Проект «Формирование навыков безопасного поведения на улице»
статья (старшая группа)

Чистякова Елена Анатольевна

Актуальность выбранной темы

Улица полна неожиданностей и опасностей

 Выходя на улицу, приготовь заранее,

Вежливость и сдержанность,

А главное, внимание!  

По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, т. к. в первую очередь при авариях, травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка.

Анализ ДТП показывает, что главная причина дорожных трагедий – отсутствие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и умения наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость и направление движения, предвидеть возможность появления двигающегося на большой скорости автомобиля из-за стоящего транспорта и других предметов (кустов, заборов, сугробов, киосков и т. д.), закрывающих обзор проезжей части.

Дорога с ребенком в детский сад и обратно – идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы учить детей правильно вести себя на дорогах, улицах города надо где-то с 6-7 лет, к тому времени, когда они пойдут в первый класс. Однако у ребенка целая гамма привычек, неосознанно и независимо, возникает с раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части. Именно поэтому во время движения с малышом по улице, начиная с 2-3 лет, надо формировать комплекс «транспортных» привычек.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ № 6

города Миньяра

 Ашинского района Челябинской области

Проект

«Формирование навыков

безопасного поведения на улице»

Выполнила:

воспитатель  МКДОУ № 6

г. Миньяра

Чистякова Е.А.

Миньяр

2019

Содержание проекта:

Глава 1.Значение безопасного поведения дошкольников  на улице

1.1.Аннотация………………………………………………………………….....3

1.2.Актуальность……………………………………………………………........4

1.3.Паспорт проекта………………………………………………………….…..5

1.4.Этапы развития проекта …..............................................................................9

Глава 2.Практическая часть проекта

2.1. Изучение специализированной литературы………………………………10

2.2. Мероприятия с педагогами и родителями по реализации проекта……...15

2.3.Ожидаемые результаты проекта…………………………………...……….23

2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта……………..........................23

Литература………………………………………………………………….......25

Приложение

НОД «Красный, желтый, зеленый»

Праздник  - эстафета «Зеленый огонек»  

НОД «Путешествие в страну дорожных знаков»

Памятка родителям «О дорожной безопасности»

Консультация для педагогов « Организация работы с дошкольниками по ПДД »

Рекомендация для родителей « Ознакомление дошкольников с правилами ПДД»

Анкетирование для родителей «Я и мой ребенок на улице города»

Глава 1. Значение безопасного поведения дошкольников  на улице

1.1Аннотация.

Проект разработан для работы с детьми дошкольного возраста, и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми по изучению детьми правил дорожного движения в целях развития навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на улице, ознакомления родителей и педагогов. Все мероприятия апробированы и внедрены в практику ДОУ. Проект адресован широкому кругу читателей: воспитателям дошкольных групп, преподавателям дополнительного образования, а также всем, кто интересуется вопросами развития навыков безопасного поведения детей дошкольного возраста на улице.

1.2.Актуальность выбранной темы

Улица полна неожиданностей и опасностей

 Выходя на улицу, приготовь заранее,

Вежливость и сдержанность,

А главное, внимание!  

По статистике, каждый пятый малыш, пострадавший в ДТП, впоследствии становится пациентом психоневрологического диспансера, т. к. в первую очередь при авариях, травмируется головной мозг, отвечающий за развитие ребенка.

Анализ ДТП показывает, что главная причина дорожных трагедий – отсутствие у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и умения наблюдать: осматривать свой путь, замечать автомобиль, оценивать его скорость и направление движения, предвидеть возможность появления двигающегося на большой скорости автомобиля из-за стоящего транспорта и других предметов (кустов, заборов, сугробов, киосков и т. д.), закрывающих обзор проезжей части.

Дорога с ребенком в детский сад и обратно – идеальный способ не только давать ему знания, но и формировать у него навыки безопасного поведения на улице. К сожалению, многим свойственно заблуждение, будто бы учить детей правильно вести себя на дорогах, улицах города надо где-то с 6-7 лет, к тому времени, когда они пойдут в первый класс. Однако у ребенка целая гамма привычек, неосознанно и независимо, возникает с раннего детства, и некоторые из них, вполне пригодные для пребывания в доме и возле него, смертельно опасны на проезжей части. Именно поэтому во время движения с малышом по улице, начиная с 2-3 лет, надо формировать комплекс «транспортных» привычек.

Дети младшего дошкольного возраста не могут осознать опасность, у них отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города

Перед обществом встаёт вопрос: «Как сделать так, чтобы улицы и дороги стали безопасными для наших детей?» Только нашими усилиями, используя знания, терпение, можно научить детей навыкам безопасного общения со сложным миром дорог. Поэтому важным стал поиск новых интересных форм работы с детьми и родителями.

1.3.Паспорт проекта

Сроки проекта: Сентябрь 2019г.- май 2021г. (долгосрочный)

Участники проекта: 

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Проект по содержанию – развивающий, рассчитан на детей 5-7лет.

Кружковая работа проходит один раз в неделю, в год-36 часов.

Продолжительность процесса:

1. Первый год обучения, дети 4-5 года - 20 - 25мин.

2. Второй год обучения, дети 5-6 лет  - 25 - 30 мин.

Форма проведения - подгрупповая.

Кружковая работа  проходит во второй половине дня.

Таблица №1

№ п/п

Ф.И.О. ребенка

Асатарьян Варвара

Ахметханов Амир

Валеева Анна

Высоков Иван

Гайфуллин Давид

     Золина Амелия

Миргазизова Юлиана

Пильнова Софья

Похлебаев степан

Фирсов Евгений

Черенкова Камила

Шарипова Аделина

Шевалдин Алексей

Язаров Алексей

Необходимый материал и оборудование для занятий:

Транспорт разного вида, детские кукольные коляски, куклы, крупные детские машины, велосипеды, макеты зданий и улиц, проезжей части, дорожные знаки, светофор, разметка напольная, флажки, картонные рули, цветные мелки, плакаты с изображением различных ситуаций на дорогах, папки – передвижки о ПДД, обучающие карточки «Уроки безопасности» мячи разного диаметра, обручи, эстафетные палочки, кегли, конусы, дуги, и многое другое.

Цели и задачи проекта:

Цель: Создание условий для формирования устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

1.  Создание условий для обучения детей правилам безопасного поведения на улицах.

2. Формирование у дошкольников устойчивых навыков соблюдения и выполнения ПДД

3.  Формировать у родителей устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения; привлекать родителей к совместной деятельности с детьми.

4. Использовать возможности ДОУ и материально-технический потенциал для формирования интегративного качества «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения».

5.  Развитие творческих и познавательно-конструктивных навыков и умений в процессе продуктивной деятельности в рамках проекта «Безопасность».

6.  Оформление уголков ПДД в группах ДОУ.

Этапы реализации проекта.

1.Подготовительный (сбор информации по проблеме). Подготовка материала и оборудования.

2.Анкетирование родителей по проблеме.

3.Педагогическая оценка результатов анкетирования.

4. «Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге).

5.Выбор концепции реализации проекта.

6.Обоснование путей реализации проекта.

Участники проекта

  1. Дети средней группы
  2. Родители
  3. Воспитатели

Срок реализации:

два учебных года

Основные принципы проекта:

• Принцип научности

• Принцип доступности особенностей

• Принцип системности и последовательности знаний

• Принцип учета возрастных особенностей

• Принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний

Активизация деятельности детей в совместной образовательной деятельности по безопасности обеспечивается:

• Заинтересованностью педагога

• Четкой организацией деятельности, сочетанием различных видов деятельности педагога с детьми: игровой, изодеятельности, познавательно-поисковой, познавательно-конструктивной деятельности в рамках работы по проекту «Безопасность».

 План проекта:

 

Названия мероприятий

Содержание

Работа с детьми 

Непосредственная образовательная деятельность

Коммуникативное  развитие, познавательное развитие, Физическое развитие: 

«Красный, желтый, зеленый»;

«Зеленый огонек»;

«Путешествие в страну дорожных знаков»

«Школа пешеходных наук»;

«Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается!»;

«Что мы видели на улице?»;

«Правила и безопасность дорожного движения»;

«Улица полна неожиданностей»;

«Безопасность на дорогах». 

Продуктивные виды деятельности:

«Моя улица» - конструирование;

«Улица города» - рисование;

«Дорожные знаки» - рисование;

«На нашей улице» - аппликация;

«Светофор» - аппликация, лепка. 

Игры

«Поле чудес»;

«Что? Где? Откуда?»;

«Лучший пешеход»;

«Отгадай загадку»;

«Будь внимателен!»;

«Нам на улице не страшно» (сюжетно-дидактическая игра);

«Путешествие в деревню» (игра-драматизация);

«Путешествие по городу» (сюжетно-ролевая игра).

Знакомство с литературой

Носов Н. «Автомобиль»;

Михалков С. «Дядя Степа – милиционер. Моя улица. Велосипедист»;

Дорохов А. «Зеленый, желтый, красный»;

Тарутин О. «Для чего нам светофор»;

Иванов А. «Как неразлучные друзья дорогу переходили»;

Дугилов А. «Моя улица»; Загадки, стихи о транспорте, о дорожных знаках.         

Целевые прогулки

По улице, где находится детский сад.

К автобусной остановке.

К проезжей части с двусторонним движением.

К проезжей части, где находится пешеходная дорожка. 

Работа с родителями 

Собрание

 «Безопасность детей на улицах»;

«Пример родителей – один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице»; 

«У нас в гостях сотрудники Госавтоинспекции»

Беседы, консультации, анкеты

«О значении обучения детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»;

«О поведении в общественном транспорте»;

«Улица требует к себе уважения»;

«Пешеходом быть – наука!».

Познавательно-игровые конкурсы

«Правила дорожного движения»;

«Счастливый случай»;

«КВН»;

«Вечер вопросов и ответов»;

«Поле чудес» и т.д. 

Оформление родительского уголка

Создание стенда «Учим правила на пять!» и пополнение материалом раз в квартал;

Папки – передвижки «Безопасность ребенка»; «Пример взрослых», «Осторожно, дети!»        

Выписка всероссийской газеты для детей, педагогов, родителей «Добрая дорога детства».

Работа с педагогами 

 

Помощь в подборе материала для чтения детям.

Помощь в подборе дидактических игр по данной теме.

Организация совместных викторин, конкурсов, игр - соревнований, инсценировка на темы:

«Счастливый случай»;

«Мы едем, едем, едем…»;

«В стране Светофории»;

«Школа светофорных наук»;

«Что? Где? Откуда?» и т.д.                 

Формы и методы работы с детьми.

Словесный - беседа, рассказ, объяснение.

Наглядный – показ,  фото - и видеоматериалы, карты, схемы, книги, плакаты.

Игровые, тематический досуг и праздники, творческие задания,  конкурсы, выставки,  экскурсии.

Наблюдение, продуктивная деятельность.

Интегрированные занятия, занятия соревнования.

Оборудование уголка по ПДД в группе

  • Дидактические и настольно-печатные игры: «Дорожные знаки»,

«Дорожная азбука», «Пешеходный переход», «Сигналы светофора» и т. д.

  • Лото, домино «Дорожные знаки» и т. д.;
  • Макет улицы, перекрестка;
  • Модели домов, зданий;
  • Маленькие автомобили, киндер - игрушки, знаки дорожного движения;
  • Плакаты «Дорожные ситуации», «Дорожные знаки»;
  • Художественная и учебно-методическая литература;
  • Стихи, загадки о ПДД, дорожных знаках;
  • Картотека по правилам дорожного движения;
  • Папки – передвижки «Уроки безопасности».

1.4.Этапы развития проекта.

Первый этап подготовительный:

  • Изучение проблемы значения безопасного поведения на улице. Анализ методической литературы по ПДД;
  • Оценка ресурсной базы для реализации проекта;

Второй этап- основной практический:

  • Разработка диагностических карт и  отбор вариативных диагностических методик. Обеспечение интегративного сотрудничества с педагогами ДОУ, с социумом города, района, взаимодействие с родителями;
  • Создание предметно - развивающей среды. Приобретение дополнительного оборудования, материала для реализации проекта;

Третий – итоговый этап:

  • Анализ формирования навыков безопасного поведения на дороге;
  • Мониторинг. Оформление результатов;

 Условия реализации проекта

  • Подготовка педагога;
  • Организация предметно-развивающей среды в группах (уголок ПДД, стенда для родительского уголка, выписка газеты «Добрая дорога детства»;
  • Организация педагогического процесса с детьми в период с сентября по июнь;
  • Приглашение инспектора ГИБДД для проведения беседы со старшими дошкольниками (4 раза в год);
  • Организация выставки детских работ «Учим правила на пять!»;
  • Создание страницы на сайте ДОУ «Учим правила на пять!»;
  • Работа с родителями.

 Результат

Знание детьми 5 – 6 лет:

• Дорожных знаков;

• Улиц ближайшего окружения;

• Безопасного маршрута «Дом – детский сад»;

• Значение и назначение перекрестка;

• Правила поведения в общественном месте, на дороге, в транспорте. 

Глава 2. Практическая часть проекта.

2.1. Изучение специализированной литературы.

Для реализации поставленных задач изучила методическую литературу:

  1. Т.Ф. Саулина  Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М., Мозаика – синтез, 2014г.
  2. Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011.
  3. Алексеев А. П. Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М. :Изд-во «Эксмо», 2008.
  4. Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. – М., Изд-во «Феникс», 2008
  5. Воронова Е. А. Красный. Жёлтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. – М., Изд-во «Феникс», 2008.
  6. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., Изд-во «Айрис-пресс», 2008.
  7. Кобзева Т. Г. Правила дорожного движения. – Волгоград, «Учитель»., 2010
  8. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – М., «Сфера», 2010
  9. Маркин Н. И. Спасибо светофор - М., «Энас-класс», 2007
  10. Васюкова Н. Е. Пираты на большой дороге. Правила дорожного движения. Знакомство с окружающим миром – «Карапуз», 2007
  11. Журналы Воспитатель. С 2001-2014г.
  12. Журналы «Дошкольное воспитание»
  13. Журналы «Ребенок в детском саду»
  14. Материалы с интернета

На основании выше изложенного сделала вывод что, одно из наиболее важных условий изучения навыков безопасного поведения детей на улице  это разнообразие и вариативность работы с детьми в образовательном процессе. Новизна обстановки, необычное начало работы,  интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Каждый раз  создавала новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить полученные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Поняла, именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание изучать правила безопасности движения.

Большое разнообразие внесла в организацию образовательного процесса: занятия проходят не только в группе, зале, на спортплощадке ДОУ, но и на улице города, провожу экскурсии по городу: поход в библиотеку, в школу, на остановку и т.д.. Важно, чтобы организация образовательной деятельности соответствовала его содержанию, чтобы детям было удобно заниматься. Особый интерес у детей вызывают  новые задания и поручения. Дети в восторге. Чем разнообразнее по плану занятие, тем интересней детям. Делаю определенные выводы для дальнейшей работы.

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также пособия, с которыми они занимаются, тем интенсивнее станут развиваться уроки безопасности.

Эффективность воспитательно  – образовательной  работы в нашем ДОУ во многом зависит от взаимодействия всех специалистов, педагогов, инспекторов ГИББД и родителей. Но этого было бы не достаточно, если бы мы для полноценного развития детей и удовлетворения их потребностей в движении  создали  следующие условия:

- оформили в группе уголок по безопасности, в котором размещены  пособия, игры, детская художественная литература   стандартное и нестандартное оборудование, макеты, детский транспорт (тренажеры) для занятий кружковой работы.    Оборудование уголка по безопасности размещено таким образом, чтобы дети могли самостоятельно  рассмотреть имеющийся материал, использовать в своей игре, закрепить полученные знания. 

Большую часть времени в детском саду дети проводят в группе. В группе оборудован уголок с учетом возрастных особенностей детей. Пособия практичны, красочны, мобильны, безопасны для детских игр (пешеходная дорожка, жезл, макет светофора, макеты зданий, деревьев, людей, дорожные знаки, карточки по безопасному поведению с разными ситуациями на дорогах, различные виды транспорта, конструкторы,   книги и др.) В группе достаточно свободного пространства для удобного размещения детей в двигательной деятельности.  

На территории ДОУ имеется спортплощадка, она разбита на зоны с дорожными разметками для   обыгрывания разных дорожных ситуаций. Благодаря помощи родителей для проведения занятий используем велосипеды, крупногабаритные машины, самокаты, детские кукольные коляски и т.д.

 Дополнительно проводится кружковая работа с детьми во второй половине дня  один раз в неделю. 

Воспитательно – образовательная работа по безопасному поведению детей  включена в тематические недели, которые включают в себя: неделя безопасности «Азбука безопасности», «Транспорт», «Мой город, моя улица» и т.д. Проводится в конце изучения тем праздники, развлечения, досуги, игры соревнования между возрастными группами, спартакиады вне детского сада.

Таким образом, наши дети проявляют внимательность, активность, настойчивость, целеустремленность, у них закрепляются знания по ПДД, умение правильно вести себя в транспорте, в общественном месте, в разных ситуациях по ДТП на дорогах, активно формируется устойчивое стремление к соблюдению безопасного поведения на улице. Что хорошо отслеживается по уровню   подготовленности детей.

Диагностическое обследование провела  в начале проекта и в конце с целью выявления уровня формирования осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям, передачи детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства 

Диагностику провела на основе методики, предложенной авторским коллективом: И.Б. Едакова, И,В.Колосова, А.В.Копытова, Г.Н.Кузнецова, С.Н. Обухова, Т.А. Сваталова, М.Л. Семенова, Т.А. Тарасова «Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования методические рекомендации» 2011г. ГОУ ДОУ «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования»

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом по изучению безопасного поведения дошкольников.

Данные о результатах мониторинга заносятся в карты ребенка с помощью знаков «в», «с» или « н», что означает, проявляется этот компонент интегративного качества или нет. В итоге подсчитывается количество знаков «в», «с» и « н » и выводится уровневый показатель.

«Высокий» уровень ставится в случае, если все компоненты интегративного качества отмечены знаком «в».

«Средний уровень» – когда большинство компонентов отмечены знаком «с».

«Низкий уровень» – когда большинство компонентов отмечены знаком «н»

Мониторинг изучения интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Безопасность» детей 4-5 лет

Сентябрь 2019года

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Формирование осторожного и осмотрительного отношения

 к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

Формирование представлений об опасных для человека

и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения

в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

Итог

Овчинникова Света

с

в

с

с

Пивоварова  Виктория

в

с

с

с

Валеева Элина

с

н

с

с

Смирнова Анна

с

с

с

с

Нафиков Динар

н

с

н

н

Белоусова Ксения

н

с

н

н

Афонина Ангелина

н

с

н

н

Рожков Даниил

н

с

с

с

Родионова Юлиана

с

с

с

с

Миргазизова Виктория

с

с

н

с

Фаткуллин  Артур

с

н

с

с

Итог при обследовании выявилось дети с высоким уровнем развития –с высоким- 0 чел. с средним – 8 чел., с низким- 3 чел.

Промежуточный мониторинг изучения интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Безопасность» детей 4-5 лет

май 2013года

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Формирование осторожного и осмотрительного отношения

к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения

 в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения

Итог

1

Асатарьян Варвара

с

в

с

с

2

Ахметханов Амир

в

в

с

в

3

Валеева Анна

в

с

с

с

4

Высоков Иван

с

с

с

с

5

Гайфуллин Давид

с

с

с

с

6

     Золина    Амелия

с

с

н

с

7

Миргазизова Юлиана

в

с

с

с

8

Пильнова Софья

н

с

с

с

9

Похлебаев степан

с

с

с

с

10

Фирсов Евгений

в

с

с

с

11

Черенкова Камила

с

в

с

с

12

Шарипова Аделина

с

с

с

с

13

Шевалдин Алексей

с

в

в

с

14

Язаров Алексей

с

с

с

с

Итог при обследовании выявилось дети с высоким уровнем развития –1чел., средним – 13 чел., с низким – о человек

2.2. Мероприятия с педагогами и родителями по реализации проекта.

Для успешной реализации  задач предусматривается взаимодействие с родителями и педагогами. Проводятся следующие формы работы: беседы, консультации, мастер - классы, семинар-практикум, анкетирование, выставки конкурсы совместных   творческих работ детей и родителей и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения по воспитанию у дошкольников безопасного поведения на улице.

Таблица № 2

№п/п

Мероприятия  для родителей

Мероприятия для педагогов

Собрание «Безопасность детей на улице»

Пригласить родителей принять участие в ежегодном городском легкоатлетическом кроссе «Золотая осень» (Сентябрь)

Рекомендация на тему:

«Организация уголка безопасности в группе и его особенности»

(Сентябрь)

Анкетирование

 «Я и мой ребенок на улице города»

(Сентябрь)

Консультация: «Ребенок и опасности на дорогах»

 

День открытых дверей.

Оформление стенда «Учим правила на пять!» (октябрь)

Круглый стол

«Что должен знать воспитатель о ПДД».

(октябрь)

Памятка для родителей «Не жалейте времени на “уроки ” поведения детей на улице»

Мастерская для родителей: «Изготовление макета города»

(ноябрь)

 «Организация работы с дошкольниками по правилам дорожного движения» - мастер - класс

(ноябрь)

Открытое занятие с детьми и родителями  «Красный, желтый, зеленый»

  (ноябрь)

Организация совместной экскурсии  в школу

Организация эстафеты соревнования «Зеленый огонек»

Постройка зимнего городка из снега  (декабрь)

Проведение игры на педсовете «Дидактическая игра по правилам дорожного движения»

(январь)

«Взрослые должны знать...» - памятка (январь)

Памятка для педагогов  по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма и обучению дошкольников правилам дорожного движения (январь)

Рекомендации для родителей и воспитателей «Что должен знать ваш ребенок…»

Оформление стенда с фотографиями «Берегись автомобиля»(февраль)

Консультация «Ребенок должен знать..

» (февраль)

Семинар - практикум

 «Здоровье сберегающие технологии в ДОУ» (март)

Педсовет «Создание условий для самостоятельной игры дошкольников в образовательном процессе» (март)

День открытых дверей.

Оформление стенда «Советы на каждый день»

Организация фото – выставки «ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ старшего дошкольного возраста»

Неделя безопасности, неделя Транспорт, Мой город, моя улица (сентябрь, декабрь, февраль).

- Организация конкурса творческих работ : «Заклички по правилам ДД»

- Пригласить принять участие в эстафете - соревновании «Красный, желтый, зеленый»

- Открытое мероприятие «Неделя безопасности» с детьми старшего возраста.

Рекомендации для родителей и воспитателей «Что должен уметь ваш ребенок по безопасности» (май.)

Презентация «Светофор»

 (апрель)

Консультация «Ездить на велосипеде не только интересно, но полезно» (июнь)

Проведение развлечения «Здравствуй лето»(июнь)

Организация конкурса рисунков: «Дорожные знаки»(июль)

Перспективный план кружковой работы  «Учим правила на пять»

 по обучению детей средней группы (4-5 лет) правилам безопасного поведения на дорогах

Таблица № 3

1 год обучения

месяц

тема

Цель, задачи

Форма проведения

Сентябрь

 

« Знакомство с улицей»

Познакомить детей с улицей её основными частями, особенностями, закрепить умение называть и показывать проезжую часть, тротуар, вспомнить правила поведения на улице

Рассматривание иллюстраций по теме « Улица», экскурсия по улицам города, знакомство с макетом части города, игры с макетом, составление коллективного рассказа « Как мы гуляли по улице»

Октябрь

 

«Три сигнала светофора»

Закрепить представление о назначении светофора, его сигналах, цвете, закрепить умение действовать по сигналу

Экскурсия к светофору, наблюдение за его работой, чтение стихотворений и рассказов о светофоре, п\и «Пешеходы и автомобили», «Сигналы светофора», рисование светофора, игровые моменты «Объясни Мишке».

Ноябрь  

« Определи вид транспорта»

Закрепить виды транспорта, основные знания о них

Сравнительные наблюдения за грузовым и пассажирским транспортом, рассматривание книжек с машинами специального назначения, загадки о разных видах транспорта, рассматривание картинок городского общественного транспорта, беседы, раскрашивание трафаретов различного транспорта, конструирование машин из строительного материала, пение песенки  «Машина»

Декабрь

« О чём говорят дорожные знаки»

Познакомить с предупреждающими, запрещающими и указательными знаками, формировать умение различать их , узнавать  на картинках, дороге

Рассматривание знаков на картинках, прогулка к дорожным знакам, игра « Знаки заблудились», игра « Собери знак»

Январь

«Улица полна неожиданностей»

Познакомить с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на дороге

Чтение сказки « Приключение колобка», разбор каждой ситуации.

февраль

«Поведение в общественном транспорте»

Закрепить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте. Развивать внимание, усидчивость, терпение

Чтение « Уроки вежливости», беседы о правилах поведения в общественном транспорте, игра «Помоги Незнайке» (разбор ситуаций в общественном транспорте)

Март

« Знай и выполняй правила уличного движения»

Закреплять знания правил уличного движения

Дидактические игры «Разрешается, запрещается»,  «Мы пешеходы», строительная игра « Улицы города»

Апрель  

« Игры во дворе»

Познакомить детей с различными опасными ситуациями, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, рассказать о необходимых мерах предосторожности, уточнить, где можно, а где нельзя играть

Игра « Оцени поступок», игровые ситуации « Научи Незнайку играть во дворе»

Май  

«Незнайка в гостях у детей»

Закрепить представление о городском транспорте, знания о правилах дорожного движения, о назначении сигналов светофора, различать основные дорожные знаки, развивать устойчивые навыки безопасного поведения на улице

Развлечение « Незнайка в гостях у детей»

Перспективный план кружковой работы «Учим правила на пять!» по обучению детей старшей группы (5-6 лет) правилам безопасного поведения на дорогах

2 год обучения

Месяц

Тема

Интеграция образовательных областей

Цели и задачи

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

Моя улица. Светофор.

Коммуникативное развитие, Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Познакомить с улицей и дорогой, светофором, функциями, которые они выполняют. Закрепить понятия «дорога», «тротуар», познакомить значением сигналов светофора, формировать навыки поведения на улице, развивать умение ориентироваться в пространстве.

Д/и «Моя улица», «Светофор»

С/р/и «Автобус»

П/и «Воробушки и автомобиль»

Стих-е: «Светофор», аппликация «Светофор».

Октябрь

Виды транспорта.

Коммуникативное развитие, Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Познакомить детей с общественным транспортом. Учить различать и называть виды транспортных средств, развивать память, речь, воспитывать уважительное отношение к профессии водителя.

Д/и «Транспорт», «Дорожное домино», «Что лишнее?»,

П/и «Цветные автомобили», С/р/и «Автобус», конструирование «Автобус»

Ноябрь

Я – пешеход.

Коммуникативное развитие, Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Познакомить с пешеходным переходом. Сформировать понятия «пешеход», «пешеходная дорожка», с правилами поведения пешехода на улице, развивать внимание, воспитывать желание помогать друг другу при переходе через дорогу.

Д/и «Большая прогулка», «Как избежать неприятностей на дороге», «Пешеход на дороге»,

П/и «Воробушки и автомобиль»

Декабрь

Мы – пассажиры.

Коммуникативное развитие, Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Закрепить знания об автобусе, трамвае, умение отличать их от др. видов транспорта. Познакомить с правилами поведения пассажиров в общественном транспорте, развивать внимание, формировать навыки поведения в транспорте.

Д/и «Прогулка по улицам города», «Правила поведения», «Большая прогулка», рисование «Автобус», режиссёрская игра «Мы едем, едем. .»

Январь

Дорожные знаки.

Коммуникативное развитие, Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Совершенствовать знания по основам безопасного поведения в дорожных условиях. Продолжать знакомить детей с некоторыми дорожными знаками, сообщающих о местах пешеходных переходов и об остановках общественного транспорта, развивать память и восприятие, воспитывать уважительное отношение к дорожным знакам.

Д/и «Учим дорожные знаки», «Домино: дорожные знаки», «Сломанный светофор», «Угадай-ка»,

П/и «Светофор», С/р/и «Автобус»

Февраль

Опасные участки на пешеходной дороге.

Коммуникативное развитие, Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Совершенствовать знания и умения по основам безопасного поведения в дорожных условиях. Познакомить с опасными участками на пешеходной дорожке, развивать внимание, мышление, формировать навыки поведения на дорогах.

Д/и «Как избежать неприятностей на дороге», «Большая прогулка»,

с/р/и «Водители и пешеходы»,

стих. «Запрещается – разрешается»

Март

Кто самый грамотный пешеход?

Коммуникативное развитие, Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Закрепить знания о правилах дорожного движения. Расширять знания о назначении дорожных знаков, воспитывать культуру поведения детей на дорогах.

Стих. «Правила движения», «Самый лучший переход»,

С/р/и «Водители и пешеходы»,

П/и «Будь внимательным!»,

Апрель

Осторожно: перекресток. Наш друг – светофор.

Коммуникативное развитие, Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Закрепление знаний о работе светофора. Познакомить с перекрёстком, с особенностями движения общественного транспорта на перекрёстке, закрепить правила поведения пешеходов на дороге и тротуаре, воспитывать желание узнать пдд и потребность соблюдать их.

Рисование «Дорога и тротуар»,

д/и «Дорожное –не дорожное», «Хлопни в ладоши», «Светофор»,

с/р/и «Водители и пешеходы».

Май

Как я знаю правила дорожного движения.

Коммуникативное развитие, Социально – коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие

Систематизировать правила поведения на дорогах; совершенствовать навыки ориентировки в пространстве; развивать внимание, ловкость, умение действовать по сигналу; воспитывать интерес к процессу обучения правилам безопасного поведения на дорогах.

Д/и «Собери светофор», «Дорисуй недостающие детали», «Собери знак», «Придумай и нарисуй»,

п/и «Дорожное –не дорожное», «Будь внимательным!»

Итоговый мониторинг изучения интегративного качества «овладевший необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Безопасность» детей 5-6 лет

май 2020года

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения

 в качестве пешехода и пассажира транспортного средства

Формирование представлений об опасных для человека

и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них 

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения 

Итог

1

Асатарьян Варвара

в

в

в

в

2

Ахметханов Амир

в

в

в

в

3

Валеева Анна

в

с

в

в

4

Высоков Иван

в

в

в

в

5

Гайфуллин Давид

в

в

в

в

6

     Золина    Амелия

в

в

с

в

7

Миргазизова Юлиана

в

с

в

в

8

Пильнова Софья

в

с

с

с

9

Похлебаев степан

в

в

с

в

10

Фирсов Евгений

в

с

с

с

Черенкова Камила

с

с

с

с

Шарипова Аделина

в

в

в

в

Шевалдин Алексей

в

в

в

в

Язаров Алексей

в

в

в

в

Итоговая диагностика позволила выявить следующие результаты:

Высокий уровень - 11 детей; Средний уровень - 3детей; Низкий уровень-0.

Анализ результатов мониторинга показал, что у детей сформированы  устойчивые  навыки безопасного поведения на улице, имеют представления о   правилах  дорожного движения, умеют анализировать дорожные ситуации. Всю работу в данном направлении строила совместно с родителями, которые являются активными участниками жизни ДОУ.  В ДОУ налажено эффективное взаимодействие с  социумом города и инспектором  ГИБДД района, ведётся планомерная работа  по привитию воспитанникам правил безопасного поведения на дорогах.

 По результатам анкетирования родителей на начало проекта заинтересованность в вопросах обучения безопасности детей на дорогах составляло 22%, активность родителей в обучении ПДД составляло 44%, в мае месяце - заинтересованность 54%,  активность 69%, 56 % родителей старших и подготовительных групп объясняют детям о безопасном поведении на улице, в транспорте, в общественных местах. Анализируя результат работы по проекту за два  учебных года, достигли положительных результатов. Инспектором ГИБДД для детей проведено 6 развлечений по теме «Красный, желтый, зеленый», «Ремни безопасности», «Дорожные знаки» и т.д.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров.

 Таким образом,  в результате реализации проекта  обеспечена эффективная организация деятельности ДОУ по профилактике ДДТТ, основанная на сотрудничестве с  родителями и другими учреждениями и организациями, ответственными за  безопасность дорожного движения.

Показатели результативности:

Сравнительная диагностика знаний  воспитанников по ПДД:  

итог при обследовании в сентябре  2012 года - дети с высоким уровнем развития –- 0 чел. с средним – 8 чел., с низким- 3 чел.

Итоговая диагностика в мае 2014 года позволила выявить следующие результаты: дети с высоким уровнем развития - 9 человек, с средним уровнем развитием  - 2детей; с низким уровнем развития -0 человек

 Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.

В результате проводимой работы  с родителями  повысился  процент заинтересованности  родителей проблемой детского дорожно - транспортного травматизма, вследствие чего они стали активными  участниками  проекта.

На мой взгляд, работа по проекту удалась, так как, во-первых,  у детей повысился уровень знаний и умения, о чем можно утверждать по результатам исследования  знаний и умений детей в конце проекта. Во-вторых, активированы в совместной работе родители, стали активными участниками выставки-конкурса совместных с детьми поделок художественного творчества «Макет города», «Дорожные знаки». В третьих, эмоции и отзывы родителей, в которых звучали такие фразы, как:

- «Вы, наверное, тему светофор изучаете. Проходя мимо, каждого светофора ребенок рассказывает, на какой свет, что делать»

- «Вчера ребенок водил меня вокруг дома и искали какую-то табличку, когда нашли, я поняла – это домашний адрес» и очень много подобных высказываний.

Тем самым, у детей видно желание действовать по правилам и, главное, не испортить это заложенное желание в этом возрасте, в результате чего мы сохраним здоровье и жизнь нашим детям.

Таким образом, убедилась, что изучение безопасности детей дошкольного возраста в педагогический процесс способствует сохранению и укреплению здоровья детей, а также их интеллектуальному развитию. У детей ДОУ сформирована сознательная установка на ведение здорового образа жизни, а также сформированы здоровьесберегающие навыки и привычки. Что еще немало важно, дети научились ставить и добиваться выполнения цели.

2.3. Ожидаемые результаты проекта:

Результативность работы

Ожидаемые результаты:

- созданы  условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

- установлены прочные связи с инспектором ГИБДД;

- разработаны  и апробированы перспективные планы работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с ПДД;

- разработаны критерия оценки знаний и умений детей в рамках ознакомления с правилами дорожного движения.

-  дети овладели базовыми правилами поведения на дороге

Предложенный проект – попытка организовать на практике систему деятельности родителей и воспитателей ДОУ по обучению дошкольников основным правилам движения и воспитания у них привычек и поведения умелых и осторожных пешеходов.

2.4. Перспектива дальнейшего развития проекта.

Мы увидели, что основной контингент детей, которые мало считаются с опасностями на дороге — это дети 2-3 лет, они не умеют ещё управлять своим поведением. А избежать опасностей можно лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с самого раннего возраста. Поэтому мы будем продолжать работу по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения, так как считаем ее одной из важнейших задач в работе с детьми.

 В воспитании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах  при методически правильном её использовании, можно достичь  у детей дошкольного возраста больших результатов. Что и было сделано с помощью проекта, который полностью подходит для использования на базе нашего ДОУ.

На этом моя работа не заканчивается, в дальнейшей работе планируется:

  • Создавать новые подходы к обучению детей по безопасному поведению детей на улице, в природе, в общественных местах;
  • разработать методические рекомендации по организации работы, перспективное планирование, конспекты интегрированной непосредственно - образовательной деятельности;
  • подготовить консультации для родителей.
  • Участвовать в конкурсах, соревнованиях, региональных, международных проектах и интернет конкурсах.

Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное в нашем проекте, то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Наш проект может быть использован в других ДОУ, а также в начальных классах школы.

Мы считаем, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей,  а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

Литература

  1. Т.Ф. Саулина  Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. М., Мозаика – синтез, 2014г.
  2. Хабибуллина Е. Я. Дорожная азбука в детском саду. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2011.
  3. Алексеев А. П. Правила дорожного движения с иллюстрациями. – М. :Изд-во «Эксмо», 2008.
  4. Дзюба П. П. Дидактическая копилка воспитателя детского сада. – М., Изд-во «Феникс», 2008
  5. Воронова Е. А. Красный. Жёлтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе. – М., Изд-во «Феникс», 2008.
  6. Микляева Н. В. Инновации в детском саду. Пособие для воспитателей. – М., Изд-во «Айрис-пресс», 2008.
  7. Кобзева Т. Г. Правила дорожного движения. – Волгоград, «Учитель»., 2010
  8. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – М., «Сфера», 2010
  9. Маркин Н. И. Спасибо светофор - М., «Энас-класс», 2007
  10. Васюкова Н. Е. Пираты на большой дороге. Правила дорожного движения. Знакомство с окружающим миром – «Карапуз», 2007
  11. Журналы Воспитатель. С 2001-2014г.
  12. Журналы «Дошкольное воспитание»
  13. Журналы «Ребенок в детском саду»
  14. Материалы с интернета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по формированию навыков поведения на улице

Навык переключения на улицу:подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях.   Навык спокойного, уверенного поведения на улице:уходя из дома, не опаздывайте, выходите забла...

Рекомендации по формированию навыка поведения на улицах

Уважаемые родители!Помните!Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Особенно пример папы и мамы учит дисциплинированному поведению на дороге не только вашего р...

Рекомендации по формированию навыков поведения на улице

Безопасность дорожного движенияНекоторые ошибки, допускаемые при обучении детей Правилам дорожного движения...

Рекомендации по формированию навыков поведения на улице у дошкольников

Что должен соблюдать дошкольник выходя из дома...

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах.

Рекомендации по формированию навыков поведения на улицах.        Навык переключения на улицу: подходя к дороге, остановитесь, осмотрите улицу в обоих направлениях....

Консультация для воспитателей по правилам дорожного движения: «Формирование дисциплинированного поведения на улице»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно оп...

Методическая разработка по работе с родителями по формированию навыков поведения на улицах города

Методическая разработка по работе с родителями по правилам поведения на улицах города...