Конспект занятия по фольклору
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Соболева Светлана Геннадьевна

Конспект занятия по фольклору

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №19 «Ласточка»

города Новоалтайска Алтайского края

Конспект занятия по фольклору в подготовительной группе

«Путешествие в страну фольклора»

(конспект интегрированного занятия)

Провела воспитатель:

Соболева С.Г.

Новоалтайск-2019

Программное содержание:

1. Познакомить с характерными чертами уральского фольклора.

2. Закрепить знания о жанрах и видах уральского народного творчества.

3. Развивать любознательность, речевые умения.

4. Воспитывать интерес к культурному уральскому наследию народа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Словарная работа:

Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, завалинки.

Обогащение: фольклор

Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами уральского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование: глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, костюмы для дедушки Фольклора, Петрушки, Дрёмы, внучки, канат, дерево с яблоками, снежинки.

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?

Дети: Россия.

(Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию) .

Воспитатель: Кто знает, как называется то место России, где мы с вами живём?

Дети: Урал.

(Показать Урал на карте России) .

Воспитатель: Эту часть России называют краем, Уральским краем. О нём знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии.

Воспитатель: Чем же знаменит наш Урал?

Почему о нём знают люди во многих странах? Чем он богат?

(Ответы детей: Знаменит камнями самоцветными, железной рудой, золотом. Знаменит горами, реками, озёрами, лесами со смоляным запахом.)

Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.

Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.

Воспитатель: А кто их сочинил?

Дети: Народ.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Как у нас на Урале уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок) .

Воспитатель: Дети, нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он.

(Воспитатель открывает сундучок и достаёт маршрутную карту и письмо) .

Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо. (читает) .

Здравствуйте, дорогие внучата!

Я очень скучаю и жду вас в гости.

А чтоб вы не сбились с пути,

Посылаю вам маршрутную карту.

Вас ждут чудеса.

Желаю вам удачи!

В добрый час и до встречи! Ваш дедушка «Фольклор».

Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (ответы детей)

Воспитатель: И у нас на Урале люди тоже занимались фольклором.

И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю – Уралу и лучше познакомимся с нашим уральским фольклором.

Наш путь не лёгкий и не близкий.

(Воспитатель смотрит на карту) .

Ой, здесь какие-то квадратики, прямоугольники, полоски, стрелочки.

Что это значит? (рассматривают)

Дети: Это план нашего зала!

Прямоугольники – столы, стрелки – указатели, куда идти, полоски – окна, квадраты – стулья, а вот волшебное дерево и дорожка к домику.

Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд!

Куда указывает первая стрелочка?

Дети: Стрелочка указывает, что нужно идти к столу.

Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает?

Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?

Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов!

• Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста.

(Ответы детей) .

Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!

• Не матушка родима, а гостинцем наделила (яблоко)

• Всегда во рту, а не проглотишь (язык)

• Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)

Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?

Опять прямоугольник. Он обозначает столик. А вот указатель (Читает) «Перекрёсток скороговорок».

Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.

Дети, вы знаете скороговорки?

А какие вы знаете скороговорки?

Проговорите их.

• Три вороны на воротах.

• Около кола – колокола.

• Мылась Мила мылом.

• У Ёлки иголки колки

• За – за, прилетела стрекоза.

• Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.

• Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.

Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идём дальше.

На карте стрелочка указывает на полоски, а они, как мы уже знаем, обозначают окна.

Идём к окнам. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц».

(на полу разбросаны снежинки)

Воспитатель: Как много снежинок нападало!

Соберём снежинки?

Воспитатель: Ой, здесь на снежинках написаны поговорки и пословицы, но не полностью.

Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.

У нас на Урале живут разные народы: русские, башкиры, татары, они все сочиняли пословицы и поговорки.

Пословица недаром молвится.

Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.

Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Вот послушайте русские пословицы.

• Кто в радости живёт (того и кручина неймёт)

• Без дела жить (только небо коптить)

• Хозяин добр (и дом хорош)

• Нет такого дружка (как родная матушка)

Воспитатель: А теперь послушайте башкирские пословицы.

• Без труда не (появится еда)

• Человек землю поднимает (а земля человека)

Воспитатель: Есть и татарские пословицы.

• Какова яблоня (таковы и яблоки)

• Яйцо не учит… (курицу)

• Человек без родины (соловей без песни)

Воспитатель: Хорошая получилась игра.

Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы!

Продолжаем путь дальше.

(на стульчиках сидят двое людей. Воспитатель обращает внимание на одного из них.)

Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут?

Петрушка:

Я Петрушка – весельчак,

Могу делать так и так!

Распотешу я вас.

Наступил веселья час!

Вы, ребята, не скучайте,

Мне, Петрушке, помогайте.

Воспитатель: Кто хочет быть подружкой весёлому Петрушке?

Воспитатель: Расскажем, дети, Петрушке потешки.

Потешки:

Ваня, Ванечка! Куда ходил?

В лесочек!

Что видел?

Пенёчек!

Под пенёчком что?

Грибок!

Хвать, да в кузовок.

Воспитатель: Ребята, кто ещё знает потешку?

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожёг!

Починить можно?

Да иглы нет!

А велика ли дыра?

Остались ворот да рукава.

Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки?

(Дети рассказывают свои любимые потешки) .

Воспитатель: Смотрите, мы все веселимся, а этот человек грустит.

Почему ты грустишь?

Дрёма: Невесёлый я, ребята. Ох, работа трудновата. Пятый год сижу, вяжу, дремлю, дремлю, вновь засну.

Воспитатель: Да он не грустит, он задремал. Так это же Дрёма!

А какой он?

Дети: Невесёлый, грустный, сонный, хмурый, печальный.

Воспитатель: Может, мы его развеселим? Вставай, Дрёма, в хоровод.

(Русская народная игра «Костромушка – Кострома») .

Воспитатель: Опять задремал! Возьмём с собой Дрёму в дорогу, чтоб он не заснул, и Петрушку позовём, ведь он весёлый.

Смотрите, стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно?

(Дети показывают дерево) .

Воспитатель: Да, на нём мы видим указатель: «Аллея сказок».

Дерево с яблоками.

Ребята, а из какой сказки это дерево?

«Съешь моего наливного яблочка… ».

Дети: Из сказки «Гуси – лебеди».

Воспитатель: Мы с вами тоже сорвём по одному яблочку, и может быть, быстрее доберёмся до дедушки Фольклора. Яблочки - то ведь непростые!

(Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю) .

Воспитатель: Что же на них написано?

Всё понятно – загадки про сказки.

Слушайте внимательно.

Сказочные загадки

• В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка.

(«Машенька и медведь»)

• Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.

(«Лисичка со скалочкой»)

• Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили всё впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено…

(«Зимовье»)

• Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок Мишка, Мишенька – дружок. Был и низок и высок расчудесный…

(«Теремок»)

• Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом.

(Баба Яга)

• В какой сказке девочка за своё трудолюбие получила сундучок с богатством.

(«Морозко»)

• В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери».

(«Бычок – смоляной бочок»)

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.

У нас на Урале раньше на всех праздниках любили играть в игру «Перетягивание каната».

(делятся на две команды, игра «Перетягивание каната») .

Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся.

(Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор) .

Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече.

Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня.

Как в народе говорят:»Кончил дело – гуляй смело! »

Вот и вас я приглашаю в хоровод, веселись народ!

(Дед Фольклор с детьми водит «Уральский хоровод»)

Дед Фольклор:

Кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

(Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОЛЬКЛОРУ НА ТЕМУ: «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - ПЕРЕВЁРТЫШИ»

Цель:Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью устного народного творчества; вызвать желание слушать, знать и самому пересказывать произведения фольклора; познакомить с понятием устного наро...

Конспект занятия по фольклору "В гости к зимним месяцам"

Конспект занятия по фольклору "В гости к зимним месяцам"...

Конспект занятия по фольклору 1 младшая группа

Конспект занятия по фольклору в 1 младшей группе «В гостях у петушка».Программное содержание:Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, в которых рассказывается о пе...

Конспект занятия «Игровой фольклор – как основа развития творческих способностей детей дошкольного возраста».

Демонстрация умений и навыков детей приобретенных в ходе освоения программы по народному творчеству....