Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию "Знакомство с дымковской игрушкой и дымковской росписью"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию "Знакомство с дымковской игрушкой и дымковской росписью" предназначена для воспитателей детских садов при работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 34 Петродворцового района Санкт Петербурга
Методическая разработка занятия
по художественно-эстетическому развитию
Тема: «Знакомство с дымковской игрушкой и дымковской росписью»
для детей старшего дошкольного возраста
Выполнила:
воспитатель I категории
Крыгина Мария Александровна
г. Санкт - Петербург, 2025
Цель: Знакомство детей с историей дымковской игрушки и росписью.
Задачи:
- Образовательные:
- Познакомить детей с историей появлениядымковской игрушки.
- Показать характерные особенности росписи дымковской игрушки.
- Помочь детям научиться рисовать элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
- Развивающие:
- Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета.
- Воспитательные:
- Воспитывать любовь к народному искусству.
Материалы и оборудование: иллюстрации дымковских игрушек, игрушки, краски гуашь, фигурки из теста, картинки, слайды, салфетки влажные,проектор, указка, мнемотаблица.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Форма организации: групповая.
Словарная работа: активизировать употребление в речи названий элементов дымковской росписи.
Методы и приёмы:
- психологический настрой (установление эмоционального контакта);
- Демонстрация игрушек и иллюстраций дымковских игрушек;
- рассказ о том, как появились дымковские игрушки;
- стихи о дымковских игрушках;
- самостоятельная работа детей (рисование);
- использование мнемотаблицы;
- рефлексия.
- Вводная часть
Содержание организованной образовательной деятельности
Организационный момент.
Психологический настрой (установление эмоционального контакта)
Дети становятся в круг
Воспитатель:
Глаза закрываем и представляем,
Здесь и сейчас себя представляем.
Что было вчера, мы забываем,
Думаем только о том, что сейчас.
Хороший, красивый каждый из вас,
Вы самые лучшее, что есть на свете.
Глаза открываем,
Здравствуйте дети!
Воспитатель: Ребята, во что вы любите больше всего играть?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, из чего сделаны ваши игрушки?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Сегодня у нас в гостях замечательные игрушки, сделанные русскими мастерами.
Воспитатель: показывает картинку и читает стихи
Петушок
Дымковский я петушок,
Пышный хвост и гребешок.
Точки, клеточки, кружки.
Краски сочны и ярки.
Лошадка
Кони глиняные мчатся
На подставках, что есть сил!
И за хвост не удержаться,
Если гриву упустил!
Барышня.
Дымковские барышни прекрасны,
Узоры на юбках разнообразны
Полосы, волны, овалы, круги и точки-
Словно волшебные строчки
Символы природы они обозначают
Здоровья, счастья, добра желают.
Воспитатель: Эти игрушки называются дымковские, они сделаны из глины и раскрашены яркими красками. А чтобы об этих игрушках узнать побольше, я приглашаю вас на виртуальную экскурсию «В гости к дымковской игрушке» (воспитатель приглашает детей присесть на стульчики к экрану проектора)
- Основная часть
(СЛАЙД 3)
Воспитатель: Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, зимний мороз сковывал землю, в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да, так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: сеяли хлеб, готовили еду, пасли домашних животных: коров, овец. А дети играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек?
(СЛАЙД 4)
Воспитатель: Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Выходят из-под кисточки узоры: точки, кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки.
Начиналось всё со свистулек для забавы детей. Женщины Дымково лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька
(СЛАЙД 5)
Воспитатель: Игрушки дымковских мастеров были самым ярким украшением ярмарки, на которой проходило праздничное гулянье с озорным и весёлым названием Свистунья.
(СЛАЙД 6)
Воспитатель: Мастера используют яркие цвета для раскрашивания игрушек: малиновый, красный, жёлтый, зелёный, синий, оранжевый. Одним словом можно сказать про цвета: яркие, нарядные, весёлые, праздничные. Так и появились дымковские игрушки: барыни, козлики, лошадки, свиньи, олени. Яркие, весёлые, задорные – полюбились они детям.
У элементов росписи есть свои обозначения: круг – символ солнца, точки – звезды, прямая линия – дорога, волнистая линия – вода, ёлочка – символ здоровья.
(СЛАЙД 7)
Воспитатель: Смотрите, какие разные и красивые дымковские игрушки.
(СЛАЙДЫ 8-12)
Воспитатель: Предлагаю отдохнуть (воспитатель проводит физкультминутку)
Физкультминутка (под музыку)
А сейчас, ребятки,
Я зову всех на зарядку!
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки в бок,
И на месте прыг да скок!
А теперь бежим в припрыжку,
Молодцы все ребятишки!
Замедляем, дети, шаг
И на месте стой! Вот так!
А теперь мы сядем дружно,
Нам еще работать нужно!
Воспитатель: Ребята, желаете сами побыть мастерами?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Одевайте фартуки, представьте, что вы настоящие мастера. На ваших столах лежат игрушки, для раскрашивания, будем использовать -дымковскую роспись. Усаживайтесь за стол, ваши рабочие места готовы. Какие элементы росписи будем использовать?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Какие будем использовать цвета?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Давайте попробуем в воздухе нарисовать эти элементы кисточкой. Приступайте к работе. Некоторые элементы росписи необходимо рисовать кончиком кисти.
Дети садятся за стол, раскрашивают. Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Предлагаю, отдохнуть, приготовьте ваши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Скачут лошадки»
Вот помощники мои,
Их, как хочешь поверни. (Показать ладони, повертеть ими)
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки. (Продвижение рук вперёд, передвигая пальцами)
Цок-цок-цок. Цок-цок-цок.
Скачет резвый табунок.
Громко кричат лошадки: «И-го-го!»
Поскакали далеко.
Самостоятельная работа детей.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие умельцы, у всех всё получилось! Оставьте свои работы на столе и подойдите ко мне.
Славилась Россия чудо-мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили,
Своему искусству молодых учили.
Воспитатель: Возвращаемся в группу, снимайте фартуки.
- Заключительная часть
Рефлексия с использованием мнемотаблицы
Воспитатель: Посмотрите, это мнемотаблица, давайте с помощью её подведём итог. Где мы побывали?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Что нового интересного мы сегодня узнали?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Итак, у дымковской игрушки есть свои цвета есть свой орнамент своя форма, которая придаёт игрушке индивидуальность, что делает ее не похожей на другие игрушки.
Предлагаю, когда они подсохнуть подарить игрушки своим близким и родным людям, в следующий раз мы с вами познакомимся с другими народными мастерами и росписью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по художественно - эстетическому равитию Тема:«В гостях у соседей»
Ребенок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности. Эмоционально отзывается на красоту ...

Методическая разработка занятия по художественно – эстетическому воспитанию детей 6-7 лет «Секреты бабушки Агафьи»
Авторская новизна состоит в разработке материала и внедрению инновационных методов и приёмов работы (ИКТ, моделирование), способствующих использованию детьми элементов народного творчества в сам...

Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Аппликация «Новогодняя открытка»
Образовательные задачи: Формирование практических навыков работы с бумагой, клеем, ножницами с материалами и инструментами. Формировать умение сгибать лист бумаги выполняя симметричное изо...
Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию «Дымковский петушок»
Цель: формирование у детей познавательно - творческого интереса к русской народной культуре, народному промыслу «Дымковская игрушка», через изготовления плоскостной аппликации из дет...

Методическая разработка занятия по художественно- эстетическому развитию (рисование) «Китайская живопись»
Китайская живопись сильно отличается от европейской тем, что в ней присутствует эффект незаконченности. Тем самым художник как бы приглашает зрителя поучаствовать в продолжении работы, додумать ...

Методическая разработка занятия по художественно- эстетическому развитию (лепке) «Голландские изразцы»
Конспект занятия по лепке из глины Тема: Лепка рельефная, декоративная. «Голландские изразцы»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-комм...
Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию "Бело-синее чудо (Гжель)"
Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию "Бело-синее чудо (Гжель)" предназнаена для воспитателей дошкольных образовательных организаций при работе с детьми под...