Развивающая предметно-пространственная среда логопедической группы "Рябинка"
материал (старшая группа)

Игнатьева Любовь Александровна

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpps._ryabinki.doc756 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда логопедической группы "Рябинка"

ФГОС содержит много общих формулировок, но, по сути, он требует полноценной реализации всех компонентов развивающей среды. При этом учитывается, что игра по-прежнему является основной формой деятельности ребёнка. 

ФГОС требует обогатить образовательную среду всевозможными компонентами, которые будут стимулировать познавательную и образовательную деятельность детей. При этом очень важна доступность всех этих компонентов и помещений образовательной организации для каждого ребёнка. 

Предметно-пространственная среда в ДОУ по ФГОС должна быть организована так, чтобы дети могли беспрепятственно заниматься тем, что им больше нравится. Оборудование должно быть размещено по секторам по интересам детей.

При создании развивающей среды в ДОУ по ФГОС нужно понимать, какие задачи она должна решить. Главной среди них будет — повысить самостоятельность и самодеятельность ребёнка. Для этого среда должна быть комфортной для всех её участников и удовлетворять их интересы и потребности. Не менее важно для среды иметь место для образования детей, их воспитания и развития социальных способностей. 

Создавая развивающую среду, необходимо учитывать и то, из чего она состоит, и какие основные компоненты она должна содержать, что требуют государственные стандарты и каких ошибок стоит избегать. 

Следующие пять принципов лишь дополняют основные положения, рассмотренные выше.

  1. Принцип постоянного изменения окружения. И обстановка, и непосредственное наполнение должны постоянно обновляться. Среда должна быть гибкой и реагировать на изменение потребностей детей в зависимости от текущих потребностей или в зависимости от возраста.
  2. Принцип общения «глаза в глаза». Важно использование разнообразной мебели и её расстановка таким образом, чтобы упростить и сделать комфортным общение детей и взрослых. Это уравнивает позиции всех участников и помогает сблизиться.
  3. Принцип разнообразия пространства. У ребёнка должна быть возможность по настроению или желанию изменить вид деятельности, сменить активность на отдых. Пространства должно быть много, и оно должно быть легкодоступно. Детям нужна возможность в одно и тоже время заниматься разными делами так, чтобы не мешать друг другу.
  4. Гендерный принцип. В развивающей среде должны быть материалы, которые учитывали бы все особенности детей. Часть их должна предназначаться для того, чтобы мальчики получали представление о мужественности, а девочки – о женственности.
  5. Эстетический принцип. Большая часть информации воспринимается человеком визуально. Поэтому важно, чтобы всё разнообразие элементов среды гармонично сочеталось между собой, а декор создавал атмосферу лёгкости и не «давил» на детей.

Одна из задач воспитателя — создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности должно быть сделано руками воспитателей.

Организация предметно – развивающей среды  группы выстраивается в соответствии с принципами программы «От рождения до школы» под редакцией М. А. Васильевой, Н. Е. Веракса и Т. С. Комаровой.

Все пространство в группе  разделено на центры, которые, при желании и необходимости, легко трансформируются. Они оснащены большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Предметно — пространственная развивающая среда организованна с учетом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

  1. Художественно-эстетическое развитие
  2. Речевое развитие
  3. Познавательное развитие
  4. Социально-коммуникативное развитие
  5. Физическое развитие

Образовательная область

Художественно-эстетическое развитие

Музыкально-театральный центр

«В гостях у сказки»

Это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети — большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. 

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Этот Центр помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Так же в центре размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д., которые используются детьми в свободной деятельности.

Центр детского творчества

«Мастерская карандаша и кисточки»

Создание в группе Центр детского творчества благоприятствует творческой активности детей, способствует возникновению и развитию самостоятельной художественной деятельности.

Уголок расположен в оптимальном, удобном, доступном для детей месте. Дети имеют свободный доступ к художественным творческим материалам.

В Центре детского творчества имеется: разнообразный демонстрационный материал, различные материалы для рисования, лепки и аппликации: краски, кисточки разной величины, карандаши, мелки, трафареты, фломастеры, раскраски, бумага разной фактуры и цвета, пластилин, кинетический песок, тесто, формочки,клей, картотека стихов по народно- прикладному искусству, настольно - печатные игры.

Для развития  детей подобраны различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу. Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенный шкаф. По желанию ребенок может воспользоваться необходимым материалом для воплощения своих творческих замыслов, фантазии.

В Центре детского творчества вместе с детьми оформляем выставки, дети их рассматривают, рассказывают о своих работах.

Образовательная область

Речевое развитие

Речевой центр «Говоряшка»

Овладение устной речью является важным процессом в становлении личностных качеств ребёнка. Пополняется активный словарь дошкольника, развивается умение задавать вопросы, формулировать мысли и делать выводы. Формирование и совершенствование речевых навыков осуществляется одновременно с развитием мыслительных и психоэмоциональных способностей. Речь — инструмент в исследовательской и творческой деятельности, возможность общения со сверстниками и взрослыми.

В центре развития речи имеются дидактические игры, мнемотаблицы. Сделаны пособия, раздаточный материал на развитие устной речи:

  • Игры на развитие звуковой культуры речи, формирование словаря "Позови громко", "Кто, как кричит", "Чей малыш"…
  • Игры на развитие мелкой моторики, тактильных ощущений (шнуровка, мозаика, матрешки…)
  • Игры на развитие связной речи "Расскажи сказку", "Что сначала, что потом".
  • Игры не развитие словаря и грамматического словаря и грамматического строя речи "Четвертый лишний", "Назови одним словом"…

Центр книги «Первая библиотека»

Самым доступным эффективным способом развития детей является чтение. Развивающие способности детской книжки безграничны: мышление, речь, память, внимание, воображение – все это формируется благодаря общению с книгой. Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного, эстетического развития детей.

Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.

В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть яркие иллюстрации, рассказать сказку, а становясь старше, прочитать что-то. В уголке находится не только художественная литература, но и детские энциклопедии различной тематики, портреты писателей, с творчеством которых знакомятся дети,его литературные произведения. Подбор книг на полках делается в зависимости от тематической недели.

Образовательная область

Познавательное развитие

Патриотический центр «Моя Родина»

Для того, чтобы воспитать гражданина и патриота своей страны, который будет уважать и любить свою Родину, необходимо уже начиная с детского сада прививать любовь к своей Отчизне. Патриотическое воспитание дошкольников направлено на решение таких задач как: воспитание любви к родной стране и малой Родине, ознакомление детей с символами России, приобщение детей к русским народным традициям, знакомство с государственными праздниками. Для реализации этих задач, в каждой группе создается уголок патриотического воспитания. Его правильное оформление, насыщенность материалом позволит воспитывать в малышах любовь к Родине.

Он представлен государственной символикой России (герб, флаг, гимн) и символикой родного края, города. В нем находятся материал по формированию элементарных знаний о правах человека, пособия, отражающиемногонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России. В уголок Родного края входит художественная литература по краеведению, оформлена папка «Москва – столица нашей родины», «Мой город», «Моя семья», «Мой детский сад».

Центр конструирования «Юный строитель»

Конструирование — обожаемый детьми и очень полезный для развития творческих способностей, мышления и мелкой моторики вид деятельности дошкольников. Уголок конструирования или зона конструктивно-модельной деятельности являются важной частью развивающей среды группы.

«Центр конструирования» требует свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала. Центр расположен вблизи уголка сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.

Наши воспитанники самостоятельно используют схемы и модели построек при реализации своих замыслов. Мобильность позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Центр природы и экспериментирования «Любознайка»

«Центр экспериментирования» представлен многообразием коллекций (грунт, камни, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов.

«Центр природы» содержит в себеразличные виды комнатных растений, на которыхудобно демонстрировать видоизменения частейрастения, инструменты по уходу за этими растениями:фартуки и нарукавники, палочки для рыхления,детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др.Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжи овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы являются календари природы и погоды, в том числе и сделанные руками родителей.

Оформлены  макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с данным макетом способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.

                     

Центр математики «Веселая математика»

Центр Математики (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки.  При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей.

Имеется разнообразные игры и пособия на развитие логики, мышления, внимания. Счётный наглядный и раздаточный материал. Игры типа «Числа и цифры». «Учись считать»,«Цвет», «Форма», «Размер».Дидактические игры: «Геометрическое лото», «Геометрическое домино», «Чудесный мешочек», «Геометрическая мозаика», «Целое из частей», «Сложи фигуру», «Какой цифры не хватает», «Числовой ряд», «Математические домики», «Составь число», «Математическая рыбалка»,«Детям о времени», «Измеряем всё подряд», «Составь задачу».Развивающие игры: счётные палочки и схемы к ним. Сложи узор, сложи «Квадрат», «Дроби», «Прозрачный квадрат», «Логический пояс», игры на плоскостное моделирование: Танграм.

Центр «ИКТ»

В Центре «ИКТ» размещены - телевизор, ноутбук, магнитола, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками.  Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор. 

Образовательная область

Социально-коммуникативное развитие

Центр дежурства «Помощник»

        Большое значение в развитии личностных качеств имеет труд. Трудовые поручения и дежурство становятся неотъемлемой частью образовательного процесса. Для дежурства по столовой в группе организован уголок дежурных, в котором имеются специальные атрибуты: фартуки, колпачки.

        Одним из важных компонентов данного уголка является стенд, обращаясь к которому, дети видят, кто сегодня выполняет роль дежурного.

               

Центр безопасности «Оберегайка»

Отражает безопасность дома, на улице и пожарную безопасность. Он оснащен необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми, макетами улиц, дорог и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. В уголке имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения на дорогах, во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстрационный материал, папки-передвижки, настольно-печатные игры.

Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и формирует ценностей здорового образа жизни.

Уголок ряженья «Модники»

Это место любят все дети. Им нравится надевать разнообразные наряды. Каждый сам выбирает свой образ согласно своим симпатиям и чувствам, живущим в душе здесь и сейчас. Это дает психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение.

Уголок «Ряженья» любят все дети без исключения. Дети очень любят надевать разнообразные наряды, каждый сам выбирает свой образ, по своим симпатиям и чувствам, живущим у него в душе здесь и сейчас. Это даёт психоэмоциональную разрядку, поднимает настроение. Дети учатся сочетать вещи, ткани, размер. Изучают назначение вещей, их сезонность.

Центр сюжетно-ролевой игры «Игралочка»

Основной целью этого направления является позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В связи с этим стоит задача создания условий для усвоения общепринятых моральных и нравственных ценностей и норм. Неотъемлемой частью в приобретении ребенком социального опыта является семья, именно там ребенок приобретает свой первый социальный опыт. Основные этапы формирования личностных качеств ребенка закладываются именно в дошкольном возрасте и преимущественно посредством игры. В своей группе стараемся создать среду и условия для развития именно игровых качеств у детей. Используем разные виды игр: дидактические, подвижные, театрализованные, сюжетно – ролевые, игры для детей с учётом возраста и гендерного воспитания.

В группе имеется оснащение для сюжетно-ролевых игр "Семья", "Поликлиника", "Салон красоты", "Магазин", ""ППС", "Мы шоферы"… Атрибуты игр находятся в свободном доступе для детей. Они берут предметы, необходимые для игры, организуя сюжет по своему желанию. Игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства. Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

Образовательная область

Физическое развитие

Центр здоровья и спорта «Чемпион»

Для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях необходимо иметь физкультурное оборудование, которое должно быть и в групповой комнате, в специально отведенном месте, "физкультурном уголке". В нашей группе центр двигательной деятельности оформлен как часть игровой зоны. Здесь размещены мячи разных размеров, массажные коврики, обручи, скакалки, кольцеброс…

Имеются картотеки: комплекс утренней гимнастики, профилактика плоскостопия, подвижных игр, загадки о спорте, наглядные пособия по видам спорта. Имеется спортивный инвентарь, сделанный своими руками.Во время образовательного процесса устраиваемдинамические паузы, на прогулках дети вовлечены в спортивные и подвижные игры. В работе с детьми используем различные виды гимнастики: пальчиковая, дыхательная, для глаз, бодрящая.

Атрибуты для подвижных игр необходимое дополнение двигательного центра. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей – ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции,  силовых качеств. Предметное наполнение  уголка применяется в играх в группе и на улице, индивидуальной двигательной и свободной деятельности.

Уголок уединения

Согласно существующим требованиям к организации развивающей среды в образовательных учреждениях, считаем необходимым создание в ДОУ комфортных условий не только для активной деятельности воспитанников, совместных игр, занятий под руководством педагога, но и для индивидуального уединения ребенка.

Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, оборудовано уютным диваном с множеством мягких игрушек Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса, индивидуальные фотоальбомы с фотографиями близких – все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.

Информационные блоки

На стене в приемной расположили стенды, на которых мы размещаем интересную и полезную информацию для родителей. Оформляем выставки, проекты, размещаем работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО

Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....