Презентация «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников»
презентация к уроку по логопедии (средняя группа)

Карелина Ирина Владимировна

Важную роль в формировании звукопроизношения играет:

- Чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов;

- Быстрое и плавное переключению с одного движения на другое;

- Удержание заданной артикуляционной позы.

Первостепенное значение имеют:

- устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата;

- подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков

Правила проведения артикуляционной гимнастики:

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, в течение 3-5 минут.

Выполнять два упражнения. Одно - для повторения и закрепления, другое - новое.

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя за столом.

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы:

1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата;

2. Упражнения способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.

3. Упражнения, необходимые для правильного произнесения шипящих звуков.

4. Упражнения, необходимые для правильного произнесения звука Л.

5. Упражнения, необходимые для правильного произнесения

звука Р.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon a_ob81h.ppt1.02 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников . Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В .

Слайд 2

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. . Важную роль в формировании звукопроизношения играет: Чёткая, точная, координированная работа артикуляционных органов; Быстрое и плавное переключению с одного движения на другое; Удержание заданной артикуляционной позы.

Слайд 3

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Первостепенное значение имеют: устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата; подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков

Слайд 4

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Правила проведения артикуляционной гимнастики: Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, в течение 3-5 минут. Выполнять два упражнения. Одно - для повторения и закрепления, другое - новое. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя за столом.

Слайд 5

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы: 1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата; 2. Упражнения способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков. 3. Упражнения, необходимые для правильного произнесения шипящих звуков. Упражнения, необходимые для правильного произнесения звука Л. 5. Упражнения, необходимые для правильного произнесения звука Р.

Слайд 6

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе: С детьми младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объём требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершать движения артикуляционного аппарата. В средней группе для артикуляционной гимнастики используют игровые приёмы. На основе приобретённых детьми простейших навыков, движения органов артикуляци постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

Слайд 7

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. В старшей и подготовительной группах уже следят за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений.

Слайд 8

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика. Основной комплекс. Открыть рот и подержать открытым (а-а-а-а), закрыть. «Заборчик» - губы в улыбке, видны верхние и нижние зубы. «Хоботок» - губы вытянуты вперёд трубочкой. «Лопатка» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 секунд. «Иголочка» - рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд. Чередовать «Лопатка» - «Иголочка». «Часики» - рот приоткрыт. « Качели» - движения языком вверх-вниз. к верхней – нижней губе; к верхним – нижним зубам.

Слайд 9

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1 для свистящих звуков (с, з, ц). 1. «Кто дальше загонит мяч». Цель: Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ ф ] , сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; нельзя надувать щёки; следить, чтобы дети произносили звук [ ф ] , а не звук [ х ] , т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. 2. «Заборчик (Улыбка)». Цель : закреплять круговую мышцу рта, развивать умение удерживать губы в улыбке. Описание: У лыбнуться так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать губы в улыбке в спокойном положении под счёт от 1 до 5-10. Методические указания: зубы должны быть сомкнуты; следить, чтобы губы не были напряжены, а нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы; верхние и нижние резцы должны быть обнажены.

Слайд 10

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1 для свистящих звуков (с, з, ц). 3. «Наказать непослушный язык» Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлёпывая его губами, произносить звук и ПЯ – ПЯ – ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10. Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; язык должен быть широким, края его касаются углов рта; похлопать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струёй воздух осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. 4. «Почистим зубы» Цель: Научить детей удерживать кончик языка за нижними зубами. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая движения языком снизу вверх. Методические указания: губы неподвижны, находятся в положении улыбки; нижняя челюсть тоже не должна двигаться; двигая языком снизу вверх, следить, чтобы кончик языка был широким и начинал движение от корней нижних зубов.

Слайд 11

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1 для свистящих звуков (с, з, ц). 5. «Лопатка» Цель: Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Методические указания: губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения; следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа; не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу; боковые края языка должны касаться углов рта; если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок». 6. «Подуть через трубочку» Цель: Укреплять круговую мышцу рта, тренировать силу и длительность выдоха. Описание: губы втянуть «трубочкой» и подуть через них. Стараться дуть как можно дольше. Методические указания: следить, чтобы дети не надували щёки.

Слайд 12

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1 для свистящих звуков (с, з, ц). 7. «Язык перешагивает через зубы» Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, направлять воздушную струю на середину языка. Описание: улыбнуться, рот приоткрыть, язык высунуть изо рта, и подуть на него. Методические указания: язык должен быть широким, его края касаются углов рта, посередине языка – желобок, по которому проходит воздушная струя. «8. Желобок» Цель: Вырабатывать умение направлять воздушную струю на середину языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, язык широкий, положить его за нижние зубы, воздушную струю направлять на середину языка. Методические указания: язык должен быть широким, кончик языка должен упираться в корни передних нижних зубов, посередине языка – желобок.

Слайд 13

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх , умение удерживать кончик языка у нижних зубов. Описание: Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Методические указания: губы неподвижны, находятся в положении улыбки. Язык должен быть широким. Кончик языка не должен отрываться от зубов. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №1 для свистящих звуков (с, з, ц). «9. Горка » «10. Качели» Цель: укреплять мышцы языка, учить чередовать движения языка вверх – вниз, развивать умение управлять языком. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1 до 5. так поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. Методические указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Слайд 14

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2 для шипящих звуков (ш, ж, ч, щ). «1. Наказать непослушный язык» Цель: Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: Улыбнуться, немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу, и пошлёпывая его губами, произнести звук «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10. Методические указания: нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться.

Слайд 15

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2 для шипящих звуков (ш, ж, ч, щ). «2. Лопата» Цель : Вырабатывать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Методические указания: губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». «3. Кто дальше загонит мяч?» Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ ф ] , сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы дети произносили звук [ ф ] , а не звук [ х ] , т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

Слайд 16

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2 для шипящих звуков (ш, ж, ч, щ). «4. Приклей конфетку» Цель : укрепить мышцы языка и отработать подъём языка вверх. Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами. Методические указания: следить, чтобы работал только язык – нижняя челюсть должна быть неподвижна. Рот открывать не шире, чем на 1,5 – 2 см. если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда он не будет закрывать рот). Выполнять движение надо в медленном темпе. «5. Грибок» Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей поверхностью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.) Методические указания: следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Слайд 17

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2 для шипящих звуков (ш, ж, ч, щ). «6. Вкусное варенье»» Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука Ш. Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делать движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания: следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. «7. Чашечка» Цель: вырабатывать умение загибать края языка и поднимать язык за верхние зубы. Описание: Рот приоткрыт, язык широкий, боковые края языка поднимаются так, чтобы язык принял форму чашечки. Методические указания: следить, чтобы язык не касался нёба.

Слайд 18

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика. Комплекс №2 для шипящих звуков (ш, ж, ч, щ). «8. Гармошка» Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к верхнему нёбу, и не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания: следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Открывать и закрывать рот, удерживать его в в каждом положении под счёт от трёх до десяти. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка. «9. «Фокус» Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, умение придавать языку форму ковшика и направлять воздушную струю посередине языка. Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх. Методические указания: следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной. Боковые края должны быть прижаты к верхней губе; посередине образуется щель, в которую идёт воздушная струя. Если это не получается, можно слегка придержать язык. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.

Слайд 19

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика Комплекс №3 для сонорных звуков (л, л ’ ). «1. Наказать непослушный язык» Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: У лыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести ПЯ-ПЯ-ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10. Методические указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. «2. Пароход гудит» Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх. Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук Ы (как гудит пароход). Методические указания: Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

Слайд 20

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика Комплекс №3 для сонорных звуков (л, л ’ ). «3. Лопата» Цель: выработать умение делать язык широким и удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Методические указания: Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не высовывать язык далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». «4. Чашечка» Цель: . Вырабатывать умение загибать края языка и поднимать язык за верхние зубы. Описание: Приоткрыть рот, язык широкий, боковые края языка поднимаются так, чтобы язык принял форму чашечки. Методические указания: Следить, чтобы язык не касался нёба.

Слайд 21

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика Комплекс №3 для сонорных звуков (л, л ’ ). «5. Вкусное варенье» Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесении звука [ ш ] . Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем). Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта. «6. Индюк» Цель: . Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения , потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ. Методические указания: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Слайд 22

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика Комплекс №3 для сонорных звуков (л, л ’ ). «7. Качели» Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое при соединении звука [ л ] с гласными [ а ] , [ ы ] , [ о ] , [ у ] . Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счёт от 1 до 5. Поочерёдно менять положение языка 4-6 раз. Методические указания: Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными. «8. Грибок» Цель: . Вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.) Методические указания: Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире.

Слайд 23

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика Комплекс №3 для сонорных звуков (л, л ’ ). «9. Лошадка» Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) Методические указания: Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Если у ребёнка пощёлкивание не получится, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Слайд 24

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика Комплекс №3 для сонорных звуков (р, р ’ ). «1. Наказать непослушный язычок» Цель: выработать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным. Описание: У лыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произнести ПЯ-ПЯ-ПЯ. Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счёт от 1 до 5-10. Методические указания: Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык должен быть широким, края его касаются углов рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струёй воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. «2. Иголочка» Цель: вырабатывать умения удерживать острый длинный язык. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, острый длинный язык высовывать изо рта. Удерживать высунутый язык в спокойном положении при открытом рте. Упражнение выполняется под счёт от 1 до 5-10. Методические указания: Язык удерживать длинным и острым, высовывая его как можно дальше.

Слайд 25

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика Комплекс №3 для сонорных звуков (р, р ’ ). «3. Кто дальше загонит мяч?» Цель: выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка. Описание: Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук [ ф ] , сдуть ватку на противоположный край стола. Методические указания: Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы. Нельзя надувать щёки. Следить, чтобы дети произносили звук [ ф ] , а не звук [ х ] , т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная. «4. Чьи зубы чище?» Цель: вырабатывать подъём языка вверх и умение владеть им. Описание: Приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону. Методические указания: Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.

Слайд 26

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика Комплекс №3 для сонорных звуков (р, р ’ ). «5. Маляр» Цель: отрабатывать движения языка вверх и его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твёрдое нёбо, делая движения языком вперёд – назад. Методические указания: Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, когда он продвигается вперёд, и не высовывался изо рта. «6. Лошадка» Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъём языка вверх. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами) Методические указания: Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык. Если у ребёнка пощёлкивание не получится, нужно предложить ему выполнить упражнение «Приклей конфетку», а потом вернуть к этому упражнению. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребёнок щёлкал языком, а не чмокал.

Слайд 27

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика Комплекс №3 для сонорных звуков (р, р ’ ). «7. Грибок» Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка – его ножку.) Методические указания: Следить, чтобы губы были в положении улыбки. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо открывать рот шире. «8. Гармошка» Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не отпуская языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё дольше удерживать язык в верхнем положении. Методические указания: Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт от 3 до 10. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.

Слайд 28

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Артикуляционная гимнастика Комплекс №3 для сонорных звуков (р, р ’ ). «9. Индюк» Цель: . Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения , потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится БЛ – БЛ. Методические указания: Следить, чтобы язык был широким и не сужался. Чтобы движения языком были вперёд – назад, а не из стороны в сторону. Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд. «10. Барабанщики» Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъём языка вверх и умение делать кончик языка напряжённым. Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчётливо произнести звук [ д ] : д-д-д. Сначала звук [ д ] произносить медленно. Постепенно убыстряя темп. Методические указания: Рот должен быть всё время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна; работает только язык. Следить, чтобы звук [ д ] носил характер чёткого удара – не был хлюпающим. Кончик языка не должен подворачиваться. Звук [ д ] нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту полоску бумаги, она должна отклоняться.

Слайд 29

Презентация Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников. Выполнила: Учитель-логопед Карелина И.В. Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"

В помощь воспитателям детских садов  "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников"...

«Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольника»

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принима...

Презентация Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников

Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать, но при всём при этомДолжны мы научиться ГОВОРИТЬ...

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников

Артикуляционная гимнастика– это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движен...

Презентация "Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников".

Артикуляционная гимнастика, как средство развития речи дошкольников....

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников

Любой из нас пришёл на свет на этотТворить добро, надеяться, любить,Смеяться, плакать,...

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5 -6 ЛЕТ

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе....