Мастер-класс «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами»
методическая разработка

Носкова Светлана Валериевна

модульное оригами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx70.58 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 Тема: «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами», как средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста».

 Участники мастер- класса: педагоги.

Цель мастер-класса:

  • Повышение профессионального уровня  педагогов и обмен опытом работы по модульному оригами.
  • Рассмотреть модульное оригами как  одну из техник работы с бумагой: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения модуля.
  • Обучить изготавливать  «Рыбку» технике «модульное оригами».
  • Вызывать положительные эмоции при работе  с бумагой, формировать положительное отношение к своей готовой работе, вызывать чувство удовлетворения от проделанной работы.

План проведения:

  1. Теоретическая часть:
  • Актуальность темы «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами», как средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста».
  • Немного из истории возникновения оригами.

  1. Практическая часть:
  •  Изготовление двойного треугольного модуля
  •  Изготовление рыбки
  1. Рефлексия

Материал:  Видеопроектор, бумага для печати и ксерокопирования,  

Ход мастер- класса: 

Теоретическая часть:

1 слайд:

    Уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на нашем мастер-классе  .

     Ни что так не радует и не приносит удовлетворение, как вещь, изготовленная своими руками.  Сегодня мы познакомимся с новой техникой работы  с бумагой – «модульное оригами».

2 слайд:

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому –

Я пойму!»…

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу.

3 слайд:

Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания — задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами.

4 слайд:

Японское оригами превратилось в самостоятельный вид искусства, настолько необычно выглядят бумажные чудеса, изготовленные руками. Особенно это относится к модульному оригами .

5 слайд: Модульное оригами— создание объёмных фигур из треугольных модулей . Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга.  

6 слайд:

     Модуль складывается из прямоугольника цветной или белой бумаги. Соотношение сторон прямоугольника должно быть примерно 1 : 1,5. Можно получить нужные прямоугольники делением формата А4 на равные части.

7 слайд:

 Практическая часть:

Уважаемые коллеги сейчас я вам предлагаю попробовать изготовить треугольный модуль. Треугольный модуль складывается из прямоугольника обычной  бумаги для печати белой или цветной. Можно получить нужные прямоугольники делением листа бумаги, кратным формата А 4, на равные части.                 paperdiv1

 Если длинную и короткую стороны формата А4 разделить на 4 равные части и разрезать по намеченным линиям, то получатся прямоугольники примерно 53×74 мм.

paperdiv2

Если длинную сторону формата А4 разделить на 8 частей, а короткую на 4 части, то получатся

прямоугольники 37×53 мм.Модульное оригами из бумаги: как сделать треугольный модуль

Схема складывания модуля:

  1. Согните прямоугольник пополам.
  2. Согните и разогните, чтобы наметить линию середины. Поверните горой к себе.
  3. Согните края к середине.
  4. Переверните.
  5. Поднимите края вверх, и загни уголки, не перегибая их через треугольник.
  6. Согните пополам.
  7. Модуль готов.

12слайд

Сложенные по приведенной схеме модули, можно вставлять друг в друга различными способами и получать объёмные изделия. Вот один из возможных примеров соединения:

13 слайд- 19 слайд

Изготовление рыбки.

20 слайд

Рефлексия - обратная связь:

Уважаемые коллеги я очень рада, что вы приняли активное участие в  мастер-классе. Хотелось бы услышать ваши отзывы  о мастер –классе.

Педагоги:………..

Надеюсь,  мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска,  вызвал интерес к данной теме, а также поможет вам в вашей работе.  

Спасибо за внимание!

У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

   Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Среди многообразия видов ручного творчества особое место занимает -  конструирование. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни ребенка, в ней находят своё отражение особенности восприятия ребенком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. Одним из видов конструирования является конструирование из бумаги «оригами».

Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Доступность бумаги как материала, простота её обработки – привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание.

Оригами:

  • развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
  • способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их  творческого воображения, художественного вкуса.
  •  стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку,  должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов     (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
  • совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.
  • способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов.

 Систематическое занятие с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания — задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами.

В самом начале знакомства детьми с оригами мы вместе овладели базовыми формами и приемами оригами изготавливали фигуры животных и птиц, обычным складыванием бумаги из геометрических форм, а недавно познакомились с  удивительными игрушками  из одинаковых бумажных фигурок треугольной формы. Это оригами из треугольников или просто «модульное оригами».

 «Модульное оригами» — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. Особенности этой техники:  использование довольно простого треугольного модуля; типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться); очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой. В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными.

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем, ни сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.

Таким образом, можно говорить о том, что такая техника содержит значительный элемент творчества.

Оказалось, что маленький бумажный треугольник таит в себе фантастические возможности. Яркое впечатление от открытия совершенно новых возможностей бумажного мира усилило наше с ребятами желание во что бы, то, ни стало познакомиться с этой необычной техникой.

Мастер-класс

 Тема: «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами», как средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста».

 Участники мастер- класса: педагоги.

Цель мастер-класса:

  • Повышение профессионального уровня  педагогов и обмен опытом работы по модульному оригами.
  • Рассмотреть модульное оригами как  одну из техник работы с бумагой: историю его возникновения, необходимый материал, приемы и технологию выполнения модуля.
  • Обучить изготавливать  «Рыбку» технике «модульное оригами».
  • Вызывать положительные эмоции при работе  с бумагой, формировать положительное отношение к своей готовой работе, вызывать чувство удовлетворения от проделанной работы.

План проведения:

  1. Теоретическая часть:
  • Актуальность темы «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами», как средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста».
  • Немного из истории возникновения оригами.

  1. Практическая часть:
  •  Изготовление двойного треугольного модуля
  •  Изготовление рыбки
  1. Рефлексия

Материал:  Видеопроектор, бумага для печати и ксерокопирования,  

Ход мастер- класса: 

Теоретическая часть:

Уважаемые коллеги! Я рада вас приветствовать на нашем мастер-классе.

Ни что так не радует и не приносит удовлетворение, как вещь, изготовленная своими руками.  Сегодня мы познакомимся с новой техникой работы  с бумагой – «модульное оригами».

Каждый из нас в детстве смастерил своими руками хотя бы одну игрушку, и именно эта игрушка долгое время была самой любимой, потому что мы вложили в нее свою душу.

 У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи. Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма.

   Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Среди многообразия видов ручного творчества особое место занимает -  конструирование. Этот вид деятельности связан с эмоциональной стороной жизни ребенка, в ней находят своё отражение особенности восприятия ребенком окружающего мира: природы, общественной жизни, а также особенности развития воображения. Одним из видов конструирования является конструирование из бумаги «оригами».

Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Доступность бумаги как материала, простота её обработки – привлекают детей. Они овладевают различными приёмами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание.

Оригами:

  • развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
  • способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
  • имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их  творческого воображения, художественного вкуса.
  •  стимулирует и развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку,  должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания.
  • знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
  • активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов     (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
  • совершенствует трудовые умения ребёнка, формирует культуру труда.
  • способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов.

 Систематическое занятие с ребёнком оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Всем известно, что бумагу изобрели в Китае, а в Японию она была завезена на шесть столетий позже. И не только японцы использовали бумагу для складывания — задолго до них это уже делали китайцы. Бумажное складывание стало известно именно в японском варианте – оригами.

В самом начале знакомства детьми с оригами мы вместе овладели базовыми формами и приемами оригами изготавливали фигуры животных и птиц, обычным складыванием бумаги из геометрических форм, а недавно познакомились с  удивительными игрушками  из одинаковых бумажных фигурок треугольной формы. Это оригами из треугольников или просто «модульное оригами».

 «Модульное оригами» — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила упругости не даёт конструкции распасться. Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. Особенности этой техники:  использование довольно простого треугольного модуля; типичный способ соединения модулей (модули соединяются путем вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться); очень большое количество модулей, что позволяет с большей легкостью создавать крупные модели со сложной структурой. В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными.

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радости, сколько восторга! Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем, ни сравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки. Такая игрушка мила сердцу, с ней разговаривают, играют, ее бережно хранят. Бумажные игрушки приобретают все новых и новых друзей, сложенных из бумаги. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным.

Таким образом, можно говорить о том, что такая техника содержит значительный элемент творчества.

Японская пословица гласит:

Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому –

Я пойму!»…

Оказалось, что маленький бумажный треугольник таит в себе фантастические возможности. Яркое впечатление от открытия совершенно новых возможностей бумажного мира усилило наше с ребятами желание во что бы, то, ни стало познакомиться с этой необычной техникой.

Практическая часть:

Уважаемые коллеги сейчас я вам предлагаю попробовать изготовить треугольный модуль. Треугольный модуль складывается из прямоугольника обычной  бумаги для печати белой или цветной. Можно получить нужные прямоугольники делением листа бумаги, кратным формата А 4, на равные части.                 paperdiv1

 Если длинную и короткую стороны формата А4 разделить на 4 равные части и разрезать по намеченным линиям, то получатся прямоугольники примерно 53×74 мм.

paperdiv2

Если длинную сторону формата А4 разделить на 8 частей, а короткую на 4 части, то получатся

прямоугольники 37×53 мм.Модульное оригами из бумаги: как сделать треугольный модуль

Схема складывания модуля:

  1. Согните прямоугольник пополам.
  2. Согните и разогните, чтобы наметить линию середины. Поверните горой к себе.
  3. Согните края к середине.
  4. Переверните.
  5. Поднимите края вверх, и загни уголки, не перегибая их через треугольник.
  6. Согните пополам.
  7. Модуль готов.

Изготовление рыбки.

Рефлексия - обратная связь:

Уважаемые коллеги я очень рада, что вы приняли активное участие в этом мастер-классе. Хотелось бы услышать ваши отзывы и предложения по теме: «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами», как средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста».

Надеюсь, мой мастер-класс пробудил в вас желание творческого поиска,  вызвал интерес к данной теме, а также поможет вам вашей работе.  

Спасибо за внимание!

Литература.

  1. С.Н. Соколова Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром с помощью техники оригами. М.: Айрис-пресс, 2004. – 50 с.
  2. С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
  3. Долженко Г. И. 100 оригами. – Ярославль: Академия развития.
  4. Весёлые самоделки. Наглядное пособие для детей дошкольного возраста. – М.: ГРАНТ-ПРЕСС, АСТ-ПРЕСС. 1995. – 32 С.
  5. Богатова И. Рождественское оригами. - 2001, № 12.
  6. Богатова И. Цветочные композиции из бумаги. - 2002, № 10.
  7. Проснякова Т. Забавные фигурки. Модульное оригами. - «Аст-пресс». 2010. - 104С.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер- класс. Техника : Модульное оригами

Обучение родителей технике "Модульное оригами" и работе с бумагой....

Мастер класс для педагогов "Использование техники модульное оригами в работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Искусство оригами – загадка, и она манит каждого ребенка невероятными превращениям. Это даже не фокус, это – чудо! В листочке бумаги скрыты многие образы. В руках ребенка бумага оживает. Сколько радос...

Формирование мелкой моторики у детей подготовительной группы посредством техники «Модульное оригами».

Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство, близкое ему и доступ...

Мастер-класс Тема: «Конструирование из бумаги в технике « Модульного оригами», как средства интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста».

Цель мастер-класса:Повышение профессионального уровня  педагогов и обмен опытом работы по модульному оригами.Рассмотреть модульное оригами как  одну из техник работы с бумагой: историю его в...

Мастер-класс для педагогов "Работа с бумагой в технике модульного оригами как эффективное средство разностороннего развития ребёнка дошкольного возраста"

В материале представлен обзор опыта работы по  программе дополнительного образования "Работа с бумагой в технике модульного оригами как эффективное средство разностороннего развития   р...

Мастер-класс «Конструирование из бумаги. Развитие конструктивных способностей и образного мышления дошкольников посредством овладения приемами техники оригами"

Оказание практической помощи педагогам в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста с использованием техники оригами....