Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
методическая разработка (подготовительная группа)

Добина Елена Юрьевна

Методическая разработка, с целью познакомить с понятием " оригами", приемами и этапами работы, условиями и структурой зянятия по конструированию из бумаги по типу оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

по  направлению

 Всестороннего  интеллектуального и эстетического развития детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

1.      Пояснительная записка:

Образовательная программа ДОУ является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его жизнедеятельность. Содержание образовательного процесса в ДОУ осуществляется комплексной «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

«Программа воспитания в детском саду» отводит конструированию значительное место в работе с детьми всех возрастных групп, так как оно обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания. 

Актуальность методической разработки подтверждает Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования, введенный в действие с 01 января 2014 года, который определяет содержание познавательного направления  реализовывается в различных видах деятельности, в том числе в конструировании из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал и предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале),  представлений о социокультурных ценностях нашего народа. 

Существует множество техник в работе с бумагой, но наиболее   влияет на развитие способностей к творческой деятельности  конструирование из бумаги в технике оригами. Одним из первых ввел технику оригами в педагогику основатель детских садов Фридрих Фребель.

Отечественные педагоги (Л.В. Куцакова, С. Афонькин, Т.И. Тарабарина, Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова и другие) и зарубежные педагоги (М. Кемпбел, Р.Харбин, Э. Кеннвей, А. Иошидзаве, Д. Листар и другие) отмечают, что оригами имеет множество достоинств для развития определенных навыков и качеств у детей.  

Я работаю в логопедической группе. В основном дети, посещающие группу, имеют диагноз ОНР. У таких детей наблюдается диссоциация между речевым и психическим развитием,отставание экспрессивной речи, недостаточной речевой активности. Вне специального внимания к их речи такие дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со взрослыми. Для детей с ОНР  характерен низкий  уровень развития основных свойств внимания. Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. Кроме общей соматической ослабленности с замедленным развитием локомоторных функций детям присуще и некоторое отставание в развитие двигательной сферы. Это выражается в виде плохой координации сложных движений, снижении скорости и ловкости выполнения точно дозированных движений. У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук. Многие ученые , педагоги , психологи обращали серьезное внимание на значение развития мелкой моторики рук.  Все это побудило меня начать работу по обучению детей оригами, ведь это один из видов деятельности, который интересен детям, развивает точность и координацию движений, позитивно влияет на интеллектуальное развитие ребенка.

Почему? Складывание из бумаги это не просто забавы. Это близкое и доступное детям искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. Оригами помогает развивать художественный вкус и логику, эффективно способствует формированию пространственного воображения. Оно развивает память, способствует концентрации внимания и самодисциплины, активирует мыслительные процессы. Кроме того у детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развивается глазомер, рука хорошо подготавливается к письму, а использование способов конструирования из бумаги (оригами), может стать эффективным средством повышения качества воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста и умственного воспитания дошкольников в целом. Из всего вышесказанного следует вывод о том, что, конструирование в технике оригами интересно и привлекательно для дошкольников, прежде всего, своей направленностью на результат. Желание самостоятельно достичь результата заставляет детей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, сообразительность, творчество.

Таким образом, использование способов конструирования из бумаги (оригами), может стать эффективным средством повышения качества воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста, средством развития творческих и конструктивных способностей детей старшего дошкольного возраста, а так же успешно преодолеть выявленные противоречия.

2.  Цели и задачи раздела

Цель:   Развитие  творческих и конструктивных способностей старших дошкольников, в процессе овладения элементарными приемами конструирования из бумаги в технике оригами.

Задачи:

  1. Познакомить детей с основными принципами работы с бумагой.
  2. Овладение  приёмам и навыкам работы с бумагой в стиле оригами.
  3. Формирование у детей обобщенных способов конструирования в процессе овладения более сложной техникой  оригами
  4. Развитие познавательных интересов, абстрактного, образного и логического мышления, мотивацию к самовыражению и творческую активность.
  5. Развитие памяти, воображения, мыслительной  деятельности, мелкой  моторики рук.
  6. Развитие  эстетического и художественного вкуса.
  7. Воспитание нравственной этики , трудолюбия, усидчивости.
  8. Приобщение к нормам социальной жизнедеятельности, к общечеловеческим ценностям через создание ситуаций успеха, коллективной  творческой  деятельности.

Все эти положения определили необходимость проведения развивающих мероприятий по развитию творческих и конструктивных способностей с помощью конструирования в технике оригами.

 Система работы развитие конструктивных и творческих способностей средствами художественного конструирования из бумаги в технике оригами

Содержание образовательного процесса в старшей и подготовительной  группах выстроено в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой . В основу работы по оригами положена книга Светланы Мусиенко «Оригами в детском саду». В работе широко используются книги таких признанных мастеров отечественного оригами, как С.Ю.Афонькин и С.В.Соколова.

Работу проводилась в несколько этапов:

На первом этапе,  были поставлены следующие задачи:

1.Определение  уровня овладения детьми детей техникой оригами.

2.Определение уровня развития творческих способностей детей.

3.Определение оптимальных условий формирования творческих и конструктивных способностей детей в конструировании в технике оригами.

4. Определение уровня осведомленности и заинтересованности родителей в развитии творческих способностей детей.

5.Определение методов и приемов эффективного формирования творческих способностей.

6.Разработка перспективного плана

Условия для развития конструктивных и творческих способностей детей в    конструировании из бумаги в технике оригами:

1. Создание пооперационных карт-схем;

2. Место в группе для работы – "уголок оригами";

3. Возможность демонстрации детских работ;

4. Возможность использования игрушек – оригами в самостоятельной деятельности  - игровой, театрализованной.

5. Материал для работы: цветная бумага, ножницы, клей;

6. Литература, иллюстрации.

Принципы организации деятельности по освоению  детьми конструирования из бумаги в технике оригами:

1. Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

2. Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

3. Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

4. Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

5. Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

Методы  и приёмы работы:

Важное место занимают игровые приёмы (например, я брала аквариум и говорила, что мы будем заселять его жителями, а для этого необходимо сделать рыбок), художественное слово (просила детей отгадать, что будем делать на занятии), советы, вопросы. Сложив из бумаги поделки животных, дети рассказывают с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями. Справившиеся с заданием дети идут играть с поделкой, сделанной своими руками.

Во время обучения детей оригами я использую следующие методы и приёмы: показ с проговариванием действий, устную инструкцию, демонстрацию схемы выполнения поделки.          

Методы, в основе которых лежит способ организации занятий:

  • Словесные (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • Наглядный (показ иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу);
  • Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам).

1. Наглядные:

  • рассматривание образцов, схем;
  • демонстрация  иллюстраций по теме занятия;
  • наблюдение.

2. Словесные:

  • план рассказ- воспитателя,
  • план – рассказ ребёнка
  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • объяснение и обсуждение хода работы;
  • подбор стихотворений по различным темам.

3. Практические:

  • выполнение работ по инструкционным картам, схемам
  • индивидуальная работа детей;
  • совместная деятельность взрослого и детей;
  • опора на личный опыт детей
    Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

    Объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
    Репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
    Частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
    Исследовательский – самостоятельная творческая работа.
                                                                                                                             

Формы организации образовательной деятельности по овладению детьми

деятельность конструирование из бумаги

В системе обучения детей художественно – творческому конструированию предусматривалось:

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, имеющее возможность организовать содержательное общение детей;
  • обеспечение взаимосвязи с другими видами деятельности – игрой (театрализованной, сюжетно – ролевой, режиссерской), изо. деятельностью, математикой, поделки для украшения группы др.

 Совместная деятельность взрослого и детей

  • -НОД
  • -Совместная деятельность в ходе режимных моментов

 Самостоятельная деятельность детей

Реализация задач по данному разделу  предполагает осуществление непрерывно - организованной образовательной деятельности, в процессе которой  дети получают знания, навыки по изучаемым темам, формируются навыки культуры труда.  Поскольку конструктивная деятельность предполагает работу с разными конструктивными материалами, она организуется 1 раз в неделю, а доля конструирования из бумаги в технике оригами  составляет 1 раз в месяц.

В самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание   условий для возникновения самостоятельной деятельности детей.

Создание уголка  «Школа Оригами», где хранятся  пооперационные карты, схем; материал для творчества, дети используют результаты своего труда:

-в театрализованной деятельности

-художественном творчестве

-речевом творчестве

- изготовление открыток к дням рождениям, праздникам

Переходя к реализации следующего этапа необходимо отметить, что работа строилась по принципу от простого к сложному, и предполагала :

1.Знакомство с искусством оригами, изготовление базовых форм оригами: «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета»; - изготовление простых поделок

Задачи

1. Учить детей искусству оригами, развивать мелкую моторику, совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук.

2. Способствовать освоению таких базовых форм, как «книжка», «шкаф», «треугольник», «мороженое», «блинчик», «конфета».

3.Формировать умение самостоятельно использовать освоенные способы для создания разнообразных образов будущей поделки.

4. Развивать умение планировать последовательность работы и способы действий с помощью наглядных пооперационных карт, вопросов.

5. Развивать творческую инициативу, конструктивное мышление, наблюдательность, самостоятельность.

Содержательной стороной данного этапа является наглядный показ и подробное объяснение процесса изготовления простейших игрушек. Для того чтобы процесс изготовления поделок в стиле оригами стал для детей более доступен, я познакомила детей с пооперационной картой (работать с ней проще и интереснее, чем со схемой по изготовлению поделок в стиле оригами). Пооперационная карта показывает последовательность создания бумажной фигурки: какую геометрическую форму надо взять, с чего начать работу, что сделать потом и т.д. Испытывая трудности на каком-то этапе, дети разворачивали заготовку на пооперационной карте и по сгибам складывали её вновь. На данном этапе отрабатываются и технические навыки детей, т.к.умение точно совместить края и стороны квадрата, чётко провести по линии сгиба.

2.Конструирование из бумаги в технике оригами по замыслу.

Задачи:

1.Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами; развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.

а) учить правильно располагать предмет на плоскости листа

б) устанавливать связь между предметами расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали

4. Учить детей самостоятельно планировать и  изготавливать разнообразные поделки, композиции из бумаги в технике оригами по замыслу

5.Помочь детям раскрыть свои возможности и проявить конструктивные, изобразительные, оформительские и театральные способности.

Содержательной стороной данного этапа это самостоятельное применение усложненных способов для новых поделок. Благодаря этому у детей вырабатывалась способность конструировать самостоятельно и творчески, используя разные техники.  На основе обобщённого способа конструирования, дети  успевали сделать несколько поделок, что позволило объединять их в сюжетные композиции, дополняя элементами аппликативного оформления фона.

При организации деятельности использовала следующую структуру:

1.Организационный момент

2.Основная часть

3.Рассмтивание пооперационной карты (первый этап), выявление обобщённого способа (второй) этап, по замыслу (третий этап)

4.Изготовление поделки

5.Рефлексия, как итог деятельности.

Взаимодействие с родителями

Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада. Родители - самые заинтересованные и активные участники воспитательного процесса. Любая продуктивная деятельность воспринимается родителями положительно. Дети очень гордятся своими достижениями, бережно относятся к поделкам, рассказывают родителям о том, как они их делали.

Задачи родителей: поддерживать интерес к оригами, стимулировать их нестандартные и интересные решения, помогать в выполнении домашних работ, придумывать вместе с детьми свои « оригамские» фигурки.

Ожидаемые результаты освоения раздела программы

- Применение  полученных  знаний и умений в практической деятельности (самостоятельное изготовление поделок);

- Проявление творчества при изготовлении поделок;

- Использование  своих поделок в самостоятельных играх, театрализованной деятельности.

 Работа с бумагой в технике оригами дала определённые результаты для развития творческих способностей детей:

- возрос интерес детей к конструктивной деятельности;

- у большинства детей увеличился объём произвольной памяти и внимания;

- дети научились работать по операционным картам;

- бумажные поделки помогают установить добрые отношения с детьми, создать атмосферу открытости и доверия;

- дети получают возможность получить быстрый и качественный результат своей работы;

- выполняемые изделия находят широкое применение в жизни.

Итогом работы стала творчески развитая личность детей, развитая фантазия и конструктивное воображение, результативность и самостоятельность в достижении результата, умение преобразовывать одну фигуру в другую, умение мастерить поделки в стиле оригами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческое развитие личности в процессе создания изделий в технике оригами

Прекрасное не может быть познано,его необходимо чувствовать или создавать.И.В. ГетеПроблема творческого развития и саморазвития личности в на­стоящее время приобретает особую актуальность. Это выз...

Конспект открытого непосредственно образовательной деятельности по художественно- эстетическому развитию детей младшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования Тема:" Разноцветные матрёшки"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по  художественно-эстетическому развитию детей младшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования и игровой технологии...

Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию детей на тему "Рисование белочки в технике "тычок жёсткой кистью"

Цель данной основной образовательной деятельности - познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина, сформировать умение у детей рисовать животных в технике тычок жёсткой полусухо...

"Художественно-эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с нетрадиционными техниками выполнения изображений"

В статье изложен материал по применению нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду. Воспитатель делает для себя выводы о нужности и важности использования их при работе с детьми, даёт ...

Методическая разработка "Бумажные фантазии или развитие конструктивного мышления и творческих способностей детей посредством овладения элементарными приемами техники оригами" (из опыта работы)

В данной разработке представлены перспективный план работы на 3 года обучения, а также конспекты занятий для  среднего, старшего и подготовительного к школе возраста детей....

Педагогический проект по формированию творческих способностей в процессе овладения элементарными приемами техники «шерстяной акварели» «Картинка из окна. Рисование шерстью»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28054201","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]АктуальностьСовременный мир выдвигает перед дошкольным образованием на передний план помимо...