Традиции русского народа
проект (подготовительная группа)

Дрюкина Алена Федоровна

краткосрочный проект в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл traditsii_russkogo_naroda.docx36.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Ефимовский детский сад комбинированного вида»

Краткосрочный проект  «Традиции русского народа»

СОГЛАСОВАННО:

ВРИО заместитель заведующего  по УВР_________ Прокопьева О.С.

Разработала воспитатель:  Дрюкина А.Ф.

Творческий проект в подготовительной группе.

Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.

«Обычаи и традиции русского народа»

                                                                                     Русская изба так хороша,

В каждом стареньком предмете

                                                                          Живёт русская душа!

Описание работы: Россия – наша Родина. Чтобы считать себя ее дочерью или сыном, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, сложившиеся на протяжении многовековой истории. 

Для  решения поставленной в проекте цели  запланированы разные виды деятельности: чтение сказок и былин, беседы, заучивание стихов и потешек, театрализованная деятельность, викторины,  игры, познавательная деятельность, продуктивная деятельность: лепка, рисование, аппликация.  Эти формы работы проводятся как на занятиях специально организованных, так и в самостоятельной деятельности. Собранный мною и родителями материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы, развитие предметно – пространственной среды.

Тема проекта:

«Обычаи и традиции русского народа»

Сроки реализации: краткосрочный (26.10.2020-6.11.2020)

Вид проекта: творческий

Возраст детей: подготовительная группа

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители.

 Цель:

создать условия для формирования основ патриотического сознания и воспитание общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста  через знакомство с историей и культурой  России, через потенциал русских народных произведений, художественных промыслов и традиций

 Задачи:

  • способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории;
  • продолжать знакомство  детей с народным декоративно - прикладным искусством (с  предметами быта, постройками, интерьером, одеждой наших предков);
  • способствовать развитию интереса к русским народным произведениям (расширить представления о народных традициях, обычаях, обрядах);
  • создать условия для активации  творческого мышления детей (для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми);
  • способствовать развитию памяти детей  дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок (приобщить детей  к общечеловеческим нравственным ценностям: гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

Гипотеза:

Знакомство с истоками своей страны – это знакомство со своей Родиной. В предметах быта, в постройках, в том, как люди одевались и украшали жилье, одежду, раскрывается мудрость народа, его характер, склад ума, представления о мире, красоте.

 Направление проекта:

  Воспитание духовно - нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Актуальность проблемы:

Проблема педагогическая:  одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. Нашим  детям следует  хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Я хочу, чтобы дети  выросли  любящими свою Родину, свой народ и культуру: русские народные танцы, игры, устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки).  Народные игры, способствующие воспитанию  дисциплины, воли, приучают быть детей честными и правдивыми. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.

К.Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Именно поэтому я серьезно задумалась над проблемой  приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных  переживаний.

Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время

Проблема детская: Как жили люди на Руси?

Проект рассчитан на две недели, но  по  его завершению работа в этом направлении будет продолжаться, ведь наше подрастающее поколение  должно воспитываться в первую очередь на культурном и историческом наследии своего народа.

Ожидаемый результат:

Данный проект пополнит знания детей  о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

1.Дети получат знания об истории русского жилища – избы, об ее быте.

2.Познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.

3.Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта: прялка, веретено, ухват, чугунок и др.

4.Научится изготавливать матрешку, дымковскую игрушку.

5.Узнают русские народные игры: «Лиса и зайцы», «Горелки», «У медведя во бору», «Жмурки. Раз. Два. Три. Кто там спрятался внутри», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Ровным кругом», «Ивашка, Ивашка синяя рубашка», «Колпачок» и др.

6. Познакомятся с традициями русского народа: гостеприимство, почитание старости.

7.Узнают русские народные пословицы, поговорки.

8.Положительная динамика взаимодействия с родителями.

9.Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.

10.Пополниться предметно-развивающая среда в группе.

11. Драматизация русской народной сказки «Теремок».

Подготовительный этап:

- создать в группе предметно-пространственную среду для творческой, продуктивной и самостоятельной деятельности детей;

Основной этап. Реализация проекта: (таблица №1)

Заключительный этап.

- Презентация проекта - оформление папки;

- Театрализованное представление русской народной сказки «Теремок»

Таблица №1. Реализация проекта (основной этап)

Дни недели

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность детей

Взаимодействие с родителями и

Образовательная деятельность в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

26.10.2020.

Понедельник

«Эти мудрые русские сказки».

Беседа об истории русского народа.

Чтение сказки «Лисичка со

скалочкой»

Экскурсия в музей русской избы

«Слава русской старине»

Цель: закрепить знания детей о русской избе, о предметах быта, о том, как жили люди на Руси, чем питались, в чем готовили. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство.

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дом», «Дочки-матери».

Цель: Формирование умения пользоваться предметами быта, посудой, одеждой, «разворачивать» сюжет, объединяться в игре. Прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, говорить скороговорки, потешки, играть в народные игры.

Познакомить детей с прялкой и веретеном.

Обогащение словаря: изба, горница, печка, прялка, веретено.

Хоровод «На горе-то калина»

Познакомить с предметами русского быта.

Рассматривание прялки и веретена, показ детям как пряли шерсть и как вязали носки (показывают родители).

27.10.2020Вторник

«В гостях у Василисы Премудрой»

Знакомство  с произведениями малых форм народного фольклора

( песенки, считалки, загадки, стихи, потешки и т. д.)

Знакомство детей со старинным русским обычаем «Гостеприимство»

Заучивание наизусть понравившихся произведений с помощью мнемотехника. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Помочь ребенку почувствовать красоту и выразительность русского языка, развивать слуховую и зрительную память, совершенствовать художественно- речевые навыки детей при чтение.

Загадывание загадок и рассказывание потешек. Игра: «Приглашение к столу»

Дидактические игры:

«Подбери мебель для избы», «Собери посуду».

Сюжетно – ролевая игра:

«Встречаем гостей»

Игры - драматизации:

«Теремок», «Заюшкина избушка».

Обыгрывание песни «Где был Иванушка? »

Совместное с детьми чтение книг об  обычаях и быте русской избы, о русском гостеприимстве.

28.10.2020.

Четверг

«Золотые руки мастеров».

Изготовление макета «Русская изба» (стены-брёвна, крыша, окна). «Предметы русского быта»

Рисование «В гостях  у народных мастеров»

Беседа «Как строили дом на Руси» Формировать представления о строении  избы (о частях русского дома, о процессе строительства).

Изготовление предметов быта.

Закрепление знаний о народных промыслах.

Подготовка консультации для родителей

«Подготовка детей к русским посиделкам».

«Советы для родителей, что нужно к посиделкам».

29.10.2020

Пятница

«Золотые руки мастеров»

Рисование «В гостях  у народных мастеров»

Беседа о русской матрешке. Рассказать ребятам о рождении русской матрёшки. Донести ясное представление о символическом значении этой игрушки,. Наглядно показать разнообразие и богатство декоративного решения образа матрёшки в зависимости от характера художественного народного промысла.

Украшение узором игрушки-матрёшки. Во время рассматривания картинок с изображением известных матрёшек (или настоящих Деревянных кукол) дети учатся сравнивать их и различать матрёшек из города Загорска и двух мест Семенова и Полеховского Майдана.

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

Консультация для родителей «Игры детей с матрешками»

2.11.2020 Понедельник

Беседа об обычаях и традициях русского народа.

Выставка книг в группе. Русские народные сказки.

Разучивание частушек, пословиц, поговорок, потешек, танцев, песен, русских народных игр.

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации по подготовке к проведению ярмарки.

3.11.2020

Вторник

"Царство  ремесляников"

Лепка. Изготовление блюдца в технике папье маше

Хороводная игра «Ивашка, Ивашка синяя рубашка».

Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи тарелочки.

Создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении знакомых элементов (всей кистью, концом, прикладыванием или примакиванием, приемом тычка).

Взаимодействие с родителями при приеме и уходе детей домой – индивидуальные беседы и консультации.

Консультация для родителей «Игры детей с дымковской игрушкой»

6.11.2020 «Веселая карусель»

Театрализованная деятельность. Показ русской народной сказки «Теремок»

Театрализованная постановка «Теремок»

Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

Задачи: Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.). Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.). Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Музыкально – ритмические  движения под музыку «Теремок».

Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).

 Результат:

  1. Дети познакомились с особенностями жизни русских людей в старину. Благодаря, совместной с родителями, организации предметно-пространственной среды, использования различных форм работы с детьми по ознакомлению с устным народным и декоративно – прикладным художественным творчеством уровень творческих способностей детей значительно вырос. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге и объёмных предметах. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, своей стране.

2.Сплотился коллектив родителей, воспитателей и детей.

Используемая литература:

1. Бурухина А.Ф  «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал « Воспитатель ДОУ» 2012г.

2. Качигина Л.Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г.

3. В.С.Горичева, М.И.Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.

4. Н.М.Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.

5. М.Ю.Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.

6. О.Л.Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.

7. М.В.Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.

8. И.Н.Котова, А.С.Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.

7. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.

8. Г.В.Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизетрейдинг», 2004г.

9. Л.В.Соколова, А.Ф.Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г.

Интернет - ресурсы:

http://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL2FwcGxpa2F0c2l5YS1sZXBrYS8yMDE0LzA2LzE0L3Byb2VrdC1ydXNza2F5YS1pemJh

http://text.ru/rd/aHR0cDovL3huLS0tLS03a2NhYmxlZmNkbDRoMWF2b2JmZS54bi0tcDFhaS8%2FcD0xMjI4

http://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL2FwcGxpa2F0c2l5YS1sZXBrYS8yMDE0LzA2LzE0L3Byb2VrdC1ydXNza2F5YS1pemJh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу.

ПЕДАГОГАМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ МАТЕРИАЛ ПО НРАВСТВЕНО- ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ, ДЛЯ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ПЕДСОВЕТЕ, ЛИБО ДЛЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ....

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу

Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль обычаев и традиций русского народа в формировании у детей нравственно-патриотических чувств к своему народу"

В нашу современную жизнь возвращается огромный пласт православной славянской  культуры. Древняя культура наших предков, которую некоторые считают забытой, до сегодняшнего дня продолжает жить в на...

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры. «Обычаи и традиции русского народа»

Творческий проект в подготовительной группе. Знакомство с обычаями и традициями русской народной культуры.«Обычаи и традиции русского народа»...

«Традиции русского народа. Роспись у славянских народов. «Жостовская роспись»»

Цель: знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.Задачи: учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи. Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, т...