«Музыка, дети, здоровье» выступление на конференции руководителей образовательных учреждений Пушкинского муниципального района
консультация

Скитикова Татьяна Александровна

«Музыка, дети, здоровье»

 

выступление на конференции руководителей

образовательных учреждений Пушкинского муниципального района

 

   Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством или находятся в стадии обсуждения.

   В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» выделяется специальный раздел, в котором акцент ставится на создании условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье выделено в отдельное направление. Однако наряду с бесспорными достижениями, связанными, в первую очередь, с возможностью свободы выбора программ, технологий обучения, в последние годы вопросам формирования здорового образа жизни уделяется недостаточное внимание. В многочисленных исследованиях физиологов, психологов, педагогов убедительно доказывается негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения.  Кроме того, ухудшение здоровья детей обусловлено социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками в здравоохранении и внутренними причинами системы образования. В соответствии с этим одним их ключевых направлений современного образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни и разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий.

 

         Одним из требований при организации учебного процесса в дошкольном учреждении является строгое соблюдение охранительного педагогического режима. Несмотря на большой объем традиционных, их резерв далеко не исчерпан. Одним из источников здоровьесберегающих мероприятий является музыка, а в частности музыкальные занятия в дошкольных учреждениях.

 

         Музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние, являются внешними возбудителями положительных эмоций. Под влиянием эмоционального тонуса происходит улучшение психомоторных и вегетативных реакций, что положительно сказывается на общем физическом состоянии дошкольника. Кроме того, музыкальные способности, в свою очередь, занимают определенное место в структуре интеллекта и не могут рассматриваться в отрыве от общих черт личности. Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию. К примеру, в С-Петербурге успешно работает центр, в котором врачи-композиторы сочиняют для каждого больного ребенка их «личную» музыку, излечивающую даже ДЦП и умственную отсталость. Большинство людей используют музыку просто интуитивно для поднятия настроения, работоспособности, улучшения самочувствия. И уж никакой отдых не обходится без музыки. Ученые выяснили, что при помощи изменения ритмического рисунка мелодии можно даже изменить состав крови, не говоря уж о кровяном давлении. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили, какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например, для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.
 

         Музыка Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при усталости, головной боли, депрессии и даже при простуде. Этот феномен, ещё до конца не объясненный, назвали «эффект Моцарта». 
Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский) хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания.
Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром.
Джаз, блюз, регги поднимают настроение, избавляют от депрессивных состояний.
От гастрита вылечивает «Соната №7» Бетховена.
Головную боль снимает «Полонез» Огинского.
Нормализует сон и работу головного мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
Развитию умственных способностей у детей способствует опять же музыка Моцарта.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
Даже рок-музыка в небольших количествах способна снять нервное напряжение и мышечную усталость. 
 

          Наиболее важным вопросом здоровьесбережения является развитие детского голоса. В процессе пения ребёнок получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, повышается социальная активность, приобретаются новые средства эмоционального выражения, облегчается процесс формирования отношений с окружающими.

Пение влияет непосредственно и на гормональную работу клеток, вырабатывающих ферменты. Воздействие с помощью музыки, на реакции в организме на клеточном уровне, значительно улучшает прохождение биохимических процессов. Звуки обращаются к нашим органам и в обход нашего сознания, совершают в нас определенную работу, поэтому правильное пение, здоровый голос способны выправлять и корректировать энергетические и физиологические искажения, благотворно влияя на весь организм. В процессе пения участвуют не только голосовые связки, но и весь организм. Под воздействием резонансных колебаний каждый внутренний орган вибрирует особым образом. Вибрация, вызываемая пением, не что иное как активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его.

         Благотворное влияние пения осуществляется в том, что от нас требуется диафрагмальное дыхание, которое естественно и очень полезно для здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам. В вокальной практике мы используем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика не только восстанавливает дыхание и голос, но и благотворно воздействует на организм.

 

         Большое влияние на здоровье детей оказывает работа органов артикуляционного аппарата. Работу по их развитию можно проводить в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. (Волкова Л. С.) Она не только развивает певческий голос, но и способствует его охране, укрепляет здоровье ребёнка.

 

         Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и других этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, способствуя развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивается слуховое восприятие, облегчается усвоение навыков письма.                                                                                                                                                                                                       

 

         Большое значение на музыкальных занятиях играют музыкально– ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

 

         Здоровьесберегающие мероприятия предполагает и включение игры на музыкальных инструментах, способствующие развитию координации движений, мелкой моторики, снятию умственного и физического утомления. Немаловажным является тот факт, что на подушечках пальцев располагаются активные биологические точки организма человека. При игре на музыкальных инструментах они регулярно массируются, подвергаются активизирующему воздействию, которое способствует общему развитию организма. В процессе музицирования отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, что в итоге благотворно влияет на общее эмоциональное состояние ребёнка.

 

         В конце занятия целесообразно использовать упражнения музыкальной релаксации, которые направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребёнка и приобретение навыков в расслаблении.      Пассивное слушание музыки можно менять с активным, а разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен хорошо заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых складок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально - ритмическими движениями (та же логоритмика), с игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
 

      В своей работе я использую много литературы: 
- по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «Элементарное воспитание» Т. Тютюнниковой, Концепция

К. Орфа, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.
 

- по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка»

В. Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления»

В. Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова, программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья»

М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой,  «Психогимнастика» М. Чистяковой.
 

         Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и такие оздоровительные, как:
1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
         Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• Стабильность эмоционального благополучия ребенка;
• Повышение уровня речевого развития детей;
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);
• Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.
 

         Подводя итог, можно сказать, что сегодня каждый педагог должен исходить из того, что в учебно-воспитательной работе основным субъектом является ребёнок, а главной ценностью его здоровье. Учебные занятия, в том числе и музыкальные, должны служить основой фундамента здоровья ребёнка. Педагогически организованная музыкальная среда способна стимулировать творческое самовыражение ребёнка, являясь важнейшим фактором здоровьесбережения и гуманизации образования и воспитания детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_deti_zdorove.doc58.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыка, дети, здоровье»

выступление на конференции руководителей

образовательных учреждений Пушкинского муниципального района

   Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В системе общечеловеческих ценностей, которыми должно овладеть подрастающее поколение, первостепенное основополагающее место уделяется здоровью и здоровому образу жизни. Об усилении внимания государства и общества к проблеме здоровья подрастающего поколения можно судить по тем документам, которые приняты правительством или находятся в стадии обсуждения.

   В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» выделяется специальный раздел, в котором акцент ставится на создании условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни. В проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» здоровье выделено в отдельное направление. Однако наряду с бесспорными достижениями, связанными, в первую очередь, с возможностью свободы выбора программ, технологий обучения, в последние годы вопросам формирования здорового образа жизни уделяется недостаточное внимание. В многочисленных исследованиях физиологов, психологов, педагогов убедительно доказывается негативное влияние существующей системы обучения на здоровье и развитие подрастающего поколения.  Кроме того, ухудшение здоровья детей обусловлено социально-экономическим кризисом, снижением уровня жизни, недостатками в здравоохранении и внутренними причинами системы образования. В соответствии с этим одним их ключевых направлений современного образования является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, формирование ценности здоровья и здорового образа жизни и разработка и внедрение здоровьесберегающих технологий.

        Одним из требований при организации учебного процесса в дошкольном учреждении является строгое соблюдение охранительного педагогического режима. Несмотря на большой объем традиционных, их резерв далеко не исчерпан. Одним из источников здоровьесберегающих мероприятий является музыка, а в частности музыкальные занятия в дошкольных учреждениях.

        Музыка, прежде всего ее основные компоненты – мелодия и ритм, изменяют настроение человека, перестраивают его эмоциональное состояние, являются внешними возбудителями положительных эмоций. Под влиянием эмоционального тонуса происходит улучшение психомоторных и вегетативных реакций, что положительно сказывается на общем физическом состоянии дошкольника. Кроме того, музыкальные способности, в свою очередь, занимают определенное место в структуре интеллекта и не могут рассматриваться в отрыве от общих черт личности. Музыкальное развитие ребенка в аспекте здоровьесбережения своей эффективностью уже давно не вызывает сомнений. Музыка с древнейших времен использовалась врачевателями для лечения и оздоровления пациентов. А в настоящее время её лечебный эффект доказан научно. Ученые даже создали в официальной медицине целое направление – музыкотерапию. К примеру, в С-Петербурге успешно работает центр, в котором врачи-композиторы сочиняют для каждого больного ребенка их «личную» музыку, излечивающую даже ДЦП и умственную отсталость. Большинство людей используют музыку просто интуитивно для поднятия настроения, работоспособности, улучшения самочувствия. И уж никакой отдых не обходится без музыки. Ученые выяснили, что при помощи изменения ритмического рисунка мелодии можно даже изменить состав крови, не говоря уж о кровяном давлении. Исследуя влияние музыки на организм человека, ученые выяснили, какие музыкальные шедевры излечивают определенные болезни. Например, для лечения нервных заболеваний хороша скрипичная и фортепьянная музыка, арфа незаменима в кардиологии, виолончель помогает людям с больными почками, гобой и кларнет придут на помощь печени, флейта поможет расслабиться и запросто справляется с бессонницей.

         Музыка Моцарта считается многопрофильной: её прописывают при усталости, головной боли, депрессии и даже при простуде. Этот феномен, ещё до конца не объясненный, назвали «эффект Моцарта». 
Музыка композиторов – романтиков (Шопен, Шуберт, Лист, Чайковский) хорошо снимает стрессы. Помогает концентрации внимания.
Духовная и религиозная музыка очень хорошо снимает болевой синдром.
Джаз, блюз, регги поднимают настроение, избавляют от депрессивных состояний.
От гастрита вылечивает «Соната №7» Бетховена.
Головную боль снимает «Полонез» Огинского.
Нормализует сон и работу головного мозга сюита «Пер Гюнт» Грига.
Развитию умственных способностей у детей способствует опять же музыка Моцарта.
Кровяное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
Даже рок-музыка в небольших количествах способна снять нервное напряжение и мышечную усталость.
 

          Наиболее важным вопросом здоровьесбережения является развитие детского голоса. В процессе пения ребёнок получает эмоциональную разрядку, происходит регулирование эмоционального состояния, повышается социальная активность, приобретаются новые средства эмоционального выражения, облегчается процесс формирования отношений с окружающими.

Пение влияет непосредственно и на гормональную работу клеток, вырабатывающих ферменты. Воздействие с помощью музыки, на реакции в организме на клеточном уровне, значительно улучшает прохождение биохимических процессов. Звуки обращаются к нашим органам и в обход нашего сознания, совершают в нас определенную работу, поэтому правильное пение, здоровый голос способны выправлять и корректировать энергетические и физиологические искажения, благотворно влияя на весь организм. В процессе пения участвуют не только голосовые связки, но и весь организм. Под воздействием резонансных колебаний каждый внутренний орган вибрирует особым образом. Вибрация, вызываемая пением, не что иное как активный массаж, активизирующий приток крови к больному органу и таким образом излечивающий его.

        Благотворное влияние пения осуществляется в том, что от нас требуется диафрагмальное дыхание, которое естественно и очень полезно для здоровья. Такой способ дыхания позволяет рационально функционировать легким, максимально обогащает кровь кислородом, активизирует работу брюшной полости, вызывает приток крови к внутренним органам. В вокальной практике мы используем элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Эта гимнастика не только восстанавливает дыхание и голос, но и благотворно воздействует на организм.

        Большое влияние на здоровье детей оказывает работа органов артикуляционного аппарата. Работу по их развитию можно проводить в форме артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности движений органов, участвующих в речевом процессе. (Волкова Л. С.) Она не только развивает певческий голос, но и способствует его охране, укрепляет здоровье ребёнка.

        Важным направлением здоровьесберегающих мероприятий является развитие мелкой пальцевой моторики учащихся. Работу в этом направлении можно осуществить на физкультминутках и других этапах всего занятия. Пальчиковая гимнастика проводится в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью, способствуя развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, слухового восприятия. Эта деятельность вызывает интерес у детей, создает эмоциональный настрой. Регулярно стимулируются действия речевых зон коры головного мозга, что развивает речь, совершенствует психические процессы – внимание и память, развивается слуховое восприятие, облегчается усвоение навыков письма.                                                                                                                                                                                                        

        Большое значение на музыкальных занятиях играют музыкально– ритмические движения. Музыка и движения являются средствами, которые благотворно влияют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксирующую функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект.

        Здоровьесберегающие мероприятия предполагает и включение игры на музыкальных инструментах, способствующие развитию координации движений, мелкой моторики, снятию умственного и физического утомления. Немаловажным является тот факт, что на подушечках пальцев располагаются активные биологические точки организма человека. При игре на музыкальных инструментах они регулярно массируются, подвергаются активизирующему воздействию, которое способствует общему развитию организма. В процессе музицирования отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, что в итоге благотворно влияет на общее эмоциональное состояние ребёнка.

        В конце занятия целесообразно использовать упражнения музыкальной релаксации, которые направлены на коррекцию психоэмоциональной сферы ребёнка и приобретение навыков в расслаблении.        Пассивное слушание музыки можно менять с активным, а разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен хорошо заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых складок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально - ритмическими движениями (та же логоритмика), с игрой на детских музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.

      В своей работе я использую много литературы: 
- по музыкальному воспитанию: «Методика музыкального воспитания в детском саду» Н. Ветлугиной, «Музыкальное воспитание» О. Радыновой, Программа «Элементарное воспитание» Т. Тютюнниковой, Концепция

К. Орфа, Программа «Ритмическая мозаика» А. Бурениной и др.

- по воспитанию здорового ребенка: «Как воспитать здорового ребенка»

В. Алямовской, «Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников» А. Галанова, «Развивающая педагогика оздоровления»

В. Кудрявцева, «Театр физического развития и оздоровления» Н. Ефимова, программа оздоровления дошкольников «Зеленый огонек здоровья»

М. Картушиной, «Дыхательная гимнастика» А. Стрельниковой,  «Психогимнастика» М. Чистяковой.

         Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ считается новым направлением в музыкальном воспитании дошкольников. Наряду с образовательными и воспитательными задачами, необходимо решать и такие оздоровительные, как:
1.Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
2. Создавать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка.
3.С помощью здоровьесберегающих технологий повышать адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
4.Формировать правильную осанку, гигиенические навыки.
        Музыкально-оздоровительная работа в детском саду – это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.

Результатами этой музыкально-оздоровительной работы являются:
• Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
• Стабильность эмоционального благополучия ребенка;
• Повышение уровня речевого развития детей;
• Снижение уровня заболеваемости (в большей степени простудными заболеваниями);
• Стабильность физической и умственной работоспособности детей во всех сезонах года независимо от погоды.

        Подводя итог, можно сказать, что сегодня каждый педагог должен исходить из того, что в учебно-воспитательной работе основным субъектом является ребёнок, а главной ценностью его здоровье. Учебные занятия, в том числе и музыкальные, должны служить основой фундамента здоровья ребёнка. Педагогически организованная музыкальная среда способна стимулировать творческое самовыражение ребёнка, являясь важнейшим фактором здоровьесбережения и гуманизации образования и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА II СМЕШАННОЙ ГРУППЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НОВОХОПЕРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ «НОВОХОПЕРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА «РОДНИЧОК» НА 2013-2014 УЧ. Г.

Данная программа определяет обязательную  часть  основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от 3 до 7 лет,  обеспечивающую достижение воспитанниками физической...

Выступление на муниципальном конкурсе среди педагогов дошкольных образовательных учреждений Нижнекамского муниципального района "Воспитатель года-2016"

Содержание: 1. Введение.2. Философия вопроса.3. Традиции и инновации в организации взаимодействия с родителями.4. Социальные сети.5. Посещения на дому.6. Проектная деятельность.7. Смс-сообщения.8...

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пушкинского муниципального района детского сада №15 «Аистёнок»

Основная общеобразовательная программадошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияПушкинского муниципального районадетского сада №15 «Аистёнок»...

Анализ работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Пушкинского муниципального района детского сада №15 «Аистёнок» за 2018 – 2019 учебный год.

Анализ работымуниципального бюджетного дошкольного образовательного учрежденияПушкинского муниципального районадетского сада №15 «Аистёнок»за  2018 – 2019 учебный год....