Статья из опыта работы "Воспитание у детей интереса к коллекционированию"
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

В статье представлен опыт работы с детьми по созданию коллекций. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nashi_kollekcii_2.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                       (из опыта работы)

Воспитатель Шуваева С.В.

«Воспитание у детей интереса к коллекционированию»

 «Кто имеет увлечение, проживает две жизни»

(китайское изречение)

Тяга к собирательству заложена в детях самой природой. Познавая мир, они приносят домой все, что их заинтересовало – листики, камушки, ракушки, стеклышки, фантики от конфет и прочие всякие вещи. Нужные с точки зрения ребенка. Родители же, как правило, не очень разделяют детскую страсть и просят малыша приносить с улицы поменьше мусора. Однако с такого невинного собирательства начинается полезное во всех отношениях хобби – коллекционирование. Именно оно может стать замечательным увлечением, объединяющим родителей и ребенка.

Коллекционирование можно считать семейным хобби, поскольку вместе с детьми, раскладывая свои экземпляры по альбомам или коробочкам или просто любуясь своей коллекцией, вы приятно проводите время, общаетесь. Но, к большому сожалению, в  современное время интерес к коллекционированию ослаб, взрослые не поощряют детей, не интересуются, что ребенку интересно и что хотелось бы им собирать. А дошкольники, как правило, еще не способны самостоятельно  коллекционировать что-либо целенаправленно. Коллекционированием нужно управлять. Самый верный способ привлечь внимание детей к чему-либо - самому взрослому проявить к этому интерес. И задача нас взрослых не только увлечь ребенка идеей создания коллекции, но и всячески помочь ему в этом. Поскольку польза от такого рода занятий неоспорима. Почему?

Во-первых, собирая коллекцию, ребенок занимается познавательно-исследовательской деятельностью, т.е. у него возникает желание побольше узнать о предметах своей коллекции.

 Во-вторых, таким способом ребенок тренирует память, внимание, целеустремленность, интеллект, у него развивается аккуратность, бережливость.

В-третьих, показывая свою коллекцию друзьям, обмениваясь с ними интересными экспонатами, ребенок учится общению, умению поддержать беседу. Ну и, наконец, коллекционирование украшает нашу жизнь, делает ее полнее и разнообразнее.

Началом нашего коллекционирования в группе стала подготовка к проекту на тему: «Волшебный мир бумаги», где мы вместе с детьми и их родителями подбирали различные образцы бумаги для создания коллекции.

В процессе собирания материалов для проекта, закреплялись знания детей о свойствах и качествах бумаги, ее назначении, они узнавали что-то новое для себя из истории возникновения бумаги, ее производстве. Ребята обратили внимание  на то, как много вещей делают из бумаги: открытки, марки, календари, этикетки и т.д.  Я принесла из дома в группу коллекции открыток, марок, календариков, которые когда-то еще в детстве собирала сама.  Дети с интересом рассматривали их, делились впечатлениями, говорили, что дома у них тоже есть различные коллекции. И я попросила родителей представить некоторые из них. Семья Алеши Ш. оформила коллекцию фантиков, семья Алины К. коллекцию открыток о собаках, семья  Димы А. коллекцию карманных календариков о цирке.  Конечно, родители оказали большую помощь в создании и проведении проекта. Привлечение их к работе над проектом создало дополнительные возможности для всех участников проекта. Их помощь  в подборе и оформлении материалов трудно переоценить. Родители вовлекались в выполнение домашних заданий, создании совместных с детьми семейных коллекций.

Так мы все вместе создали еще «дочерние» бумажные  коллекции: коллекцию фантиков, спичечных этикеток, открыток,  почтовых марок, карманных календариков, поделок «оригами», которые были представлены на выставке «Волшебная бумага».

Было очевидно, что использование проектной деятельности помогает объединению всех участников ее (детей, родителей, педагогов).

Этот проект создал хороший микроклимат между всеми участниками. Как интересно нам было все делать вместе: экспериментировать, узнавать новое, делиться информацией, впечатлениями, что-то создавать, делать поделки…

Даже начальный этап этой работы показал, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Хочется отметить еще один  положительный результат этой работы: благодаря участию родителей, их дети испытывали чувство гордости,  у них повышалась самооценка, наблюдалось значительное продвижение в развитии. Глядя на то, с каким интересом дети занимаются коллекционированием, мне очень не хотелось останавливаться на этом.                              

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование и собирательство – очень увлекательный процесс для детей и взрослых, но,  в то же время серьезный и кропотливый, надо  вначале поддержать и направить познавательную деятельность ребенка, потому как стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию (а в дальнейшем умение доводить начатое дело до конца) зависит от того, культивируют взрослые это отношение к собирательству или относятся к нему равнодушно.

Следовательно, помощь родителей просто необходима.

  Для выяснения позиции родителей я провела сначала  анкетирование. Результаты анкетирования показали, что в 74% семей родители увлекались в детстве коллекционированием (собирали марки, календарики, стекляшки, солдатиков, машинки, кукол, фото актеров, открытки, игрушки из киндер сюрпризов, фантики…), 11%от общего числа опрошенных в настоящее время занимаются коллекционированием (открытки, машинки, фигурки животных). В 46% семей положительно относятся к коллекционированию, поощряют интерес ребенка к собиранию каких-либо предметов, создают доброжелательную атмосферу, оказывают помощь ребенку (покупают энциклопедии, раскраски, оформляют вместе коробки для коллекций). Но есть семьи – 64%, в которых родители частично интересуются увлечением ребенка, занимая позицию “чем бы дитя ни тешилось…”, или же вообще не проявляют интереса к увлечениям ребенка, не поощряют, не помогают, считая коллекционирование бесполезным занятием.

  Поэтому, подведя итоги анкетирования, я дала родителям консультацию на тему: «Детское коллекционирование», где рассказала им о том, какую роль играет коллекционирование в жизни ребенка, что создание коллекций даёт возможность каждому ребёнку взаимодействовать с миром вещей и миром людей, удовлетворяет возрастные потребности детей в познании окружающего мира, даёт ребёнку авторитет среди сверстников и уверенность в своих силах. А   самое главное- это проведенное вместе «качественное» время детей со своими родителями.

Таким образом,  коллекционирование прочно вошло в проективную деятельность нашей группы. С рождением новых проектов рождались и

новые коллекции. Наши коллекции принимали все новые и новые формы. Родители вместе с детьми собирали иллюстрации,  фигурки животных разных стан, транспорт, времена года, создавали альбомы на темы: «В мире животных», «Наши домашние друзья». 

Например: при подготовке проекта «Осень - чудная пора», дети вместе с родителями собирали коллекции листьев деревьев.  Для проекта о транспорте семья Ильи К. представила коллекцию машинок «Виды транспорта».  Семья  Насти А. показала свою коллекцию пуговиц для проекта «Одежда». К новогоднему празднику семья Данилы Б. подготовила коллекцию елочных игрушек.  Великолепная коллекция наград и фотографий  семейной хроники воевавшего прадеда была представлена семьей Антона К. при подготовке к проекту «Никто не забыт, и ничто не забыто», посвященному празднованию 65-летия со Дня Победы. А семьи Ксюши Г. и Матвея М.  собрали экспонаты для выставки, посвященной 50-летию со дня  первого полета человека в космос «В космических просторах». После летнего отдыха дети с удовольствием показывали привезенные с мест отдыха  необычные камни, ракушки. Не трудно представить, сколько полезных навыков приобретает юный коллекционер! Ведь ему нужно будет не просто показать экспонаты, но и рассказать о них что-нибудь интересное, а значит, подготовиться к такому рассказу заранее. Возможно, кто-то из друзей малыша тоже захочет собрать свою коллекцию.

 Детям  интересно было рассматривать камешки, ощупывать, раскладывать камни по цвету, размеру, весу.  Мы не только читали интересные рассказы про них, но использовали этот материал на занятиях по математическому развитию, проводили с ними опыты. Таким образом, еще одним достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с занятиями по формированию элементарных математических представлений, познанием окружающего мира, экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

В настоящее время в группе собраны коллекции бумаги, фантиков, камней, ракушек, листьев, шишек, семян и плодов растений, динозавров, тигрят, марок, спичечных этикеток, пуговиц, открыток, карманных календариков разных серий,  коллекция “Это интересно” (фотографии животных, птиц, обитателей подводного мира), положено начало коллекции из киндер-сюрпризов.

В дальнейшем хотелось бы собрать с детьми и их родителями коллекцию изделий народных промыслов и коллекцию  ручек. Эти коллекции позволили бы приобщить детей к истокам русской культуры, и познакомить детей с историей создания и усовершенствования таких привычных для нас предметов, как ручка.

 Наш пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.

Очевидно, что  хобби  способствует объединению всей семьи – каждый старается внести свою лепту в коллекцию малыша..  А потому, если ребенку нравится собирать гербарий, спичечные коробки, фигурки из шоколадных яиц или что-нибудь еще, родителям стоит этот интерес всячески поощрять и поддерживать – вреда от такого хобби точно не будет! Вне зависимости от того, что является предметом коллекционирования, это хобби развивает у ребенка массу полезных качеств – аккуратность, терпение, настойчивость, пробуждает интерес к истории, географии, искусствоведению или родной природе.  

Но не следует забывать, что наша задача, задача взрослых  - помогать малышу, проявлять заинтересованность и оказывать всяческое содействие его начинаниям. Иначе интерес может легко угаснуть. Такой уж это возраст…

                                           Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: «Несколько способов по привитию детям интереса к книге».

Статья: «Несколько способов по привитию детям интереса к книге».Автор: Юшковец Валентина Владимировна, воспитатель, СП-д/с «Чайка», ГБОУ СОШ с. Утёвка, Нефтегорский р-он, Самарская обл.Описание матери...

Статья из опыта работы "Здоровые дети - наше будущее!"

Статья об организации здоровьесбережения в детском саду....

Статья из опыта работы: "Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду"

Статья из опыта работы: "Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду"...

Статья для родителей :"Воспитание у детей интереса к совместным играм"

Статья для родителей:"Воспитание у детей интереса к совместным играм"...

Статья из опыта работы "Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ"

Статья для педагогов, работающих в группах раннего возраста....

Консультация для педагогов "Развитие познавательного интереса у детей с помощью коллекционирования".

Для формирования познавательной активности старших дошкольников это направление представляет большой интерес. Ведь устойчивый познавательный интерес — признак готовности ребенка к школьному обуч...


 

Комментарии

Андреева Елена Викторовна

Очень интересный материал! Попробуем использовать его в своей работе! Спасибо!