Мастер – класс для педагогов по проблемам развития речи дошкольников. Тема: Многофункциональное дидактическое пособие «Домик Всезнайки»»
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Карнаухова Юлия Владимировна

Данный материал способствует пополнению практических  знаний педагогов о речевом развитии детей дошкольного возраста и возможности применения их на практике; создает условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала; способствует распространению педагогического опыта по изготовлению и применению на практике многофункционального дидактического пособия…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_domik_vseznayki.docx826.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для педагогов по проблемам развития речи дошкольников.

Тема: Многофункциональное дидактическое  пособие «Домик Всезнайки»»

Цель:

-дать участникам мастер-класса практические знания о речевом развитии детей дошкольного возраста и возможности применения их на практике;

 -создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала;

-распространение педагогического опыта по изготовлению и применению на практике многофункционального дидактического пособия…

Эпиграфом к мастер-классу будут служить слова:

Прекрасна речь, когда она, как ручеек,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток и восклицать:

«О, как же ты красива!»

 «Актуальность темы мастер-класса».

Грамотная речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В соответствии с ФГОС образовательный процесс должен строиться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Предлагаю просмотр презентации «Развитие речи дошкольника»

               Не для кого не секрет, что в последнее время все большее количество детей имеет дефекты речи. Для воспитателя или логопеда нарушение речи проявляются и в нарушении звукопроизношении и в низкой способности различать звуки, бедном словарном запасе, не умении связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие рассказы и сказки. Так же дети испытывают затруднения, рассказывая о предмете, содержании сюжетной картины, составлении рассказов по картинкам с последовательным развивающимся действием. Бедный словарный запас делает не успешными попытки высказывать свою точку зрения, согласие или не согласие с ответом товарища. Поэтому такие дети уже в 1 классе испытывают большие трудности в овладении грамотой, которые проявляются в нарушении письменной речи. Перед родителями и воспитателями встает проблема как качественно подготовить ребенка к обучению в школе.

               Решая данную проблему я создала игровое пособие «Домик Всезнайки» (далее дом).

            Данное пособие позволяет применить имеющиеся теоретические знания для решения практических задач. Сущностью  технологии пособия  дом является анализ, поставленной задачи педагогом ребенку. Анализ как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л. Рубенштейн). Данное пособие можно использовать как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях с детьми старшей и подготовительной группы. Пособие можно использовать в нескольких направлениях всё зависит от задач воспитателя на конкретном занятии.

             Пособие дом - технология формирует навыки коммуникативного воздействия детей: происходит становление у детей навыков работы в команде, умение вести диалог со взрослыми и сверстниками, учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в игре, на занятиях, в общении.

            Я создала шкатулку-(иллюстрации) картинки «Языковая шкатулка».

             Языковой шкатулка – это коробка, в которой находятся карточки с иллюстрациями, с заданиями, направленными на развитие фонематического слуха и восприятия, звукового анализа, формирование грамматического строя речи, обогащение и активация словарного запаса, развития связной речи.

             Так как я применяю основной метод обучения игру, то пособие помогает детям весело и непринужденно выполнять игровые задания и упражнения. Кроме того, Языковая шкатулка помогает провести диагностику развития речи у детей перед поступление в школу.

           Все задания соответствуют задачам ФГОС ДО.  Таким как создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, в том числе  для детей с ОВЗ.

           Моя шкатулка имеет следующие достоинства:

Компактность Легкость Эстетичность Яркость Удобство перемещения, возможность выполнения различных заданий  большим количеством детей.

           Все карточки ламинированные, что позволяет ребенку дополнять или дорисовывать обычными фломастерами и стирать нарисованное влажными салфетками.

Цели и задачи:

Развивать у детей умственные, сенсорные речевые способности.

Развивать аналитические умения: анализировать, классифицировать представлять свой взгляд на решение поставленной задачи.

Помогать детям употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом.

Закреплять правильное и отчетливое произнесение звуков. Формировать умение различать на слух и отчетливо произносить согласные звуки.

Формировать грамматический строй речи.

Развивать связную речь.

 Способствовать развитию умения ребенка определять количество слогов в словах и фонематического слуха. 

Оборудование: плоскостное изображение дома с окошками, карточки синего, зелёного и красного цвета, карточки с буквами, слогами, словами, картинки с разной слоговой структурой, картинки с изображениями животных.

Ниже представлены варианты игр, которые можно использовать в педагогической работе. Игр можно применить бесконечное множество и не только по речевому развитию, но и другим дисциплинам. Данное пособие многофункционально.

Вариант №1

Цель: Совершенствовать навык слогового анализа слов.

Описание игры. Необходимо взять комплект предметных картинок с изображением животных. Детям предлагается на первый этаж дома помещать животных, названия которых содержат один слог, на второй этаж-животных, в названии которых два слога, в третий – три слога.

Вариант №2

Цель: Научить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Описание игры. Детям раздаются квадратики (красные). В зависимости от того, где находится заданный звук в слове, дети ставят квадратик в первое, второе или третье  окно, (что означает начало, середину или конец).

Вариант №3

Цель: Формировать родовые обобщающие понятия.

Описание игры. Для данной игры потребуется три окна и картинки с изображением животных.  Детям можно предложить помещать на первый этаж животных – диких животных, в второй – домашних животных, третий -птиц

Вариант №4

Цель: Учить детей дифференцировать звуки.

Описание игры. Для дифференциации звуков в словах можно использовать три этажа, можно предложить детям помещать животных, в названиях которых есть звук С, на первый этаж (собака, слон, лиса), а животных со звуком Ш в названиях -  на второй этаж (мышка, кошка, лягушка), в названии которых звук ч- на третий (черепаха, грач, червяк)

Вариант №5

Цель: Научить определять гласные- согласные звуки, твёрдые – мягкие.

Описание игры. Детям раздаются квадратики (красный, зелёный, синий) и Воспитатель называет слоги, задача детей определить какой квадратик поместить на первый этаж (гласный или согласный, твёрдый или мягкий), какой на второй, какой на третий… 

Вариант №6.

Описание игры. На столе стоит домик. Детям предлагается в окошки поместить буквы или слоги и прочитать полученный слог или слово (из трех букв).

Вариант №7.

Цветовое выделение. На столе стоит дом. Необходимо всех животных желтого цвета поселить на первый этаж, коричневого- на второй этаж, белого – на третий этаж.

C:\Users\Александр\Desktop\аттестация\Новая папка фото 1 с телефона пособия\IMG_20201031_141131.jpg

C:\Users\Александр\Desktop\аттестация\Новая папка фото 1 с телефона пособия\IMG_20201027_115901.jpg

Таких вариантов заданий – бесчисленное множество, все зависит от фантазии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОО по развитию речи детей

Мастер-класс для педагогов ДОО по развитию речи детей...

Мастер - класс для педагогов: "игры по развитию речи детей дошкольного возраста"

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: родители и воспитатель дошкольного учреждения. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

Мастер-класс для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста синквейн"

Синквейн - это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Слово синквейн происходит от французского, которое означает "пять". Таким образом, синквейн...

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционное средство развития речи: Су - Джок терапия»

обучение участников мастер-класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, освоение и последующее активное применение здоро...

Мастер-класс для педагогов "Спирелли - средство развития творчества дошкольников"

Способствовать формированию у педагогов представления о нетрадиционных способах работы с детьми, ознакомить с техникой «спирелли».  - обучить участников мастер-класса технике &la...

Презентация. Мастер – класс для педагогов «Спирелли - средство развития творчества дошкольников»

Спирелли – это техника художественного творчества, в которой нить наматывается на картон,  по контору которого вырезаны зубчики, чтобы нитка не соскальзывала. В данной презентации вы найдет...

Мастер-класс для педагогов "Нетрадиционное средство развития речи: Су-Джок терапия"

Цель: обучение участников мастер– класса применению нетрадиционной методики в речевом развитии детей в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, освоение и последующее активное примене...