Мастер - класс "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"
методическая разработка по логопедии по теме

Тюрина Ольга Ивановна

В помощь воспитателям детских садов  "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение-

д/с пос. Долгоруково

МАСТЕР – КЛАСС

«Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника»

Подготовила воспитатели: Тюрина Ольга Ивановна.

Долгоруково, 2018г.

МАСТЕР – КЛАСС
«Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника»

Подготовила: воспитатель О.И.Тюрина

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ПОСЁЛКА ДОЛГОРУКОВО»

Слайд 1

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Тюрина Ольга Ивановна, воспитатель детского сада посёлка Долгоруково.

Я рада приветствовать Вас на мастер – классе, тема которого «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника ».

Слайд 2

Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так «без костей»?

 

Слайд 3

Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков [3].

Слайд 4

Актуальность    

Речь – это первый и единственный способ познания! Нет речи – нет познания!

Ребенок с плохой артикуляцией не умеет определять число звуков в слове; отстает во владении словарем и грамматическим строем речи; не умеет различать и выделять звуки на слух; затрудняется во владении навыками письма и как следствие не успевает в школе по русскому языку.

Слайд 5

Дети страдающие различными речевыми нарушениями глубоко переживают свои проблемы.

Становятся замкнутыми, раздражительными, отгораживаются от сверстников. Тормозится общее развитие ребёнка.

Чтобы эта проблема не возникла у ребёнка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.

Слайд 6

Результаты ежегодной диагностики показали, что с каждым годом становится всё больше детей с нарушением речи, в связи с этим я начала работу по теме «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника».

Я поставила перед собой цель помочь детям говорить четко, чисто и правильно.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи: организовать работу по проведению АГ в группе и дать рекомендации родителям по проведению АГ дома, т.к. А.Г. желательно делать каждый день по 2 раза.

Слайд 7

Для этого я собрала сборник артикуляционных упражнений для отдельных групп и звуков, в котором также указаны нормы развития речи детей от 1 года до 7 лет. Картотеку чистоговорок и скороговорок. Подготовила памятки для родителей по проведению АГ. Дома и рекомендации по проведению А.Г. в игровой форме.

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики на каждом возрастном этапе будут различными [3].

Например во второй младшей группе основная работа направлена на произношение гласных звуков.

В средней группе мы формируем и закрепляем правильное произношение всех звуков, в том числе свистящих и сонорных (сонорные звуки - это произношение согласных букв , для которого при произношении не требуется движения воздуха через горло (л, м, н, р, й)).

В старшей группе – работа направлена на овладение правильным произношением звуков.

Подготовительная группа - совершенствование правильного и четкого произнесения всех звуков.

Слайд 8

Проводя артикуляционную гимнастику необходимо выполнять следующие рекомендации в соответствии с ФГОС:

  1. Комната должна быть чистой, хорошо проветренной.
  2. У педагога должны быть чистые руки.
  3. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполнять по 5-7 минут.
  4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
  5. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя .
  6. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо (использовать зеркало 9*12, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения.
  7. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому  упражнению даётся название, к нему подбирается картинка - образ. Картинка служит образцом для подражания какому - нибудь предмету или его движениям [3].

Слайд 9

Работа проводится в четыре этапа:

1 Этап: дыхательные упражнения + комплекс артикуляционной гимнастики.

2 Этап: отработка звуков в скороговорках и чистоговорках.

3 Этап: работа с родителями.

4 Этап: самообразование.

Этапы работы над артикуляционной гимнастикой.

Слайд 10

Давайте с Вами попробуем, как это выглядит на практике.

1 Этап.

Начинать гимнастику лучше с дыхательной гимнастики (1 – 2 упражнения). Правильное дыхание очень важно для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

1.Покатай карандаш

Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, покатить по столу круглый карандаш.

2.Бабочки летят - Снежинки летят (в зависимости от времени года)

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки (бабочки). Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят» «бабочки летят».

 

 Сейчас я предлагаю Вам артикуляционные упражнения, хочу заметить, что, когда дети уже знают упражнение ,глядя на картинку , можно использовать сопровождающее стихотворение.

Слайд 11

Упражнения для губ

1.«Улыбка». Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Тянуть губы прямо к ушкам

Очень нравится лягушкам

Слайд 12

2. «Трубочка». Вытягивание губ вперёд длинной трубочкой.

Мои губы – трубочка

Превратились в дудочку

Слайд 13

Упражнения для губ и щек

1.Похлопывание и растирание щек.

2. «Сытый хомячок». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Слайд 14

3. «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

Слайд 15

4. «Шарик»

Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом [2].

Слайд 16

2 Этап.

Отработка звуков в скороговорках и чистоговорках.

Скороговорки и чистоговорки – это своеобразный речевой материал, который специально предназначен для отработки четкой дикции человека.

При разучивании скороговорок необходимо соблюдать следующие правила:

1.        Проговаривать скороговорку нужно медленно. Нельзя скороговорки говорить быстро.

2.        Произнесение текста шепотом, вслух, медленно и четко.

3.        Проговаривание скороговорки  плавно, с постепенным переходом к быстрому проговариванию.

А теперь попробуем поупражняться в правильном проговаривании скороговорок:

Бородатый барабашка барабанит в барабан.

Чистоговорки

За-за-за – вот идет коза.

Зу-зу-зу - накормлю козу.

Зы-зы-зы – нет козы.

Зы-зы-зы - у меня две козы.

Очень широко в своей работе я применяю адаптированные сказки, в качестве наглядного материала использую карточки или видео – материал в виде презентации.

Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.

Слайд 17

Сказка «Малыш»

Дети, сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он  у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка.  Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «Заборчик» из зубов.

«Заборчик»: возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.

«Чистим зубы»: а теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите  за нижними зубами (влево, вправо).

«Месим тесто»: а теперь  блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.

Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.

«Блинчики»: а вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.

Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.

«Сердитая кошка»: улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.

Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети — вы  умненькие и старательные. Молодцы![1]

Слайд 18

3 Этап.

Работа с родителями.

Я подготовила памятки для родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики дома. Бывает, что ребёнок отказывается делать А.Г. дома, ему скучно. Для того, чтобы заинтересовать малыша, можно взять банку варенья, сгущёнки, йогурта и т.д., в зависимости от того, что ребёнку нравится и чистыми руками – пальцем измазать малышу губы и над губами и предложить малышу облизать перед зеркалом, таким образом ребёнок достаточно долго вынужден поднимать язык и поворачивать его вдоль губки, только не стоит слишком высоко намазывать, если всё – таки не удалось малышу дотянуться языком до сладости, не надо издеваться, а дать салфетку вытереть остатки варенья.

Дальше, предложить ребёнку вытянуть язык так, чтобы получилась из языка чашечка, положить на язык маленький кусочек чего – нибудь вкусненького и попросить ребёнка удержать в течении 5 секунд (считаете до пяти), потом малыш может это съесть.Упражнение называется «Накорми птичку».

Следующее упражнение, мы играем в кошечку. Мы опять берём варенье или то, что нравится малышу положить немного на тарелку и размазать и предлагаем ребёнку слизать варенье, как слизывает кошка.

Следующее упражнение. Ребёнку предлагается высунуть язык, поднять кверху, при этом язык не должен касаться ни зубов , ни губ и положить палочку досчитать до пяти, пробовать до десяти. Также язык опускать вниз, просовывать под него палочку и пробовать удержать. Так же с помощью палочки можно аккуратно тыкать ребёнку вокруг губ и предложить дотянуть языком до неё [4].

Попробуйте и Вы увидите, как ребёнку нравится этот процесс.

Если у ребёнка язык остаётся вялым и дрожащим, тогда необходимо обратиться к специалистам!

Слайд 19

4 Этап. Самообразование.

И в заключении хотелось добавить, что современный педагог должен постоянно заниматься самообразованием. Работать над дикцией и правильностью речи полезно в любом возрасте, а нас с Вами просто положение обязывает быть компетентным в этой сфере, поэтому хочу предложить Вам небольшой комплекс, который можно делать собираясь на работу, проще говоря, настроим свою дикцию.

1 упражнение для нижней челюсти.

Плавно открываем и закрываем рот, не напрягая при этом шею. Работаем исключительно челюстью (помните, что в широко открытый рот влазеют свои четыре пальца), делаем 5 раз.

2 упражнение для губ.

Смыкаем зубы, губы вытягиваем в трубочку, затем растягиваем в улыбку, обнажая зубы (шея неподвижна) – 10 – 15 раз.Улыбку стараемся вести по горизонтали, чтобы не задирались кончики губ.

3 упражнение для языка.

Приоткрываем рот, закрываем губы (рот приоткрыт , губы сомкнуты), круговые вращения языком под губами, 15 раз в одну сторону, 15 раз в другую. Вы можете почувствовать небольшой дискомфорт в области шеи, сзади, языка. Но такое упражнение очень комлексное, т.е., если Вам нужно быстро разогреть речевой аппарат и привести его в тонус, это то, что активно включает.

После напряжения надо что – то расслабляющее.

4 упражнение – расслабляющее.

Упражнение «Лошадка». Носогубная складка, губы должны быть максимально расслаблены.

5 упражнение «Поза льва»

Осанка ровная. Одновременно выбрасываем голову и язык вперёд. Это упражнение хорошо снимает зажимы в шее, горле, гортани, натяжение языка. Главное это делать не в низ, а вперёд по 15 раз [5].

Делайте такую артикуляционную гимнастику каждый день и Вы увидите результат!

Слайд 20

И в заключении хочу пожелать всем!

Говорите правильно и уверенно, учите говорить правильно и уверенно детей. Чёткая дикция – уверенность в себе!

И конечно, не забывайте при этом улыбаться!

Спасибо за внимание!

 

Список источников:

  1. Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: «Издательство Гном и Д», 2004.- 32с.
  2. Нищева Н.В. Веселая артикуляционная гимнастика. – СПб, 2009.
  3. Соловьева О. И. Методика развития речи в детском саду. 3 изд. М. : 1996 г.
  4. http://portall.zp.ua/video/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-logopedov-i-roditeley-veselye/id-ljfl3UBKr10.html
  5. https://www.youtube.com/watch?v=67LUMSkH4pg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ д /с пос. Долгоруково МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольника» Подготовила: воспитатель Тюрина О.И.

Слайд 3

язык - главная мышца органов речи

Слайд 4

РЕЧЬ – СПОСОБ ПОЗНАНИЯ

Слайд 7

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ПОСЁЛКА ДОЛГОРУКОВО» 2017 Сборник артикуляционной гимнастики для воспитателей ДОУ Подготовила воспитатель Тюрина О.И. п.Долгоруково, 2017

Слайд 8

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики в соответствии с ФГОС и требованиями Сан ПиН Комната должна быть чистой, хорошо проветренной . У педагога должны быть чистые руки. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполнять по 5-7 минут. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя . Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо (использовать зеркало 9*12, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Каждому упражнению даётся название, к нему подбирается картинка - образ. Картинка служит образцом для подражания какому - нибудь предмету или его движениям [3].

Слайд 9

Этапы работы над артикуляционной гимнастикой 1 Этап: дыхательные упражнения + комплекс артикуляционной гимнастики. 2 Этап: отработка звуков в скороговорках и чистоговорках . 3 Этап: работа с родителями . 4 Этап: самообразование .

Слайд 10

Дыхательные упражнения Покатай карандаш Бабочки летят

Слайд 11

Упражнения для губ «Улыбочка» Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы

Слайд 12

«Трубочка» Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком положении на счет до пяти.

Слайд 13

Упражнения для губ и щек 1.Похлопывание и растирание щек. 2. « Сытый хомячок » . Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

Слайд 14

3 . «Голодный хомячок». Втянуть щеки.

Слайд 15

«Шарик» Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом

Слайд 16

2 Этап. Отработка звуков в скороговорках и чистоговорках . Скороговорки и чистоговорки – это своеобразный речевой материал, который специально предназначен для отработки четкой дикции человека.

Слайд 17

Артикуляционная сказка «Малыш»

Слайд 18

3 Этап. Работа с родителями . 1.Подготовка памяток. 2.Устные и наглядные рекомендации.

Слайд 19

4 Этап. Самообразование.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Neffy 2014

А

Ах, вы, сени, сени,

 Вышел в сени сонный Сеня.

 И в сенях споткнулся Сеня,

 И кувырк через ступени.

Б

Бублик, баранку, батон и буханку

 пекарь испек спозаранку.

***

Баран - буян залез в бурьян.

***

Бабкин боб расцвел в дождь,

 Будет бабке боб в борщ.

***

Бредут бобры в сыры боры.

 Бобры храбры, а для бобрят добры.

***

Белый снег, белый мел,

 белый заяц - тоже бел,

 а вот белка не бела,

 белой даже не была

В

Вы малину мыли-ли?

Мыли, но не вымыли.

***

Волки рыщут, пищу ищут.

***

В роще щебечут стрижи,

Чечетки, щеглы и чижи.

***

В живом уголке

жили ежи да ужи.

***

Веселей, Савелий,

сено пошевеливай.

***

Валин валенок

провалился в прогалинок.

***

Возьми у белобородого мужика

Полкрынки кислого молока.

***

Варвара караулила цыплят,

а ворона воровала.

***

Вымыли мышки миски для мишки.

***

Влас у нас, Афанас у вас.

***

Вкусная халва, мастеру хвала.

***

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.

Санки скок, Сеньку с ног,

Соньку в лоб, все в сугроб.

***

Встретил в чаще еж ежа,

- Как погода, еж?

- Свежа.

И пошли домой, дрожа,

Сгорбясь, съежась, два ежа.

***

Вёз Ерёма

Воз соломы.

В поле вёз он

Воз из дома.

Вёз назад,

А не вперёд.

Впереди телега едет,

За телегой конь идёт.

***

Везет на горку Саня за собою сани.

Ехал с горки Саня, а на Сане сани.

***

В знойном поле

Через перекати-поле

Прыгали перепела

С перепелятами.

 

Г

Грабли - грести, метла - мести,

 Вёсла - везти, полозья - ползти.

***

Граф Пото играл в лото

 Графиня Пото не знала про то,

 Что граф Пото играл в лото,

 А граф Пото не знал про то,

 Что графиня Пото знала про то,

 Что граф Пото ирграл в лото.

Д

Для ухи нужны лещи,

 а щавель нужен на щи.

 ***

Дед Данила делил дыню.

***

Дед Додон в дуду дудел,

 Димку дед дудой задел.

***

Дуб дубовистый,

 широкозеленолистный.

***

Два щенка щека к щеке

 щиплют щетку в уголке.

***

Дятел дерево долбил,

 деда стуком разбудил.

***

Дарья дарит Дине дыни.

***

Дятел лечит древний дуб,

 Добрый дятел дубу люб.

***

Два дровосека, два дроворуба,

 Два дровокола отточили топоры,

 Топоры остры-то до поры,

 До поры остры топоры, до времени.

***

Дружно в оркестре играли дети:

 Карл играл на черном кларнете,

 Кирилл - на валторне,

 На арфе - Алла,

 А на рояле Лара играла.

Е

Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

***

Есть сушки Проше, Васюше и Антоше.

 И еще две сушки Нюше и Петруше.

***

Еду я по выбоине,

 из выбоины не выеду я.

***

Ехал Грека через реку

 Видит Грека в реке рак

 Сунул Грека руку в реку

 Рак за руку Греку цап

***

Еле-еле Елизар,

 Едет-едет на базар.

 А с базара, а с базара,

 Не догонишь Елизара.

Ж

Жужжит-жужжит жужелица,

 да не кружится.

***

Журавль с жирафом жировали,

 Пока фураж и рожь жевали!

***

Жук жужжит над абажуром,

 Жужжит жужелица,

 Жужжит, кружится.

***

 Жу- жу-жу-жу.

 Я на ветке сижу

 Я на ветке сижу

 Букву "ж" все твержу.

***

"Жу" да "жу"-

 Слетелись в круг

 Майский жук,

 Июньский жук,

 Жук - носорог,

 Жук - плавунец,

 Жук - сынок

 И жук - отец,

 Жужелица,

 Жук – жучок -

 Все попались

 В мой сачок

З

Заяц косой, сидит за осокой-травой,

 Смотрит косой, как девушка с косой

 Косит траву с косой.

***

Звала по малину Марина Галину,

 Галина Марину звала по калину.

И

Из кузова в кузов

 шла перегрузка арбузов.

 В грозу в грязи от груза арбузов

 развалился кузов.

***

Ишак в кишлак дрова возил,

 Ишак дрова в траву свалил.

***

Испекла Иришка куклам по коврижке,

 Нравятся коврижки Гришке и Маришке.

***

Играл Егорка с Игорьком,

 Скатился с горки кувырком.

К

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

***

Королева кавалеру подарила каравеллу.

 Кавалер от королевы уплыл на каравелле.

***

Кокосовары варят в скорококосоварках

 кокосовый сок.

***

Карась, в лаз не лазь.

 Застрял в лазе карась.

 ***

Козел, мукомол, кому муку молол?

 А кому не молол?

 - От того, кому молол, получал пироги;

 От того, кому не молол, получал тумаки.

***

Коси коса, пока роса.

 Роса долой, и мы домой.

***

Косарь Косьян косой косит косо.

 Не скосит косарь Косьян покоса.

***

Карл у Клары украл кораллы,

 Клара у Карла украла кларнет.

***

Краб крабу продал грабли.

 Продал грабли крабу краб;

 грабь граблями сено, краб!

***

Курочка-ряба пестра, с носа востра,

 Уточка - белогрудочка с носа плоска.

***

Кот молоко лакал,

 А Боря булку в молоко макал

***

Клала Клава лук на полку,

 Кликнула к себе Николку.

***

Краб забрался на трап

 И заснул крепко краб.

 А кальмар не дремал,

 Краба в лапы поймал.

***

Карп Карлыч у Карла Карпыча

 карпа купил.

***

Купили Валерику и Вареньке

 Варежки и валенки.

***

Кошка Крошка на окошке

 Кашку кушала по крошке.

***

Кровельщик Кирилл криво крышу крыл.

 Перекрыть крышу пригласили Гришу.

***

Коля колет колья.

***

Кричал Архип, Архип охрип.

 Не надо Архипу кричать до хрипу.

***

Косарь косил, косу носил,

 Коси, коса, пока роса.

 Роса долой - косец домой.

 Коса косит гладко, коса любит лопатку,

 Лопатка песочек, косец - пирожочек.

 ***

Кукушка кукушонку сшила капюшон.

 Примерил кукушонок капюшон.

 Как в капюшоне он смешон!

Л

Летела гагара над амбаром,

 А в амбаре сидела другая гагара.

***

Лишь завидит свой кишлак,

 Ускоряет шаг ишак.

 Не спеши ишак в кишлак,

 Упадешь с горы в овраг.

***

Лопоухий лопушок

 вышел в дождик на лужок,

 И промокших, и продрогших,

 пробегающих прохожих

 Под листок собрал в кружок.

***

Лежит ежик у елки, у ежа иголки,

 А внизу, похожие на маленьких ежат,

 Шишки прошлогодние на траве лежат.

***

Лошадь с седоком,

 Да без седла и узды, без подпруги и удил.

***

Лось и лань идут на соль,

 А на нерест - сом, лосось!

***

Лежебока рыжий кот,

 Отлежал себе живот.

***

Лиза купила Зине  корзину в магазине.

***

Летят три пичужки

 через три пустых избушки.

М

***

Мама Милу в ванне мыла.

***

Михейка на скамейке плетет лапти Андрейке.

 Не годятся лапти Андрейке на ножки,

 А годятся лапти на лапки кошке.

***

Мы ели, ели ершей у ели.

 Их еле-еле у ели доели.

***

Маланья - болтунья

 молоко болтала-болтала,

 да не выболтала.

***

Маша с Мишей - растеряши!

 Мама машины гамаши

 Ищет но никак не сыщет,

Ищут мама с Машей Мишу,

 Папа даже влез на крышу,

 Мама с Машей - на балкон!-

 Миша в нише смотрит сон!

***

Мышка сушек насушила

 мышек мышек пригласила

 мышки сушки кушать стали

 зубы сразу же сломали

***

Мышка залезла под крышку,

 Чтобы под крышкой сгрызть крошку,

 Мышке, наверное, - крышка!

 Мышка забыла про кошку!

***

Макару в карман комарик попал.

 Комар у Макара в кармане пропал.

 Про это сорока в бору протрещала:

 "В кармане Макара корова пропала!"

***

Мы ели, ели, ели, ершей у ели...

 Их еле-еле у ели доели

***

Мартышка с мартыном на рынок ходили.

 Всё утро мартышки по рынку бродили.

 Мартышка с Мартыном сынишке Мартынке

 Купили на рынке четыре картинки.

На первой картинке - четыре старушки

 Развесили сорок перин для просушки.

 Ведь нету заботы важней у старушек,

 Чем сушка перин, одеял и подушек.

Вторая картинка. На этой картинке

 Четыре мышонка в огромном ботинке

 Кусок рафинада грызут втихаря,

 Ведь сахар стократно вкусней сухаря.

На третьей картинке - на старой кадушке

 Расселись четыре лягушки-квакушки.

 Лягушки-квакушки с кадушки-эстрады

 Квартетом, горланя, выводят рулады.

А вот на четвёртой картинке, с ромашками,

 Четыре улитки ползут вверх тормашками.

 Ползти вверх тормашками могут улитки,

 Поскольку они удивительно липки.

А ну-ка, дружок, повтори без запинки,

 Кто был нарисован на каждой картинке,

 Которые утром купили на рынке

 Мартын и мартышка сынишке Мартынке.

 Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.

Н

На речной мели мы на налима набрели.

 На мели мы налима лениво ловили,

 Меняли налима на линя.

***

На холме кули,

 поднимусь на холм

 и куль поставлю.

***

Наш Полкан из Байкала лакал.

 Лакал Полкан, лакал,

 да не мелел Байкал.

***

Наша дочь речистая,

 у нее речь чистая.

***

 Не ест корова короб корок,

 ей короб сена дорог.

***

Наша река широка, как Ока!

 Как как Ока? Так как Ока!

***

На горе дубы, под горой грибы.

***

На крыше у Шуры жил журавль Жура.

***

На горе Арарат

 рвала Варвара виноград.

***

 Наменял старик мочал,

 а лапти не вылапотничал.

***

Носит Сеня сено в сени,

 спать на сене будет Сеня.

***

На рынке Кирилл крынку и кружку купил.

***

Наш Полкан попал в капкан.

***

Нашей Маше дали манную кашу.

 Маше каша надоела,

 Маша кашу не доела,

 Маша, кашу доедай,

 Маме не надоедай

***

На дворе дрова, за двором дрова,

 под двором дрова, над двором дрова,

 дрова вдоль двора, дрова вширь двора,

 не вмещает двор дров!

 Наверно, выдворим дрова

 с вашего двора

 обратно на дровяной двор.

 ***

На дворе трава, на траве дрова,

 раз дрова, два дрова, три дрова.

 На дворе трава, на траве дрова.

 Не руби дрова на траве двора!

***

Неделю Емеле прясть короб кудели,

 А Емелиной дочке - прясть одну ночку.

О

Орел на горе, перо на орле.

 Гора под Орлом, орел под пером.

***

Опять пять ребят нашли у пенька пять опят.

***

Осип охрип, а Архип осип.

***

Отвори, Варвара, ворота,

 У двора на траве коли дрова.

***

От топота копыт пыль по полю летит.

***

Около кола вьюн и хмель

 вьются на плетень.

 Вьются, плетутся,

 заплетаются, расперезавиваются.

П

Прыгают в поле сорок сорок,

 десять взлетели, сели на ели.

***

Пошел спозаранку  Назар на базар.

 Купил там козу и корзинку Назар.

***

Простоквашу дали Клаше.

 Недовольна Клаша:

 "Не хочу я простоквашу,

 дайте просто кашу".

***

Проворонила ворона вороненка.

***

Петя пилил пилой пень.

***

 Повтори без запинки:

 На осинке росинки,

 Засверкали утром перламутром.

***

Поле-то не полото, поле-то не полито,

 Просит полюшко попить -

 Нужно полюшко полить.

***

Поля пошла полоть петрушку в поле.

***

 Полосатые паласы

 Полоскала дочка Власа.

 Полоскала, полоскала -

 Полосатой речка стала.

***

Пашню пашут  Паша с Яшей,

 Кашеварят Маша с Дашей.

***

Потерялись бусы у нашей бабуси.

***

Павел Павлушку пеленовал,

 пеленовал и распелёновывил.

***

Пыхтит, как пышка,

 Наш пухлый мишка.

***

 Поезд мчится скрежеща:

 ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ

***

Про пестрых птиц поет петух,

 Про перья пышные, про пух.

***

Петр Петрович, по имени Перепелович

 пошел погулять,

 Поймал перепелку, пошел продавать.

 Пронес по рынку, просил полтинку,

 Подали пятак, он продал и так!

***

Перепел перепелочку и перепелят,

 В перелеске прятал от ребят.

***

Променяла Прасковья карася,

 На три пары полосатых поросят,

 Побежали поросята по росе,

 Простудились поросята, да не все.

***

Пилил Филипп полено из лип,

 Притупил пилу Филипп.

Р

Рано коваль встал, сталь ковал, ковал,

 сталь перевыковывал, да не перековал.

 Рапортовал, да не дорапортовал,

 дорапортовал, да зарапортовался.

***

Рыла свинья белорыла, тупорыла;

 полдвора рылом изрыла,

 вырыла, подрыла.

***

Рыбу ловит рыболов.

 Весь в реку ушел улов.

***

 Рубили дроворубы

 сыры дубы на срубы.

С

Сачок зацепился за сучок.

***

С мышами во ржи подружились ежи.

 Ушли в камыши - и во ржи не души.

***

Самшит, самшит, как ты крепко сшит.

***

Свиристель свиристит свирелью.

***

Саша шустро сушит сушки,

 Саша высушил штук шесть.

 И смешно спешат старушки

 Сушек Сашиных поесть.

***

Сила и Вавила

 садили сено на вилы,

 Сено скирдовали, скирдовали

 и заподскирдовывали.

***

Сух сук нес барсук.

 ***

Стоит Петр на копне в попоне и колпаке,

 А в попоне у Петра гороха полколпака.

***

Съел Слава сало, да сала было мало.

***

Села Алеся, с печи ноги свеся,

 Не смейся, Алеся, а на печи грейся.

***

Сеня вез воз сена.

***

Сеня в лесу встретил лису.

***

Съел Валерик варенник,

 А Валюшка - ватрушку.

***

Собрала Маргарита

 маргаритки на горе,

 Потеряла Маргарита

 маргаритки во дворе.

***

Сорока за строчкою строчка

 Строчит сорочатам сорочки.

***

Соломы воз возница вез.

***

Сшит колпак

 да не по колпоковски,

 Надо колпак переколпоковать

 да перевыколпоковать.

***

Саша любит сушки, а Соня ватрушки.

***

Собака Том сторожит дом.

 ***

Стоит воз овса, возле воза овца.

***

Сын Сени накосил стог цена.

***

С одной сорокой одна морока,

 сорок сорок сорок морок.

***

Саша - само совершенство, а еще самосовершенствуется!

***

Стелится лестница,

 ластится льстивая,

 к стопам ступеньки

 учтиво подставила.

Т

Тополь-тополек

 надел теплый платок.

***

Тише, мыши.

 Тише, мыши.

 Кот сидит на нашей крыше.

 Мышка, мышка, берегись!

 И коту не попадись.

***

Тощий немощный Кощей

 Тащит ящик овощей.

***

Топали да топали,

 Дотопали до тополя,

 До тополя дотопали,

 Да ноги-то оттопали.

***

Тетерев сидел

 у Терентия в клетке,

 А тертерка с тетеревятками

 в лесу на ветке.

***

Тень-тень-потетень,

 весь день, где пень -

 Заплетаю плетень, и прирасплетываю.

***

Тридцать три корабля лавировали,

 лавировали, да не вылавировали.

***

Тащил Авдей мешок гвоздей,

 Тащил Гордей мешок груздей.

 Авдей Гордею дал гвоздей,

 Гордей Авдею дал груздей.

***

Тимошка Трошке

 крошит в окрошку крошки

***

Тщетно тщится щука ущемить леща.

У

У ежа ежата, у ужа ужата.

***

У Сони сани с горки едут сами.

***

У нас на дворе, подворье,

 Погода размокропогодилась.

***

У маленькой Зины зайка в корзине.

***

У гусыни усов ищи,

 не ищи - не сыщешь.

***

У ракушки остры створки,

 У совенка глазки зорки!

 У лягушки рядом раки,

 У крякушки хриплы кряки!

***

У Фани фуфайка, у Фаи туфли.

***

Ужа ужалила ужица.

 Ужу с ужицей не ужиться.

 Уж от ужаса стал уже -

 ужа ужица съест на ужин.

***

У четырех черепах по четыре черепашонка.

***

У пенька опять пять опят.

***

У Аграфены и Арины

 Растут георгины

***

У Сашки в кармашке шишки и шашки.

 У Сени с Саней в сетях сом с усами.

 У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Ф

 Фофанова фуфайка

 Фефёле впору,

 а фароонов фаворит

 на сапфир сменял нефрит

Х

Хоть щука и востра,

 Да не съешь ерша с хвоста,

 На ерша хороша верша.

***

Хитрую сороку поймать морока,

 А сорок сорок - сорок морок.

Ц

Цыплёнок цапли цепко цеплялся за цеп.

***

Цапля цепкая была,

 Цапля долго не грустила,

 Сразу "цап" и целиком

 Лягушонка проглотила.

Ч

Четверть четверика гороха, без червоточинки.

***

Четверг Четвёртого Числа

 Четыре Четверти Часа

 Четыре Чёрненьких Чумазеньких Чертёнка

 Чертили Чёрными Чернилами Чертёж

***

Черной ночью черный кот

 прыгнул в черный дымоход,

 в дымоходе чернота -

 разыщи-ка там кота

***

 Чешуя у щучки, щетинка у чушки.

Ш

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

***

Шесть мышат в шалаше шуршат.

***

Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

 ***

Шильце, мыльце, кривое веретенце,

 Шелковое полотенце -

 на полотенце под дверцей.

***

Шли сорок мышей

 и шесть нашли грошей,

 а мыши, что поплоше,

 нашли по два гроша.

***

Шесть мышат у мамы мышки

 Три девчонки, три мальчишки.

Щ

Щетинка у чушки, чешуйка у чушки,

 Щели-щелочки и щетки.

***

Щенок за обе щеки

 уплетает щи из щавеля.

Я

Яшма в замше замшела.

***

Ящерка на ялике

 Яблоки на ярмарку

 В ящике везла.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Презентация к мастер-классу "Загадка как средство развития речи дошкольников"

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного возраста...

Мастер – класс «Загадка как средство развития речи дошкольников»

данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

Мастер класс" Загадка как средство развития речи дошкольников"

Мастер класс" Загадка как средство развития речи дошкольников"...

Мастер – класс «Загадка как средство развития речи дошкольников»

Цель мастер-класса: предоставить возможность использования методов ТРИЗ по составлению загадок по опорным таблицам на  примере темы: «Загадка как средство развития речи детей дошкольного во...

Мастер класс на тему:"Дыхательная гимнастика как средство развития речи дошкольников"

Программное содержаниеЦель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение  пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительнос...

Мастер-класс для родителей в рамках семейного клуба «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»

Мастер- класс направлен на то, чтобы показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, предоставить практические рекомендации по использованию игр и упр...