Проект "Полезные насекомые"
проект (средняя группа)

Красавина Ирина Юрьевна

Проект для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_poleznye_nasekomye.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Проект  «Полезные насекомые»

Продолжительность проекта: Среднесрочный

Участники проекта: дети средней группы, воспитатель, родители.

Актуальность: Большинство современных детей редко общаются с природой. А ведь экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Оно не будет эффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов и рассветов. Природу нельзя изучить по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдения природные объекты: деревья, травы, насекомые и изучить их в процессе проектно-исследовательской деятельности. В процессе работы дети овладеют элементарными приемами наблюдения, осваивают этические нормы отношений к живому, учатся понимать и ценить красоту живой природы, как источника творческого вдохновения.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Объектом исследования моего проекта являются насекомые.

Практическая значимость проекта:
Изучив педагогические технологии и методы, я пришла к выводу, что одними из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира являются: метод детского экспериментирования, метод проектов, метод моделирования проблемных ситуаций. Так как данные методы поддерживают детскую познавательную инициативу в условиях детского сада и семьи и актуальны по ряду причин.
Во-первых, помогают получить ребёнку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов.
Во-вторых, нестандартно действовать в самых разных обстоятельствах, основываясь на оригинальность мышления. 
В-третьих, к моменту поступления в первый класс ребенок научиться решать такие сложные задачи как: уметь видеть проблему и ставить вопросы, уметь доказывать, делать выводы, высказывать предположения и строить планы по их проверке. 
Новизна проекта:
Новизна экологического проекта заключается в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру. Он тесно вплетен в другие виды деятельности: ознакомление с окружающим миром, экология, ОБЖ, развитие речи, изобразительную деятельность. Все задания в проекте направлены на формирование способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, видения неизвестного в известном. Творческие задания в проекте способствуют актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим, с миром природы; стимулируют потребность ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности. 

Цель проекта:

  • Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Полезные насекомые».
  • формирование представлений о жизни насекомых

Задачи проекта: 

  • Формировать у детей реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее.
  • Формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения.
  • Воспитывать у детей бережное отношение к живому.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость.
  • Формировать навыки исследовательской деятельности. 

Ожидаемые  результаты:

Дети

  • У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым.
  • Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика.
  • Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям.
  • Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
  • Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым.
  • У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
  • Дети будут уверенно отличать и называть характерные признаки разных насекомых. 
    Педагоги: 
  • Приобретение нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника;
  • Повышение профессионального мастерства: повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. 
  • Пополнится развивающая предметно-пространственная среда в группе. 
  • Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.
    Родители:
  •  Обогащение уровня экологических знаний родителей. 
  • Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. 

Этапы работы над проектом

  1. Подготовительный этап:
  • Формулировка темы проекта.
  • Выбор направления и жанра выполнения.
  • Обоснование актуальности выбранной темы.
  • Формулировка цели проекта
  • Формулировка задач проекта
  • Разработка программы и методики реализации
  • Выбор формы и срока предоставления конечного результата (отчёта)

  1. Основной этап

Формы и методы работы с детьми:

  • НОД по формированию элементарных представлений о насекомых
  • игры;
  • чтение стихов, сказок, загадок;
  • Беседы
  • рисование, аппликация
  • викторины, конкурсы детских рисунков

Методика организации работы с родителями включает:

1. Создание условий для организации работы с семьей:

  • составление перспективного плана работы с родителями;
  • подбор текстов и памяток для родителей.

2. Организация практической работы с родителями:

  • проведение консультаций;
  • выпуск тематических папок-передвижек, памяток;

Методы экологической работы с детьми

Метод

Тема

Срок проведения

Тема недели «Знакомство с пчелой»

1

Беседа

«Что дети знают о насекомых?» Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании и передвижении, развить фразовую речь, активизировать словарь по теме.

«О пользе пчел». Цель – рассказать детям какую пользу приносят пчелы и их роль в природе.

1 неделя июня

Чтение сказки

Н.М. Павлова «Находка». Цель: познакомить детей с литературными произведениями о пчеле

Рассматривание иллюстраций

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых

Рисование

Рисование сотовых ячеек по шаблонам. Цель: развивать точность движения и мелкую моторику.

Игры

Подвижная игра «Медведь и пчелы». Цель: развивать умение бегать в разных направлениях

Хоровод насекомых. Цель: развить музыкальный слух, пластичность, закрепить знания о способах передвижения пчелы

Разучивание стихотворения

«Трудолюбивая пчелка». Цель: развивать память и чувство ритма, речь

НОД

Сравнивание пчелы со шмелем и осой. Цель: уточнить знания детей о внешнем виде пчелы, образе жизни, пользе, развить умение сравнивать и обобщать, закрепить понятия «насекомые»

Наблюдение за пчелами на прогулке

Цель: уточнить знания детей о том какие цветы выбирают пчелы для сбора нектара

2

Тема недели «Знакомство с бабочкой»

Беседа

Беседа с детьми о бабочке. Цель: познакомить с разновидностями бабочек, с циклом развития бабочки

2 неделя июня

Рассматривание иллюстраций

Цель: познакомить детей с внешним видом насекомых

Загадки

Загадывание загадок о бабочке. Цель - развивать способность отгадывать загадки, мышление детей.

Игры

Подвижная игра «День и ночь» (дневные и ночные бабочки). Цель: развивать умение действовать по сигналу, выполнять правила игры

Игра «Соедини точки и узнай, во что превратиться гусеница»

Цель: развивать точность движения руки, воображение

Рисование

Бабочки

Наблюдение за бабочками

Цель: закрепить знания о внешнем виде, способе передвижения, питании бабочек, доставить радость от любования красотой цветов и бабочек

Тема недели «Знакомство с муравьем»

3

Беседа

Муравьи – санитары леса

3 неделя июня

Загадки

Загадывание загадок о муравье. Цель - развивать способность отгадывать загадки, мышление детей.

Чтение

Чтение сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»
Цель: познакомить детей с литературными произведениями о муравье

НОД

«Из жизни муравьев»

Цель: закрепить и уточнить знание детей об образе жизни муравьев, повадках, пользе, активизировать словарь детей

Игра

Игра драматизация по сказке В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: закрепить знания детей о содержании сказки, развивать артистические способности детей, речь

Рисование

«Кто помог муравьишке добраться домой»

Цель: закрепить изобразительные умения детей, изображать разных насекомых.

Тема недели «Знакомство с комаром»

4

Беседа

        «О пользе комара в природе»

4 неделя июня

Загадки

Загадывание загадок о комаре. Цель - развивать способность отгадывать загадки, мышление детей

Чтение

Чтение сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель: познакомить детей с литературными произведениями о комаре

НОД

 «Насекомое-комар»

Цель: расширить знание детей о жизни комаров, защите от них человека, пользе и вреде насекомых

Прослушивание музыки

Прослушивание музыки «Комаринская»

Цель: развитие интереса к музыкальным произведениям

Игры

Подвижная игра «Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках, развивать точность движения и ловкость
Игра «Насекомое над лугом»
Цель: развить чувство ритма, фонематический слух

Наблюдение за комарами

Цель: закрепить знания детей о жизни комаров их местах обитания в разное время суток и разную погоду, развивать наблюдательность и любознательность

Поделка из природного материала

«Комар из природного материала»
Цель: развивать конструктивные умения, мелкую моторику пальцев

Тема недели «Знакомство с божьей коровкой»

5

Загадки и стихи

Загадывание загадок о комаре. Цель - развивать способность отгадывать загадки, мышление детей, пополнять литературный багаж стихотворениями.

1 неделя июля

Рассматривание иллюстраций

«Какие разные божьи коровки?»
Цель: познакомить детей с видами божьих коровок

НОД

«Наша любимая божья коровка»
Цель: уточнить знания детей о внешнем виде, местах обитания, пользе божьей коровки, развивать активную речь

Игры

Игра «Соедини точки и увидишь что получится»
Цель: развитие мелкой моторики 

Прослушивание музыки

Прослушивание песен о божьей коровке
Цель: развитие музыкального слуха

Наблюдение на прогулке за божьей коровке

Цель: развивать наблюдательность

Аппликация

«Божья коровка»

Цель: учить детей вырезать трафарет божьей коровке и украшать его, воспитывать аккуратность в работе

Викторина

«Что мы знаем о насекомых»
Цель: закрепление знаний детей о насекомых

Организация работы с родителями

Форма

Тема

1

Консультация

Полезные насекомые

2

Консультация

Роль семьи в экологическом воспитании ребенка

3

Консультация

Правила поведения в природе

4

Консультация

Укусы насекомых

5

Папка-передвижка

Первая помощь при укусах насекомых

3.Заключительный этап

  • Выставка детского творчества
  • Оценка результатов проекта:
  • у детей появилось желание общаться с природой, отражать свои впечатления через разные виды деятельности
  •  дети научились понимать необходимость бережного отношения к природе.
  •  появилось желание получить больше информации о насекомых

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ БАЛ НАСЕКОМЫХ "ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЦАРСТВУ НАСЕКОМЫХ С ПЧЕЛОЙ МАЙЕЙ"

Целью презентации проекта было обобщение знаний о насекомых, где с помощью перевоплощения дошкольники продемонстрировали свои знания о пользе и значении живого существа в природе. Также был представле...

Конспект занятия для детей средней группы «Насекомые нужны, насекомые важны».

Расширять представление детей о разнообразии насекомых, выделяя их отличительные признаки (наличие шести ног, разделенного на три части туловища, усиков)....

Экологический проект "Не обижайте насекомых" из цикла "Насекомые - лесные лекари"

Формирование представлений о животном мире, в том числе и насекомых, падает на первые семь лет жизни ребенка. Мир живой природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Набл...

Каких насекомых можно встретить осенью? С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пережить зиму и опять встретить солнышко. Сентябрь, пожалу

Каких насекомых можно встретить осенью?С приходом осени природа готовится постепенно к зиме, некоторые животные впадают в спячку. Также и насекомые с приходом холодов ищут местечко потеплее, дабы пере...

НОД с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»

НОД  с использованием ИКТ» «Мир насекомых» «Мир насекомых»Задачи:• Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобща...