Коллекционирование - за и против
статья

Карпенко Евгения Владимировна

Коллекционирование (от латинского collectio-собирание, сбор) целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательный и художественный интерес. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kollektsionirovanie.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

«Коллекционирование: за и против»

Коллекционирование (от латинского collectio-собирание, сбор) целенаправленное собирательство разнообразных предметов, объединенных по определенным признакам и представляющих познавательный и художественный интерес. Выделяют научное, учебное и любительское коллекционирование [1. Стр 13].  

Основные виды: филателия-марки; конверты-филокартия; открытки-филумения; спичечные этикетки-фалеристика и т.д. Любой вид коллекционирования может принести реальную пользу для развития личности, если он не является бездумным накопительством предметов. Коллекционирование считается некоторыми учеными одним из основных рефлексов человека и важной характеристикой развития общества. Интересные мысли о психологической природе коллекционирования высказал известный физиолог, академик И.П.Павлов: «...рядом с ничтожностью цели, всякий знает ту энергию, то бесконечное, безграничное самопожертвование, с которым коллекционер стремится к своей цели. Как после известного промежутка в еде, влечет к новому приему пищи…». Первыми коллекционерами считаются правители и философы античности. Аристотель собирал коллекцию растений, Юлий Цезарь – драгоценные камни и чеканную посуду, статуи, картины.

В наше время чрезмерное распространение нашел следующий подвид коллекционирования – потребительское. Всякий раз, заходя в общественные места: остановочные комплексы, кафе, кинотеатры и т.п. мы встречаемся глазами, ушами с агрессивными рекламными призывами, предлагающими покупать больше, чаще приобретать. Дети в силу своих возрастных, психологических характеристик весьма подвержены подобному натиску. Родители, пытаясь доказать свою любовь, скупают в огромных количествах киндер-сюрпризы, кукол Лол и т.п. Все это приобрело массовый характер, породило поколение «шопоголиков», желающих во чтобы то ни стало утолять свою прихоть все новыми приобретениями.

 Раньше ребенок пытался назвать свою игрушку человеческим именем или уменьшительно-ласкательной формой какого-либо другого, привлекательного слова, сейчас многие даже не успевают этого сделать, на подходе уже новый дар. Любопытна природа подобных коллекций. С одной стороны это можно отчасти назвать «лудофильством» (от латинского «ludens»-играющий) родителей, с другой стороны  коллекционирование, как проявление стремления к накопительству [2.стр. 28],  а также одна из форм существования обменных операций в детском сообществе [4,стр. 2]. Насколько глубоким станет этот рефлекторный позыв зависит, безусловно, от окружения, люди помогают ребенку иной раз сделать выбор «осмысленности приобретения». Семья, являясь для ребенка первичным институтом социализации, ставит перед собой задачу-быть сдерживающим фактором, помогающим обуздать «потребительскую жажду».  Ориентируя ребенка в окружающем мире, необходимо сознавать, в чем заключается подлинность интереса. Накоплению игрушек можно противопоставить наблюдение за живыми объектами, явлениями природы, их разнообразием и сходством. Коллекционирование такого плана поможет ребенку разобраться в основах анализа и синтеза, умению выделять главное в «море» информации, доводить начатое дело до логического конца. В практической работе педагога находит применение такой вид коллекционирования, как лингвистическое. Оно помогает развивать в ребенке творческие задатки и обогащать словарный запас. Вежливые слова оформляются сердечками, зимние-снежинками, осенние –разноцветными листьями и т.п.

В нашем детском саду работа проводится при деятельном участии родителей. С их помощью были организованы мобильные выставки таких коллекционных экспонатов как почтовые марки и значки. В подготовительной группе созданы малые объединения, которые входят воспитанники и их родители. Деятельность организована в форме семейных клубов «юный филателист» и «Интересно о нумизматике». Создание подобного рода объединений, направленно на улучшение имиджа учреждения в глазах родителей, побуждение возникновения интереса к познавательной деятельности, формированию зачатков коммуникационной культуры, повышению заинтересованности каждого в завершённости любого деяния.

Список использованной литературы:

1.Бим-Бад Б.М.Педагогический энциклопедический словарь. М.,  2002., с.123;

2.Каган М.С. Философия культуры (М.С.Каган; Академия гуманитарных наук и др.-СПб.: Петрополис, 2016., 415с.);

3.Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии или реальность. М., 2006;

4.Кон И.С. Социологическая психология.  М., 2008., с.18.                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы "Воспитание у детей интереса к коллекционированию"

В статье представлен опыт работы с детьми по созданию коллекций. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес....

Коллекционирование в группе детского сада.

Методическая разработка о пользе коллекционирования в ДОУ....

Коллекционирование как средство развития творческих способностей детей.

Рекомендации по развитию креативности детей дошкольного возраста с помощью коллекционирования....

Коллекционирование

Статья о коллекционировании...

Коллекционирование - как средство развития психических процессов и речи детей

Использование коллекционирования для формирования психических процессов и развития речи детей....

Коллекционирование как форма организации образовательного процесса

Малыши-дошкольники, как правило, еще не способны коллекционировать что-либо целенаправленно. И задача взрослых не только увлечь детей идеей создания коллекции, но и всячески помогать им в этом. ...

Консультация для родителей "Вакцинация против гриппа: за и против"

Что такое грипп? Нужно ли делать прививку против гриппа?...