Проект для старшей группы "Зимушка - зима"
проект (старшая группа)

Веретенникова Любовь Сергеевна

Цель краткосрочного проекта систематизировать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimushka_1_st.docx117.83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад № 106 комбинированного вида

Невского района г. Санкт-Петербурга

ПРОЕКТ «ЗИМУШКА-ЗИМА»

Старшая группа №1

компенсирующей направленности

Воспитатель: Веретенникова Л. С.

Санкт-Петербург

2019 год


Вид проекта: тематический, познавательно-исследовательский, творческо-информационный, социальный, коллективный.

Время реализации проекта: сезонный (с 1 декабря 2018 г. по 31 января 2019 г.)

Участники: дети группы, воспитатели, родители, специалисты.

Цель: Систематизировать знания о живой и неживой природе зимой. Воспитывать любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Задачи:

- Знакомить с явлениями неживой природы, учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений), анализировать, делать выводы.

- Уточнять и расширять об образе жизни диких животных зимой. Расширять представления о разнообразии птиц, способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.

- Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских отношениях.

- Укреплять здоровье детей, приобщать к здоровому образу жизни.

- Способствовать развитию познавательной активности, творческих способностей детей, их воображения, логического мышления, умению замечать изменения в природе, коммуникативных качеств.

Актуальность реализации проекта

Конкретизировать и углубить представления детей о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы. Закрепить признаки зимы, сезонные изменения в природе, связанные с зимним периодом. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь к ней, умение видеть красоту окружающего мира. Познакомить с зимними месяцами, календарными праздниками и красотой Санкт-Петербурга в зимней период.

Проект «Зимушка-зима» предоставляет большие возможности для творчества, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.

Тема проекта способствует созданию необходимых условий в развивающей среде группы по формированию у дошкольников целостного представления о зиме; развитию у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Реализация проекта

Для того чтобы наш проект реализовался, мы планировали и проводили разные виды деятельности с детьми в следующих направлениях.

1) «Социально – коммуникативное развитие» 

Организованная образовательная деятельность:

- «Зима». Беседа из личного опыта (25.12).

Словесные игры: «Подбери слова», «Назови одним словом», «Когда это бывает?».

Беседы: «Как мы встретили Новый год»; «Чем запомнился праздник»; «Одежда зимой» (Значение тёплой одежды для человека в холодное время. Загадки о сезонной одежде); «Осторожно, гололёд!»; «Зима в нашем городе».

Сюжетно-ролевые игры: «К нам в гости пришли», «Соберём малышей на прогулку», «Супермаркет».

2) «Познавательное развитие»

Организованная образовательная деятельность:

- «Зима» ознакомление с окружающим миром (04.12);

- «Зимние забавы» знакомство с зимними видами спорта (15.01);

Д/И: «Сложи узор», «Что бывает зимой?»,  «Что лишнее?», «Что взять на прогулку?».

Познавательно-исследовательская деятельность:

«Свойства снега», «А что под снегом?», «Снежная книжка»; «Из какого снега можно лепить?»; «Где снег глубже?».

3) «Речевое развитие»

Рассматривание тематических картинок, иллюстраций.

Чтение и подбор художественной литературы:

Чтение пословиц, поговорок о зиме, сезонных изменениях; загадки (см. приложение).

Организованная образовательная деятельность:

- «Стихотворения о зиме» Беседа (11.12);

- «Зимние забавы» рассказывание по картине (15.01);

- «Детство» разучивание стихотворения И. Сурикова;

Д/И: «Подбери рифму»; «Горячий – холодный»; «Назови ласково»; «Подбери словечко»; «Закончи предложение»; «Кто больше знает слов»; «Один - много».

Чтение художественной литературы: К. Ушинский «Проказы старухи-зимы»; Н. Носов «На горке»; Русская народная сказка «Морозко»; А. С. Пушкин «Зимний вечер»; А. Афанасьев «Зимовье зверей»; В. Бианки «Лес зимой»; Б. Гримм «Госпожа метелица»; Русская народная сказка «Два Мороза»; С. Маршак «Двенадцать месяцев»; В. Д. Берестов «Лыжный след»; В. Одоевский «Мороз Иванович».

Пословицы, поговорки, потешки о зиме.

4) «Художественно – эстетическое развитие»

Рисование: «Зимние узоры» (08.12); «Дикие животные зимой» (15.12); «Дети гуляют зимой на участке» (26.01).  

Лепка: «Обитатели зимнего леса» (12.12); «Новый год» (09.01); «Девочка зимой в шубе» (23.01).

Аппликация: «Зима в городе» (03.12); «Снегирь» (19.12); «Новогодняя открытка» (26.12).

Конструирование: «Кормушка для птиц» из бросового материала (22.12), «Ёлочные игрушки» конструирование из цветной бумаги (12.01).

Свободное рисование и раскрашивание карандашами, восковыми мелками и гуашью с использованием различной техники на темы: «Зимующие птицы», «Животные зимой», «Зимняя одежда и обувь», «Зимние виды спорта».

Культурно – досуговая деятельность:

- Русский народный фольклор «Загадки о зиме, о зимующих птицах, животных» (загадки, пословицы, поговорки);

- Театрализованные игры: «По русским народным сказкам»;

- Музыкальный досуг «Прощание с ёлочкой».

- Масленичное гуляние «Прощание с зимушкой – зимой».

5) «Физическое развитие»

Подвижные игры, упражнения: «Два Мороза», «Мороз красный нос», «Ловишки со снежками», «Бездомный заяц», «Снежки».

Народные хороводные игры: «Золотые ворота», «Что нам нравится зимой».

Игры и эстафеты: «Кто попадёт снежком в цель?», «Кто быстрее украсит елочку?», игра с элементами хоккея.

Беседы-рассуждения о ЗОЖ: «Пришел мороз – береги ухо и нос», «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

6) Совместная работа с родителями:

- Участие родителей в расчистке прогулочного участка от снега.

- Помощь родителей в украшении группового помещении к новому году, в организации Новогоднего утренника.

Продукт проектной деятельности.

- Украшение группового помещении к новому году;

- Новогодний утренник «Дед Мороз в жарких странах» (29.12);

- Создание кормушек для птиц из бросового материала;

- Обновление дидактических игр для группы ;

- Конкурс творческих семейных работ из бросового материала «Фабрика новогодних поделок».

Предполагаемый результат

- Углубленные знания детей о сезонных изменениях в природе в зимнее время года;

- Развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности детей с педагогом;

- Развитие монологической, диалогической и связной речи детей, обогащение словаря;

- Расширение картотеки игр зимней направленности (дидактические, подвижные, пальчиковые, и употребление их детьми в свободной деятельности).

- Развитие творческих способностей детей. Приобщение родителей в творческую работу с детьми, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учреждением.

Методическая литература:

  1. :Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду. Старшая группа»;
  2. Ушакова О.С. «Знакомим дошкольников с литературой»;
  3. Н. Нищева «Занимаемся вместе. Старшая группа»
  4. Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»;
  5. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Н.Н. Авдеева, Р.Б. Стеркина, О.Л. Князева;
  6. О. Князева «Безопасность. Старшая группа»;
  7. Куцакова Л. В. «Конструирование и художественный труд в детском саду»

Приложение №1

Загадки о зиме.

***

Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе нам время года

С морозным именем: (зима).

***

Падают снежинки,

Зазвенели льдинки.

И невидимый мороз

Щиплет уши, щёки, нос!

- Знаю, знаю я сама! –

Это к нам пришла (зима)

***

Время года, время года!

Когда спит кругом природа.

С золотыми берегами

Под пушистыми снегами.

 (Зима.)

***

С неба хлопья полетели…

Шубы белые надели

И дороги, и дома….

Начинается?  ( зима )

***

Наступает 

Белый сон...

Всё покроет

Белым он –

И деревья,

И кусты,

И деревни,

И мосты.

Каждый город,

Каждый дом

Спит

Под белым

Полотном.  (Зима )

***

Опять метели, непогода,

И снова снега кутерьма.

Но по душе нам время года

С морозным именем…(зима).

***

Твёрдый снег и держит нас,

Можно бегать… Крепок

(наст).

***

Закрутил буран снега –

Начинается (пурга).

***

Белая волчица

по дороге мчится,

Воет, копошится…

Спать в сугроб ложится

(Вьюга)

***

Н. Родивилина

По ночам людей пугает,

Зверем страшным завывает,

Вихрем кружит на пути –

Ни проехать, ни пройти.

Очень путники боятся

В снежной буре оказаться:

Не увидишь в ней друг друга.

Что же это? Это...(вьюга)

***

В холодильнике живёт.
Превращает воду в лёд.
Щиплет пальчики и нос
Это дедушка…
(мороз)!

 ***

Рисовать на окнах - мастер,

Но не требует фломастер... Щиплет нам зимою нос

Бодрый утренний …(Мороз)

 ***

Кто все лужи застеклил,

Озеро стеклом накрыл,

Разрешает на катках

Покататься на коньках?

(Мороз.)

***

Если дома я в тепле

Он рисует на стекле.

Если выйду погулять

Начинает приставать

Щиплет щёки, щиплет нос

Надоедливый   (Мороз.)

***

Одеяло белое не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

(Снег)

***

Белое покрывало,

С неба упало,

Всю зиму лежало,

Землю укрывало,

Весной солнце припекло,

В реку ручейком стекло.

(Снег)

***

Мягкий, летучий

Улёгся кучей.

Дворник бородатый

Гребёт лопатой.

(Снег)

***

Он на улице лежит,

По нему лыжня бежит.

Но едва лучи пригреют,

Он заплачет, потемнеет

И бегут ручьи в разбег,

Это тает зимний...(Снег)

***

Каменна страница.

Всяк на ней резвится.

Коньками делает следы,

А страница из воды.

(Лед)

***

На реке зимой Паркет

Прочный, скользкий, гладкий.

Хоть пляши на нём сто лет!

Вальсы и вприсядку.

Миновали холода-

Подевался он куда?

(Лед)

 ***

Пурга... и днём от тучи тёмка,

И змейкой стелется…(поземка).

Приложение №2

Пословицы и поговорки о зиме.

  • Как зима не злится, а весне покорится.
  • Зима без снега — лето без хлеба.
  • Год кончается, а зима начинается.
  • Снегирь прилетит — о зиме известит.
  • Зимой морозы, а летом грозы.
  • Зима — не лето, в шубу одета.
  • Зима с заморозков начинается, а капелями кончается.
  • Два друга — мороз да вьюга.
  • Зима лето пугает, да все равно тает.
  • Новый год к весне поведет: он год начинает и середину зимы отмечает.
  • Чем крепче зима, тем скорее весна.
  • Снег глубок — год хорош.
  • Живет и такой год, что на день семь погод.
  • Зима спросит, что твое лето приносит.
  • Осень богата хлебом, а зима снегом.
  • Зимний денек — воробьиный скок.
  • На Новый год день прибавился на заячий скок.
  • Готовь зимой телегу, а летом сани.
  • Береги нос в большой мороз.
  • Мороз невелик, да стоять не велит.


Приложение №3

«Зимушка – зима»71konstemzima

(консультация для родителей)

Наблюдения в природе:

  • побеседовать с ребенком о том, какое сейчас время года,
  • вспомнить названия зимних месяцев;
  • вспомнить вместе с ребенком признаки зимы (снег, иней, лед, сугробы, метель, морозные узоры, мороз);
  • учить ребенка видеть за окном, по пути в детский сад, называть зимние признаки;
  • во время прогулки рассмотреть зимнее небо, солнце, деревья (хвойные и лиственные), объяснить ребенку, почему хвойные деревья называют вечнозелеными;
  • рассказать, что происходит с животными и растениями зимой, как звери в лесу переносят холод и голод (медведь спит в берлоге, белка прячется в дупле, заяц поменял свою серую шубку на белую ит. д.);
  • вспомнить названия зимующих птиц (воробей, ворона, сорока, голубь); как ведут себя птицы зимой; как люди помогают птицам зимовать;
  • рассказать, как люди заботятся о домашних животных, птицах (помогают перезимовать);
  • рассмотреть с ребенком снег и лед, сравнить их.

Словарь ребенка должен включать слова:  зима, время года, стужа, заносы, зимние забавы, лыжи, санки, снежки, декабрь, январь, февраль, снег, снежинки, пурга, метель, лед, сосульки, холод; месяц, мороз, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, узоры, бахрома, снеговик, коньки, птицы (зимующие), кормушка, одежда( зимняя), снегопад, реки, озёра.

Слова – действия: замерзать; метёт, дует, завывает, падает, летит, кружится, морозит, подмораживает, засыпает, воет, рыщут, лепят, катаются, топят, зябнет, чистят, сгребают, скользят, скрипит, хрустит, сверкает, ложится, трещит.

Слова – признаки: морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, хрустящий, сверкающий, чистый, мокрый, колючий, рыхлый, мохнатые, меховые, шерстяные, скользкий, весёлые, мягкий, пушистый, ледяной, снежный, и т.д.

Рекомендуем дидактические игры и упражнения, в которые можно поиграть дома с вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме:

«Скажи какой, какая, какое, какие?»: (согласование прилагательных с существительными)

С нег (какой?) – белый, пушистый, холодный, мягкий, легкий, липкий, блестящий, серебристый, сверкающий, падающий, хрустящий; Сосулька (какая?) – длинная, ледяная, прозрачная… Зима (какая?) – снежная, морозная, холодная, злая, суровая, длинная, вьюжная; Снежинка (какая?) – легкая, белая, красивая, нежная, …Лед (какой?) - гладкий, блестящий, твердый, прозрачный, скользкий, снежинки (какие?)— белые, легкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные, Солнце (какое?) - … .Мороз (какой?) - …

«Назови ласково» (упражнение в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): елка – елочка, ветка - …веточка, снег - …снежок, сосна - …сосенка, иголка - …иголочка, зима - …зимушка, шишка - …шишечка, мороз — морозец, снеговик — … метель — метелица, холод —холодок, ветер - ветерок, лед -ледок, сосулька- ….., снежинка- …...., сугроб- …...., горка- ….., ком- …., санки — саночки, дерево — деревце, звезда — звездочка, солнце — солнышко, день — денек, ночь — ночка.75konstemzima

«Подбери предмет к признаку» (согласование прилагательных с существительными) Снежный – ком, … Снежная - … Снежные – заносы, … Снежное – поле, … .

 «Есть – нет» (родительный падеж единственного числа): есть снег — нет снега, мороз — … снеговик — … метель — … зима — … холод — … месяц — … день — … ночь — … снежинка — … снегопад — … снежок — …

«Один – много» (образование множественного числа существительных): снег — много снега, лед — льдов, много льда, звезда — ...звезд, день — ….дней, узор — ….узоров, ночь — ...ночей, снежинка — …..снежинок, снеговик — …..снеговиков, санки — ….санок, буря — ….бурь, вьюга —... вьюг, стужа -....стуж, холод.- ….холодов, забава — …..забав, мороз — …морозов, метель — ...метелей, зима — …зим, месяц — …месяцев, снегопад — …снегопадов, снежок — …снежка.

«Посчитай»: (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже): одна зима, две…, три…, четыре…, пять… Один месяц, два …, три …, четыре …, пять… (снежинка, Дед Мороз, снеговик, сосулька, сугроб, льдинка, снегопад, снежок, горка)

 «Назови действие» (подбор глаголов по смыслу)

Снег (что делает?) — ложится, сверкает, тает, блестит, идет, порхает, кружится, вьюга – воет, летает, злится, заметает… (снежинка, лед, ветер, метель, сосулька, мороз, град)

Прочитайте ребенку рассказ о зиме, а затем попросите его повторить вместе с вами. После осени наступила зима. Кругом лежит снег. Реки и озёра покрыты льдом. На улице мороз. Люди одевают тёплые куртки, шапки, варежки, обувают зимние сапоги.

Составление рассказа о зиме по плану.

Сказки для чтения

«Зимовье»

«Два Мороза»

«Морозко»

«Снегурочка»

«По щучьему веленью»

«Госпожа метелица»

«Лиса и заяц»

Желаем вам успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для старшей группы "Зима. Зимние забавы"

Продолжать знакомить детей с зимой, как временем года, с зимними видами спорта, с безопасностью во время зимних прогулок....

Краткосрочный проект в старшей группе. «Зима».

Краткосрочный проект в старшей группе.«Зима».Воспитатель: Алейникова Татьяна Викторовна.Участники проекта: Воспитатель,дети,родители.Вид:Фронтальный,краткосрочный,информационный.Срок реали...

Познавательно – творческий проект в старшей группе «Зимующие птицы»

   В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал ...

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

ПРОЕКТ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»...

проект для старшей группы "Зимующие птицы нашего края"

Краткосрочный познавательно-творческий проект, направленный на расширение и закрепление знаний о зимующих птицах нашего края....