Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя детского сада
статья

Хайруллина Чулпан Ринатовна
Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_statya.docx19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя детского сада

Наше тысячелетие называют веком компьютерных технологий. Весьма важно, чтобы в этом железном ритме времени, человечество не потеряло свою духовность. Каким будет наше общество в дальнейшем? Какое новое поколение мы воспитаем? Этот вопрос нужно решать уже с детского возраста.

Федеральный государственный образовательный стандарт, стратегия построения информационного общества в России формируют запрос не только на обновление требований к дошкольному образованию, но и к обновлению информационно-образовательной среды образовательных организаций, а так, же необходимо эффективное использование информационно-коммуникационных технологий и в деятельности педагогов.

В детских садах информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) уже прочно вошли в работу музыкальных руководителей. Очень важно, чтобы мы, педагоги тщательным образом продумывали использование технических новшеств в работе с детьми. Нужно помнить при этом, чтобы ИКТ не навредили, а помогали дошкольникам на музыкальных занятиях лучше узнать и полюбить прекрасный мир музыки. Известно, что ребенок приходит в детский сад, уже имея маленький слуховой багаж тех звуков, мелодий и песен, которые окружают его с рождения. Это звуки природы, голоса родных людей.

Музыкальное воспитание оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: формируется его эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Поэтому, именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Таково уж веление времени, информационно-коммуникационные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. В связи с этим сегодня актуализируется возможность использования ИКТ в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

На занятиях в детском саду музыкальный руководитель должен развивать, расширять музыкальный кругозор, способности, умения и навыки своих воспитанников. И здесь ему на помощь могут прийти ИКТ. Средства ИКТ позволяют визуализировать для детей изучаемые объекты, явления, моделировать процессы и ситуации, которые бывает невозможно увидеть в повседневной жизни.  Использование таких средств, поможет осуществить обучение в игровой форме, очень близкой и понятной для дошкольников.

Использование мультимедийных технологий на музыкальных занятиях дает ряд преимуществ: детьми лучше воспринимается материал, возрастает заинтересованность, осуществляется индивидуализация обучения, развитие творческих способностей. Использование различных аудиовизуальных средств (музыка, графика, анимация) обогащает обучающий материал. Мультимедийные технологии характеризуются соединением различных видов представленной информации (речь, музыка, рисунок), следовательно, оказывают наибольшее влияние на формирование личности ребёнка.

Так, например, электронные презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение, увидеть соответствующую характеру произведения картинку.

Благоприятный психологический настрой у дошкольников создаётся при сочетании выразительного исполнения песни и анимационного фона на экране. Работая над качеством исполнения песен, звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей: записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.

Применяемые мной ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точнее выполнять указания педагога, выразительнее исполнять движения. Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных видеороликов.

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением ИКТ. В своей практике часто использую комплекты музыкально-дидактических игровых пособий с аудио приложениями: «Песня, танец, марш», «Теремок», «Музыкальные птенчики», «Овощные ритмы» и др.

Компьютерные технологии помогают детям виртуально бродить по залам музеев, например, музею музыкальных инструментов, картинным галереям, знакомиться с творчеством композиторов и даже изучать нотную грамоту.

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и включение вариативных форм музыкальной деятельности детей. Это совместная музыкально-образовательная деятельность, праздники, развлечения, тематические вечера, концерты, инсценировки, вечера досуга и другое. Для любой формы музыкальной деятельности также используются презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы.

         Необходимо подчеркнуть, что педагог-музыкант дошкольного учреждения, применяющий информационно-коммуникативные технологии в своей работе с детьми, всегда должен помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом детского сада. Потому как эти технологии никогда не заменят живое общение с педагогом на занятии, посещение концерта, выставки. Не заменят и пение под «живой» аккомпанемент, исполнение хороводов, или игру на детских музыкальных инструментах на музыкальных занятиях.

Конечно же, использование компьютерных технологий позволяет музыкальному руководителю идти в ногу со временем и часто способствует решению тех педагогических задач, которые часто сложно, а порой и невозможно решить традиционными способами. Поэтому создание единой современной образовательной среды в области музыкального дошкольного воспитания требует гармоничного проникновения современных информационных и компьютерных технологий в традиционную педагогическую систему.

Уверена, что современное музыкальное занятие в дошкольной образовательной организации, это занятие, которое насыщено новыми приемами педагогической техники на всех его этапах. Применяя ИКТ, занятие станет более привлекательным и по-настоящему современным, поможет решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В целом же, использование в работе с детьми дошкольного возраста информационно-коммуникационных технологий способствует повышению качества, доступности и эффективности дошкольного образования.

«Мы верим в эффективность ИКТ как инструмента мотивации и развития детей, расширения их кругозора, совершенствования языка и укрепления коренной, национальной системы ценностей. Мы рассматриваем ИКТ как важную составляющую современного учебного процесса, особенно в столь бедной среде» (Сан Франсиско де Кунко Чико, Чили).

Список литературы:

  1. Гончарова, О.В. Теория и методика музыкального воспитания [Текст]: учебник для студ. учреждений проф. образования / О.В. Гончарова, Ю.С. Богачинская. – Москва: Академия, 2014. – 256 с.
  2. Комарова, Т.С. Информационно-коммуникативные технологии в дошкольном образовании [Текст] / Т. С. Комарова, И. И. Комарова, А. В. Туликова. – Москва: Мозаика – Синтез, 2011. – 128 с.
  3. Особенности использования ИКТ в различных видах музыкальной деятельности детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] //http://detstvogid.ru/osobennosti-ispolzovaniya-ikt-v-razlichnyih-vidah-muzyikalnoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta/.html.
  4. Применение ИКТ в работе музыкального руководителя детского сада [Электронный ресурс] //http://www.maam.ru/detskijsad/material-na-temu-primenenie-ikt-v-rabote-muzykalnogo-rukovoditelja-detskogo-sada.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

Презентация для родителей "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя детского сада"

Презентация для родителей "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе музыкального руководителя детского сада"...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя детского сада

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытит...

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя детского сада

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытит...

«Использование дистанционных образовательных технологий в работе музыкального руководителя детского сада» ( из опыта работы)

laquo;Использование  дистанционныхобразовательных технологийв работе музыкального руководителя детского сада»( из опыта работы)https://disk.yandex.ru/d/rSETypRC36ArZA...

Современные педагогические технологии в работе музыкального руководителя детского сада

Начальное музыкальное воспитание призвано сыграть в жизни человека очень важную роль. «Ранняя эмоциональная реакция позволяет с первых месяцев жизни приобщать детей к музыке, сделать её акт...

Современные педагогические технологии в работе музыкального руководителя детского сада

Что такое педагогическая технология? Это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно (с высокой вероятностью получения желаемого результата) решать задачи свое...