Картотека музыкально-дидактических игр
картотека

Скитикова Татьяна Александровна

 «Ритмическое эхо»

           Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры: педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный педагогом, а именно:

- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);

- эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_muz-did._igr.docx38.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                                  «Ритмическое эхо»

           Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников»

Цель: развитие чувства ритма.

Ход игры: педагог предлагает превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример предложенный педагогом, а именно:

- точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы);

- эхо окрашено тихой динамикой.

Педагог воспроизводит ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

«Музыкальные прятки»

                                  О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки»

Цель: обучать воспитанников слушать и слышать музыку, определять ее интонацию и в зависимости от этого выполнять необходимые движения, прививать интерес к музыкальным играм.

Оборудование: небольшая детская игрушка (медвежонок), музыкальное сопровождение.

Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поиграть всем вместе в очень интересную игру и начинает объяснять правила, которые заключаются в том, что необходимо найти любимого медвежонка.

Ребята становятся в ряд, поворачиваются к стене и закрывают глаза, а руководитель в это время прячет медвежонка в укромное место. Когда дети поворачиваются, то им довольно сложно сразу определить, с какой стороны нужно начинать поиск. Тут им на помощь приходит музыка, которая подсказывает, куда нужно идти, а куда – нет. Происходит это следующим образом: ребята начинают ходить по комнате. Если они идут в нужную сторону, то музыкальный руководитель играет плавную и мелодичную музыку. Но если они ищут не в том месте, то мелодия сменяется более грубой или грустной. Если дети уже близки к отгадке, то руководитель может сыграть веселый марш или другую подобную мелодию. Так дети учатся прислушиваться, отличать минорную и мажорную музыку и начинают выполнять определенные действия в зависимости от того, какая мелодия в данный момент.

                                               «Руки рисуют музыку»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.68.

Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.

Материал: фрагменты музыкальных произведений, эмоциональные открытки, отражающие разнообразные эмоции (грусть, радость, нежность, важность и т. д.)

Игровое задание:

а) послушать рассказ;

б) послушать музыку;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) выявить сенсорные особенности её звучания;

д) объяснить воспитанникам содержание блоков ритмоинтонаций;

е) рассмотреть и подобрать движения, необходимые для создания пластического образа;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:

«Сегодня мы с вами будем дирижёрами. Но сначала давайте выясним, какую музыку мы хотим послушать. Посмотрите, сколько у нас цветков. Они и расскажут нам о музыке. Выбирайте цветок». Дети рассматривают эмоциональные открытки и выбирают для всех одну.

«Как вы думаете, какая будет звучать музыка?» Дети рассказывают о музыке исходя из содержания эмоциональной открытки. Далее предлагаем детям послушать музыку, проанализировать её характер, выбрать нужные движения из предложенных.

При проведении данной игры для слушания детям можно предложить музыку разного характера: радостного, торжественного, важного, задорного, шутливого и т. д.

Характерные особенности движений: нежные, плавные, мягкие, гибкие взмахи руками отражают эмоцию нежности; зигзагообразные, ломаные, резкие – эмоцию сердитости; волнообразные, суетящиеся, беспокойные – эмоцию взволнованности и т. д.  Дети «дирижируют» попеременно то одной, то другой рукой, а затем двумя руками вместе.

«Пёстрая крякушка»

                                     Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.71

Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.

Материал: музыкальный фрагмент, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию важности

Образ: важная уточка

Игровое задание :

а) послушать стихотворение;

б) выявить сенсорные особенности музыки;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки;

г) объяснить детям содержание блока ритмоинтонаций для образа важной уточки;

д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью хлопков, шлепков и т. д. без музыкального сопровождения, а затем под музыку;

е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа важной уточки;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:

Пёстрая крякушка

Ловит лягушек,

Ходит вразвалочку

Спотыкалочкой.

Из народного творчества.

Характерные особенности движений:

Важность – неуклюжие, спотыкающиеся шаги с остановками, неторопливое покачивание корпусом тела, руки согнуты в локтях и приставлены к груди, надутые щёки.

Блок ритмоинтонаций: важность

Нотное приложение: Д. Шостакович «Полька из балетной сюиты»

                                            «Осторожная лисица»

                                Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.70

Цель: развивать у воспитанников пластическую выразительность движений, динамический слух, интонационную выразительность голоса в процессе музыкально – речевой деятельности.

Материал: музыкальный фрагмент, эмоциональная открытка, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоцию осторожности; ударные игрушки – инструменты.

Игровое задание:

а) послушать стихотворение; б) выявить сенсорные особенности музыки;

в) выбрать эмоциональную открытку, соответствующую характеру музыки; 

г) объяснить детям содержание блока ритмоинтонаций (эмоция осторожности);

д) воспроизвести ритмоинтонации с помощью ударных игрушек – инструментов  без музыкального сопровождения, а затем под музыку;

е) подобрать движения, необходимые для создания пластического образа осторожной лисицы;

ж) создать пластический образ, соответствующий характеру музыки.

Сюжетная игровая ситуация:

Осторожная лисица

Подошла к ручью напиться,

Наклонилась, а вода (эмоция удивления)

Неподвижна и тверда.

В. Викторов

Характерные особенности движений:

Осторожность – неуверенные, тихие шаги на носочках с остановками, повороты головы то вправо, то влево, вкрадчивые, мягкие движения кистями рук.

Блок ритмоинтонаций: осторожность.

Нотное приложение: Т. Попатенко «Лиса»

Варианты игры: предложить послушать музыку загадочного характера, а затем рассмотреть и создать пластический образ удивлённой лисицы.

«Узнай свой инструмент»

 Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.52.

Цель: Упражнять детей в различении тембров звучания пианино, колокольчика и дудочки. Необходимо знание песни «Веселые инструменты» Г. Левкодимова.

Описание: Три карточки с контурным изображением пианино, колокольчика и дудочки. Такие же цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детские музыкальные инструменты: пианино, колокольчик, дудочка.

Ход игры: Разрезанные части цветных карточек вместе с инструментами кладут за ширму перед ведущим. Он предлагает спеть песню, прослушать еще раз звучание инструментов. Затем проводится игра. На вопрос ведущего «На чем я играл?» отвечает тот, у кого рисунок большой не цветной карты соответствует прозвучавшему инструменту. При правильном ответе он получает часть цветной карточки и накладывает ее на соответствующую часть большой не цветной карты.

Если ребенок ответил неправильно, то ведущий кладет эту карточку вниз под все карточки. Игра закончится, когда все дети сложат из четырех частей большие цветные карты.

 «Чудесный мешочек»

 Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.22.

Цель: Развивать звуковысотный слух.

Игровой материал: Небольшой мешочек, красиво оформленный аппликацией. В нем игрушки: зайчик, кукла, мишка, петушок, лошадка и др.

Ход игры: Участвует вся группа. «Дети, - говорит воспитатель, - к нам на занятие пришли гости. Но где они спрятались? Может быть, здесь? (Показывает мешочек.)  сейчас мы послушаем музыку и узнаем, кто там».

Музыкальный руководитель проигрывает мелодии знакомых детям произведений: «Заинька», музыка М. Красева, слова Л. Некрасовой, «Кукла» музыка М. Старокадомского, слова О. Высотской, «Медведь», музыка В. Ребикова, «Петушок» музыка В. Витлина, слова А. Пассовой и др.  дети узнают музыку, и кто-либо из них достает из мешочка соответствующую игрушку и показывает всем.

«Что делают дети?»

 Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.27.

Цель: учить различать характер музыкальных произведений.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображены дети (они поют, маршируют, спят), вторая половина пустая; фишки.

Ход игры. Детям раздают по одной карточке. Педагог исполняет знакомые музыкальные произведения (можно в грамзаписи): «Колыбельную» А. Гречанинова, «Баю-бай» В. Витлина, «Марш» Э. Парлова, любую песню (которую знают и поют дети). Тот, кто узнал музыкальное произведение, закрывает фишкой пустую половину карты.

«Весёлые инструменты»

Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.27.

Цель: развивать зрительное и слуховое внимание, ритмический слух детей. Способствовать развитию умения различать цвета (7 цветов) и составлять из них радугу (располагать в таком порядке).

Оборудование:  различные  музыкальные  инструменты

Ход игры. Дети сидят на ковриках по кругу. Перед ними лежат кружки (по 1) разных цветов ( красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и музыкальные инструменты: бубен, ксилофон, барабан, бубен, маракас, румба, кастаньеты, рубель, барабанчик,  погремушки. В центре лежит большой круг, разделенный на сектора  такого же цвета, и дирижер (ладошка). На какой цвет показывает дирижер, те музыканты и играют (т. е. те, у кого кружок такого же цвета).

Репертуар по выбору педагога (народные мелодии)

 «Громко - тихо»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.53.

Цель: упражнять детей в различении громкого и тихого звучания. Необходимо знание песни «Громко — тихо» Г. Левкодимова.

Материал: две карточки с контурным изображением большого и маленького аккордеонов, условно соответствующих громкому и тихому звучанию. Такие цветные карточки разрезаны на четыре части. Ширма, детский музыкальный инструмент аккордеон.

Ход игры. В игре принимают участие трое детей, один из них ведущий. Он предлагает спеть песню, прослушать громкое и тихое звучание аккордеона. Затем проводится игра.

«На чем играю?»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.52.

Цель: учить различать тембр музыкальных инструментов.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты

Ход игры. Детям раздают по нескольку карточек (3—4). Ребенок-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Дети определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Вариант игры. Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4—6 квадратов, дается изображение различных инструментов (4—6). Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дают по одной большой карте и 4—6 маленьких.

Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

«Птицы и птенчики»

Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.22.

Цель: упражнять детей в восприятии и различении двух звуков (до1—до2). Необходимо знание попевки «Птица и птенчики» Е. Тиличеевой. Описание: две большие карточки, на которых даны контурные изображения: на первой — птица; на второй — птенчики. Две другие точно такие же по размеру карточки с цветным изображением этих птиц разрезаны на четыре части (четыре квадрата из одной карточки). В игре используется металлофон и настольная ширма.

Ход игры. Ведущий раздаёт детям не цветные карточки (одному с рисунком птицы, другому — с рисунком птенчиков). Разрезанные части цветных карточек остаются у ведущего, он перемешивает их, кладет одна на другую рисунком вниз и вместе с металлофоном прикрывает ширмой. Ведущий напоминает играющим голос птицы и птенчиков (ударяет по пластине металлофона сначала звук до 1октавы, затем — до2 октавы).После этого поочередно берёт верхнюю карточку (цветным рисунком поворачивает к себе), ударяет по пластине соответствующий звук и спрашивает: «Кто вас зовёт — птица или птенчик?» Отвечать должен ребёнок, у которого карточка соответствует проигранному звуку. После правильного ответа он получает маленькую цветную карточку и закрывает ею часть нецветного изображения на большой карточке. Игра продолжается до тех пор, пока оба играющих не сложат карточку с цветным рисунком. Выигравшим считается тот, кто первым выполнит задание.

Примечание. В игре одновременно, не считая ведущего, могут участвовать четыре — шесть детей. В таком случае увеличивается число карточек. Чтобы играющие могли определить, кто должен отвечать на вопрос ведущего, обратная сторона всех карточек (и больших и маленьких) делается цветной (например, желтой, синей и т. д.)

Вариант игры: Игровой материал. Лесенка из трех ступенек, металлофон, игрушки    (3—4    большие    птицы    и    3—4    птенчика).

Цель: Упражнять детей в восприятии и различении двух звуков (до1—до2).

Ход игры: Участвует подгруппа детей. У каждого ребенка по одной игрушке. Воспитатель играет на металлофоне низкие и   высокие  звуки,  например,  до  второй  октавы.  Дети,  которые  держат птенчиков, должны выйти и поставить игрушки на верхнюю ступеньку. Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку.

«Курица и цыплята»

Н.Г.Кононова «Музыкально-дидактические игры для дошкольников», с.24.

Цель: упражнять детей в восприятии и различении двух звуков (ре2—ре1).

Игровой материал: домик, кукла Маша, металлофон. Всё раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курица и цыплята).

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг стола. Воспитатель берёт куклу и говорит: «В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша, позови своих кур. Послушайте, ребята, кого зовёт Маша?», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовет кур — воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

«Назови инструмент»

Л.Н.Комиссарова, Э.П.Костина «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников», с.52.

Цель: развитие тембрового слуха.

Оборудование: металлофон, треугольник, бубен, ложки, барабан, музыкальный молоточек.

Ход игры. Дети определяют знакомые инструменты на слух, закрепляют навыки игры, исполняют попевки, песенки.

«Тише, громче в бубен бей»

Н.Ветлугина «Музыка в д/с ср.гр.», с.37.

Цель: развивать умение различать динамические оттенки в музыке (громко-тихо).

Игровой материал: бубен.

Ход игры: Дети стоят в кругу. Воспитатель ходит с бубном в центре круга и поет. В указанных тактах она то громко стучит в бубен, то тихо им звенит.

Может бубен загреметь будто гром,

Может бубен зазвенеть ручейком.

Припев:                     Оля, в бубен бей сильней, Бом-бом-бом!

                                   Это, ясно, не ручей – это гром!

Может бубен загреметь будто гром,

Может бубен зазвенеть ручейком.

Припев:                     Тише, тише в бубен бей, Бам-бам-бам!

                                   Это, прыгает ручей – по камням!

Воспитатель исполняет то первый, то второй припев (произвольно выбирая их) и подходит к какому-нибудь мальчику или девочке, протягивая ему (ей) бубен. Ребёнок должен стучать громко или тихо, в зависимости от того, какой припев спел воспитатель.

«Листья»

Г.А.Никашина «Малыш и музыка», с.39.

Цель: развивать у детей ладовое чувство, звуковысотный, динамический, тембровый слух и чувство ритма. Задачи: развивать музыкально-сенсорные способности детей на основе распредмечивания музыкальной эмоции с помощью речевых, певческих действий и музицирования;

-формировать естественное звучания голоса, звуковой культуры речи и пения ( звукообразование, дикция), развивать интонационную выразительность речи, обогащать активный словарь и эмоциональное воображение. Материал: карточки-модели музыкальных интонаций, цветные фигуры, эмоциональные открытки, блок ритмоинтонаций, отражающие эмоции грусти и радости; музыкальные игрушки (погремушки, бубны), бумага.    Образы: грустные и радостные листья.

Игровое задание:

а) послушать рассказ;

 б) рассмотреть блоки ритмодекламаций, карточки-модули, цветные фигуры, соответствующие эмоциям грусти, радости;

в) послушать шелест листьев и выявить сенсорные особенности звучания: тихо, медленно, низко, грустно; громко, быстро, высоко, радостно;

г) воспроизвести в речи звукоподражания шелесту листьев с интонациями грусти, радости на слог шу, а затем с помощью погремушки  (бубна) или бумаги; д) послушать музыкальные фрагменты и рассмотреть эмоциональные открытки, отражающие эмоции грусти, радости.

Сюжетная игровая ситуация:

«В теплый осенний денек березка любовалась своим нарядом. Листья на ее ветках искрились радужными оттенками (красный, желтый, зеленый). Они радостно шелестели и трепетали от дуновения легкого ветерка.  (звукоподражание образу радостных листьев)

Но вдруг на дерево налетела стая шумных сорок. Они стали громко спорить и размахивать своими большими крыльями. Березка затряслась, а листья , печально кружась вокруг дерева, стали опадать. (Звукоподражание образу грустных листьев)»

В дальнейшем можно предложить детям произвести звукоподражания шелесту листьев на слоги шу-ша, ша-шо, шу-ух и т.д.

Игровое задание  «Снеговики»

О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль «В мире музыки»

Цель: формировать представления о ладовой окраске музыкальной фразы.

Игровые материалы и оборудование: декорация «Зимние забавы» (листы 4-6), графическая основа – прорези на декорации (лист 4), динамическая модель «Снеговики» (лист 23), звуковы-сотные музыкальные инструменты.

Игровые действия: определение ладовой окраски музыкальной фразы, исполненной на музыкальном инструменте, соотнесение прозвучавшего отрывка с динамической моделью.

Ход  выполнения игрового задания:

Взрослый знакомит детей с двумя снеговиками – веселым (с красными элементами одежды) и грустным (с синими элементами одежды), демонстрируя динамическую модель, в которой снеговики сменяют друг друга. Далее взрослый предлагает определить, какой из снеговиков появится «во дворе», при этом исполняет на инструменте короткую музыкальную фразу в мажоре либо миноре. Ребенок, первым определивший лад, получает возможность «поставить снеговика во дворе», используя динамическую модель. Игровое задание выполняется до тех пор, пока ребенок не выполнит все игровые действия.

                   Игра для развития чувства ритма «Придумай имя и животное»

Цель игры: развивать у детей представление о долгих и коротких звуках, используя символы «та» и «ти-ти».

Дидактический материал: карточки с графическим изображением символов.

Ход игры:  Педагог предлагает детям прохлопать, прошлепать или протопать свое имя в простой или ласковой форме: Ле-на, Ле-ноч-ка., Анд- рей, Анд-рю-ша и т. д. Детям предлагается вспомнить мужские и женские имена с одним-четырьмя слогами, например: Ян, Клим, Ва-ся, Крис-ти-на и т. д.

Педагог вместе с детьми прохлопывает, протопывает, прошлепывает эти имена. Затем педагог просит детей вспомнить названия животных, содержащие в себе от одного до пяти слогов, например: крот, кот, пу-ма, ле-о-пард.

Дети вместе с педагогом прохлопывают, прошлепывают название этих животных. После педагог предлагает детям проиграть ритм на каком-либо инструменте.

 

                     Игра для развития чувства ритма «Ритмическое эхо»

Цель игры: развитие чувства ритма, используя ранее приобретенные знания (понятие о долгих, коротких звуках и о динамических оттенках).

Ход игры: Педагог предлагает детям превратиться в эхо, только в эхо не обычное, а ритмическое, и оговаривает с ними правила игры, которые заключаются в том, что эхо абсолютно точно повторяет пример, предложенный педагогом, а именно: - точное воспроизведение ритмического рисунка, темпа, способа выражения (хлопки, шлепки, притопы, на каком-либо детском музыкальном инструменте) ; - эхо окрашено тихой динамикой. Педагог прохлопывает ритмический рисунок, а дети его повторяют, выполняя правила игры.

Примечания:

1. Ритмические фразы педагога должны быть короткими, логичными, доступными детскому восприятию.

2. Усложняя игру можно, используя более быстрый темп, участие солистов и соревнования между подгруппами.

                 Игра для развития чувства ритма «Долгие и короткие звуки»

Цель игры: Развивать у детей представление о долгих и коротких звуках в сочетании с графическим изображением.

Дидактический материал: карточки с различными группировками символов.

Ход игры: Педагог предлагает детям при помощи хлопков, шлепков или притопов «прочитать» поочередно сменяющиеся друг друга ритмические карточки. Усложнять игру можно, используя соревнования между подгруппами или между мальчиками и девочками. Предложить детям проиграть ритмический рисунок на каком-либо детском музыкальном инструменте.

                    Игра для развития чувства ритма «Ритмическое лото»

Цель игры: Закреплять полученные знания детей в процессе развития чувства ритма.

Дидактический материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы пять линеечек (нотный стан, кружочки – долгие, короткие звуки, музыкальные инструменты - металлофон, ксилофон).

Ход игры: Ребенок-ведущий играет на каком-либо инструменте простой ритмический рисунок. Дети должны на карточке выложить данный ритмический рисунок вверху, внизу или посередине нотного стана, ориентируясь на звучание музыкального инструмента.

                  Игра для развития чувства ритма «Определи по ритму»

Цель игры: Развивать ритмический слух, память, учить точно воспроизводить ритмический рисунок.

Ход игры: Дети стоят в кругу лицом к педагогу, который с помощью рифмованного текста создает установку на зрительное и слуховое запоминание.

Глазки, глазки, вы смотрите, все запоминайте.

Ручки, ручки, все за мною дружно повторяйте.

Педагог под музыку «Гопак» М. Мусоргский из оперы «Сорочинская ярмарка» прохлопывает ритмический рисунок на первую фразу. На вторую – дети повторяют движения в нужном ритме. Движения педагога и детей чередуются по фразам. Освоив ритм, дети могут передавать его хлопками, шлепками, звучанием ударных детских инструментов, чередовать групповое и индивидуальное исполнение.

                                   

                                Игра для развития чувства ритма «Ручей»

Цель игры: Развивать ощущение законченности предложения, учить ритмично пользоваться музыкальными инструментами, как средством выразительности.

Ход игры: Дети стоят в кругу, у каждого в руках музыкальный инструмент, поют текст песни, исполняя последний слог фразы в нисходящем движении мелодии с ослаблением звучания голоса и музыкального инструмента.

1. Ты куда бежишь, ручей, чей, чей, чей, чей?

Среди леса и полей, лей, лей, лей, лей!

2. Ты торопишься всегда, да, да, да, да!

К речке, озеру, куда? Да, да, да, да!

3. Не спеши бежать, постой, ой, ой, ой, ой!

Не угнаться за тобой, ой, ой, ой, ой!

4. Ручеек, а где же я, я, я, я, я?

Будет грустно без тебя, бя, бя, бя, бя!

                       Игра на развитие слухового восприятия «Колобок»

Цель игры: Развивать у детей представление о регистрах (высокий, средний, низкий).

Игровой материал: Карточка из плотного картона, разделена на две части: слева изображен весёлый колобок; справа вырезано окошко. С обратной стороны – заклеено. В щель вставляется полоска из картона в виде линейки, разделённой на четыре равные части, на каждой из которой изображён тот или иной персонаж сказки (заяц, лиса, волк, медведь). Линейка должна передвигаться, чтобы каждый раз в окошке появлялся в новом персонаже.

Методика проведения: 

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Дети вспоминают сказку « Колобок», перечисляют всех героев, которые встречаются колобку на пути. Затем педагог исполняет в разной последовательности музыкальные пьесы характеризующие персонажи сказки. Каждая пьеса звучит в определённом регистре: «заяц» - высокий, «лиса» - средний, «волк» - низкий, «медведь» – очень низкий. После прослушивания какой-либо пьесы дети отгадывают, кто изображён в музыке (кого встретил колобок), и пользуясь пособием, устанавливает линейку с картинками в соответствующее положение, так что рядом с колобком оказывается тот персонаж, образ которого передан в музыке.

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. Педагог исполняет все пьесы поочередно (в любой последовательности). Дети по двое выполняют задание: один с помощью пособия выбирает карточку, соответствующую тому персонажу, который изображен в музыке; другой движется под музыку, подражая действиям данного персонажа. Остальные дети оценивают задание.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Четверо детей выходят и по очереди загадывают остальным загадки: «по секрету» сообщают педагогу, кого из персонажей сказки будут изображать, он исполняет соответствующую пьесу, а ребенок импровизирует движения своего персонажа. Остальные дети по желанию отгадывают загадки: берут пособие и находят на линейке изображение персонажа, музыка которого только что прозвучала.

Музыкальный репертуар: «Кого встретил колобок?» Г. Левкодимова.

                  Игра на различие динамических оттенков «Краски музыки»

Цель игры. Развивать у детей умение различать динамические оттенки в музыке и уметь находить им ассоциацию с определенным цветом.

Игровой материал: квадраты разных цветов: красный, зеленый, голубой, любая

игрушка, раздаточные карточки по количеству детей трех цветов: красный, зеленый, голубой.

Методика проведения:

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ. Педагог исполняет пьесу. Дети определяют ее веселый танцевальный характер, отвечает на вопросы педагога о том , как звучит музыка, какие изменения в ней происходят (звучит то громче, то тише). При повторном исполнении пьесы, все внимательно следят за динамическими изменениями в музыке: от негромкого звучания первой части к тихому звучанию во второй части и громкому звучанию в третьей части. Дети слушают музыку, а потом показывают карточку соответствующего цвета (красная – громкое звучание, зеленая – умеренное звучание, голубая - тихое звучание).

НА ВТОРОМ ЭТАПЕ. Перед исполнением пьесы педагог вызывает к себе ребенка и дает ему три квадрата разного цвета - красный, зеленый, голубой. Во время исполнения музыки ребенок, повернувшись к детям, поднимает тот или иной квадрат в соответствии с динамическими изменениями в музыке: на первую часть (не слишком громкую) поднимает зеленый квадрат; на вторую часть (тихую)- голубой; на третью часть (громкую)-красный. Дети дают оценку выполнению задания, исправляют не точности.

НА ТРЕТЬЕМ ЭТАПЕ. Дети выбирают водящего, он выходит их зала. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, руководствуясь, громкостью звучания песни (заранее выученной), которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. После успешного выполнения задания все дети свободно пляшут под музыку, используя знакомые танцевальные движения.

Музыкальный репертуар: «Громкая и тихая музыка» Г.Портнова, «Громкая и тихая музыка», Г.Левкодимова, «Слон и моська».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...