Перспективный план работы по ЗОЖ на 2019-2020 годы
материал

Макаренкова Вера Олеговна

Перспективный план работы по ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_zozh.docx35.79 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы по ЗОЖ

старшей группы на

 2019/2020 учебный год

                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                               

Программа «Детство» «От рождения до школы» разработана авторским коллективом и под редакцией: доктор психологических наук, профессором, декан факультета дошкольной педагогики и психологии МГПУ Н.Е.Веракса; доктор педагогических наук, профессор, заслуженным деятель науки РФ, заведующий кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М.А.Шолохова Т.С.Комарова; М.А.Васильева.

ЗАДАЧИ:

  • Воспитывать ценностное отношение к здоровью человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
  • Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
  • Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
  •  Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни; развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка; создание условий для реализации потребности в двигательной активности в повседневной жизни; выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Отличительные особенности раздела: в программу включены сложные упражнения. В частности, дошкольники осваивают лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки. В программе отмечается, что, заботясь о физической нагрузке, взрослый не должен забывать о любознательности и пытливости, формирующемся познавательном интересе в этом возрасте. Поэтому, прежде чем приступить к физическим упражнениям или играм по воспитанию основ здорового образа жизни, полезно поставить ребенка перед необходимостью решения задачи.

Перспективный план

Месяц

Темы

Задачи

Сентябрь

1.«К здоровью без лекарств»

 

2.«Что такое болезнь?»

3. «Нам микробы не страшны, с чистотой дружим мы»

4. «Что помогает мне быть здоровым»

-дать  понятие «здоровье, формировать представление о здоровом человеке и развивать осознанное отношение к своему здоровью.

-формировать умение контролировать своё здоровье, укреплять его, содействовать приобщению к здоровому образу жизни, развивать навыки безопасного поведения.

-дать детям элементарное представление о микробах, сформировать представление о том, что большинство заболеваний носит инфекционный характер, разъяснить, что человек в силах уберечь себя сам от болезней, воспитывать желание быть здоровым, сопротивляться болезням

- раскрыть значение оздоровительных мероприятий и «помощников здоровья»

Октябрь

1.«Здоровая пища»

2.«Витамины – наши друзья»

3. «Приготовление витаминного салата»

4. Аппликация «Овощи и фрукты лежат на тарелке»

- закрепить представление о том, какая еда полезна, а какая – вредна для организма, подвести детей к пониманию противоречия «мне нравится эта еда, но моему организму она не полезна, довести до сознания детей, что здоровье зависит от качества принимаемой пищи, установить взаимосвязь между правильным питанием и здоровым образом жизни.

-закрепить знания детей о витаминах, зачем они нужны человеку и в чём заключается их полезное свойство, воспитывать стремление вести здоровый образ жизни

- формировать умение детей готовить витаминный салат, закрепить знания о пользе витаминов для организма человека.

- через аппликацию закрепить знания детей о витаминах растительного происхождения, их пользе для здоровья человека.

Ноябрь

1.«Мои защитники: кожа, ногти, волосы»

2.«Кожа, её строение и значение»

3.«Части тела человека»

4.«Носик, уши и глаза помогают нам всегда»

 

- закреплять знания детей о том, что кожа, ногти, волосы являются защитниками организма человека.

- познакомить со строением кожи, её значением. Формировать представление о коже, как защите организма от инфекции.

- продолжать знакомить детей с частями тела человека, учить любить своё тело, содержать его в чистоте.

- формировать знания детей об органах слуха, зрения, обоняния, воспитывать привычку к здоровому образу жизни.

Декабрь

1.«Зоркие глазки»

2. «Моё сердце»

3. «Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок»

4. «Берегись – не подавись»

-дать детям доступные для понимания знания о глазах, их назначении и роли в жизни человека.

- сформировать основные понятия о внешнем виде, функциях и роли сердца для здоровья. Помочь усвоить правила ухода за сердцем. Формировать осознанное отношение к своему здоровью.

- формировать знания детей о том, что пищу надо тщательно пережёвывать, после еды полоскать зубы тёплой водой после каждого приёма пищи, чистить зубы утром и перед сном, не есть очень горячую или холодную пищу, поменьше есть сладостей, никогда не грызть твёрдые предметы, вовремя обращаться за помощью к стоматологу.

- закрепить знания детей о том, что во время еды не стоит торопиться, пищу пережёвывать медленно и долго, тогда она лучше усваивается,  дать детям знания о том, что нельзя проглатывать мелкие косточки, брать в рот предметы – можно подавиться.

Январь

1.« Кровеносная система. Что сотворить, чтобы кровь «затворить?»  

      

2.«Зачем мы дышим: органы дыхания»

.

3.«Чем полезен снег для человека – познавательное занятие с экспериментами».

4.«Я – часть природы»        

- закреплять основные правила безопасного поведения человека в быту, совершенствовать знания детей о кровеносной системе нашего организма, довести до понимания детей, что вовремя и правильно оказанная первая помощь может спасти человеку жизнь.

- познакомить детей с дыхательной системой, показать правильное дыхание

- познакомить с оздоровительными свойствами снега

- учить детей любить себя и окружающих людей. Дать понять детям, что человек - часть природы и о взаимодействии всех природных объектов.

Февраль

1.« Если плохо стало нам – на приём идём к врачам»

2. «Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой»

3. «Бродячие кусачие»

4. «Порошки - не кашка, таблетки – не конфетки»

- закрепить знания детей о профессии врача, мед/сестры, о том, что если человек заболел необходимо обратиться в поликлинику для назначения правильного лечения и быстрого выздоровления.

- формировать знания детей о том, что если человек сильно болен и не может идти в поликлинику к врачу или заболел ночью надо вызывать «Скорую помощь» по телефону «03», научиться думать о потенциальных опасностях для других людей.

- формировать у детей знания – что можно и чего нельзя делать при контактах с животными, дать детям знания о том, что опасными могут быть укусы клещей, змей, как надо поступать, если случилась беда.

- совершенствуем знания детей о вреде и пользе лекарств для здоровья человека, о том какой вред здоровью может принести бытовая химия при неправильном её использовании

Март

 1.«Лекарственные растения нашего края»

2. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»

3.«Лечебные деревья»

4.«Какие бывают грибы»

- продолжать знакомить детей с лекарственными растениями нашего края, с их пользой для здоровья человека, воспитывать бережное отношение к природе.

- закрепить знания детей о влиянии естественных факторах природы на здоровье человека и правилах закаливания организма.

- закреплять знания детей о лечебных свойствах некоторых деревьев

- вспомнить с детьми классификацию грибов и влияние их на здоровье человека.

Апрель

1.«Опасные высоты»

2. «Гроза, ураган»

3. «Коварные сосульки»

4.  «Опасные предметы»

- закрепить знания детей о том, какие опасности здоровью могут принести открытые окна и балкон, закрепить правила поведения на открытом балконе.

- формировать у детей знания об опасных для здоровья атмосферных явлениях, о правилах поведения во время грозы, урагана.

- дать детям знания, какие опасности могут таиться в воде, затвердевшей от холода

- формировать знания детей о том, какой вред здоровью могут принести колющие и режущие предметы, а также предметы бытовой техники.

Май

1.«Электричество на улице и в квартире»

2. «Осторожно – «Добрый дядя!»

3. «В темноте. Пути и островки безопасности»

4. «Не бойся звать на помощь»

- дать детям знания, чем опасны оборванные провода на улице и почему нельзя играть под проводами линий электропередач. Чем опасны розетки и электроприборы в квартире.

- рассмотреть ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого человека и научить детей, как действовать в таких ситуациях, чтобы сохранить своё здоровье.

- дать детям знания, почему не стоит гулять до темноты, что возвращаться надо по безопасному пути.

- научить ребёнка не бояться звать на помощь, убегать от подозрительных взрослых и привлекать к себе внимание прохожих, если что – то угрожает его здоровью и жизни.

Физкультурно-оздоровительная работа

ЗАДАЧИ:

  • Охрана и укрепление здоровья детей;
  • Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств;
  • Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Обеспечение физического и психического благополучия

Режим двигательной активности воспитанников ДОУ

Вид занятий и форма двигательной активности

Продолжительность, мин

Особенности организации

1. Учебные занятия

Физическая культура

30

3 раза в неделю. В теплое время года  1 занятие проводится на улице.

2. Физкультурно-оздоровительные занятия

Утренняя гимнастика

10-12

Ежедневно по плану инструктора по ФК, в теплое время года на улице.

Двигательная разминка во время перерыва между занятиями

5-7

Ежедневно. В 1-й и 2-й младших группах проводится общая разминка утром и вечером

Физкультминутка

3-5

Ежедневно, по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий, состояния здоровья детей

Подвижные игры и физические упражнения на прогулках

25-30

Ежедневно, во время прогулок, организуются воспитателем

Подвижные игры и физические упражнения в группе

20

Ежедневно утром и вечером по несколько подвижных игр

Упражнения на кроватях после дневного сна, дыхательная гимнастика, самомассаж, закаливающие мероприятия

10-12

Дыхательная гимнастика – со средней группы, массаж и самомассаж – с 1-й младшей группы

3. Активный отдых

Самостоятельная двигательная деятельность

Ежедневно (в группе и на прогулке), под руководством воспитателя. Продолжительность зависит от индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья

Пальчиковая гимнастика

1-3

Каждый день во время занятий.

Оздоровительная работа

Гимнастика ( утром, после сна)

Ежедневно, 10-12 минут

Световые и воздушные ванны:  

-проветривание, (ежедневно);

-прогулки на свежем воздухе; осенью и зимой 1- 2 раз по 1.5-2 ч; летом от 2-ух. ч;

- сон при открытых фрамугах, сон без маек (летом)

Гигиенические и водные процедуры:

- умывание;

- мытьё рук, (ежедневно)

Закаливание

- хождение босиком (при t пола 18° C)

- игровой массаж;

Кварцевание групп

ежедневно

Система физкультурно-оздоровительных мероприятий

1. Утренняя гимнастика

-игровые упражнения на развитие внимания и точности выполнения действий;
-упражнения с использованием разнообразных модулей;
-упражнения с простейшими тренажёрами;
-утренняя гимнастика в сочетании с речевыми и дыхательными упражнениями;
-работа по контролю за осанкой

2 Физическая культура

-двигательная деятельность тренировочного типа;
-деятельность игрового и сюжетно-игрового характера;
-ритмическая гимнастика;
-диагностика проверочных умений и навыков;
-коррекционная деятельность на развитие творчества детей.

3 Двигательная разминка во время перерыва между НОД. Физкультминутка

-Игровые упражнения низкой и средней интенсивности;
-ритмические движения;
-упражнения для развития мелкой моторики;
-игровые упражнения коррекционной направленности.

4. Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами.

-разминка в постели;
-гимнастика сюжетно-игрового характера;
-комплекс упражнений на тренажёрах в сочетании с оздоровительной ходьбой по массажным и ребристым дорожкам;
-комплекс упражнений на развитие мелкой моторики и зрительно-пространственной координации;
-упражнения на укрепление основных дыхательных мышц.

5 Подвижные игры и физические упражнения на прогулке в подгруппах и индивидуально.

-игры низкой и средней интенсивности,
-игровые упражнения на развитие внимания, пространственных представлений и ориентации;
-упражнения на нормализацию мышечного тонуса и развитие силовых качеств;
-спортивные упражнения;
-игры с элементами спорта;
-народные игры;

6. День здоровья

-сюжетно-тематические;
-подвижные игры и упражнения пожеланию детей;
-спортивные игры и упражнения.

7. Физкультурные праздники и досуги

8. Закаливание

-контрастные воздушные ванны;
-ходьба босиком,

-  облегчённая одежда;
-умывание прохладной водой.

Воспитание культурно-гигиенических навыков

  • Воспитывать привычку следить за чистотой тела, опрятность одежды, прически.
  • Воспитывать привычку самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей, при кашле и чихании отворачиваться в сторону, прикрывать рот и нос носовым платком.
  • Формировать навык быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу, опрятно убирать постель.
  • Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, бесшумно, салфеткой, сохраняя правильную осанку за столом.

Режимные процессы

Содержание навыков

Методические приемы

Первый квартал

Питание

Совершенствовать умения держать вилку большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть

Беседа «Вспомним, как надо правильно кушать». Рассматривание иллюстраций. Чтение: М. Вишневецкая «Милая тетушка Манная каша»

Одевание - раздевание

Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафу, аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном, закреплять умение пользоваться разными видами застежек. Узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей

Беседа «Каждой вещи - свое место». Чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам». Дидактические упражнения: «Кто правильно положит одежду», «Застегни и расстегни», «Помним свои вещи».

Умывание

Совершенствовать навыки умывания: намыливать руки до образования пены, тщательно смывать, мыть лицо, насухо вытирать полотенцем, своевременно пользоваться носовым платком

Чтение: И. Ищук «Мои ладошки». Дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо умываться»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Совершенствовать умение заправлять кровать: поправлять простыню, накрывать покрывалом

Дидактическое упражнение

«Как правильно заправлять кровать

Второй квартал

Питание

Учить есть второе блюдо. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости

Беседа «Культура поведения во время еды».                                                             Чтение: С. Махотин «Завтрак»

Одевание -раздевание

Закреплять умение самостоятельно поддерживать чистоту и порядок в своем шкафу для одежды

Беседа «Наводим порядок в шкафу для одежды»

Умывание

Закреплять умения быстро и правильно умываться, насухо вытираться полотенцем, взяв его из шкафчика и развернув на ладошках

Чтение: А. Барто «Девочка чумазая»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Учить просушивать и чистить свою одежду, мыть, протирать, чистить обувь. Учить пришивать оторвавшиеся пуговицы. Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

Беседа «Как заботиться о своей одежде».

Чтение: Д. Крупская «Чистота»

Третий квартал

Питание

Закреплять умения правильно пользоваться столовыми приборами, есть второе блюдо при помощи вилки, не перекладывая их из руки в руку, есть с закрытым ртом, пережевывать пищу бесшумно

Беседа «Культура еды».

Чтение: Д. Грачев «Обед»

Одевание - раздевание

Закреплять умения аккуратно складывать одежду перед сном, выворачивать рукава рубашки или платья, расправлять одежду, аккуратно ставить обувь

Чтение: М. Зощенко «Глупая история»

Умывание

Совершенствовать умения быстро и аккуратно умываться, соблюдать порядок в умывальной комнате. Закреплять умение мыть руки после посещения туалета и по мере необходимости

Чтение: Е. Винокуров «Купание детей»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Формировать привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о недостатках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им.

Принимать участие в смене постельного белья: стелить чистую простыню, надевать чистую наволочку

Чтение: А. Жигулин «Потеряла в траве заколку».

Дидактическое упражнение «Как помочь товарищу»

Четвертый квартал

Питание

Совершенствовать умение правильно пользоваться столовыми приборами: во время еды держать приборы над тарелкой, по окончании еды класть их на край тарелки, а не на стол

Чтение: О. Григорьев «Варенье»

Одевание - раздевание

Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться, аккуратно развешивать вещи в шкафу и складывать на стуле. Помогать товарищам застегивать пуговицы, расправлять воротники и т. п.

Чтение: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Я сам»

Умывание

Закреплять и совершенствовать полученные навыки, воспитывать привычку следить за чистотой тела

Чтение: Т. Кожомбердиев «Все равно»

Содержание в порядке одежды и обуви, заправка кровати

Закреплять привычку постоянно заботиться о своем внешнем виде, исправлять недостатки.

Полностью заправлять кровать после сна, принимать участие в смене постельного белья.

Показ, на поминание, указания .

Трудовое воспитание (Образовательная область «Труд»)

Целью трудового воспитания дошкольников является: формирование у детей положительного отношения к труду, желания и умения трудиться, нравственно ценных качеств, уважения к труду взрослых.

В детском саду эта цель решается в соответствии с возрастными возможностями детей, а также особенностями их трудовой деятельности.

Важная задача педагога – помогать ребёнку в активном приобретении собственного опыта, развивать его потребности в получении определённых трудовых умений. Участие  детей в трудовой деятельности позволит им проявить свои возможности, почувствовать радость от результатов труда, объединит их общим эмоциональными переживаниями, сформирует детский коллектив.

Трудовое воспитание в соответствии с ФГОС ДО в подготовительной группе предназначено для серьезной подготовки будущих выпускников детского сада к большим переменам. Это будет новый этап жизни – школа. Поэтому очень важно подготовить самостоятельного, воспитанного и трудолюбивого первоклассника. Для этого необходимо чередовать все формы трудовой деятельности. Обязательно один раз в неделю проводить коллективную работу, но непродолжительную. То есть работа должна быть начата и закончена в один и тот же день. Это может быть изготовление коллажей, уборка в уголке животных или на улице и т.д. Воспитатель обязан максимально развить стремление к труду и желание трудиться. 

Виды труда дошкольников

Задачи и содержание работы

Самообслуживание

  • Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).
  • Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.
  • Учить детей  самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию.

Хозяйственно-бытовой труд

  • Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.
  • Продолжать учить детей самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.
  • Учить детей самостоятельно убирать постель после сна
  • Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол
  • Учить детей самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.
  • К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.

Труд в природе

  • Воспитывать любовь к растениям и животным.
  • Продолжать учить самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы, поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм.
  • Приучать детей самостоятельно заботиться о животных и растениях в уголке природы.
  • Осенью привлекать детей к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, к перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы.
  • Зимой сгребать снег к стволам деревьев и кустарников, выращивать зеленый корм для птиц и животных (обитателей уголка природы), сажать корнеплоды, с помощью воспитателя выращивать цветы, к праздникам.
  • Весной привлекать детей к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, посеву семян (овощей, цветов), высадке рассады.
  • Летом привлекать детей к рыхлению почвы, к прополке и окучиванию, поливу грядок и клумб.

Ручной труд

  • Продолжать развивать у детей желание заниматься ручным трудом. Приучать использовать в самостоятельной деятельности навыки работы с природным материалом, бумагой, картоном, приобретенные на занятиях.
  • Формировать у детей умение самостоятельно делать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, украшения на елку, сувениры для родителей, сотрудников детского сада, малышей.
  • Привлекать детей к участию в изготовлении пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробочки, счетный материал и пр.), в ремонте книг, настольно-печатных игр.
  • Учить экономно и рационально расходовать материал
  • Учить детей пользоваться иглой, выполнять швы «вперед иголку» и «через край», пришивать пуговицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по самообразованию на 2019-2020 учебный год «Ознакомление детей 4-5 лет с родным краем посредством нетрадиционных техник рисования»

Рисование с помощью нетрадиционных техник является эффективным средством развития не только творческих способностей, но и таких важных качеств личности ребенка как активность, самостоятельность, умени...

Перспективный план работы с родителями на 2019-2020 учебный год

Перспективный план работы с родителямина 2019-2020 учебный годВозрастная группа: средняя группа «А»Направление: Социально-личностное.Цель работы с родителями: Установление сотрудничества д...

Перспективный план работы с родителями на 2019–2020 год в младшей группе

Перспективный планЦель: вовлечение родителей в образовательное пространство группы...

Перспективный план работы с родителями на 2019/2020 учебный год

Перспективный план работы с родителями на год...

перспективный план работы с родителями на 2019-2020 уч.год

Перспективный план работы с родителями на год, позволяющий скоординировать работу воспитателя с родителями....

Перспективный план работы с родителями на 2019-2020 год в средней группе

Цель работы с родителями:Установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста....

Перспективный план работы с родителями на 2019-2020 уч. год.

План работы с родителями на 2019-2020 учебный год....