Методическая разработка "Первые уроки патриотизма."
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Дмитриева Светлана Витальевна

Данная методичская разработка создана для реализации задач патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Имеет тематическое планирование по месяцам, рассчитана на реализацию со средней группы, в рамках приобщения к патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pervye_uroki_patriotizma.docx59.28 КБ

Предварительный просмотр:

Первые уроки патриотизма.

Актуальность: В ходе изменения общественно – политического строя нашего государства, особенно на постсоветском пространстве стала утрачиваться линия воспитания гражданственности, любви к отечеству и уважению к своему историческому прошлому, лишь после так называемых «нулевых» в педагогическом пространстве стало активно развиваться патриотическая линия воспитания детей. Особенно это актуально для детей дошкольного возраста, так как в этом сензитивном периоде закладываются основы понимания и осознания ребенком себя как члена общества, государства в целом, принадлежности.

Данная тема очень актуальна  на современном этапе, так как уходит в прошлое доблестные победы нашей великой Родины, на современном медийном пространстве процветают искаженные информационные потоки о исходе Второй мировой войне, о подвиге Советского народа. Совсем близкий пример события в Украине.

Патриотическое воспитание в детском саду – это сложная социально – психологическая деятельность, связанная с передачей жизненного опыта от поколения к поколению, с целенаправленной подготовкой человека к созидательному труду на благо Родины, к защите ее интересов. Суть патриотического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.                                                                                                                  К сожалению, в методической литературе освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности, и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и приумножить богатство своей страны.

Цели:

  • Воспитание маленького гражданина своей страны.

Задачи:

  • Знакомить детей с историей страны, ее героическим прошлым.
  • Воспитывать патриотические чувства: сострадание, сопереживание, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, гордость за них.
  • Привлекать детей и родителей и педагогов для выступлений в творческих композициях, концертах , патриотических агитбригадах .
  • Воспитывать у детей чувство любви  и уважения к Родине и ее подвигам.
  • Поддержка сетевого взаимодействия между педагогами и социальными партнерами микрорайона по вопросам патриотического воспитания детей.

Модель патриотического воспитания;

        

Далее, привожу  план перспективного планирования по патриотическому воспитанию на год.  План рассчитан для детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Музыкальное искусство , как часть культуры народа представляет собой особую художественно – коммуникативную, образовательную и развивающую систему, и как показывает опыт, является действенным средством воспитания  личности ребенка. Идеальный инструмент в руках умелого педагога для развития патриотических чувств у ребенка дошкольного возраста, так как музыкальное искусство – это вариативность, импровизация, синкретизм способов коммуникативного общения (слово, музыка, движение). Через музыкальный репертуар можно формировать маленького гражданина своей страны.

В ходе многолетней работы, я пришла к выводу, что детям 4,5 лет уже можно вводить отдельные элементы патриотического воспитания, формировать пред эталоны   понимания и осознания себя, как гражданина собственной страны.

Далее я хочу поделиться системой работы по патриотическому воспитанию, это некий принцип, по которому очень удобно работать в течении года, а конкретно в перспективном планирование вы можете указывать подробный материал (музыкальный репертуар, ЭОР, танцы и тд.), с которым вы будете работать.

Система по патриотическому воспитанию музыкального руководителя..

Средняя группа

Тема

Программное содержание

Работа с детьми

сентябрь

Мир вокруг нас

Формировать представление о мире, разных странах мира, России, себе, как о полноправных гражданах России.

Воспитывать в детях  патриотические чувства.

Беседа о разных странах и их жителях.

Знакомство с фольклорным репертуаром, (танец, песня).

Слушание народной музыки разных стран.

октябрь

Наша страна - Россия

Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России, как о родной стране.

Воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия».

Беседа о Родине, чтение стихотворений, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций.

Разучивание репертуара (танцев, песен, оркестра) фольклорного жанра

Как жили славяне

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой.

Беседа об историческом прошлом России, «русские былины» в мульти – медия. Знакомство с русским народным костюмом, с предметами русского народного быта.

Вечера досугов в фольклорном стиле.

ноябрь

Разноцветные люди

Воспитывать дружелюбное, уважительное отношение детей к людям разных национальностей, продолжить формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны.

Доказать сходство всех детей в мире независимо от национальности.

Беседа о детях разных национальностей, чтение стихов, литературных произведений.

Рисование под музыку на тему: «Мир вокруг нас» (музыка разных народов мира и разных композиторов).

«День толерантности»

Подвижные игры детей разных стран.

декабрь

Что значит быть гражданином?

Уточнить представление детей о России как о родной стране.

Беседа о правах маленького человека.

январь

Малая родина.

За что мы любим свой Металлострой?

Уточнить знания детей о родном городе.

Формировать понимание выражения «малая родина».

Воспитывать патриотические чувства.

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Слушание музыки о родном крае, создание творческих композиций (танцевальных, музыкально – ритмических (игра на ДМИ), ) посвященных родному поселку.

День Защитников Отечества

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины.

Праздник «День Защитника Отечества», разучивание песен, танцевальных композиций, слушание музыки на тему защитника Родины, военные марши

Спортивный праздник «Русские богатыри»

март

Первые страницы боевой славы нашей Родины

Воспитывать уважение к прошлому своей Родины, а так же бережное отношение к памяти о подвиге русского народа.

Знакомство детей на музыкальном репертуаре с историческим прошлым (ВОВ 1941 – 1945 годов). Слушание патриотических песен, разучивание танцев под музыку военных лет.

апрель

«Мы внуки, твои , Победа»

Познакомить детей с героями военных лет.

Дать понятие герой – героизм.

Беседы о героях времен ВОВ, кто это такие, слушание музыки патриотического характера. Разучивание танцев и песен на патриотические и героические темы «День Космонавтики»,

Продолжение разучивание репертуара для праздника «Дня Победы»

май

День Победы.

Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

Воспитывать патриотические чувства.

Беседы о подвигах людей в годы войны, участие в общем празднике ДОУ, посвященного «Дню Победы», с танцем «Ах, эти тучи в голубом». Рисование под музыку «День Победы»

Старшая и подготовительная группы

Тема

Программное содержание

Работа с детьми

сентябрь

Наше государство  Российская Федерация"

Малая родина.

За что мы любим свой Металлострой?

Закрепить и обобщить знания детей о символическом значении герба. Показать тесную связь современной государственной символики с фольклором и народным декоративно – прикладным творчеством.

Уточнить знания детей о родном городе.

Формировать понимание выражения «малая родина».

Воспитывать патриотические чувства.

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

Слушание музыки о Государстве Российском, Рисование под музыку,

Знакомство  с музыкой народов России.

Слушание музыки о родном крае, создание творческих композиций (танцевальных, музыкально – ритмических (игра на ДМИ), ) посвященных родному поселку. Привлечение родителей для участия в праздничном шествии на «День поселка», досуг

«Это наш Металлострой»

«Не помню я, как началось война, я помню лишь 8 сентября»

Познакомить детей с началом Блокады Ленинграда.

Беседы, ММ- презентации, слушание музыки, разучивание музыкального репертуара для исполнения (танцы, песни и т.д.) Вечер досуга «Мы памяти своей верны», музыкально – литературный вечер «Блокадная поэзия»

выступление агитбригады на площадках социальных партнеров.

октябрь

«История возникновения Руси»

«Дети войны»

Познакомить детей с историей возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями быта и культурой.

Познакомить детей с жизнью детей времен ВОВ и Блокадного Ленинграда

Беседы: «Русь», «Историческое прошлое», «Как жили люди в далеком прошлом» и др. Занятия: «Знакомство с русским народным костюмом», «Что расскажут нам предметы быта далекой Руси», танцы и песни, использование ЭОР в работе с детьми, слушание музыки.  

Слушание музыки, рисование под музыку, разучивание песен о детях военных лет.

ноябрь

«Близкие люди»

«Люди разных народов, и их подвиг в ВОВ 1941-45 г.»

Продолжать формировать представление о мире и разных странах, о детях, населяющих эти страны.

Познакомить детей с патриотическим прошлым людей разных национальностей.

Слушание музыки разных народов мира.

Рисование под музыку на тему: «Мир без войны» (музыка разных народов мира и разных композиторов).

«День толерантности»

Подвижные игры детей разных стран.

Слушание музыки, патриотических песен разных народов, ЭОР, беседы, танцы.

декабрь

Что значит быть гражданином?

«Блокадная память»

Уточнить представление детей о России как о родной стране.

Продолжать знакомить детей с событиями Блокадного Ленинграда

Беседа о правах маленького человека.

Слушание музыки, поэзии, разучивание песен, танцев, рисование под музыку, использование ЭОР.

январь

«Помни! Это было в Блокаду»

Уточнить знания детей о Блокадных днях Ленинграда.

Формировать бережное отношение к памяти Блокадных дней.

Учить уважать и любить подвиг Ленинградцев.

Слушание музыки, поэзии, разучивание песен, танцев, рисование под музыку, использование ЭОР.

Праздник посвященный дню «Снятия Блокады Ленинграда»

Выступление в центре ОСЗН, для жителей  их потомков Блокадного Ленинграда,

выступление агитбригады на площадках социальных партнеров.

февраль

День Защитников Отечества

Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигам наших соотечественников по защите Родины.

Праздник «День Защитника Отечества», разучивание песен, танцевальных композиций, слушание музыки на тему защитника Родины, военные марши

Музыкально - спортивный праздник «Богатырские игры»

март

По местам боевой славы нашей Родины

Воспитывать уважение к прошлому своей Родины, а так же бережное отношение к памяти о подвиге русского народа.

Знакомство детей на музыкальном репертуаре с историческим прошлым (ВОВ 1941 – 1945 годов). Слушание патриотических песен, разучивание танцев под музыку военных лет.

апрель

Знаменитые россияне.

Познакомить детей со знаменитыми россиянами, своими делами и подвигами прославившими страну.

Сформировать понимание значимости их деятельности для страны.

Беседы о знаменитых россиянах, рассматривание фотографий соотечественников, прослушивание музыкальных произведений, (прим. «Знаете, каким он парнем был») произведений, чтение стихов, «День Космонавтики»,

Продолжение разучивание репертуара для праздника «Дня Победы»

май

День Победы.

Обобщить и систематизировать знания детей о подвиге наших соотечественников в годы Великой Отечественной войны.

Воспитывать патриотические чувства.

Беседы о подвигах людей в годы войны, участие в общем празднике ДОУ, посвященного «Дню Победы»,  Рисование под музыку «День Победы», выступление родителей, акция  «Память», возложение цветов, выступление агитбригады на площадках социальных партнеров.

Мы – патриоты.

Обобщить и систематизировать знания детей по патриотическому воспитанию.

Формировать уважительное отношение к родной стране.

Итоговое занятие – викторина, чтение литературных произведений о Родине.

Дидактические игры.

Подвижные игры.

 

Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

  • Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
  • Художественную литературу и все виды искусства;
  • Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
  • Привлечение семьи.

Мои личные цели, мое личное понимание и осознание путей реализации патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Цель:

   Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по данной теме.
  2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
  3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
  4. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
  5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

   Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Уроки светофорчика"

Методическая разработка "Уроки светофорчика" сценарий занятия-развлечения для старших дошкольников....

Методическая работа УРОКИ ТИШИНЫ

Знаменитый итальянский педагог, психолог и врач Мария Монтессори проводила в своих группах спецмальные уроки тишины.Это совсем короткие уроки по несколько минут. Ипредставляют собой не только отдых дл...

Методическая разработка урока по английскому языку, 3 класс, УМК Enjoy English , Биболетова М.З.

Методическая разработка урока по английскому языку, 3 класс, УМК Enjoy English , Биболетова М.З....

Методическая разработка урока по познавательно – речевому раз-витию в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Весна - Красна»

Речевое развитие дошкольников происходит очень стремительно. В словарном запасе трехлетнего ребенка уже около 1200 слов. Словарный запас шестилетнего ребенка включает в себя около 4000 слов...

Методическая разработка урока по ФЭМП с логическими кубиками Дьенеша. « Мальвина и Буратино

Методическая разработкаЗанятия по ФЭМП с блоками Дьенеша старшая группа « в гостях у Мальвины»         Составитель:...

Участие в III Всероссийском конкурсе методических разработок уроков о семье. Октябрь 2018г.

quot;Блокнот для заботливых родителей, или что ж(Д)елать, если…"Памятки для родителей по вопросам воспитания детей дошкольного возраста....

Методическая разработка "Уроки вежливости для детей старшего дошкольного возраста"

Материал поможет старшим дошкольникам освоить в игровой форме правила этикета...