Мастер-класс для родителей в рамках семейного клуба «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Мастер- класс направлен на то, чтобы показать родителям важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста, предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 23.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей в рамках семейного клуба
«Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников»
Цель: укрепление связи семьи и детского сада в целях обеспечения единства в речевом развитии дошкольников, с использованием пальчиковой гимнастики в работе с детьми.
Задачи:
1) показать важность работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
2) предоставить родителям практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
3) способствовать желанию родителей применять полученные знания на практике в домашних условиях.
Ход мастер-класса:
- Добрый день, уважаемые родители. Я очень рада вас видеть на мастер-классе «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи дошкольников».
Предлагаю Вам встать в круг и познакомиться друг с другом.
«Веселый мяч» (в кругу)
«Вот бежит весёлый мячик быстро-быстро по рукам. У кого весёлый мячик, тот сейчас расскажет нам!» (как его зовут).
Спасибо! Вот мы и познакомились.
Прежде чем перейти к нашему мастер- классу, мне бы хотелось выявить ваши знания по данной теме. Для этого мы сейчас проведем небольшой опрос.
У вас на столах лежат сигнальные карточки красного и зеленого цвета. Я буду задавать вам вопрос, вы должны поднять карточку с зеленым цветом если вы думаете ответить на вопрос «Да», а если «Нет», то с красным цветом.
Знаете ли вы, что такое мелкая моторика пальцев рук?
Имеете ли вы представление, как можно развивать мелкую моторику пальцев рук?
«Да» «Нет»
Развиваете ли вы мелкую моторику пальцев рук в домашних условиях?
Если «Да», то как? «Нет»
Как вы думаете, необходимо ли развитие моторики руки?
Знаете ли вы, для чего это необходимо делать?
Что же такое мелкая моторика и для чего необходимо ее развивать?
Мелкая моторика рук – это не что иное, как ловкость рук. Она оказывает влияние не только на речь, но и на развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление и воображение.
Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках пальцев.
Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!
Предлагаю вашему вниманию игры направленные на развитие мелкой моторики, которые можно использовать как в детском саду, так и дома.
Для начала мы подготовим наши ручки, разотрем ладони.
Игра «Ручки греем» (упражнение выполняется по внешней стороне ладони).
- Очень холодно зимой,
Мерзнут ручки: ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтобы стало горячо.
- Добываем мы огонь,
Взяли палочку в ладонь.
Сильно палочку покрутим –
И огонь себе добудем.
«Стряпаем» - имитируем скатывание колобков, по 4 раза влево и вправо.
- Раскатаем колобок,
Колобок – румяный бок.
Будем сильно тесто мять,
Будем маме помогать.
Растирание пальцев – руку сжать в кулак, затем резко разжать – 5 раз.
- Крепко пальчики сожмем,
После резко разожмем.
Вот мы и разогрели наши руки, а теперь сделаем массаж пальчиков.
«Гусь»
Где ладошка? Тут? Тут! (показывают правую ладошку)
На ладошке пруд? Пруд! (гладят левой ладонью правую)
Палец большой (поочередно массируют каждый палец)
Это гусь молодой,
Указательный-поймал,
Средний-гуся ощипал,
Безымянный-суп варил,
А мизинец-печь топил.
Полетел гусь в рот, (машут кистями, двумя ладонями прикасаются ко рту)
А оттуда в живот. (потом к животу)
Вот! (вытягивают ладошки вперед)
Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:
развивает навыки мелкой моторики;
способствует развитию речи;
активизирует работу головного мозга;
развивает образное мышление, память, внимание, воображение и снимает
тревожность.
Пальчиковая гимнастика:
«Этот пальчик»
Этот пальчик хочет спать, (загибание пальцев, начиная с мизинца)
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Этот пальчик – спит давно. (Большой палец уже загнут)
Тише, тише не шумите,
Наши пальцы не будите.
Встали пальчики! Ура!
В детский сад идти пора! (Растопырить пальцы и пошевелить ими)
«Две сороконожки»
Две сороконожки бежали по дорожке (две ладошки рядом шевелят пальцами).
Бежали – бежали,
Друг друга повстречали. (две ладошки замерли)
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали,
Так друг друга обнимали, (пальцы левой и правой рук обнимают друг друга)
Что мы их едва разняли. (руки в замке рассоединяются)
Пальчиковые игры, с использованием нетрадиционного материала, оказывают благоприятное воздействие на развитие пальчиковой моторики у обычных детей и детей с речевыми нарушениями. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребёнка своей импровизацией, непосредственностью. Так же они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности
Игра с мячиками:
Для этого мы используем массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет,
Взад – вперёд его качу,
Вправо – влево как хочу.
Сверху левой, снизу правой
Я его катаю браво.
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)
Взад, вперёд его гоняю.
Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну
Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой)
Массаж пальчиков шестигранными карандашами:
грани карандаша легко укалывают ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Можно пропускать карандаш между одним и двумя – тремя пальцами, удерживая его в определённом положении в правой и левой руке.
(желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями)
• катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони;
• катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой; )
• катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.);
• поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу,
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
Карандаш в руках держу
Поиграть я с ним хочу.
Карандаш в ладони взяли
И немного пошуршали
Карандашик я возьму
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Пальчиковая игра «Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.
Игры с бусами, чётками:
Перебирание бус развивает пальцы, успокаивает нервы. Можно считать количество в прямом и обратном порядке.
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала
Бусы я перебираю
Свои пальцы развиваю.
Игры с сыпучими материалами. Стимулируют развитие чувственного восприятия. Пальчики малыша станут более гибкими, восприимчивыми к мелким деталям. Необходимо просто взять мелкую крупу: гречку, рис, пшено. Рассыпать на подносе тонким слоем и показать детям, как можно на ней рисовать. Или насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто. Еще фасоль можно перекладывать из одной емкости в другую двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Задание можно усложнить, смешав горох и фасоль в небольшом количестве. Просим ребенка достать только фасоль.
Уважаемые родители! Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Но важно помнить, что малыш может заниматься одной деятельностью не более 10 минут и поэтому требовать от него сосредоточенности на игре в течение более длительного времени просто не имеет смысла: это не принесет пользы ни малышу, ни его родителям. Поэтому главное вовремя переключить внимание ребенка на что – то новое и интересное.
Рекомендация родителям:
- Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:
Игра не должна строиться на принуждении.
Игра - творческий процесс, не надо «загонять» ребёнка в жёсткие рамки.
Старайтесь, чтобы игра имела развитие.
Таким образом, очень важно использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи детей дошкольного возраста, а также являются одним из способов помочь дошкольнику быстрее освоиться в окружающем мире, подготовиться к следующему возрастному этапу – младшему школьному возрасту.
Наша встреча подошла к концу. Я хочу поблагодарить вас за работу. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"
В помощь воспитателям детских садов "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"...
«Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольника»
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принима...
Презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников»
Важную роль в формировании звукопроизношения играет:- Чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов;- Быстрое и плавное переключению с одного движения на другое;- Удержание...
Презентация Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников
Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ...
Мастер класс на тему:"Дыхательная гимнастика как средство развития речи дошкольников"
Программное содержаниеЦель. Развивать речь дошкольников (обеспечивать нормальное звукообразование, громкость речи, соблюдение пауз, сохранять плавность речи и ее интонационную выразительнос...
Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников
Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движен...