Методическая разработка занятия по художественно- эстетическому развитию (лепке) «Голландские изразцы»
план-конспект занятия по аппликации, лепке (подготовительная группа)

Чернявская Наталья Александровна

Конспект занятия по лепке из глины

 

Тема: Лепка рельефная, декоративная. «Голландские изразцы»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Вызвать у детей желание делать лепные изразцы.

 

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить с техникой рельефной лепки.
  • Предложить на выбор приемы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись.
  • Совершенствовать умение детей в лепке изразцов из глины.
  • Раскрыть особенности труда народных мастеров - умельцев по изготовлению глиняных изразцов.

Развивающие:

  • Развивать художественное восприятия предметов, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
  • Развивать чувство формы и композиции.

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей интерес к истокам народного творчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_master_klass_izraztsy.docx22.17 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по лепке из глины

в подготовительной группе на тему:

«Голландские изразцы»

Автор:

воспитатель 2 подготовительной группы ГБДОУ №12

Чернявская Н.А.

Санкт-Петербург

2024г.

    Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБ ДОУ детский сад №12

Конспект занятия по лепке из глины

Тема: Лепка рельефная, декоративная. «Голландские изразцы»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Цель: Вызвать у детей желание делать лепные изразцы.

Задачи:

Образовательные: 

  • Познакомить с техникой рельефной лепки.
  • Предложить на выбор приемы декорирования лепного образа: рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись. 
  • Совершенствовать умение детей в лепке изразцов из глины.
  • Раскрыть особенности труда народных мастеров - умельцев по изготовлению глиняных изразцов.

Развивающие: 

  • Развивать художественное восприятия предметов, интерес к самостоятельной творческой деятельности.
  • Развивать чувство формы и композиции.

Воспитательные: 

  • Воспитывать у детей интерес к истокам народного творчества.

Оборудование для педагога: иллюстрации и картинки по теме русские и голландские изразцы, образцы изразцов, схема выполнения работы, картинки на сравнения печки и современных плит.

Оборудование для воспитанников: белая глина (самозатвердевающая), картонные квадратики 10х10 см, стека, доска, стакан с водой, салфетки.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

    Ребята, посмотрите на предметы, которые лежат перед вами. Назовите их. Что объединяет эти предметы? (Они выполнены из разных пород глины). Правильно, а где в нашей жизни мы можем применить глину? Правильно: чаще всего глину применяют в производстве и строительстве. Из нее делают кирпич, цемент, плитку. Еще глину используют в медицине. Из нее делают полезные мази и маски. Применяют глину и в искусстве - с ее помощью делают скульптуры. Глину используют в гончарном деле. Из нее делают посуду, вазы, декоративные фигурки. Они называются керамическими.

               Оказывается, есть еще один вид народного искусства. Это ИЗРАЗЦЫ – керамические плитки с узором, которыми облицовывали печи. Сначала ими украшали соборы и фасады зданий, а затем стали украшать и жилища.

     Изготовление начиналось с формовки, затем изразец дважды обжигали в печи, а затем расписывали. Приступая к росписи, мастер придумывал такой узор, который бы подчеркнул красоту формы.

     Изразцы имеют форму квадрата. На них изображают цветы, букеты, гирлянды, вазоны. Техника их создания увлекательна и мы с вами попробуем создать нечто подобное. Сегодня мы будем лепить голландские изразцы. Посмотрите на образцы, которые я для вас приготовила, а я расскажу вам о том, откуда все начиналось.

История появления голландских изразцов

Русские изразцы на голландский манер были очень популярны во времена Петра Первого. Именно он был инициатором их внедрения в русскую культуру. Плитка в голландском стиле широко использовалась при отделке интерьеров богатейших домов многих городов Европы – Мюнхена, Дрездена, Варшавы и т.д. Причем украшены ею были не только камины, но также стены домов, полы, потолки и иные элементы интерьера.

Голландская плитка отличалась от традиционных русских изразцов тем, что ее рельеф был сглаженным, практически плоским, а палитра красок – максимально сдержанна: бело-голубая и, реже, – бело-серая гамма. (Сравниваем русский образец изразца и голландский)

Изготовление изразцов по голландскому образцу было налажено в России к середине 18 столетия. Российских мастеров для этого даже отправляли на учебу в Голландию. В Стрельне открылась фабрика, на которой производились изразцы, ничуть не уступающие по своему качеству оригинальной голландской плитке.

Дворцы Петра Первого стали образцами интерьеров, оформленных голландской плиткой. Особою популярность получили тематические серии: дизайн каждой комнаты выполнялся в своей теме. Наиболее распространенными были морские пейзажи, изображения людей, в частности всадников, пастораль, архитектурные пейзажи, библейские мотивы. Печи с голландскими изразцами мы можем увидеть в Большом Петергофском Дворце. Каждая печь не только украшала царские палаты, но и отапливала их в холодные, зимние дни, и в ней готовили пищу для царей. Давайте сравним чем отличается печь от современной плиты? (Рассматриваем картинки)

  Прежде, чем приступить к лепке, давайте немного отдохнем и разомнемся.

                                                    ФИЗМИНУТКА.

 «Пальцы делают зарядку, чтобы меньше уставать.

Раз, два, три, четыре, пять.

Руки, руки потираем.

Руки, руки согреваем и к работе приступаем»

      Давайте, глядя на схему, разберем    этапы работы:

-Слепим пластину – основу изразца, наметим на ней карандашом центр и углы. Сколько углов? А центров? Представим какой рисунок вы хотите исполнить на своем изразце и начнем лепить. Если это цветок.

-Берем кусочек глины, раскатываем в шарик, слегка сплющиваем и прижимаем к центру. Это первый слой лепестков- венчик.

-Возьмем второй кусочек, поменьше, раскатываем и выкладываем поверх первого, слегка прижимая. Украсим его красивой маленькой ягодкой.

-Вернемся к первому слою. Вылепим по краю жгутик и прилепим много маленьких шариков, вокруг цветка сделаем красивые лепестки, одинаковые или разные по размеру и форме, одноцветные или многоцветные.

-Углы можно украсить листочками, бабочками, ягодками.

ПРИСТУПАЕМ К РАБОТЕ.

После 10 минут работы предлагается сделать гимнастику для глаз. Применяем  здоровьесберегающие  технологии.

                                        Что бы глазки не устали

                                        Мы зарядку делать стали

                                        Раз- два- три, раз- два- три,

                                        Ты в окошко посмотри.

                                        Раз-два-три, раз-два-три,

                                        Ты на стенку посмотри.

                                         Мы зарядку делать стали

                                         И кружок нарисовали.

                                                        Поморгали, поморгали,

                                        Всю усталость разогнали.

Выставка работ, подведение итогов занятия.

Ребята, что мы сегодня лепили?

Что можно украсить изразцами?

Как вы думаете, вы справились с поставленной задачей?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка) На тему: «Грибы для ежика»

КонспектНепосредственной образовательной деятельностипо художественно-эстетическому развитию (лепка)На тему: «Грибы для ежика» для детей средней  группы.(используемые технологии: игровая, зд...

Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе. Аппликация «Новогодняя открытка»

Образовательные задачи:  Формирование  практических навыков работы с бумагой, клеем, ножницами с материалами и инструментами. Формировать умение сгибать лист бумаги выполняя симметричное изо...

Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию «Дымковский петушок»

Цель: формирование у детей познавательно - творческого интереса к русской народной культуре, народному промыслу «Дымковская игрушка», через изготовления плоскостной аппликации из дет...

Методическая разработка занятия по художественно- эстетическому развитию (рисование) «Китайская живопись»

Китайская живопись сильно отличается от европейской тем, что в ней присутствует эффект незаконченности. Тем самым художник как бы приглашает зрителя поучаствовать в продолжении работы, додумать ...

Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию "Знакомство с дымковской игрушкой и дымковской росписью"

Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию "Знакомство с дымковской игрушкой и дымковской росписью" предназначена для воспитателей детских садов при работе с дет...

Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию "Бело-синее чудо (Гжель)"

Методическая разработка занятия по художественно-эстетическому развитию "Бело-синее чудо (Гжель)" предназнаена для воспитателей дошкольных образовательных организаций при работе с детьми под...