Ранний возраст - успешная стартовая платформа развития ребенка
статья

Катушева Елена Владимировна

Статья об актуальности развития ребенка раннего возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пожалуй, невозможно найти в обществе более важную задачу, чем воспитание нового человека. Безусловным фактором дальнейшего общественного прогресса может стать лишь высоко сознательный, способный и нравственно развитый индивид, обладающий гражданственной жизненной позицией.

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.

Данная задача приобретает в настоящее время особую актуальность, когда наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. После того, как матери получили возможность воспитывать детей до трёх лет дома, не теряя места работы и получая пособие по уходу за ребёнком, система детских яслей фактически распалась. Воспитатели, имеющие опыт работы с детьми до 3-х лет, либо переквалифицировались на работу с дошкольниками, либо ушли из системы образования. Однако в настоящее время происходит обратный процесс: в связи с изменившейся социально-экономической ситуацией всё больше молодых матерей вынуждены отдавать своих малолетних детей в ясли.

Одним из федеральных проектов, реализуемых в рамках национального проекта «Образование» является федеральный проект «Поддержка семей, имеющих детей», направленный на создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализацию программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье. Но оказание на базе дошкольных организаций услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям, в особенности воспитывающим детей раннего возраста на дому, невозможна без одновременного создания условий для раннего развития самих детей. Задачей, системы дошкольного образования, в этих условиях, становится повышение доступности дошкольного образования для детей раненого возраста (что связано с исполнением президентского Указа № 204 от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

Кто они сегодняшние  воспитанники? Есть теория «Теория  поколений» , созданная в конце 20 века, предполагает , что у людей , которые родились в одно  время , пережили опыт в детстве, будут одинаковые ценности. И эти ценности будут отличать их от людей других поколений  . Так что это за поколение  и какое  оно? Когда старшие поколения сетуют на то, что дети теперь совсем другие, они во многом правы. С развитием технологий этот разрыв ощущается еще больше. Когда стало понятно, что дети разных поколений имеют свои особенности мышления и поведения, возникла теория поколения. В 90-е годы Уильям Штраус и Нил Хау пришли к выводам, что рождение в определенный период предопределяет навыки, мышление, ценности и поведение людей. Штраус и Хау выделили 4 поколения Миллениума: 1943-1960 — поколение бэби-бумеров 1961-1981 — поколение X 1982-2004 — поколение Y (миллениалы) с 2005 — поколение Z.  Некоторые специалисты уверены, что современные технологии ускорили смену поколений (средний цикл — 20 лет) и с 2010 года на свет рождаются дети поколения Альфа. Чем Альфа-дети отличаются от других?

Они родились в мире , где технологии решают всё. Малыши с раннего возраста контактируют с разными устройствами , которые используются для их развлечения и развития. Они отлично в них разбираются и могут справиться с любым сложным девайсом. Им интересен мир технологий и инноваций. Дети Альфа приобрели уникальную способность — делать несколько заданий одновременно. Они мобильны и любят учиться, но только при условии, что это им интересно. Кроме того, дети из поколения Альфа самостоятельны и знают, чего хотят. Они умеют решать любые трудности, находят выход из конфликтных ситуаций и не признают криков, угроз и насилия. На них не действуют общепринятые системы обучения, построенные на методе кнута и пряника. Для альфа детей намного важнее внутренняя мотивация, чем внешняя. Но работать они предпочитают в одиночестве, а живому общению — виртуальное.

На что  мы обращаем  внимание  при воспитании Альфа детей . Альфа-дети самостоятельны, любознательны, талантливы, смотрят на мир позитивно и знают чего хотят. Но также они чувствительны, ранимы и требуют к себе творческого подхода. Поэтому им нужны взрослые, которые умеют договариваться и идти на компромиссы. Взрослым надо научиться быть понимающими, принимающими и поддерживать любые творческие начинания ребенка. Отказаться от критики и любого вида насилия, вместо этого практиковать больше объятий и слов любви. Придется смириться с тем, что эти дети не признают правила ради правил. Им надо знать, что это действительно важно и рационально.

Так как же помочь взрослым воспитать современного ребенка, как помочь педагогам, которые работают с малышами, соблюдая все современные требования? Тем более, что длительное время не хватало методической литературы, новых образовательных программ и технологий по работе с детьми раннего возраста.  

В настоящее время существует несколько образовательных программ для дошкольных организаций по развитию детей раннего возраста. На наш взгляд, одной из программ, отвечающей всем современным требованиям является программа «Теремок».

«Теремок» — современная комплексная образовательная программа для воспитания и развития детей от двух месяцев до трех лет в специально смоделированной среде. • Ориентирована на создание в образовательной организации оптимальных условий для амплификации психофизического и социокультурного развития ребёнка с учётом его индивидуальных особенностей и образовательного «запроса» семьи. • Описывает целевые ориентиры, ключевые задачи и базисное содержание пяти образовательных областей: • Социально-коммуникативное развитие • Познавательно развитие • Речевое развитие • Художественно-эстетическое развитие • Физическое развитие

«Теремок» — это вариативная программа, которая изначально нацелена на поддержку образовательного запроса разных семей (в т.ч. оказавшихся в сложной жизненной ситуации) и реальный учет особенностей разных регионов Российской Федерации (природно- климатические, экономические, культурно- исторические). В ней представлены три наиболее востребованные в России организационные формы (варианты): группа «Вместе с мамой», «Группа кратковременного пребывания ребенка в детском саду», «Группа полного дня». Предусмотрен вариант и для малокомплектных детских садов (по статистике, во многих регионах России их число превышает 50%).

Также к программе разработан полный комплект учебно-методических пособий по раннему возрасту.

Наше дошкольное учреждение реализует образовательную программу для детей раннего возраста «Теремок». Воспитатели применяют вариативные формы и методы, которые призваны обеспечить активное участие ребёнка в образовательном процессе в соответствие с его интересами, поддерживают личностно-ориентированный характер его взаимодействия. 

В первые три года жизни ребенок стремительно развивается и усваивает огромное количество информации. "Есть мнение современных психологов, которые говорят, что если оценивать "середину жизни человека" не по количеству прожитых лет, а по объему освоенного опыта, то она, как это ни странно, будет приходиться на возраст около трех лет". А значит, появление и внедрение в российской системе дошкольного образования современных программ для малышей крайне важно для успешного развития новых поколений.

Также на базе нашего Доу в  2019-2020 учебном году была создана муниципальная стажировочная площадка «Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста», направленная на совершенствование профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач воспитания детей раннего возраста.

Работа площадки «Современные подходы к организации и содержанию педагогической деятельности с детьми раннего возраста» включала разные формы работы со стажерами, стажеры выполняли предложенные задания, формировали свою профессиональную компетентность. Также стажеры  выступали инициаторами обсуждения актуальной темы.

        Работа площадки началась в сентябре 2019 года. Прошло 9 заседаний стажировочной площадки. Стажировку за это время прошли более 20 педагогов Энгельсского муниципального района. Приняли активное участие в работе площадки 20 педагогов из нашего ДОУ и 26 педагогов из других ДОУ ЭМР.

На сайте МАДОУ «Детский сад № 18» создана страница стажировочной площадки, где выставляется информация о проведенных мероприятиях.

        Таким образом, повышение квалификации педагогов в форме стажировки позволяет совершенствовать профессиональные навыки в альтернативной форме при территориальной (транспортной) доступности, развивать профессиональные компетенции педагогов, приобретать и закреплять   на практике  актуальные  знания, умения, навыки в процессе прохождения стажировки, осуществлять диссеминацию лучшего педагогического опыта воспитания, обучения и развития   воспитанников, накопленного образовательной организацией.

 Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.  

Раннее детство – основа общего развития ребенка, стартовый период человеческих начинаний. Неотъемлемым условием успешного развития ребенка является приобретение им чувственного опыта в первые три года жизни, ведь ранний возраст – это период, когда ребенок интенсивно впитывает в себя социальный опыт человечества.

Хочу закончить свое выступление словами Василия Александровича Сухомлинского:

«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

 Только от нас, взрослых зависит, какой человек вырастит, а для этого есть все необходимые средства развития: и программы, и технологии, и всевозможные технические средства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

"Приемы речевой активности ребенка раннего возраста с задержкой речевого развития" консультация для родителей

За последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. Более  того, с каждым годом возрастает число практически неговорящих детей. Причины этого явления разнообразны и многочи...

Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста Картотека игр для развития навыков общения детей раннего возраста.

Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.[...

Онлайн-платформа Развитие ребенка

Этот сайт полезен не только воспитателям, специалистам, но и родителям....

Клинико-психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста со сложными недостатками развития

Клинико-психолого-педагогическое обследование ребенка раннего возраста со сложными недостатками развития...

Статья. "Коррекция общей моторики детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития как путь социализации ребенка"

Статья. "Коррекция общей моторики детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития как путь социализации ребенка"...