Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию "Бело-синее чудо (Гжель)"
методическая разработка по рисованию (подготовительная группа)
Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию "Бело-синее чудо (Гжель)" предназнаена для воспитателей дошкольных образовательных организаций при работе с детьми подготовительной к школе группы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 34 Петродворцового района Санкт Петербурга
Методическая разработка занятия
по художественно-эстетическому развитию (рисование)
Тема: «Бело - синее чудо (Гжель)»
для детей подготовительной к школе группы
Выполнила:
воспитатель I категории
Олехова Виктория Викторовна
г. Санкт - Петербург, 2025
Цель: Познакомить детей с гжельским народным промыслом.
Задачи:
- Образовательные:
- Продолжить знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.
- Учить оформлять объёмную плоскость элементами узора гжельской росписи.
- Учить выполнять орнамент с применением элемента «капелька».
- Развивающие:
- Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор на объёмной плоскости.
- Развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса.
- Развивать речь и мелкую моторику рук детей.
- Воспитательные:
- Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам и желание создавать своими руками коллективную работу – гжельский сервиз.
Материалы и оборудование: посуда с гжельской росписью, иллюстрационный материал по теме «Гжель», таблица с элементами гжельской росписи, заготовки из бумаги для росписи, материалы для творческой работы (кисти, гуашь, стаканчики для воды, тряпочки и салфетки, клеёнка), телефон и запись музыки для настройки.
Методы и приёмы: словесный метод – чтение стихотворений, приём в форме вопросов и ответов, наглядный метод - рассматривание гжельской посуды, практический метод – роспись детьми моделей гжельской посуды.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Сине-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела: голубыми, синими, нежными, красивыми.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А почему вы так решили?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Кто расписывает такими узорами?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: А где живут и работают такие мастера вы знаете?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Ребята, а у вас дома есть изделия с такими синими узорами?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие к народным умельцам в сине-голубую сказку. А почему она так называется, вы поймёте сами.
В некотором царстве, в некотором государстве, недалеко от Москвы, стоит деревенька Гжель. Давным - давно жили там смелые да умелые весёлые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им мастерство своё показать, да людей порадовать, край свой прославить. Думали, думали и придумали. Нашли они в своей сторонушке глину чудесную, белую-белую, и решили лепить из неё разную посуду и расписывать её синей краской различных оттенков. Сами гжельцы любили говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Рисовали на посуде узоры из цветов, капелек, полосочек, сеточек. Стал каждый мастер своё умение показывать. Один мастер слепил чайник, другой вазу. Гжельские мастера большие фантазёры. Лепили они разных животных и птиц. Вот так и повелось, что каждый мастер своим мастерством всех радовал. Всего одна краска, а какая нарядная и праздничная получалась роспись.
Воспитатель: Понравилась вам сине-голубая сказка?
Дети: ответы детей.
Беседа по сказке
Воспитатель: О каком промысле эта сказка?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Из чего гжельские мастера делают свои изделия?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Какую краску используют мастера в гжельской росписи?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Каким узором украшают мастера свои изделия?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Какие изделия делали мастера из глины?
Дети: ответы детей.
Физкультминутка
Вот большой стеклянный чайник, («Надуть живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (Другая рука изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (Приседать, одна рука на поясе)
Очень хрупкие, бедняжки.
Вот фарфоровые блюдца, (Кружатся, рисуя руками круг)
Только стукни, разобьются.
Вот серебряные ложки, (Потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принёс. (Сделать большой круг)
Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас посетить выставку «Сказочная гжель». Рассмотрим изделия гжельских мастеров, полюбуемся на это голубое чудо.
Воспитатель: Есть на выставке и необычный чайный сервиз. Посмотрите на него, только чайник и чашки украшены гжельским цветком, а блюдца сервиза белые. Сегодня я предлагаю и вам стать народными умельцами и украсить блюдца гжельским узором. Расписывать посуду мы будем красками.
(дети берут блюдца и садятся за столы)
Воспитатель:Узор на всех предметах должен быть одинаковым. Рассмотрим узор на чайнике.
Каким узором украшен чайник?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Где расположен цветок?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Из каких элементов состоит цветок?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: На что похожи лепестки цветка?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Рассмотрите кайму, которая украшает всю посуду – это тонкая волнистая линия с точками. Капелька – один из любимых элементов Гжели.
Разбор этапов выполнения работы
• Серединка цветка.
• Лепестки-капельки.
Воспитатель: Как надо располагать лепестки-капельки вокруг серединки, чтобы получился красивый цветок?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Уточнить приёмы рисования – сначала нарисовать цветок синей краской, потом промыть кисть, вытереть её салфеткой и, пока краска не высохла, провести мазки с внутренней стороны кистью, получится голубой оттенок.
Воспитатель: Приступаем к работе.
(воспитатель оказывает индивидуальную помощь детям)
В конце занятия дети выставляют свои работы на столе, покрытом голубой скатертью.
Подведение итогов
Воспитатель: Вы все расписали по одному предмету, а вместе получился красивый сервиз. Вам нравится?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: У русских людей есть поговорка «Умелец да рукоделец себе и людям радость приносит».
Воспитатель: О каком промысле мы сегодня беседовали?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Чем отличается гжельская роспись от других видов росписи?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Все молодцы, хорошо потрудились, а самое главное - вы попробовали себя в роли мастеров гжельской росписи!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по художественно - эстетическому равитию Тема:«В гостях у соседей»
Ребенок проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности. Эмоционально отзывается на красоту ...

Методическая разработка занятия по художественно – эстетическому воспитанию детей 6-7 лет «Секреты бабушки Агафьи»
Авторская новизна состоит в разработке материала и внедрению инновационных методов и приёмов работы (ИКТ, моделирование), способствующих использованию детьми элементов народного творчества в сам...

Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Аппликация «Новогодняя открытка»
Образовательные задачи: Формирование практических навыков работы с бумагой, клеем, ножницами с материалами и инструментами. Формировать умение сгибать лист бумаги выполняя симметричное изо...
Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию «Дымковский петушок»
Цель: формирование у детей познавательно - творческого интереса к русской народной культуре, народному промыслу «Дымковская игрушка», через изготовления плоскостной аппликации из дет...

Методическая разработка занятия по художественно- эстетическому развитию (рисование) «Китайская живопись»
Китайская живопись сильно отличается от европейской тем, что в ней присутствует эффект незаконченности. Тем самым художник как бы приглашает зрителя поучаствовать в продолжении работы, додумать ...

Методическая разработка занятия по художественно- эстетическому развитию (лепке) «Голландские изразцы»
Конспект занятия по лепке из глины Тема: Лепка рельефная, декоративная. «Голландские изразцы»Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-комм...
Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию "Знакомство с дымковской игрушкой и дымковской росписью"
Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию "Знакомство с дымковской игрушкой и дымковской росписью" предназначена для воспитателей детских садов при работе с дет...