Решение педагогических ситуаций
картотека

Шаркова Любовь Александровна

Педагогические ситуации и способы их решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskie_situatsii.docx18.4 КБ

Предварительный просмотр:

Решение педагогических ситуаций

Ситуация 1.

Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу. Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.

Вариант 1.

Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.

Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.

Вариант 2.

Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.

Вариант 3.

Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать «переселить» их в другие шкафчики.

Ситуация 2.

Летом дети встречают своих родителей на площадке. До прихода родителей дети играют в «Догонялки». Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к воспитателю и говорит, что Олег ее стукнул.

Вариант 1.

Объяснять правила игры до ее начала. Обговаривать с детьми правила безопасности.

Бегущие дети должны смотреть вперед и уворачиваться от других детей, чтобы избежать столкновения.

Вариант 2.

Если столкновение произошло, не надо сваливать вину на другого. Виноваты оба, т.к. не смотрели вперед. Остановить игру, успокоить детей.

Вариант 3.

Обратиться за помощью к другим играющим детям, чтобы выяснить, как все произошло. Успокоить и пожалеть детей, ещё раз напомнить правила безопасности во время бега.

Ситуация 3.

Ребенок обладает очень хорошей памятью, поэтому легко запоминает информацию, тексты, песни. При проведении праздников исполняя свою роль, суфлирует роли других персонажей, чем мешает другим детям проявить себя, нарушает ход праздника.

Решение:

Дать ребенку особую роль – суфлер. «Твоя задача: следить за тем, чтобы дети не забывали свои слова во время выступления. Если ребенок забыл, ты ему тихонько подсказываешь».

Беседа с ребенком до праздника «Как ведёт себя настоящий артист».

Заинтересовать ребенка другими видами деятельности.

Работа с родителями. Выяснить, как относятся родители к такому поведению ребенка. Если родитель не осознает проблему, то найти точки соприкосновения по вопросам формирования адекватной самооценки.

Ситуация 4.

3.  Мама: Почему у тебя одежда мокрая?

Дима:  Мы лепили из снега постройки. Воспитательница сказала, что я очень старался.

Мама:  не слушая сына : «Сколько раз тебе говорить – клади варежки и штаны на батарею».

Дима: Я ещё дома попробую такую птичку сделать.

Мама: Пойдёшь в мокром.

Дима замолчал и стал неохотно одеваться.

 «Почему не состоялся диалог мамы и ребенка? Что можно посоветовать маме в такой момент?

Ситуация 5.

Почему, зная правила поведения, дети часто их нарушают?

В поведении Мити (5 лет), мальчика очень активного, энергичного, интеллектуально хорошо развитого , воспитательница заметила два психологических факта:

1. Его стремление командовать сверстниками.

2. Его неумение выслушивать не очень складную речь сверстников

Сделайте прогноз: как могут развиваться взаимоотношения Мити со сверстниками в дальнейшем.

Ситуация 6.

При работе с рисунком в тетради , после анализа двух рисунков педагог проводит «графический диктант» такого вида:

- Елку на рисунке справа закрасьте зеленом цветом, на рисунке слева – синим цветом.

Один ребенок говорит: «Что синих елок не бывает».

Решение.

Педагог должен объяснить ребенку, что бывают ели, которые называются «голубыми», они имеют голубой оттенок.

После занятия всем детям показать иллюстрацию «голубой» ели.

Если на участке детского сада есть « голубая» ель, том можно провести наблюдения за елью.

Педагог при таких проблемных ситуациях должен опираться на достоверные источники.

Ситуация 7

Перед занятием педагог готовит рабочие места для начала занятий. Он раскладывает на столы для каждого ребенка математические кассы.

Все дети рассаживаются на свои места. Начинаются занятия. Но неожиданно приходит один ребенок после болезни. Для него педагог не приготовил пособие.

Решение.

У педагога должен быть приготовлен лишний набор для занятий.

Если такого нет, то педагог ребенка сажает с другим ребенком за один общий стол и продолжает занятие.

А родителям ребенка нужно объяснить, что нужно позвонить в детский сад и предупреждать заранее, что они выходят после болезни.

Попросить родителей, чтобы они больше не опаздывали в детский сад.

Ситуация 8

В средней группе на занятиях по ФЭМП систематически мальчик Алеша не может сосредоточиться, мешает детям, роняет со стола счетные палочки, болтает сам с собой, материал занятий усваивает плохо.

Алеша и на других занятиях отличается активным поведением, неспособностью сосредоточиться и правильно выполнить указания воспитателя.

Выход: в ходе педагогического наблюдения воспитатели заметили, что Алеша очень любит динозавров: всегда приносит игрушки-динозавры в садик, знает чем питаются динозавры и другие пресмыкающиеся. Для решения проблемной ситуации воспитатели выработали схему поведения с Алешей: во время свободной деятельности детей подходить к Алеше на 1-2 минуты с заинтересованными вопросами, уделяя ему положительное внимание: "Почему тебе нравятся динозавры?", "А чем питается такой динозавр?", "А что ест эта змея?", "Нравится ли тебе кубик такого цвета?", т.е. проявлять заинтересованность Алешей.

Кроме того, на уроке ФЭМП были использованы следующие пособия: набор картинок динозавров, дети считали их до 5. Алеше было разрешено поставить своих динозавриков на стол и считать их тоже. При знакомстве с треугольником дети выкладывали из палочек дом для динозавра, в качестве палочек использовались маленькие веточки деревьев.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

В деятельности воспитателя детского сада встречается множество педагогических задач, большинство из которых не имеют контрольного ответа. Для решения проблем, особенно педагогических, необходим жизнен...

Педагогические ситуации и их решение

Здесь описываются различные педагогические ситуации, которые встречаются в повседневной жизнив детском саду, а также варианты решений данных ситуаций....

Педагогические ситуации.Нетрадиционное решение педагогических проблем.

Нетрадиционное решение педагогических проблемСТРОЕВА Н.С., Педагогической ситуацией, по Ю.П. Азарову, считается конкретное положение, сложившееся в сфере взаимоотношений воспитателя и воспитанник...

Решение педагогических ситуаций

Решение педагогических ситуаций...

Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений....

Семинар-практикум для молодых педагогов на тему "Методика решения педагогических ситуаций"

Участвуя в семинаре-практикуме, молодые педагоги учатся решать разные педагогические ситуации  с детьми, родителями, коллегами....

Сборник примеров и решений педагогических ситуаций для педагогов дошкольных образовательных учреждений

В данном сборнике представлены педагогические ситуации, часть из которых сопровождается вариантами решения...