Статья "Инновационные формы работы с родителями дошкольников по ФГОС"
статья

Статья разработана для педагогов дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_raboty_s_roditelyami.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Салемальский детский сад «Золотая рыбка»

Инновационные формы работы с родителями дошкольников по ФГОС

А.А. Лапшина, воспитатель

Салемал, 2017

Цель: вовлечение родителей в единое образовательное пространство.

Задачи:

Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей.
Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС.

Предполагаемый результат:

Создание положительного эмоционального микроклимата  взаимодействия с родителями;
Повышение педагогической грамотности родителей;

Повышение профессиональной компетентности педагогов;
Обогащение опыта межличностного общения детей, родителей  и педагогов;
Продуктивное творческое взаимодействие  педагогов и родителей.

Информационно – аналитическое направление

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка  работу лучше начать с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину,  проанализировать особенности и  специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

 Разработать для себя критерий, который называется  «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражает количественные показатели присутствия родителей на групповых мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке и проведении экскурсий, тематических занятий; участие в выставках, конкурсах, посещение «Дня открытых дверей»; помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

Позднее выделяются качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.
Родители – активисты, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.
Родители – наблюдатели. Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса приводит к изменению понимания типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».  Появляется  возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

Познавательное направление

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (старший воспитатель, музыкальный руководитель, старшая медицинская сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равноответственными участниками образовательного процесса.

Активные формы и методы работы с родителями

Мы  используем  активные формы и методы работы с родителями:
- родительские собрания;

- консультации;

 - совместные проекты «Мы выбираем здоровье»;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования);

- Дни открытых дверей;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- совместное создание предметно – развивающей среды;

- работа с родительским комитетом группы;

- беседы с детьми и родителями («Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»);

- родительский уголок.

В результате повысился уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствует развитию их творческой инициативы.
К собраниям лучше подготовить выставку детских работ или фотостенд, где рассказывается о жизни группы. На каждом собрании необходимо выразить благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе.

Большая работа с родителями  проводится  при подготовке детей к школе.
Разрабатываются конспекты совместных занятий, консультации «Факторы успешной подготовки и адаптации детей к школе», «Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу», «Определение роли родителей в предшкольной и школьной жизни ребенка».

На собрание  приглашаются специалисты: учитель школы, логопед.

Наглядно – информационное направление

Наглядно–информационное направление включает в себя:

- родительские уголки;

- семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка»;

- фотовыставки «Моя мама - лучше всех», «Папа, мама, я - дружная семья»;

- картотека Добрых дел.

Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов;

- консультации для родителей;

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей;

- распределение ролей взрослых;

- изготовление пригласительных билетов;

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен);

- составление памятки – помощницы для родителей и для детей;

- индивидуальные встречи и консультации;

- изготовление атрибутов, пособий.

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детско-родительских отношений.

Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.

Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

В решении этой задачи мне помогли фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа».

Живой интерес и даже удивление родителей вызывает стенгазета, где родители узнают о жизни в детском саду.

Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, поделку из природного материала не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает  лучше узнать наших воспитанников.

 В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить пособия для занятий по обучению грамоте и математике, нарисовали красочные картины в, помогли оформить прогулочные участки. С помощью родителей групп каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «больница», «парикмахерская», «магазин». Есть уголки, где дети могут посидеть в уютных креслах и посмотреть групповой или семейный альбомы. В уютной кухоньке девочки просто обожают готовить.

На сегодняшний день можно сказать, что у нас сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей как воспитателей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.
Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.
Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: работа в тесном взаимодействии с родителями принесла результаты.

Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга, а это  возможно только благодаря объединению сил и сотрудничеству с родителями.

Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?
Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Так как же привлечь родителей к работе в детском саду?

Используя принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать разнообразные способы вовлечения в работу большей части семей. 
Можно выделить пять уровней участия родителей:
1) оказание разовой помощи;
2) способности родителей время от времени используются при проведении занятий;
3) родители становятся добровольными помощниками на постоянной основе;
4) родители помогают определять основные направления работы в группе;
5) родители участвуют в обсуждении более широких вопросов, решение которых должно благотворно отразиться на работе детского сада.

В работе с родителями я использовала активные формы и методы:
Традиционные: 
- общие и групповые родительские собрания, 
- консультирование, анкетирование родителей,
- посещение семей воспитанников на дому,
- консультирование, анкетирование родителей,
- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями,
- праздники,

Нетрадиционные формы общения с родителями:

Когда нехватка времени или сложности с расписанием мешают мне встретиться с родителями лично, то поддерживать контакт с родителями мне помогают некоторые формы письменного общения. Онлайн общение, выставляю фото из жизни группы

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями, первое родительское собрание «Презентация группы» я провела в нетрадиционной форме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Начиналось оно с приветствия родителей. Игра «Давайте познакомимся и, будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказывали немного о себе). Сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было обсудить ситуацию или вопрос вместе.

Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.

В группе проведены: праздники «23 февраля», совместный с мамами праздник «Хорошо рядом с мамой» (изготовление атрибутов), «Осенние посиделки» (пошив костюмов, изготовление атрибутов)

Сценарии праздников и развлечений разрабатывала совместно с родителями.

При подготовке к празднику совместно с родителями оформили плакаты:

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения.

Опыт работы показал: позиция родителей стала более гибкой. Теперь они ощущают себя более компетентными в воспитании детей.

Родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

Организация взаимодействия с семьей – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов общения с родителями, повысилась психолого-педагогическая грамотность родителей; повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе.

Даже спустя время после окончания детского сада, связь семьи с детским садиком не теряется, а продолжает существовать.

Опыт работы позволяет сделать следующие выводы: в тесном сотрудничестве с родителями с использованием нетрадиционных форм работы позволило мне решить те задачи, которые я перед собой ставила. Работа продолжается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Оформление информационных стендов как одна из форм работы с родителями в условиях ФГОС ДО»

Разработка поможет воспитателям в оформлении родительских уголков, какие критерии необходимо учитывать при составлении информационных стендов в связи с новыми требованиями ФГОС ДО, как в доступной фор...

Новые формы работы с родителями в свете ФГОС ДО

выступление на региональном семинаре из опыта работы с родителями...

Инновационные формы работы с родителями в рамках ФГОС ДО с использованием ИКТ

Консультация на тему: "Инновационные формы работы с родителями в рамках ФГОС ДО с использованием ИКТ"...

Инновационные формы работы с родителями дошкольников по ФГОС

Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду...

Инновационные формы работы с родителями дошкольников в соответствии с ФГОС

В данном материале содержится методическая разработка по теме: "Инновационные формы работы с родителями дошкольников в соответствии с ФГОС"...