Семинар-практикум для педагогов ДОУ городского округа Клин "Распространение передового педагогического опыта по реализации современных образовательных технологий в ДОУ" . Тренинг "Гиперактивный ребенок - как помочь?" 30.10.2018г.
методическая разработка

Суханова Ольга Павловна

В последнее время родители и воспитатели все чаще обращаются с проблемой гиперактивности детей. Действительно, распространённость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью очень актуальна и является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. С каждым годом таких детей становится все больше и больше. Исследователи тщательно изучают причины такой активности: наследственность, осложнения во время беременности и родов, питание, влияние окружающей среды и ситуации в семье, в ряде случаев причины индивидуальны. Важным вопросом остается разработка методов и программ работы с такими детьми, корректных форм воспитания и обучения, т.к. в данном случае необходим особый подход к ребенку. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми

  1. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать перед собой.
  2.  Говорите сдержанно, спокойно, мягко, медленно.
  3. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя»
  4. Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.
  5. Давайте ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  6. Если даете ребенку какое-то новое задание, то хорошо бы показать, как его выполнять, или подкрепить рассказ рисунком.
  7. Направляйте энергию ребенка в полезное русло (вымыть доску, полить цветы). На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
  8. Давать задания в соответствии с возможностями ребенка.
  9. Предоставить ребенку возможность обращаться за помощью в случае   любого   затруднения.
  10. Большие задания разбивать на последовательные части, контролируя каждое.
  11. Использовать на занятиях элементы игры и соревнования.
  12. В совместной  деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
  13. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
  14. В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
  15. Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  16. Избегать завышенных или заниженных требований.
  17. Игнорировать негативные поступки и поощрять позитивные.
  18. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  19. Помнить, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!
  20. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  21. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действия ребенка).
  22. Задать неожиданный вопрос.
  23. При всем неуемном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ  САД  КОМБИНИРОВАННОГО  ВИДА  № 23  «АЛЕНУШКА»

                                                                                               141613, Московская область,                    

                                                                                               г. Клин, ул. Самодеятельная, д. 2

                                                                                               тел.: 8(49624)2-35-95

                                                                                              fediukina.nadejda2012@yandex.ru

   

Семинар-практикум

для педагогов ДОУ городского округа Клин

"Распространение передового педагогического опыта по реализации современных образовательных технологий в ДОУ".

 Тренинг "Гиперактивный ребенок - как помочь?" 

Подготовила и провела Суханова О.П. – воспитатель высшей квалификационной категории

30 октября 2018г.

   Ребенок постоянно активен, импульсивен, его движения хаотичны. Он постоянно ерзает на стуле, много говорит, часто не доводит до конца начатое дело, забывает о поручениях, ненавидит скучные и длинные задания и не в состоянии их выполнить. Ему трудно быть последовательным и долго удерживать внимание на чем-то одном. Он перебивает собеседников в разговоре, отвечает не дослушав. Не способен долго контролировать свое поведение и подчинять его правилам.

   Если этот портрет вам знаком, значит, вы имеете дело с гиперактивным ребенком и вам хорошо известны все трудности, с которыми сталкиваются при его воспитании взрослые.

   Когда в группе д/с появляется гиперактивный ребенок, он с первых же дней осложняет жизнь всего коллектива. Даже очень терпеливого педагога такое поведение может вывести из себя. Удастся ли установить контакт с таким ребенком, во многом зависит от методов и приемов, которые подберет воспитатель. Работая с гиперактивным ребенком, каждый раз необходимо анализировать конкретную ситуацию. И уже опираясь на это, можно выработать индивидуальную линию поведения. Это конечно же, очень ответственный шаг. Ведь если мы выберем неверный подход, положение ребенка в детском коллективе и дома может только ухудшиться.

   Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации  оставайтесь спокойными. Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд, и тогда, избежав эмоциональной вспышки, вы избежите и и чувства вины за проявление своей слабости, и сможете лучше понять ребенка, который так нуждается в вашей поддержке.

   Как успокоить гиперактивного ребенка? Если он перевозбужден, следует сменить на более спокойную окружающую обстановку: увести его в другую комнату, предложить воды. Здесь могут быть уместны умывания прохладной водой, а так же раслабляющий массаж (в искусстве успокоительного массажа нет ничего сложного или недоступного. Основные приемы состоят из растирания и поглаживания. Сначала нужно делать поглаживающие движения по ходу часовой стрелки. Несильные и нежные движения помогут ребенку немного успокоиться. Потом начните легко растирать животик (не более десяти минут), ручки, ножки, грудной отдел и спинку. Особое внимание следует уделить массажу пальцев. Ручки массируются от пальчиков до плечей, ножки – от ступней до паха, спина/грудь – от шейных позвонков к подмышкам, и лишь затем к поясничному отделу. Массаж предназначен для того, чтобы помочь вашему малышу полностью расслабиться. Успокоительное действие массажа будет намного эффективнее, если ваш ребенок будет положительно реагировать на него.)

  Работа с гиперактивными детьми проводится сугубо индивидуально, в зависимости от особенностей проявления расстройства. Однако специфика психологии детей с синдромом ДВГ позволяет обобщить некоторые рекомендации, которые наверняка помогут родителям в воспитании.

   Корректно сформулированные запреты. 

Гиперактивность у детей выражается в неприятии запретов. При общении с баловником следует строить предложения таким образом, чтобы там не было отрицания или слова «нет». Например, вместо запрета «Не бегай по лужам!» предложить «Давай пройдем по сухому асфальту». Если запрета не избежать, обязательно нужно объяснить своему чаду причину и предложить альтернативы.

   Контроль временных рамок.

 Гиперактивность детей проявляется и в недостаточном чувстве времени, поэтому нужно самому следить за сроками выполнения заданий, поставленных перед крохой.

   Важна последовательность. 

Основная характеристика малыша с расстройством поведения это невнимательность. Ему не рекомендуется давать несколько поручений одновременно («убери игрушки, помой руки, садись обедать»). Непоседе сложно воспринять всю эту информацию, он наверняка отвлечется и не выполнит ни одно из заданий. Поэтому поручения следует давать в четкой логической последовательности.

   Конкретно поставленные задачи. 

Гиперактивность у детей негативно сказывается на их логическом и абстрактном мышлении, поэтому задачи необходимо обозначать как можно точнее. Общаясь, следует использовать максимально короткие предложения, без лишней смысловой нагрузки. Длинных формулировок лучше избегать.

    Родители гиперактивных детей часто испытывают трудности в их воспитании. Далеко не каждому их них нравится поведение ребенка в общественном месте и дома, крики замечания не приведут ни к чему хорошему. Порой  родители просто приходят в отчаяние. Не знаю, что мне с ним делать!  Конечно, можно их понять. Родители гиперактивного ребенка нередко относятся с опасением к детскому саду. Они уже заранее начинают отрицательно настраивать себя на замечания вос-лей. Услышав их , родители начинают защищаться, либо стоят с поникшей головой, будто ругают их самих. После этого они , как правило, встречают выбегающего им навстречу ребенка упреками и нотацями. Педагог, присутствующий при этой «теплой» встрече, тоже очень неловко себя чувствует и даже сожалеет о том, что стал причиной ссоры.

  На самом деле можно избежать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего, следует убедить родителей в том, что их ребенок такой , какой он есть. И в этом никто не виноват: ни он сам, ни они. И никаких оснований для того, чтобы испытывать чувство вины у них нет. Если вос-ль встречает родителей не с жалобами, а с позитивной информацией, то на смену напряженному состоянию придет чувство гордости, радости. И, увидев бегущего к ним ребенка, родители встретят его не с упреками, а нежностью и улыбкой.

   Не меньше от своих особенностей страдает и сам ребенок. Ведь в синдроме гиперактивности, как правило, лежит минимальная мозговая дисфункция.    

   Поэтому нельзя относится к таким детям как к непослушным, капризным или упрямым. Они просто не могут контролировать некоторые свои проявления.

   Навыки управления своим вниманием и поведением необходимо тренировать. Именно в этом лучше всего может помочь игра.  

Но прежде оговорим правила, которые мы должны соблюдать как в игре, так и в обычной жизни при общении с гиперактивным ребенком.

  Правило 1. Не ожидайте всего и сразу. Начинать нужно с тренировки только одной функции(например, только внимания, при этом вы должны быть терпимы к ерзанью на стуле или перебиранию всех предметов на столе в процессе этой работы). Помните, что если вы одергиваете ребенка, то его усилия тут же переключаются на контроль своих действий, а сконцентрироваться на задании ему уже будет трудно. Только через продолжительное время ваших совместных усилий можно начинать требовать не только внимания, но и общепринятого поведения во время ваших игровых занятий.

  Правило 2. Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, но не слишком часто. Важно также соблюдать режим дня, обеспечить ребенку полноценный сон и спокойную обстановку.

Правило 3. Так как гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, то он нуждается во внешнем контроле. Очень важно, чтобы взрослые при выставлении внешних рамок из "можно" и "нельзя" были последовательны. Также необходимо учитывать, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны появляться вовремя. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное), но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.

Правило 4. Начинать заниматься с гиперактивным ребенком лучше индивидуально и только потом постепенно вводить его в групповые игры, так как индивидуальные особенности таких детей мешают им сосредоточиться на том, что предлагает взрослый, если рядом есть сверстники. Кроме того, невыдержанность ребенка и его неумение придерживаться правил групповой игры могут провоцировать конфликты среди играющих.

Правило 5. Используемые в вашей коррекционной работе игры должны быть подобраны в следующих направлениях:

- игры на развитие внимания;
- игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);
- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
- игры, способствующие закреплению умения общаться.

Игры для развития внимания

"Лови - не лови"

Правила этой игры похожи на всем известный способ играть в "Съедобное - несъедобное". Только условие, когда ребенок ловит мяч, а когда нет, может меняться в каждом коне игры  Например, сейчас вы договариваетесь с ним, что если водящий бросает мяч, произнося слово, относящееся к растениям, то игрок ловит его. Если же слово не является растением, то отбивает мяч. Например, один кон игры мог бы называться "Мебель - не мебель". Аналогично можно играть в такие варианты, как "Рыба - не рыба", "Транспорт - не транспорт", "Летает - не летает" и множество других. Количество выбираемых условий игры зависит только от вашей фантазии. Если она вдруг иссякнет, предложите ребенку самому выбрать условие игры, то есть категорию слов, которые он будет ловить. Дети иногда дают совершенно свежие и творческие идеи!

Примечание. Как вы, наверное, заметили, эта игра развивает не только внимание, но и способность к обобщению, а также скорость обработки услышанной информации. Поэтому в целях интеллектуального развития ребенка постарайтесь, чтобы категории этих обобщаемых понятий были разнообразны и затрагивали разные сферы, а не ограничивались бытовыми и часто используемыми словами.

Игры для релаксации

"Солдат и тряпичная кукла"

Самый простой и надежный способ научить детей расслабляться - это обучить их чередованию сильного напряжения мышц и следующего за ним расслабления. Поэтому эта и последующая игра помогут вам это сделать в игровой форме.

Итак, предложите ребенку представить, что он солдат. Вспомните вместе с ним, как нужно стоять на плацу, - вытянувшись в струнку и замерев. Пусть игрок изобразит такого военного, как только вы скажете слово "солдат". После того как ребенок постоит в такой напряженной позе, произнесите другую команду - "тряпичная кукла". Выполняя ее, мальчик или девочка должны максимально расслабиться, слегка наклониться вперед так, чтобы их руки болтались, будто они сделаны из ткани и ваты. Помогите им представить, что все их тело мягкое, податливое. Затем игрок снова должен стать солдатом и т. д.

Примечание. Заканчивать такие игры следует на стадии расслабления, когда вы почувствуете, что ребенок достаточно отдохнул.

"Насос  и мяч"

Если ваш ребенок хоть раз видел, как сдувшийся мяч накачивают насосом, то ему легко будет войти в образ и изобразить изменения, происходящие в этот момент с мячом. Итак, встаньте напротив друг друга. Игрок, изображающий мяч, должен стоять с опущенной головой, вяло висящими руками, согнутыми в коленях ногами (то есть выглядеть как ненадутая оболочка мяча). Взрослый тем временем собирается исправить это положение и начинает делать такие движения, как будто в его руках находится насос. По мере увеличения интенсивности движений насоса "мяч" становится все более накаченым. Когда у ребенка уже будут надуты щеки, а руки с напряжением вытянуты в стороны, сделайте вид, что вы критично смотрите на свою работу. Потрогайте его мышцы и посетуйте на то, что вы перестарались и теперь придется сдувать мяч. После этого изобразите выдергивание шланга насоса. Когда вы это сделаете, "мяч" сдуется настолько, что даже упадет на пол.

Примечание. Чтобы показать ребенку пример, как играть надувающийся мяч, лучше сначала предложить ему побыть в роли насоса. Вы же будете напрягаться и расслабляться, что поможет и вам отдохнуть, а заодно и понять, как действует этот метод.


Игры, развивающие волевую регуляцию

"Замри"

В этой игре ребенку необходимо быть внимательным и суметь преодолеть двигательный автоматизм, контролируя свои действия.

Включите какую-нибудь танцевальную музыку. Пока она звучит, ребенок может прыгать, кружиться, танцевать. Но как только вы выключите звук, игрок должен замереть на месте в той позе, в которой его застала тишина.

Примечание. В эту игру особенно весело играть на детском празднике. Воспользуйтесь этим, чтобы потренировать своего ребенка и одновременно создать атмосферу раскованности, так как дети часто стесняются танцевать по-серьезному, а вы им предлагаете сделать это в игре, как бы в шутку. Можно внести и соревновательный мотив: те, кто не успел застыть после окончания музыки, выбывают из игры или подвергаются каким-то шуточным наказаниям (например, сказать тост имениннику или помочь накрыть на стол).

Коммуникативные игры

"Головомяч"

В этой игре, чтобы быть успешным, ребенку придется учитывать темп и характер движений другого человека. В общем привычная для него импульсивность делу не поможет.

Хорошо, если к этой игре вы подключите еще нескольких детей. Во-первых, именно со сверстниками ребенку более всего необходимо научиться хорошо ладить, а во-вторых, со взрослым выполнять данные игровые задания, конечно, можно, но не очень удобно. Итак, пусть ваш ребенок вместе со своей парой встанет у черты под условным названием "старт" Положите на этой черте карандаш. Задача игроков - взять этот карандаш с двух сторон так, чтобы каждый из них касался его кончика только указательным пальцем. Пользуясь этими двумя пальцами на двоих, они должны суметь поднять карандаш, пронести его до конца комнаты и вернуться обратно. Если за это время они не уронили то, что несли, и не помогали себе другой рукой, то можно поздравить пару с удачным выполнением задания. Это значит, что они способны быть друзьями, раз проявили такие хорошие навыки сотрудничества друг с другом.

В качестве следующего задания можно взять листок бумаги, который игроки должны пронести, зажав его плечами. Затем предложите им мягкую игрушку, которую следует нести, пользуясь исключительно ушами и щеками.

А напоследок предложите задание посложнее - мяч, который они должны донести, пользуясь только головой (в прямом и переносном смысле). Это не так легко, как может показаться на первый взгляд, ведь мяч из-за своей формы будет стремиться соскользнуть. Если вы проводите игру более чем с двумя детьми, то после этого тура предложите им то же задание, выполнять которое они теперь будут все вместе (то есть втроем или впятером). Это очень сплачивает детей и создает дружелюбную, радостную атмосферу. Пытаясь выполнить задание, они обычно довольно быстро соображают, что лучше справятся с ним, если обнимутся за плечи и будут идти все вместе маленькими шагами, обсуждая, когда поворачивать или останавливаться.

Примечание. Если у вашего ребенка не сразу получилось сотрудничать с другими детьми, то (когда его сверстники станут выполнять задание) обратите внимание, как пара играющих согласовывает свои действия: переговаривается между собой, быстрый подстраивается под более медленного, держатся за руки, чтобы лучше чувствовать движения другого, и т. п.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель (проект) организации и создания РППС в рамках реализации современных образовательных технологий в профессиональной деятельности педагогов ДОО

При создании целостной многофункциональной и трансформируемой среды, мы часто сталкиваемся с проблемой - не достаточно места для размещения нужного игрового материала. Поэтому, проектируя среду в груп...

Справка об участии в работе городской мастерской педагогического опыта по теме «Современные здоровьесберегающие технологии в ДОУ «Быть здоровым – здорово»

В 2019-2020 учебном году являлась активным участником городской мастерской педагогического опыта на базе МБДОУ «Детский сад № 12 «Буратино» по теме «Современные здоровьесберега...

методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта по реализации ФГОС дошкольного образования» Номинация №1 «Инновационные практика реализации ФГОС ДО» Полифункциональное пособие «Зоопарк» Разработал: Воспитатель первой катего

АннотацияПолифункционального пособия «Зоопарк» выполнено в качестве настольной игры, и рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения для организации НОД, театрализованных,...

Пособие для педагогических работников ДОО «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОО».

Куледина Е.В. пособие для педагогических работников ДОО «ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВДОО»....

Выступление на муниципальном семинаре-практикуме для педагогов ДОУ «Распространение передового педагогического опыта по реализации современных образовательных технологий в ДОУ»

Современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, которые позволяют стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен быть гот...