Краткосрочная образовательная программа "Мультстудия "Радуга".
рабочая программа

Левченко Гульсара Алтымбаевна
Представляю Вашему вниманию краткосрочную образовательную программу для детей с ограниченными возможностями здоровья "Мультстудия Радуга".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_multstudiya_raduga_-_dlya_publikatsii.docx48.27 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное учреждение социального обслуживания «Ипатовский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Причал»

УТВЕРЖДЕНО:

 Решением МППК                                                                      

 ГКУСО «Ипатовский  СРЦН «Причал»

 От «___» __________ 2017 г.

                УТВЕРЖДАЮ________________

                 Директор ГКУСО «Ипатовский

                 СРЦН «Причал»

                 Г.В.Годило

                 «____» ______ 2017

                                                                                               

Краткосрочная образовательная программа

для детей с ограниченными возможностями здоровья  ГКУСО  «Ипатовский СРЦН «Причал» в летний период

«Мультстудия Радуга»

Педагог, реализующий программу:

Левченко Г.А. педагог - дефектолог

   отделения социальной реабилитации

       ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал»

2017 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

1

Пояснительная записка

1.1

Направленность образовательной  программы

3 стр

1.2

Актуальность образовательной  программы

3 стр

1.3

Цель и задачи образовательной программы

4 стр

1.4

Отличительная особенность программы

4 стр

1.5

Возраст детей, учет индивидуальных и возрастных особенностей

5 стр

1.6

Сроки реализации программы

5 стр

1.7

Формы организации занятий

5 стр

1.8

Ожидаемые результаты  

5 стр

1.9

Способы определения результативности реализации программы

5 стр

2

Содержание образовательного процесса

5 стр

3

Учебно – тематический план

8 стр

4

Использованная  литература

16 стр

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  1. Направленность образовательной  программы

Основное  направление краткосрочной образовательной  программы -  социально-педагогическое.

      Планирование данной образовательной  программы  основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

1.Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека Программа рассматривает разнообразие как ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения образовательного процесса.

             2. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленная  на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

 4. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ГКУСО «Ипатовский СРЦН «Причал» и детей). Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

 5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, обсуждения, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.  

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

• Конституция РФ, ст. 43, 72.

• Конвенция о правах ребенка (1989 г.).

• Закон  «Об образовании в  РФ».

• Типовое положение о ГКУСО  «Ипатовский СРЦН «Причал».

• СанПиН 2.4.1.3049-13

• Устав ГКУСО  «Ипатовский СРЦН «Причал».

• ФГОС ДО.

1.2 Актуальность  образовательной  программы

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что краткосрочная образовательная  программа «Мультстудия  «Радуга»,   для детей с особенностями в развитии,   дает возможность организовать познавательный досуг детей с ограниченными возможностями здоровья  в летний период;  а так же обеспечивает  деятельность детей по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенциями, необходимыми для жизни в обществе. Программа позволяет детям пробовать свои силы в самом популярном на сегодняшний день "медийном" направлении – телевидении. С помощью изменения содержания и методов обучения организуется познавательная деятельность детей. Как создаются мультфильмы, что такое анимация – вопросы, ответы на которые можно получить на занятиях по программе «Мультстудия Радуга». Анимация  является той чудесной воспитательной силой, которая приходит к человеку очень рано, первой знакомит его со всеми существующими видами искусства и доставляет истинную радость. Дети могут реализовать себя в разных видах деятельности, в разных ролях (сценарист, художник, звукорежиссер, монтажер, актер, аниматор). В связи с медицинским диагнозом и вторичными отклонениями  для  детей характерно отставание в развитие: слабо сформированы те или иные функции. Роли помогают формировать определенные навыки и развивают творческое воображение, мелкую моторику, речь.  Акцент ставится на героях мультфильмов (рисование, лепка, вырезание персонажей мультипликационного фильма  из бумаги, также аппликация, поделки из природного материала). 

Самая приятная, долгожданная и радостная пора детства – каникулы. Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей и занимают особое место в структуре каникулярного времени несовершеннолетних - и по продолжительности, и по оздоровительно-образовательному потенциалу. Этот период как нельзя более благоприятен для развития их творческих ресурсов, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.

В данной программе анимация  рассматривается как сфера социальной практики детей, в рамках которой они приобретают культурный, нравственный, мировоззренческий и социальный опыт.

  1. Цель и задачи образовательной программы 

Цель программы – создание   благоприятных условий для обучения  несовершеннолетних навыкам работы по изготовлению мультипликационных фильмов, воспитанию у них чувства ответственности, трудолюбие, развитие творческих ресурсов личности.

Задачи:

1) дать общее представление о технологии создания мультипликации, процессе съемки мультфильма;

2) создать условия для первых проб детей в качестве художника,  монтажера,  сценариста, комментатора, звукорежиссера;

3) формировать умение работать в творческой группе;

4) содействовать становлению индивидуального творческого воображения, наблюдения, фантазии, умения видеть и слышать, изобразить, описать и озвучить многообразный мир;

5) воспитывать трудолюбие и ответственность, навыки самостоятельности.

1.4 Отличительная особенность программы

Особенностью программы является её практико-ориентированный характер. Вклад в создание мультфильма у  каждого ребенка свой, уникальный, в чём и заключается ценность метода проекта. Участники профильной группы проходят обучение в процессе работы над реальным телевизионным продуктом – мультипликацией. Чтобы полноценно участвовать во всех этапах производства мультипликации, детям необходимо овладеть выразительными средствами видеоряда, сценарным мастерством, основами монтажа. Программа предусматривает знакомство детей с самыми элементарными азами создания мультипликации.

Создавая анимацию, дети учатся ориентироваться в информационном пространстве, придумывают сценарии, учатся общению и диалогу друг с другом. Большую часть технического обеспечения (операторскую съемку, монтаж, режиссуру) берет на себя педагог.

1.5 Возраст детей, учет индивидуальных и возрастных особенностей

В группу набираются дети с ограниченными возможностями здоровья, находящиеся на социальном обслуживании.

Группа разновозрастная, возраст участников по программе 8-12 лет.

1.6 Сроки реализации программы

Срок реализации краткосрочной  образовательной программы «Мультстудия «Радуга»» –  1 месяц.

1.7 Формы организации занятий

Для участников, разных по возрасту, предусматривается дифференцированный подход при определении индивидуального творческого задания и назначении учебных заданий в процессе обучения.

Количество детей в группе –  6-8 человек.

Продолжительность образовательного процесса – 18 дней.

Режим занятий – пять раз в неделю по 2 часа, по схеме 20 мин + 5 мин перерыв + 20 мин + 15 перерыв +20 мин + 5 мин перерыв + 20 мин. Недельная нагрузка на ребенка – 10 часов.

1.8 Ожидаемые результаты  

  • дети будут обучены навыкам создания мультипликационных фильмов;
  • появится стремление выполнять практические задания с большой выраженностью творчества и креативности;
  • сформировано умение работать в разных проектных группах и в разном качестве (режиссера, монтажера, сценариста,  художника, аниматора, композитора, актера);
  • развиты творческие ресурсы личности: мышление, внимание;
  • сформировано умение работать в коллективе;
  • сформированы навыки самостоятельности.

.

1.9 Способы определения результативности реализации программы

               Организация просмотра готовой анимации.

               Обследование ребенка с занесением данных в индивидуальную карту ребенка.

2.СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Программа  имеет поэтапное построение:

     1 этап – диагностический.

     2 этап– коррекционно – развивающие занятия.

     3 этап – заключительный.

Диагностический этап (приложение 1) предполагает исследование уровня сформированности творческого воображения, мелкой моторики и развитие речи детей с ОВЗ. Все данные фиксируются  в индивидуальной карте ребенка на начальном и заключительном этапе работы «Мультстудии «Радуга».

Воображение в жизни ребенка играет большую роль, чем в жизни взрослого человека. Оно является важнейшим путем познания окружающего мира, способом выйти за пределы личного практического опыта. Наиболее ярко творческое воображение проявляется в рисовании, сочинении сказок и рассказов. Творческое воображение влияет на развитие психических процессов, также происходит и обратная связь. Развивать творческий потенциал ребенок может только при непосредственном включении его в творческую деятельность. С этой целью используется методика Е. Торренса "Неполные фигуры". Тест предназначен для диагностики креативных (творческих) способностей детей.

Обследование уровня мелкой моторики осуществляется с использованием материала практического руководства по тестированию «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» А. В. Семенович, а также  применение следующих тестов:

застегивание пуговиц; нанизывание бусин на шнурок; перекладывание двумя пальцами мелких предметов; умение держать карандаш, ведущая рука; закрашивание (учитывается направленность, соблюдение границ, темп, мышечный тонус); обводка; параллельная штриховка.

Обследование развития  речи. В разделе развитие речи - определяется объем пассивного словаря, понимание речи, объем активного словаря (название частей тела, обобщающие понятия, использование предлогов), выявляется уровень сформированности навыка словоизменения и словообразования. Используется диагностический материал  методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева.

Коррекционно - развивающий этап

Принципы, план, формы организации.

Освоение содержания происходит в процессе творческой деятельности детей по созданию мультипликационных фильмов.

Педагогические принципы, на которых основывается деятельность:

  • принцип свободы действия, мнений, традиций;
  • принцип равных возможностей;
  • принцип ориентации на успешную деятельность;
  • принцип самореализации;
  • принцип приоритета личностно-ориентированного подхода.

Деятельность группы  в течение месяца будет организована как создание мультипликационного фильма на основе – технологии аппликации -  перекладки: разрезная, рисованная, силуэтная, коллажная, пластилиновая, природные материалы.

  • Перекладка является самой простой анимационной техникой, позволяет избежать сложных процессов прорисовки, заливки и фазовки.
  • В тоже время техника перекладки  обладает широчайшими возможностями.
  • Перекладка доступна и понятна ребенку, потому что позволяет ему работать не с абстрактными предметами и явлениями, а с марионеткой.

     В рамках программы дети изучают основы фотосъемки.

План работы

Основными формами организации являются:

Работа в группах

  • Гимнастика (психогимнастика)  проводится ежедневно в течение 10 минут. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день, расширение ролевого репертуара.
  • Театральные игры направлены на развитие творческого воображения, также включают в себя основные физкультурные элементы: ходьбу, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей. Коллективные игры также способствуют воспитанию дружбы.

 Практические занятия

  • Инструктаж о правилах поведения на занятиях и технике безопасности.
  • Создание атрибутики для мультипликационного фильма.

 Индивидуальная работа (обеспечивает дифференцированный подход к каждому ребенку  и выполнение творческого задания с учетом «особенностей» детей):

  • Роль сценариста развивает творческое воображение, мышление. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм).
  • Роль художника дает большие возможности в развитии художественно – творческих способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира.
  • Роль аниматора  развивает мелкую моторику рук, пространственную ориентировку.
  • Роль звукорежиссера, композитора  способствует развитию у детей слухового внимания, обогащению музыкального кругозора воспитанников.
  • Роль монтажера формирует навыки видеофиксации каждого кадра, бережное обращение с фотоаппаратом.
  • Роль актера способствует развитию речи,  выразительному чтению реплик, интонационному выделению звуков в голосе, умение передавать через речь черты характера персонажа.

Рефлексия

В конце каждого дня ребята отмечают свое настроение в уголке радужат.

Заключительный этап связан с  диагностикой и фиксированием результатов в индивидуальной карте ребенка. Просмотр готового мультипликационного фильма.

3.УЧЕБНО -  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Этапы программы

Тема занятия

Цель

Методы

Ход занятия

Оборудование и материалы

Количество часов

Методическое  обеспечение

Диагностический этап.

1.Исследование уровня сформированности творческого воображения, мелкой моторики и развитие речи.

Диагностика креативных (творческих) способностей детей., мелкой моторики рук и развития речи.

Методика Е.Торренса «Неполные фигуры», тесты на развитие мелкой моторики, речи.

Приветствие.

Диагностическое обследование (с перерывами)

Подведение итогов занятия.

Индивидуальная карта развития ребенка, тесты, цветные карандаши.

   2 ч

Методика Е. Торренса "Неполные фигуры". Диагностический материал  методики педагогического обследования ребёнка младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью. Авторы: Е. А. Екжанова, Е.А.Стребелева

«Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» А. В. Семенович

Коррекционно – развивающий этап.

2.Определение стратегии работы группы.

Знакомство участников группы. Знакомство с искусством мультипликации, основными задачами анимации.

Беседа с опорой на зрительное восприятие, речевое стимулирование (объяснение, уточнение, обсуждение), создание условий для выбора.

Теория

Приветствие.

Игра  «Интервью»  - 15 мин

Рефлексия.

Игра «Замедленное движение» - 20 мин Рефлексия.

Игра «Волшебный мешочек» - 10 мин

Практическая часть.

Выбор темы: игра «Планирование работы» - 50 мин

Подведение итогов занятия.

Ноутбук, мультимедийное оборудование; мультипликационный стол;

фотоаппарат.

Теория- 25 мин

Практическая часть – 1 час 35 мин

Презентации;

картотека игр «Театральные игры», «Психогимнастика Чистяковой»; иллюстрации; дидактические игры; программное обеспечение AVS Video Editor

19.Определение эффективности программы

Диагностика показателей сформированности творческого развития, речи, мелкой моторики.

Методика Е.Торренса «Неполные фигуры», тесты на развитие мелкой моторики, речи.

Приветствие.

Диагностическое обследование (с перерывами)

Подведение итогов занятия.

Индивидуальная карта развития ребенка, тесты, цветные карандаши.

2 ч.

Заключительный этап

4. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Артамонова, Л.Е. Летний лагерь: организация работы вожатого, сценарии мероприятий. /Л.Е. Артамонова. - М. : ВАКО, 2006. – 288 с.

2. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере : Учебно-

методическое пособие / Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. – Ярославль : Академия

развития, 2003. – 256 с.

3. Газман, О.С. Каникулы: игра, воспитание: Книга для учителя / О.С. Газман; Под ред.

О.С. Газмана. – М. : Просвещение, 1988. - 157 с.

4. Григоренко, Ю.Н. КИПАРИС: Учебное пособие по организации детского досуга в

лагере. / Ю.Н. Григоренко, У.Ю. Костерцова. - М. : Педагогическое общество России,

2001. – 238 с.

5. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия (театрализованные,

тематические вечера, праздники, конкурсы, игры, викторины, спортивные состязания) /

Сост. Л.И. Трепетунова – Волгоград : Учитель, 2005. – 280 с.

6. Титов, С.В. Здравствуй, лето! Мероприятия в детском загородном лагере. / С.В. Титов –Волгоград : Учитель, 2004. – 132 с.

7. Шаульская, Н. А. Летний лагерь: день за днём. День приятных сюрпризов: праздники,

конкурсы, тематические дни / Н. А. Шаульская. – Ярославль : Академия развития;

Владимир: ВКТ, 2008. – 224 с. – (После уроков).

8. Интернет – ресурсы.