когда звучит тихая мелодия, «кот» показывает, будто спит, и «мышки» крадутся к нему. Когда включается громкая мелодия, «кот» просыпается и начинает бегать за «мышками». Кого первым он поймает, тот и становится «котом».

 «Солнышко ясное»

Для проведения данной игры понадобится платок (можно шарф) синего или голубого цвета (он будет символизировать небо) и игрушка в виде солнышка (пластиковая или мягкая).

Малыши садятся на стулья, ладони кладут на колени. Ребенок, который исполняет роль «солнца», берет в руки игрушку и прячется за платком.

Платок держит взрослый или другие дети.

Играет музыка, и дети начинают звать солнышко: «Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко!». В середине музыкального произведения «солнышко» выглядывает из-за шарфа или платка. Дети, сидящие на стульчиках, увидев «солнце», говорят: «Выйди, солнышко скорей. Приласкай и обогрей!». И после этого переворачивают руки ладонями вверх. Ребенок, играющий «солнышко», подходит к каждому и гладит по ладоням.

После окончания музыки «солнышко» самостоятельно выбирает малыша, который станет изображать «солнце» далее, а сам садится на его место, при этом передает игрушку.

Пляска

 Я к Сереже (Даше, Коле, Кате…) подхожу, я ладошки покажу.

Я Сережу (Дашу, Колю, Катю…) приглашу и с Сережей (Дашей, Колей, Катей…) попляшу.

 Ля-ля-ля, ля-ля-ля! 2 раза

И с Сережей (Дашей, Колей, Катей…) попляшу!

Веселый мишка

Тихо, Мишенька, сиди.

 И детей не разбуди. 2 раза

Попищи поскорей, чтобы было веселей! – 4 – 6 раз

Здравствуйте (ритмическая игра с пением) Музыка и слова Коротаевой С.

1. Ручки – ручки, наши ручки, здравствуйте! Ласковые ручки наши, здравствуйте! Пальчики веселые, здравствуйте! И ладошки, наши крошки, здравствуйте!

2. Ножки, ножки, наши ножки, здравствуйте! Топотушки, топотушки, здравствуйте! И пружинки, и пружинки, здравствуйте! И притопы, и притопы, здравствуйте!

2. Наши ушки, наши щечки, здравствуйте! И веселые кудряшки, здравствуйте! Вы друг другу улыбнитесь, здравствуйте! И головкой поклонитесь, здравствуйте!

Игра с погремушкой

1. К нам пришла игрушка наша погремушка. (Дети кладут погремушку на колени).

Погремушка не звенит, на коленочках лежит.

Погремушка не играет, а лежит и отдыхает.

Послушная игрушка, наша погремушка (дети гладят погремушку).

!.2,3,4,5 – будем весело играть! (под веселую музыку дети гремят погремушкой).

На окончание музыки кладут ее на колени и «прячут» в ладошки.

2. Тише, тише, тишина, погремушка не слышна.

Спряталась игрушка, наша погремушка.

1,2,3,4,5 – будем снова мы играть! (звенят погремушкой).

1. Пальчики играли: ля-ля-ля-ля-ля,

Пальчики играли: ля-ля-ля-ля-ля,

Пальчики играли, нисколько не устали,

Пальчики играли, нисколько не устали.

2. Кулачки стучали: туки-туки-тук,

Кулачки стучали: туки-туки-тук.

Кулачки стучали, нисколько не устали,

Кулачки стучали, нисколько не устали.

3. Клювики стучали: клю-клю-клю.

Клювики стучали: клю-клю-клю.

Клювики стучали – нисколько не устали,

Клювики стучали – нисколько не устали.

4. Крылышки играли: кря-кря-кря,

крылышки играли: кря-кря-кря.

Крылышки играли – нисколько не устали,

Крылышки играли – нисколько не устали.

5. Тарелочки играли: дзынь-дзынь-дзынь,

Тарелочки играли: дзынь-дзынь-дзынь.

Тарелочки играли – нисколько не устали,

Тарелочки играли – нисколько не устали.

6. Моторчики играли: трр-р-р-р,

Моторчики играли – нисколько не устали,

Моторчики играли – нисколько не устали.

7. Фонарики играли: ля-ля-ля,

 Фонарики играли: ля-ля-ля.

Фонарики играли – нисколько не устали,

Фонарики играли – нисколько не устали.

8. Ладошки играли: хлоп-хлоп-хлоп,

Ладошки играли: хлоп-хлоп-хлоп.

Ладошки играли – нисколько не устали,

Ладошки играли – нисколько не устали.

9. Плечики играли: вот так - так-так,

Плечики играли: вот так - так-так.

Плечики играли – нисколько не устали,

Плечики играли – нисколько не устали.

10. Головой качали: тра-ля-ля,

Головой качали: тра-ля-ля.

Головой качали – немножечко устали,

Головой качали – немножечко устали.

(кладут ладошки под щечку, «засыпают»).

Птички спят на веточках, лисички на пригорочках.

Котятки на окошечке, ребятки на подушечке.

Петушок, к нам приходи, наших деток разбуди.

Петушок к нам прибежал, ку-ка-ре-ку прокричал.

Всех ребяток разбудил, разбудил – развеселил.

Игра со звоночком

1. Тихо-тихо, мой бубенчик, позвони, позвони.

Даже маленькую мышку не буди, не буди.

2. Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.

Всех ребяток, всех ребяток весели, весели.

3. Ты звени, звоночек, тише, пусть тебя никто не слышит.

Ты сильней звени, звонок, чтобы каждый слышать смог!

Динь – динь - дон, динь – динь - дон,

Вот какой веселый звон!

 

Разберитесь сами со звуками и голосами

1. Киска прибежала, хвостиком махала.

Молочка просила, мяу говорила.

Мяу- мяу, мяу-мяу!

2. Собачка прибежала, с ребятками играла.

С ребятками играла, ребяток догоняла.

Гав-гав-гав, гав-гав-гав!

3. Кукушка прилетала, песни распевала.

Ку-ку говорила, ребят веселила.

Ку-ку, ку-ку!

4. Приходили гуси от бабушки – бабуси.

Громко кричали, ребяток распугали.

Га-га-га, га-га-га!

5. Прибегали мышки, мышки – малышки.

Тоненько пищали, от кошки убегали.

Пи-пи-пи, пи-пи-пи.

6. Приходила квочка в пестреньком платочке.

Зернышек просила, детям говорила:

Ко-ко-ко, ко-ко-ко!

7. Утки приходили, кря-кря говорили.

Кря-кря-кря, кря-кря-кря!

8. Приходили хрюшки, розовые брюшки.

Хвостики крючком, носик пятачком.

Хрю-хрю-хрю, хрю-хрю-хрю!

9. Приходил теленок, громко кричал.

Коровушкин ребенок коровушку звал.

Му-му-му, му-му-му!

10. К нам Молчок приходил, всех ребяток усыпил.

Баю-баю, баю-бай, поскорее засыпай!

11. Петушок прибежал, громко – громко закричал:

Ко-ко-ко, ку-ка-ре-ку, кто лежит там на боку?

12. А Петрушка приходил, всех ребяток веселил.

Ля-ля-ля, динь – динь, ля-ля-ля, динь-динь!

Кто же в гости к нам идет?

Тук-тук-тук, отворите, в гости поскорей впустите!

Кто же, кто же к нам идет? Кто там песенку поет?

- Приходи к нам, петушок, попляши у нас, дружок!

Очень весело у нас, развеселый будет пляс.

- Мы собачку в гости просим, приходи, собачка, в гости!

Очень весело у нас, развеселый будет пляс!

- Приходи к нам, зайка, зайка – побегайка!

Очень весело у нас, развеселый будет пляс!

Веселые котята

1. Как котята тихо – тихо парами идем,

Как котята тихо – тихо песенку поем.

Песенку поем: мяу-мяу. Песенку поем: мяу-мяу.

Песенку поем.

2. А теперь мы повернулись: ля-ля-ля, ля-ля-ля.

И друг другу улыбнулись: ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Топнем ножкой, топнем ножкой: топ-топ-топ.

А теперь в ладоши хлопнем: хлоп-хлоп-хлоп.

3. Дружно – дружно выставляем каблучок.

Вот как пляшут наши ножки: чок-чок-чок.

Мы все дружно покружились: ля-ля-ля, ля-ля-ля.

Вот как, вот как веселились: ля-ля-ля, ля-ля-ля.


Выводы по Главе 2

В ходе исследования музыкальная культура дошкольников анализируется как комплекс трех способностей, способствующих наиболее успешному выполнению музыкальной деятельности:

- ладовое чувство;

- способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, то есть чувствовать эмоциональную выразительность звуковысотного движения;

- способность к слуховому представлению, то есть способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное и ритмическое движение мелодии.

Исходя из параметров диагностики музыкальной культуры был подобран ряд музыкально-дидактических игр по развитию музыкальной культуры детей раннего возраста.


Заключение

В ходе проделанной нами работы была проанализирована теоретическая и научно-методологическая литература по проблеме исследования, а именно были рассмотренные понятие музыкальности, музыкального восприятия и музыкальной культуры с точки зрения разных авторов.

Музыкальная культура – определенный пласт художественной культуры, в которой с наибольшей полнотой запечатлелись духовные ценности музыкального образования и воспитания.

В раннем возрасте начинает закладываться интерес к музыке. Основной целью музыкального воспитания в данном возрасте является развитие музыкально-художественной деятельности, приобщение детей к музыкальному искусству. Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста заключаются в следующем:

вызывать у детей радость, положительные эмоции, побуждать их к активности;

привить интерес и любовь к музыке, развивать музыкальную восприимчивость (эмоциональную отзывчивость на музыку, музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма) и музыкальную активность ребенка (умение проявлять себя в пении, связывать с музыкой движения игры и пляски).

Интеграция различных видов деятельности, использование игровых мотиваций, сюрпризных моментов, игр-инсценировок способствуют повышению эмоциональной активности малышей и формированию положительного настроя на музыкальные занятия.

Развитие компонентов музыкальной культуры осуществляется в процессе музыкальной деятельности, таких ее видах, как слушание музыки, пение, музыкально-ритмическая деятельность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-дидактические игры, творческая деятельность.

Основной формой музыкальных занятий у детей дошкольного возраста выступает игра, она способствует развитию воображения, фантазии, образно-ассоциативного мышления и речевой активности ребенка раннего возраста. Музыкально-дидактические игры закрепляют навыки слухового восприятия отдельных средств музыкальной выразительности, таких как темп, ритм, тембр, динамика, направление звучания мелодии.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что формирование основ музыкальной культуры у ребенка дошкольного возраста происходит в процессе его музыкального развития, то есть в результате музыкального воспитания и обучения, что в свою очередь содействует всестороннему развитию личности, ее эстетическому, умственному, нравственному и физическому самосовершенствованию. Формирование основ музыкальной культуры можно рассматривать как процесс музыкального развития детей дошкольного возраста с позиции педагогики и психологии и в опоре на теоретические основы эстетики. Таким образом, эстетическое развитие ребенка происходит преимущественно в процессе обучения в определенной последовательности различным видам музыкальной деятельности, то есть в результате становления основ музыкальной культуры личности.

Таким образом, цель работы можно считать достигнутой.


Список литературы

  1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). Воронеж, НПО «МОДЭК», 1998. 352 с.
  2. Анцыпирович, О. Теоретические подходы к формированию музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Электронный научно-методический журнал «Пралеска» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://praleska-red.by/nauka/teoreticheskie-podxody/ – (дата обращения: 13.02.19).
  3. Бабинова Н. В. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста / Н. В. Бабинова, И. В. Мельцина. СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. 128 с.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Академия, 2016. 121с.
  5. Галянт И.Г. Музыкальное развитие детей 2-8 лет: методическое пособие для специалистов ДОО. М.: Просвещение, 2017. 118 с.
  6. Гогоберидзе А. Г. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста: современные педагогические технологии: учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 050700 «Педагогика» / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. 428 с.
  7. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста / А. Г. Гогоберидзе, В.А, Деркунская. М.: Академия, 2015. 320 с.
  8. Гурбо Н.И. Развитие ребёнка средствами музыкального искусства в пренатальный период // Весцi БДПУ. Сер. 1. 2016. № 1 (87). С. 37-44.
  9. Деркунская В.А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребенка // Справочники музыкального руководителя. 2014. №2. С. 5-7.
  10. Музыкальное образование в современном культурном пространстве: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции «Д.Б. Кабалевский – композитор, учёный, педагог» (5-6 декабря – г. Пермь, 11-12 декабря 2014 года – г. Москва). −М., 2015. 34 с.
  11. Музыкальные занятия по программе «От рождения до школы»: группа раннего возраста (от 2 до 3 лет) / автор-составитель Е. Н. Арсенина. - Изд. 2-е, испр. Волгоград: Учитель, 2018. 191 с.
  12. Музыкальные минутки для малышей: сборник материалов для музыкальных занятий и развлечений с детьми раннего возраста / автор-составитель А. И. Буренина. Санкт-Петербург: Аничков мост; Москва : Цветной мир, 2019. 68 с.
  13. Ногина О. А. Музыкально-интонационное развитие детей раннего возраста: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Ногина Ольга Анатольевна. Челябинск, 2012. 26 с.
  14. Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П. Радынова, Л.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили. М.: Академия, 2008. 209 с.
  15.  Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Издательство: Питер, 2002. 720 с.
  16. Рыданова О.П. Формирование основ музыкальной культуры у дошкольников: автореферат дис. ... доктора педагогических наук: 13.00.07, 13.00.08 / Моск. гос. открытый пед. ун-т. - Москва, 1998. 52 с.
  17. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155.

Приложение

Занятие. «Мой веселый звонкий мяч»

Программное содержание

1.  Закрепить представления детей об игрушках, умение называть слова-действия.

2.  Развивать координацию движений.

3.  Приучать участвовать в коллективном мероприятии, слышать и понимать

предложения воспитателя, охотно выполнять их.

4.  Вызвать интерес к совместным действиям с воспитателем, положительный

эмоциональный настрой.

Оборудование: игрушки — мяч, грузовик, кукла, медведь; тексты стихотворений: В. Берестов «В магазине игрушек», Г. Ладонщиков «Катин мяч», Г. Бойко

«Кукла», В. Степанов «Мишка».

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал. Посередине зала лежат игрушки.

Воспитатель. Хороши у нас игрушки:

Куклы, мишки и хлопушки,

С ними весело играть,

Но не надо забывать:

Пусть игрушки дружат с нами,

Обижать мы их не станем,

Поиграем и потом

Все на место уберем.

З. Петрова

(Показывает мяч.) Ребята, что это?

Дети: Это мяч.

Воспитатель. Верно, это мяч. Что умеет мяч?

Воспитатель показывает действие и побуждает детей назвать его. Если дети

Что Барбос и серый кот

В волейбол играют.

Г. Ладонщиков

Покажите, как умеют скакать мячики.

Под ритмичную музыку дети прыгают на двух ногах.

Упражнение «Мячи» (муз. Т. Ломовой) [6]

1-я часть музыки — дети прыгают с мячами в руках на двух ногах.

2-я часть музыки — дети прокатывают мячи по полу.

Воспитатель. Ребята, что это за игрушка?

Дети. Это кукла.

Воспитатель. Что умеет кукла?

Д е т и. Кукла умеет сидеть, спать, говорить «мама».

Воспитатель. Этой куклы кто не знает?

Лучше куклы не найдешь.

Сразу глазки открывает,

Только на руки берешь.

И хоть слез у куклы нету,

Плачет девочка моя:

— Мама, мама! Где ты, где ты?

Ну а мама — это я.

Я надену кукле бусы,

Платье новое сошью.

Не вести же мне к бабусе

В старом куколку мою.

 Г. Бойко

Надели на куклу красивое платье. Хочет кукла танцевать. Потанцуем вместе

с куклой.

Танец «Гопачок» (украинская народная мелодия, обр. М. Раухвергера) [6]

Воспитатель поет и показывает движения, дети подпевают и повторяют

движения.

1-я часть музыки

Чок-чок, каблучок. Ритмично постукивают каблучком одной ноги по полу.

Чок-чок, каблучок. Ритмично постукивают каблучком другой ноги по полу.

2-я часть музыки — дети поочередно притопывают ногами.

Воспитатель (показывает игрушку). Посмотрите — кто это у меня?

Дети. Это медведь.

Воспитатель. Кто там ходит по дорожке?

Кто играет на гармошке?

Помешаем, помешаем,

Помешаем, помешаем.

Пальцем правой руки выполняют круговые движения по левой ладони.

Насыпается крупа —

Будет кашка густа.

Большой, указательный и средний пальцы сжимают в щепоть.

Помешаем, помешаем,

Помешаем, помешаем.

Пальцем правой руки выполняют круговые движения по левой ладони.

По тарелкам разливаем

И ребяток угощаем.

Соединяют ладони, чтобы получилась

«чашка».

Вкусно! «Нюхают кашу».

Воспитатель. А теперь на улицу — гулять и загорать!

Музыкально-дидактическая игра «Гулять — отдыхать»

Под веселую музыку дети двигаются, танцуют, прыгают — гуляют. Под спокойную музыку дети приседают, складывают ладошки под щечкой — отдыхают.

Воспитатель. Весело у нас в детском саду. Но пройдет день, наступит вечер, и нужно отдохнуть, хорошо выспаться, чтобы набраться сил для нового дня. Закончилось наше занятие, пора гулять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей раннего возраста и младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.

Россия, РоссияРоссия      -      Родина моя       1. Матрешкины забавы2. "Колядки"...

Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора (из опыта работы)

Федеральные государственные требования ориентированы на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные ...

«Приобщение детей раннего возраста к истокам русской народной культуры посредством фольклора» (консультация для воспитателей)

Детство - период расцвета в жизни человека. Это время, когда ребенок подобен цветку, который тянется своими лепестками к солнышку. Дети очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное вз...

«Приобщение детей раннего возраста к национальной культуре и культурному наследию родного края ».

laquo;Приобщение детей раннего возраста  к национальной  культуре и культурному наследию родного края »....

Консультация для воспитателей "Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма" .

Приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной культуре народов Крыма .       ...

Методическая разработка Приобщение детей раннего возраста к экологической культуре через фольклор и народное творчество «Во саду ли, в огороде»

Народное творчество – это важнейший способ выражения сущности народной культуры, хранящей и передающей нам социальный опыт предыдущих поколений. Характерные черты народной культуры сложились еще...

Музыкальное занятие по приобщению детей к русской народной музыкальной культуре, к культуре родного края в подготовительной группе «Поиски волшебной Ложки» с использованием QR-технологии

Цель: Приобщение детей к русской народной музыкальной культуре, к культуре родного края через игру на ложках посредством QR-технологии....