Программа по логоритмике для младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)

Желтикова Светлана Сергеевна

Программа дополнительного образования

 

«Веселые ладошки»

для детей 2–4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_veselaya_ladoshka.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

 

«Веселые ладошки»

для детей 2–4 лет

СОДЕРЖАНИЕ

I. Информационная  карта  

II.1Пояснительная записка

II.2 Научная обоснованность

III.1 Этапы реализации программы  

III.2 Принципы, обеспечивающие реализацию программы

IV. Цель, задачи, предполагаемые результаты

V. Ресурсное обеспечение программы

VI. Содержание программы. Тематическое планирование

VII Основные методы оценки уровня развития ребёнка

Библиография

I. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА

Наименование программы

Развивающая программа по логоритмике «Веселые ладошки» построенная на связи движений с музыкой, способствующая воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоническому физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия,  комплексных видов памяти, выразительности движений. Формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально – ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения, развивает музыкально - речевые способности, расширяет певческий диапазон.

Целевые группы

 24 ребенка раннего дошкольного возраста (2-4 лет).

Вид программы

Авторская.

Тип программы

Развивающая.

Сроки разработки и реализации программы

3года.

Сроки практической реализации программы

2 года

Цель программы

Целью программы является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

Краткое содержание программы

Программа включает в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы. Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом, ориентироваться в пространстве, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей, в данном случае, развитию слоговой структуры слова и фонематическому слуху. Обучение детей на музыкально - шумовых инструментах.

II.1Пояснительная записка

Научно доказано, что мозг ребёнка в возрасте до трёх лет особенно восприимчив к информации, идущий извне, и может усваивать её достаточно в большом объёме. По утверждению специалистов именно в этот возрастной период формируется основа будущего интеллекта. Основной деятельностью детей на данном этапе является игра, и задача взрослых – сделать эту игру максимально продуктивной, не ущемляя при этом интересов ребёнка.

II.2. Научная обоснованность.

Первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и нравственного развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка.

В первый год жизни ребёнка происходит окончательное формирование первой сигнальной системы; совершенствуются органы чувств, ребёнок учиться видеть, слышать, осязать, различать формы и размеры предметов, ориентироваться в пространстве, правильно координировать свои движения и действия. К концу первого года жизни появляется речь, начинает формироваться вторая сигнальная система.

В течение второго и третьего года жизни происходит интенсивное сенсорное развитие, развитие движений, речи (пассивной и активной), претерпевает значительные изменения ориентировочно – познавательная деятельность.

Педагоги, физиологи, психологи (Н.М. Щелованов, Н.М. Аксарина, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выгодский, М.М. Кольцова, Е.И. Радина, Т.Н. Федосеева, Е.И. Тихеева, Э.Г. Пилюгина, С.Н. Теплюк и другие.) открыли огромные потенциальные возможности развития детей. Определили значение периода раннего детства для всего дальнейшего формирования личности ребёнка и выявили ряд специфических возрастных особенностей, которые легли в основу современных программ и новых технологий развития, воспитания детей раннего возраста.

Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза: «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Еще великий русский физиолог И. М. Сеченов отмечал, что слуховое и мышечное восприятие связано с временными ощущениями. Советский ученый, невролог, и психиатр Б. М. Бехтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки.

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук, музыку и движения). Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.

Ритмические движения способствуют активации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика является своеобразной формой активной терапии, средством взаимодействия в комплексе методик и учебной дисциплины. Первое понимание логоритмики основано на сочетании слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними.

Задачи логоритмики определяются как оздоровительные, образовательные, воспитательные,  коррекционные.

III.1.Этапы реализации программы:

Первый  этап (2016-2017 год):

Цель: создание условий для проведения кружка «Веселые ладошки» с детьми ДОУ;

Задачи:

  1. Анализ содержания понятия «Логоритмика», в психолого-педагогической и методической литературе.
  2. Изучение особенностей использования и требований к современным средствам обучения. Систематизация  и подборка педагогического инструментария и осуществление педагогического мониторинга.
  3. Определение цели, задач, предполагаемых результатов и критерии их оценки.

Второй этап (2017-2018 учебный год):

Цель: внедрение программы в практику работы с детьми раннего дошкольного возраста.

Третий этап (2018-2019 год):

Цель: Обобщение результатов реализации программы.

Задачи:

  1. Проведение  анализа и теоретического обоснования данных, полученных в результате реализации программы, их положительному влиянию на развитие ребенка.
  2. Определение эффективности выполнения программы.

III.2 Принципы, обеспечивающие реализацию программы:

В основу содержания программы положены ведущие дидактические принципы, актуальные для современного дошкольного образования:

1.принцип полноты и целостности развития детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков в различных видах деятельности, их органическую взаимосвязь;

2.принцип последовательности, подразумевающий логическое усложнение задач по развитию детей раннего дошкольного возраста;

3.принцип системности, обеспечивающий организацию процесса развития на основе  взаимодействия его компонентов (цель, содержание, средства, результат);

4.принцип развивающего обучения, ориентирующий педагога на зону ближайшего развития каждого ребенка;

5.принцип гуманизации, предусматривающий реализацию программы в условиях личностно-ориентированных подходов в процессе музыкально-педагогического развития ребенка.

6.принцип ориентации на взаимосвязь с игровой деятельностью – выражается в том, что сценарии занятия проводятся исключительно в игровой форме, что позволяет детям раннего возраста легче и быстрее усваивать материал.

10.приницп ориентации на индивидуальные особенности и качества личности, заключающиеся в предоставлении возможности проявлять свою творческую индивидуальность, самостоятельность в ходе занятий.

IV. Цель, задачи, предполагаемые результаты.

Целью кружка по логоритмике «Веселые ладошки» является преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация ребенка к условиям внешней и внутренней среды.

Задачи:

1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Развивать слуховое внимание и память.

4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.

5. Укреплять костно - мышечный аппарат.

6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

7. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

8. Развивать коммуникативные способности.

Предполагаемый результат:

При регулярном проведении логоритмических занятий у детей будет происходить положительная перестройка сенсорной, речедвигательной, моторной и дыхательной систем. Занятия логоритмикой способствуют развитию координации движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей. Дети учатся быстро реагировать на смену движений, контрастных частей музыки, ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, выполнять различные виды ходьбы и бега, выразительно передавать заданный характер, образ.

Предложенная комплексная форма работы будет не только корректировать, но и предупреждать речевые нарушения у младших дошкольников, способствуя развитию личности в целом.

Таким образом, использование системы специальных упражнений, различных игр с детьми в работе кружка «Веселые ладошки» позволит добиться положительных результатов в развитии речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.

V. Ресурсное обеспечение программы

  • Различные музыкальные диски;
  • Фортепиано;
  • Иллюстрации по лексическим темам (грибы, ягоды, овощи, деревья);
  • Атрибуты, реквизиты к сказкам;
  • Пиктограммы разных эмоций;
  • Платки, цветы, кленовые листочки;
  • Детские музыкальные инструменты;
  • Шапочки, маски для инсценирования;
  • Фланеллеграф  и картинки к данным занятиям;
  • Мягкие игрушки.

VI. Содержание программы. Тематическое планирование.

Сюжетно - тематическая организация кружковой работы позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно – игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психо – физическим данным. Такое построение кружковых занятий позволяет добиться устойчивого  внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

В игровой форме дети осваивают и закрепляют понятия величины, формы и цвета предметов, овладевают движениями общей и мелкой моторики, учатся находить ритмическую организацию в музыке и речи, знакомятся с элементарными приемами  самомассажа.

Кружковые занятия включают в себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы.  Элементарное музицирование на музыкальных инструментах, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Речевой материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы русского фольклора и стихи современных детских поэтов. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движения со словом, ориентироваться в пространстве, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей, в данном случае, развитию слоговой структуры слова и фонематическому слуху. Обучение детей на музыкально -  шумовых инструментах является средством для решения следующих (помимо развития чувства ритма) задач: развития внимания и памяти, координации движений, мелкой моторики и т. д.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не разучивается.

При разработке кружковых занятий использовались рекомендации Министерства образования Российской Федерации (Инструктивно - методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения » от 14.03. 2000 г. № 65/23- 16), где предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим развитие музыкальных способностей, речи, движения, познавательную деятельность с оздоровительной направленностью.

Занятия являются интегрированными. Продолжительность занятий для детей данного возраста до 15  минут, один раз в неделю.

Главная задача педагога- создание на занятиях атмосферы праздника, радости. Кружок проводится учителем-логопедом совместно с музыкальным руководителем. По желанию педагогов можно заменять  музыкальный или речевой материал на аналогичный, сокращать время занятия в зависимости от индивидуальных возможностей детей.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

  • Познание: познавательно-исследовательская, коммуникативная (наблюдения, беседы, игры).
  • Социализация: двигательная, познавательно-исследовательская, игровая (используются дидактические, сюжетно- ролевые игры; разучиваются  различные  танцы).
  • Художественная  литература: используются произведения познавательной направленности  (стихи, потешки, прибаутки, тексты  песен).
  • Музыка: используются музыкальные произведения, песни, танцы, музыка для релаксации, упражнений, игр в соответствии с тематикой занятия.
  • Физическая  культура:  двигательная (проводятся подвижные игры, развлечения, досуги, упражнения для профилактики плоскостопия).
  • Здоровье: познавательно- исследовательская (используются артикуляционные, пальчиковые гимнастики, фонопедические упражнения, самомассаж).
  • Коммуникация: коммуникативная, двигательная, игровая познавательно-исследовательская (овладение способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, использование подвижных и речевых игр).

Занятия по логоритмике включают следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. 

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.

Тематическое планирование (1 год обучения)

Название темы

Общее

кол-во занятий

1

Пальчики-ладошки

 

2

2

Петрушка в гостях у детей

3

3

Теремок

2

4

Прогулка в зимний лес

3

5

У медведя во бору

1

6

Кот и пёс

4

7

Зимние забавы

2

8

Снеговик Егорка

3

9

День рождения зайчика

3

10

Наши маленькие друзья

2

11

Бабушкины забавушки

3

12

Теремок

1

13

Солнечные зайчики

1

14

Игрушки в гостях у ребят

3

15

Сорока-белобока

1

16

Где ты, где ты солнышко?

2

17

Веселая карусель

1

18

Малыш в лесу

1

19

Как козлик маму искал

3

20

Прогулка в весеннем лесу

2

21

Дела много у зверей

2

 

Тематическое планирование (2 год обучения)

Название темы

Общее

кол-во занятий

1

Осень в гости просим

2

2

Петрушка с погремушкой

3

3

Колобок

2

4

Зимний лес

3

5

Домик для матрешки

1

6

Кот и пёс

4

7

Праздник елочки

2

8

Колокольцы- бубенцы

3

9

День рождения куколки Арины

3

10

Наши руки не для скуки

2

11

Бабушка Просковья

3

12

Лисичка- сестричка

1

13

Весенняя капель

1

14

Игрушки в гостях у ребят

3

15

Храбрый заяц

1

16

Где ты, солнце яркое?

2

17

Едем, едем к бабе с дедом

1

18

Ребятишки в лес пошли

1

19

Будем маме помогать

3

20

Погуляем и споем

2

21

Веселись, детвора

2

VII Основные методы оценки уровня развития ребёнка:

  • анкета для родителей «Мой малыш»;
  • наблюдение за детьми (Дневник развития ребёнка).

Развивающий эффект данного курса занятий проявляется прежде всего в интересе детей к разным видам упражнений. Дети становятся более активными и уверенными в своих возможностях, также происходит развитие психофизиологических процессов, навыков общения и речевой деятельности. Занятие стимулирует развитие коммуникативных навыков, что способствуют развитию активного и пассивного словаря.

По результатам проведённых занятий, со слов родителей у детей происходит более лёгкий процесс адаптации в дошкольном учреждении, они отличаются глубиной восприятия окружающего мира и быстротой ориентировки в нём.

ЛИТЕРАТУРА

• Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М. : ТЦ Сфера, 2005;

• Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2004;

• Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед. ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз. руководителей и воспитателей дет. сада/О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М. : Просвещение Владос, 1994;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка для детей младшего дошкольного возраста по театрализованной деятельности "Капелька".

Педагогом представлено календарно - тематическое планирование театрализованной деятельности для младших дошкольников  в рамках дополнительного образования....

Программа кружка "Затейники" для младшего дошкольного возраста на 2013-2014уч. год

Приобщение  к художественному слову ,развитие творческойсамостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа....

Программа кружка "Затейники" для младшего дошкольного возраста на 2013-2014уч. год

Приобщение  к художественному слову ,развитие творческойсамостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа....

Программа по художественной лепке. Младший дошкольный возраст.

Лепка из пластилина – занятие не только очень приятное, но и полезное для ребенка от года. Во время лепки развивается правое полушарие головного мозга, которое отвечает за творческое мышление, ме...

Рабочая программа дополнительного образования детей младшего дошкольного возраста "Крепыши"

Данная развивающая программа направлена на обеспечение условий для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста....

Авторская программа по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения « ЗВЕЗДОЧКИ»

Авторская программа адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения обеспечивает создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком периода адаптац...

Рабочая программа группы для детей младшего дошкольного возраста

Программа спроектирована с учётом ФГОС дошкольного образования...