Конспект интегрированного НОД “Знакомство с дымковской игрушкой”
план-конспект занятия (младшая группа)

Быстрова Марианна Юрьевна

Конспект интегрированного НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod.docx20.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД “Знакомство с дымковской игрушкой”

Вторая младшая группа

Виды детской деятельности.                                                                                                                              Игровая, познавательно-исследовательская, речевая, коммуникативная, продуктивная, художественная.

Задачи:                                                                                                                                                                 1. Продолжать работу по «вживанию» в образ дымковской игрушки, усиливая восприятие детей через народный фольклор. Воспитывать в детях отзывчивость на красоту росписи, развивать эстетическое восприятие.

2. Формировать умение детей замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов.

3. Продолжать учить детей оформлять плоскостные игрушки готовыми фигурами – большими и маленькими кругами контрастных цветов по мотивам дымковской игрушки. Располагать узор по образцу, правильно наклеивая фигуры, друг на друга по величине; составлять узор в определенной последовательности: в центре – большой круг, по краю – маленькие. Закреплять умение намазывать клеем всю форму. Развивать чувство ритма.                                               Воспитывать самостоятельность.

4. Активизация словаря: Дымковские игрушки, барышня, петушок, индюк, лошадка, колечко, кружок, красный, синий, желтый, глиняный.

5. Оборудование: Плоскостные дымковские игрушки: барышня, всадник на коне, водоноска, нянька, печка-телогрейка, карусели, петушок, индюк, лошадка, олень, барашек, козлик; деревянная посуда, самовар – изделия хохломских мастеров, картинки и фигурки дымковских игрушек; презентация «Дымковские игрушки», грам. запись: русская народная мелодия. Силуэты игрушек, вырезанные из бумаги – барышня и олешек, необходимое оборудование для аппликации.

Предшествующая работа:                                                                                                                             - Рассматривание дымковских игрушек и беседа о них.                                                                                        - Рассматривание альбома «Дымковские игрушки».                                                                            - Проведение мини-спектаклей с участием народных игрушек.                                                                    - Разучивание потешек «Дымковские игрушки».                                                                                                                                                                                - Дидактические игры: «Найди такой же узор» (развитие зрительного внимания, памяти, мышления, обучение рассматриванию узоров и их описанию).                                                 Разрезные картинки на тему «Дымковские игрушки» (учить собирать картинку из 4-6 частей, развивать эстетическое восприятие).                                                                                                                       - Просмотр презентации «Дымковские игрушки» (ИКТ)                                                                                                                - Подвижные игры «Покажи игрушку», «Карусель»                                                                                        - Рисование в свободной деятельности «Знакомство с дымковскими игрушками. Рисование узоров». «Украсим дымковского коня».                                                                                                                - Аппликация «Узор на круге», «Барышня в кокошнике»                                                                              - Индивидуальные домашние задания: «Составь узор», «Подбери круги по цвету и размеру», «Нарисуй разноцветные кольца», «Закрась круги», «Укрась юбку барышни дымковским узором» (аппликация).

Ход занятия:

1 часть. Организационный момент.

В группу, под русскую народную музыку, заходит дымковская барышня Дуняша.                                     - Здравствуйте, дети!                                                                                                                         Посмотрите, как я хороша                                                                                                                                      Я девица - краса,                                                                                                                                       Щечки алые горят,                                                                                                                         Удивительный наряд:                                                                                                                                                     Сидит кокошник горделиво,                                                                                                                           Как лебедушка плыву,                                                                                                                             Песню тихую пою.

- Я живу в селе Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Там живут замечательные мастера, которые делают из глины забавные глиняные игрушки: птичек, петушков, лошадок, барышень.                                                           - Я хочу пригласить вас к себе в гости!                                                                                                                - Мы поедем в гости на лошадке.

Дети имитируют движения езды на лошадки.                                                                                                  - Цок, цок, цок, цок!                                                                                                                                               Я – лошадка, серый бок!                                                                                                                                               Я скачу, куда хочу!                                                                                                                                         Если хочешь, прокачу! Цок, цок, цок, цок!

2 часть. В гостях у барышни. Рассматривание уголка декоративно-прикладного творчества – деревянной хохломской посуды, дымковских игрушек.                                                                                                  

Воспитатель. Посмотрите, сколько вокруг красивых, ярких, нарядных предметов. Эти вещи радуют нас своей красотой. Какой красивый самовар стоит на столе, какая красивая посуда. Вы знаете, как называется эта посуда? (Хохлома). А из чего сделаны стаканы, ложки и вазочки? (Из дерева).                                                                                                                            Посмотрите, в комнате у барышни есть очень яркие, веселые картинки игрушек.                            Как называются эти игрушки?  (Дымковская игрушка)

Воспитатель. Правильно. А вы знаете, почему её называют именно дымковская игрушка? (Потому что её делают  в селе Дымково.) Из какого материала делали дымковские игрушки? (Из глины)

Воспитатель. Молодцы!

Дым из труб идет столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали.

И село большое

Дымково назвали.

Воспитатель: Лепили игрушки из красной глины, затем обжигали, белили меловым грунтом на молоке и расписывали. По белому фону «разбрасывали» яркие круги, клетки, крупные и мелкие горошины. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Браня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

Барыни и кавалеры щеголяли своими нарядами, петухи и индюки своими пышными хвостами напоминали сказочные букеты, кормилицы хвастались богатым семейством.

Воспитатель. Ребята, а вы знаете, как называется каждая из этих игрушек? (Ответы детей)

Воспитатель. А какими узорами дымковские мастера расписывают свои игрушки?

(Ответы детей - круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок).

Воспитатель. Какие цвета используют мастера, украшая свои игрушки?

(Ответы детей. Цвета: оранжевый, красный, зеленый, голубой, розовый, желтый, сиреневый и др.)

Воспитатель. Как, одним словом можно сказать про эти цвета?

(яркие, нарядные, веселые, праздничные).

Воспитатель:                                                                                                                                                            - А вы хотите посмотреть, какие они, эти дымковские игрушки.                                              Презентация дымковских игрушек

3 часть. Дети рассказывают потешки об игрушках

Зонтик грибком, руки крендельком.

Ходит девица-красавица по улице пешком.

У колодца, у колодца Водоноски собрались.

Здесь вода сама нальется,

Наклонись, не поленись.

Барашек-свисток,

Правый рог — завиток,

Левый бок — завиток,

На груди — цветок.

Индя, индя, индючок, ты похож на сундучок.

Сундучок тот не простой, красный, белый, золотой!

Стоит олень на стройных ногах.

Вся краса у оленя в золотых рогах.

Петушок, петушок, золотой гребешок!

Маслена головушка, шелкова бородушка.

Что ты рано встаешь? Деткам спать не даешь?

Что за конь? Только тронь!

Со всадником вместе проскачет верст двести!

Физкультминутка. Игра «Карусель»                                                                                                                        Воспитатель-барышня предлагает детям покататься на карусели вместе с дымковскими игрушками (силуэты игрушек прикрепляются к свободным ленточкам карусели).                         Воспитатель держит карусель, дети берут ленточки и бегут друг за другом по кругу.

Завертелись карусели,                                                                                                                                                                Завертелись карусели.                                                                                                                                     Вверх летели, (встали и потянулись вверх)                                                                                                    Вниз летели, (присели на корточки).

4 часть. Аппликация

Барышня. Мне очень понравилось, как вы показывали дымковские игрушки и рассказывали потешки. У меня для вас есть игрушки, которые не успели расписать дымковские мастера. Хотите стать мастерами, украсить яркими узорами юбку барышни и олешка, и подарить свои работы нашим гостям? (Ответы детей. Дети садятся за столы)

Перед работой детям предлагается пальчиковая гимнастика «Утречко»:

Утро настало, солнышко встало.

- Эй, братец Федя, буди соседей!

- Привет, Большак! Дети поглаживают двумя пальцами правой руки большой палец

                                 на левой руке.

- Привет, Указка! Тоже с указательным пальцем.

- Привет, Середка! Средний палец.

- Привет, Сиротка! Безымянный палец.

- Привет и ты, Крошка - Митрошка! Мизинец.

- Привет, Ладошка! Машут ладонью левой руки.

5 часть.

Подводится итог занятия. Дети рассказывают, с какими игрушками они познакомились, вспоминают узоры, называют, чем они сегодня занимались (поэтапно). Затем вручают подарки гостям – плоскостные силуэты бумажных игрушек, украшенные аппликацией.

Барышня раздает детям угощение.