Предметно-пространственная развивающая среда
статья

Терентьева Ольга Викторовна

   Вопрос организации предметно-развивающей среды  ДО на сегодняшний день особо актуален. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  Организация развивающей предметно-пространственной среды в формулировке требований ФГОС ДО - это прежде всего: образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

   Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком, материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

   Организация  развивающей среды в ДО, с учетом ФГОС, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.                                                                                                     

Размещение оборудования по (центрам развития) позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

   Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику (эргономика – наука о технике, психологии, физиологии того, как люди взаимодействуют со своей рабочей  средой) современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.  

  Введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС. Поэтому необходимо систематически проводить анализ состояния РППС с целью привидения ее в соответствие с ФГОС, а также в соответствие  с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Тема «Развивающая среда в условиях ФГОС  ДО»

   Вопрос организации предметно-развивающей среды  ДО на сегодняшний день особо актуален. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.  (Слайд 2)

При создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации (далее–РППС ДОО) необходимо обеспечить реализацию:

образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учѐта индивидуальных особенностей детей;

 двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;

различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.

(Слайд 3) Организация развивающей предметно-пространственной среды в формулировке требований ФГОС ДО - это прежде всего: образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

  Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком, материалами, оборудованием и инвентарем) для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

  (Слайд 4) Ещё  выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития  личности, считая, что, благодаря ей,  ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности.

 Роль взрослого заключается лишь в правильном  моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка.

 (Слайд 5) Организация  развивающей среды в ДО, с учетом ФГОС, строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.                                                                                                      

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.    

Размещение оборудования по (центрам развития) позволяет детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.

(Слайд 6) При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования следующих документов:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 29.12.2012No 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 02.07.2013 No 185«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"»;

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 No 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

Письмо Минобрнауки России 28.02.2014 No 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»;

Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования РФ от 17 июня 2003 года;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 No 26 «Об утверждении  СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от19.12.2013. No 68 «Об утвержденииСанПиН2.4.1.3147-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда»;

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждѐннаяПрезидентомРФ 04.02.2010No Пр-271;

Письмо Минобразования России от 17 мая 1995 года No 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играми игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждении "О психолого-педагогической ценности игр и игрушек"»);

Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 No1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»;

Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 No 03-51-46ин/14-03

«О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

В каждой ДО развивающая предметно-пространственная среда обладает свойствами открытой системы и выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции.
   Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности, а также возможность свободно заниматься любимым делом.

Размещение оборудования по центрам развития  позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.    

Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность:
- развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели;
- предметы для опытно-поисковой работы - магниты, увеличительные стекла,
пружинки, весы, мензурки;
- большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.
     Основными  составляющими при проектировании развивающей предметно-пространственной среды в группе являются: пространство, время, предметное окружение. Проектирование среды с использованием таких составляющих позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребёнка в среде. Успешность влияния развивающей среды на ребёнка обусловлена её активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса предполагает свободу передвижения ребёнка. В среде необходимо выделить следующие центры для разного вида активности:

активный сектор (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
- центр игры
(Слайд 7)
- центр конструирования  
(Слайд 7)

- центр двигательной деятельности (Слайд 8)
- центр музыкально- театрализованной деятельности.
(Слайд 9)
Спокойный сектор:
- центр книги
(Слайд 10)
- центр отдыха
 (Слайд 11)
- центр природы.
Рабочий сектор (занимает 25% всей группы), и включает в себя:
- центр познавательной и исследовательской деятельности
- центр продуктивной и творческой деятельности
(Слайд 12)
- центр правильной речи и моторики.

В процессе взросления ребенка все компоненты (игрушки, оборудование, мебель) развивающей предметно-пространственной среды также необходимо менять, обновлять и пополнять. Как следствие, среда должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

ФГОС ДО с учетом корректив, вносимых временем и реальной действительностью, определяет следующие требования к организации РППС. (Слайд 6)

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

     содержательно-насыщенной, развивающей;

     полифункциональной;

     трансформируемой;

     вариативной;

     доступной;

     безопасной;

     здоровьесберегающей;

     эстетически-привлекательной.

(Слайд 7,8,9) Насыщенность – наличие материалов для продуктивных видов деятельности, игрушки, дидактический материал.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому», как ценному самому по себе).

Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Необходимы материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре. Важно иметь большое количество «подручных» материалов (веревок, коробочек, проволочек, колес, ленточек, которые творчески используются для решения различных игровых проблем).                                   В группах старших дошкольников необходимы так же различные материалы, способствующие овладению чтением, математикой: печатные буквы, слова, таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности.
    Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы, стимулирующие развитие широких социальных интересов и познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы, проспекты.
     Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

 (Слайд 10-11-12-13)  Полифункциональность, т.е. возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы).  

Мягкие игровые модули: 

  • безопасны;
  • практичны;
  • многофункциональны;
  • долговечны.

 Мягкие модули способствуют развитию у детей цветового восприятия, внимания и моторных навыков. Любой из модулей может использоваться в оформлении интерьера и в организации детских игр.

                                          Детская игровая мебель

   Наборы предназначены для игры и отдыха детей.  Игровая мебель может использоваться для групповых занятий с воспитателем, она позволяет создать уютную и непринужденную обстановку в игровой комнате.

                                          Детские спортивные наборы

    Спортивные наборы предназначены для развития координации движения, повышает уровень двигательной активности, учат ориентироваться в пространстве. Также с помощью данных наборов происходит развитие творческих и познавательных способностей.

                                     Детские игровые наборы

   Наборы составлены из мягких деталей. Способствуют развитию у детей цветового восприятия, внимания и моторных навыков. Отсутствие острых, твёрдых углов обеспечивает безопасность. 

        (Слайд 14-15-16,17,18)  Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:

´от образовательной ситуации;

´от меняющихся интересов детей;

´от возможностей детей.

Настенные панели (украшают интерьер и экономят место в группе)

Все просто. Каждая панель надежно крепится к стене 5-ю дюбель гвоздями. Узор собирается по дизайн-проекту.

Ровные ряды одинаковых отверстий обеспечивают вентиляцию (чтобы стена «дышала») и фиксацию крепежных крючков на удобной высоте. 

На готовой поверхности Вы легко размещаете все, чем прежде только собирались оформить стены: стенды, бизиборды, магнитные игры, детские рисунки и поделки. Даже телевизор повесить можно и шведскую стенку прикрутить!

   Бизиборд – это довольно большой лист фанеры, к которому прикручиваются всевозможные  крючочки, замочки, щеколды, валики, счеты, шнуровки, ручки.  В принципе, наполнение такой доски может быть совершенно произвольным, в качестве ее элемента может быть использован абсолютно любой предмет, который вызовет у ребёнка интерес и не причинит ему вреда.

                               Цели и задачи развивающей доски

Бизиборд предназначен для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работа с модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.

Доска помогает развить мелкую моторику, координацию движения, внимание, фантазию, усидчивость, творческое и логическое мышление, помощь в освоении бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности малышей. Преследуя цель развития детской мелкой моторики, на корпус доски накладывают материалы различной фактуры. Маленькие пальчики будут ощупывать резиновые шарики, пластмассовые колёсики, фетр, кусочек шерстяной вязки и нанизанные бусины. Каждый из таких предметов подарит малышу новые ощущения и разнообразит его представление об окружающем мире.

    (Слайд  19,20,21,22,23)  Вариативность - наличие различных пространств;

´периодическая сменяемость игрового материала;

´разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми;

´появление новых предметов.

    (Слайд 24-25)   Доступность среды предполагает:

´доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

´свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности;

´исправность и сохранность материалов и оборудования.

 (Слайд 26-27)  Безопасной - соответствие всех элементов РПП среды по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты соответствия (в помещении не должно быть опасных предметов: острых, бьющихся, тяжелых; углы должны быть закрыты). 

Форма и дизайн предметов ориентированы на безопасность детей.

Требования к размещению оборудования в помещениях дошкольных образовательных организаций по САНпину

    Детская мебель и оборудование для помещений, поступающие в дошкольные образовательные организации, должны быть изготовлены из материалов, безвредных для здоровья детей и иметь документы, подтверждающие их происхождение и безопасность.

    Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возраста следует использовать только в качестве дидактических пособий.

     Здоровьесберегающей - организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели здоровья детей, их психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально-потребностной сферы.

    (Слайд 28)  Эстетически-привлекательной - яркой, красочной, привлекательной. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми тонами.

Предметно-пространственная развивающая среда в младшем дошкольном возрасте

         

        (Слайд 29,30)  В младших группах в основе замысла детской игры лежит предмет, поэтому взрослый каждый раз должен обновлять игровую среду (постройки, игрушки, материалы ), чтобы пробудить у малышей любопытство, познавательный интерес, желание ставить и решать игровую задачу. В групповой комнате необходимо создавать условия для самостоятельной двигательной активности детей: предусмотреть площадь, свободную от мебели и игрушек, обеспечить детей игрушками, побуждающими к двигательной игровой деятельности, менять игрушки несколько раз в день.

    (Слайд 31-32-33)  ППР среда в среднем дошкольном возрасте

             Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

       (Слайд 34-35-36)    ППР среда в старшем дошкольном возрасте

            В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. В старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры.

                Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику (эргономика – наука о технике, психологии, физиологии того, как люди взаимодействуют со своей рабочей  средой) современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда (Слайд 37).

Введение ФГОС ДО, создает благоприятные условия для ребенка-дошкольника и активизирует переход дошкольного образования на новый высокий уровень организации деятельности в целом. Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с ФГОС. Поэтому необходимо систематически проводить анализ состояния РППС с целью привидения ее в соответствие с ФГОС, а также в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов к педсовету "Особенности организации предметно - пространственной (эколого - развивающей) среды в детском саду.

Эколого-развивающие пространства - это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой, ...

Консультация для воспитателей «Организация предметно-пространственной математической мини-среды в группах» 06.05.2019г.

Консультация для воспитателей«Организация предметно-пространственной  математической  мини-среды в группах»  06.05.2019г....

«Проектирование предметно пространственного компонента образовательной среды как ключевой фактор личностного развития детей дошкольного возраста».

Актуальность проекта заключается в необходимости усиления мотивации личностного развития детей дошкольного возраста. Поэтому в рамках деятельности инновационной площадки «Теория и практика социа...

Требования к организации развивающей предметно-пространственной и образовательной среды в свете ФГОС.

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей  сред...