Проект по сенсомоторному развитию детей "Давайте поиграем"
проект (младшая группа)

Удавихина Наталья Анатольевна

Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_davayte_poigraem.docx22.24 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ

«Давайте поиграем»

Автор проекта: воспитатель первой квалификационной категории

Удавихина Наталья Анатольевна

МБДОУ црр д/с № 2

«В игре развиваемся, познаём мир, общаемся»

Цель проекта: 

Формировать сенсомоторные способности детей на основе предметно-развивающей среды.

Задачи:

ОО «Познание»:

Создавать условия по обогащению непосредственно чувственного опыта детей в разных видах деятельности;

Формировать представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве;

Развивать познавательный интерес, упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

Способствовать развитию у детей обследовательских умений и навыков.

Повышать уровень педагогической компетентности родителей по формированию представлений о сенсомоторной деятельности детей;

Привлекать родителей к участию в жизни детей в детском саду.

ОО «Коммуникация»:

Развивать речь как средство общения;

Расширять и активизировать словарь на основе обогащения представлений об окружающем; учить внятно и отчётливо отвечать на вопросы.

ОО «Социализация:

Создавать условия для накопления первичного позитивного опыта взаимодействия с окружающими сверстниками и взрослыми;

ОО «Труд»:

Развивать мелкую моторику рук;

Способствовать развитию координации движения кистей рук;

Побуждать детей к выполнению простейших трудовых поручений – убирать игрушки после игры.

ОО «Безопасность»:

Формировать элементарные представления у детей о правилах безопасного поведения во время игры с дидактическим материалом.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети 2 – 3 лет, родители, воспитатели.

Продолжительность проекта: долгосрочный, октябрь - май.

Предполагаемые результаты:

У детей сформированы представления и знания о форме, цвете, величине предметов, положении их в пространстве;

У детей развиты умения и навыки обследовать предметы.

Дети способны группировать и дифференцировать предметы по определённому признаку.

У родителей сформирован компетентностный подход относительно сенсомоторной деятельности, осознанное отношение в необходимости развития сенсорных способностей детей.

Подготовка к проведению проекта.

1. Подобрать методическую литературу по теме;

2. Подобрать дидактический материал, изготовить наглядные пособия;

3. Составить перспективный план.

Актуальность проблемы

“Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев”

В. А. Сухомлинский

Ученые установили, что уровень развития психических процессов находится в прямой зависимости от степени сформированности  мелкой моторики рук. Исследования М. Кольцовой показали, что существует тесная взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук.

Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если пальчики напряженные, сгибаются или разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не дают изолированных движений, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.

Больше всего дети любят играть. Игра – это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. Развитие ребенка во многом зависит от того, во что и как он играет. Каждая игра вносит определенный вклад в развитие ребенка. Практически все игры способствуют развитию речи, восприятия, мышления, воображения, внимания, мелкой моторики рук.

Значение сенсорного развития в раннем детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее сенситивен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, формирования представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете, положении в пространстве, развития их восприятия, в том числе развитие мелкой моторики рук – это важный показатель физического и нервно-психического развития детей. При выполнении действий с предметами решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными восприятиями в сложные, интегрированные образы и представления. Успешное формирование умственных способностей ребёнка во многом определяется уровнем сформированности сенсомоторного восприятия малышей.

Социализация.

Познание.

Коммуникация.

Организованная образовательная деятельность

1.«Ведерки для зайчика и мишки»

Цель: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к игрушкам, воспитывать добрые чувства.

2.«Большой – маленький»

Программное содержание: Обращать внимание детей на различие предметов по величине, формировать понимание слов - большой и маленький.  Побуждать детей к повторению слов, к показу больших и маленьких   предметов.
3.«Солнечный круг»

Программное содержание:

1. Ознакомление детей с геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник).

2. Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению.

3. Закреплять знание у детей цвета и формы.

4. Развивать воображение, память, образное мышление.

5. Воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащая детей разнообразными сенсорными впечатлениями.

4.«Мы идём в лес»

Задачи:

1. Образовательные: закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный); побуждать называть цвета; закрепить знания геометрических фигур; закрепить понятия «большой», «маленький»;

2. Развивающие: развивать мелкую моторику;

3. Воспитательные: создать радостное настроение; воспитывать у детей радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

5.«Поможем Зайке».

Цели: учить детей чередовать предметы по величине и по форме, накапливать цветовые впечатления, закреплять элементарные действия с предметами, формировать эмоциональное отношение к занятию, воспитывать добрые чувства.

6.  «Спрячь зайку. Большой и маленький зайчики».

Цели. Побуждать детей к конструированию, учить строить из различных фигур стену, ставить один кубик (брусок или кирпичик) на другой; учить различать предметы по величине; упражнять детей в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением.

7. «Тётушка Арина в гостя у ребят»

Программное содержание:

Продолжать закреплять знания детей о цвете, форме, величине предметов, их количестве. Упражнять в названии геометрических фигур, названии предметов по признаку одинаковой формы. Помочь детям называть свойства воды. Упражнять в названии предметов трёх размеров (большой, поменьше, маленький). Активизировать речь детей "колокольчик звенит", "погремушка гремит".

8.«Путешествие с Колобком»

Цели и задачи:

• Уделять внимание нравственному воспитанию, оказанию помощи.

• Развивать речь ребенка.

• Уделять внимание сенсорному воспитанию.

• Развивать внимание, сообразительность, мышление, фантазию.

• Развивать пространственное ориентирование.

9.Тема «Веселые мячики»
Программное содержание:
Обогащение двигательного опыта детей.
Развитие сенсомоторики, продолжить учить детей согласовывать движения рук и ног.
Обеспечение эмоционального комфорта.

 
Дидактические игры:

«Подбери пёрышко для петушка»

«Какие разные фигуры»;

«Геометрические лото»;

«Крупная и мелкая мозаика»;

«Собери матрёшку»;

«Построй башенку из стаканчиков»;

«Чудесные мешочки»

«Разрезные картинки»;

«Пазлы деревянные и картонные»;

«Шнуровка», «Лото», «Большой и маленький»;

«Собери целое из частей»

«Пирамидки»

«Угадай цвет»

«Застегни пуговку»

«Подбери по цвету чашку, ложку, блюдце»

«Разноцветные шары»

«Расставь цветочки по вазам»

Безопаcность.

Беседа на тему: «Играем правильно».

Художественное творчество 

Рисование «Цветные клубочки», «Травка для зайчат», «Укрась рыбку», «Разноцветные колечки», «Украсим рукавичку», «В лесу родилась ёлочка», «Огоньки в окнах домов», «Штанишки для мишки».

Раскрась картинку «Пирамидки», «Неваляшки», «Геометрические фигурки»

Пальчиковые игры

«Пальчик  - мальчик»

«Моя семья»

«Засолка капусты»

«У оленя дом большой»

«Два цветочка»

«Улитка»

«Рыбки»

«Замок»

«Ладушки, ладушки, пекла бабушка оладушки»

«Очки»

«Утро настало»

«Бабушка кисель варила»

1, 2, 3, 4, 5, будем пальчики считать»

«Наш малыш»

«Цепочка»

«Апельсин»

«Кулачки и ладошки»

 Работа с родителями

Родительское собрание «Играя -  развиваемся»

Консультации, памятки для родителей в информационном уголке «Значение развивающей игрушки»; «Учим цвета легко и весело!; «Какие игрушки покупать ребенку 2 – 3 лет»; «Пальчиковые игры»

 «Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие»

Итог проекта:

Высокий уровень сформированности сенсомоторных способностей у детей;

Выставка игр-самоделок «Развивающая игра»;

Презентация по теме «Сенсорное развитие дошкольников»;

Фотоматериал  в родительский уголок «Мы играем».

Литература 

  1. Комарова Т.С., Филлис О.Ю. «Эстетическая развивающая среда в ДОУ». – М.: Педагогическое общество России, 2005 г.
  2. Комарова Т.С., Антонова А. В., Зацепина М. Б., «Красота. Радость. Творчество. – Программа эстетического воспитания детей 2-7 лет». – М.: Педагогическое общество России, 2000 г.
  3. О. Каракулова. «Дошкольное воспитание».– Город Чехов: чеховский полиграфический комбинат. 2006.
  4. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». – М.: Просвещение, 1991 г.
  5. Венгер Л. А., Венгер Н. Б., Пилюгина Э. Г. «Воспитание сенсорной культуры ребенка». – М.:Просвещение, 1998.
  6. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения». – М.: АРКТИ, 2006.
  7. Т. И. Гризик «Давай поиграем, малыш!»: пособия для воспитателей и родителей. – М.: Просвещение, 2008.