Методическая разработка урока по ФЭМП с логическими кубиками Дьенеша. « Мальвина и Буратино
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Методическая разработка

Занятия по ФЭМП с блоками Дьенеша

старшая группа

 « в гостях у Мальвины»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

 

 

 

 

 

 

2018 год

Цель занятия : Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать и декодировать информацию.

Задачи:

  1. Развивать логическое мышление при работе детей с блоками Дьенеша, уточняя  умение детей сравнивать предметы по трем признакам ( форма, цвет, величина).
  2. Совершенствовать у детей умения счета в пределах первого десятка, сравнивать три группы предметов.
  3. Закреплять умения детей определять месяц, день недели, время года.
  4. Воспитывать самостоятельность, аккуратность и желание  помогать друг другу.
  5. Учить детей ориентироваться в пространстве(посередине,вверху справа,вверху слева,внизу справа,внизу слева).
  6. .Воспитывать любознательность ,интерес к путешествию как форме познания окружающего мира.

 

 

Технологии, используемые в ходе НОД

 

  • Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми:

- педагогическая поддержка, оказание педагогом оперативной помощи в решении проблемных ситуаций;

- самовыражение ребенком присущих ему качеств и способностей;

- осуществление возможности выбора, дающего возможность проявить ребенку свою активность.

 

  • Здоровьесберегающие технологии:

-смена двигательной активности;

-динамические паузы;

-игры (дидактические, развивающие).

 

  • Технология сотрудничества (работа в группе)

 

  • Проблемно-игровая технология:

-проблемные вопросы, как средство побуждения, стимулирования, активизации мыслительной деятельности ребенка.

  • Информационно-коммуникативные технологии:

-презентация.

 

 

Материал и оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, видеоматериал с заданиями для детей, блоки Дьенеша на каждого ребенка, карандаши цветные, листы бумаги с заданием, ленточки для бус, коробка для фокуса, платочки для детей.

 

Занятие: Входит Мальвина, дети собираются вокруг нее.

Мальвина: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Давайте с вами познакомимся. Меня зовут Мальвина, а вас? (ответы детей.)

 Я пришла к вам в гости не просто так. Я хотела бы попросить у Вас помощи подготовить Буратино к школе. Он получил приглашение в школу и волшебное зашифрованное задание. Поможете?

Дети: Да

Мальвна: Ну что же, для начала надо расшифровать задание. Вот оно (на экране слайд с изображением зашифрованного приглашения).

Мальвина читает текст приглашения.

Буратино приглашают в школу, давайте поможем откагадать ему загадку?:

 Дни стали короче, 
Длинней стали ночи, 
Кто скажет, кто знает, 
Когда это бывает? 
 (Осенью) 

Дети: осенью.

Мальвина: Да? осенью значит?

Мальвина: А кто назовет мне месяцы осени?

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь

Мальвина: Назовите первый месяц?

Дети: Сентябрь

Мальвина: Молодцы. Правильно, в школу идут в сентябре.

А дальше пишут: в первый день следующей недели. Ой, ребята, сможете перечислить все дни недели?

Дети: понедельник- воскресенье.

Мальвина: Тогда  назовите первый день недели?

Дети: Понедельник.

Мальвна: Молодцы ребята. Похлопайте себе.

-Я теперь Буратино знает когда идти в школу. Осталось очень мало времени. Теперь, надо нам справиться с заданиями для поступления в школу. А выполнить эти задания нам помогут волшебные коробочки, они лежат у вас на столах.

 И так первое задание: Нам надо собрать бусы. Сейчас я подую, и все что лежит в коробочках, превратится в бусины. А собирать бусы мы должны на ленточках, которые лежат у вас на столах, вот по такой схеме с разными символами.

Схема на экране.

-  Вам знакомы эти символы?  (Если дети отвечают да, я прошу детей рассказать о значениях. Если дети не знакомы,  сама даю понятия на первой бусине, задавая вопросы по форме, цвету и величине фигуры).

Дети: ответы детей.

Дети на столах собирают бусы на ленточках по схеме.

 

 Дети проверяют свои работы по образцу.

Мальвина: Ребята, сосчитайте, сколько всего бусинок у вас на ленточке?

Дети: Десять.

- Скажите, какая у вас вторая бусинка? Опишите ее.

Дети: Кругла, красная, маленькая.

Мальвина:  Какая бусинка пятая?

Дети: Треугольная, желтая, большая.

Мальвина: Молодцы, вы какие! Спасибо! Похлопайте себе.

- Следующее задание такое: мне дали задание, построить волшебный город и школу для Буратино.

 - Ребята, что нужно чтобы построить любой дом?

Дети: Кирпичи.

Мальвина: Сейчас накроем коробочки платками, подуем, и бусинки превратятся в кирпичи.

- Нам еще нужен чертеж по которой строят замки .

 

- А вот и чертеж.

- Ребята, а строить замки вы будете парами. У вас будет один замок на двоих.

 -Любой дом начинают строить с фундамента, это основание дома. С этими символами вы уже знакомы.

-Кто скажет, какой кирпич первый в фундаменте?

Дети: Прямоугольный, синий, большой.

Мальвина: Какой кирпич второй?

Дети: Квадратный, желтый, большой.

Мальвина: Молодцы! И так же продолжаем дальше.

Дети выкладывают на столе замки по схемам.

 

Предлагаю детям оценить свою работу, сравнив с образцом.

Мальвина: Ребята, сосчитайте, сколько желтых кирпичей, красных, синих, вы выложили?

Дети: Желтых-4, красных-2, синих-3

Мальвина:  Какого цвета кирпичей больше?

Дети: Желтых.

Мальвина: Какого цвета кирпичей меньше всего?

Дети: Красных.

Мальвина: Какого цвета кирпичей больше чем красных и меньше чем желтых кирпичей?

Дети: Синих.

Мальвина: Вы молодцы ребята! Вы настоящие строители!

- вы наверное устали, давайте отдохнем

Физкультминутка

Мальвина:

Улыбнись.
Вверх и вниз рывки руками, 
Будто машем мы флажками. 
Разминаем наши плечи. 
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) 
Руки в боки. Улыбнись. 
Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.) 
Приседанья начинай. 
Не спеши, не отставай. (Приседания.) 
А в конце — ходьба на месте, 
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.) 
Упражненье повтори 
Мы руками бодро машем, 
Разминаем плечи наши. 
Раз-два, раз-два, раз-два-три, 
Упражненье повтори. (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.) 
Корпус влево мы вращаем, 
Три-четыре, раз-два. 
Упражненье повторяем: 
Вправо плечи, голова. (Вращение корпусом влево и вправо.) 
Мы размяться все успели, 
И на место снова сели. (Дети садятся.)

          (На экране появляется задание).

 

Мальвина: На столе, перед вами платочки с рисунком, которые надо    закрасить. Но рисунки с секретом. Посмотрите, в каждой геометрической фигуре поселились цифры. Каждой цифре относится определенного цвета клякса.

- Значит, какого цвета должна быть фигура с цифрой, например 1.

Д: Синего.

Ф: Молодцы! продолжайте также закрашивать остальные фигуры.

(После того как дети закрасят платочки, на экране появляется правильный вариант закрашивания платочков).

 

Дети оценивают свои работы по образцу.

Мальвина: Какого цвета фигура в правом верхнем углу?

Дети: желтого.

Мальвина: Какого цвета фигура в  правом нижнем углу?

Дети: Синего.

Мальвина: Какого цвета круг по центру платочка?

Дети: Желтого.

Мальвина: Молодцы!  Спасибо большое! Но хоть я и не совсем еще волшебница, но кое-что умею.

Мальвина открывает волшебную коробочку и предлагает положить в нее  платочки. Переворачивает коробку несколько раз, проговаривая слова: «Будем чудо в гости звать. Раз, два, три, четыре, пять. Палочкой взмахну своей, к волшебству спешу скорей». Из коробочки достает волшебные ручки будущего первокласника и дарит детям.

Маьвина благодарит детей за оказанную помощь.

 

 

Используемая литература:

  1. Михайлова З.А. «Логика и математика для дошкольников» -СПб. Издательство дом «Литера»-2000г.
  2. Носова Е.А. «Логика и математика для дошкольников»- СПб. Акцидент 2000г.
  3. Панова Е.Н. «Дидактические игры – занятия в ДОУ (старший возраст), практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж ТЦ»Учитель», 2006г.

Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей- Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malvina_i_buratino.pptx593.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка урока по ФЭМП с логическими кубиками Дьенеша . « Мальвина и Буратино»

Слайд 2

В школу нужно придти в первый месяц осени, в первый день следующей недели. Дни стали короче, Длинней стали ночи, Кто скажет, кто знает, Когда это бывает? (Осенью)

Слайд 7

1 2 2 1 2 2 3 3 3 3 1- 2 - 3 - 3 3

Слайд 8

1 2 2 1 2 3 3 3 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Рассматривание картины «Дети играют в кубики» Младшая группа

Учить детей рассматривать сюжетную картину, помочь детям увидеть «картину в целом».Воспитывать интерес к рассматриванию картин....

Методическая разработка для родителей по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша

laquo;Блоки Дьенеша, как средство логико – математического развития ребёнкаВоспитатель: С.С. СубачЗдравствуйте, уважаемые родители!Я думаю, что Вы не равнодушные, а наоборот, заинтересованные в...

Методическая разработка в средней группе «Использование логических блоков Дьенеша в ДОУ»

Игры с логическими блоками дают первоначальное представление о таких понятиях как алгоритм и кодирование информации. Они способствуют развитию речи: малыш строит высказывания используя союзы «и...

Образовательная деятельность по ФЭМП с логическими блоками Дьенеша «Игры с Карлсоном» средняя группа

ОД по ФЭМП с логическими блоками Дьенеша в средней группе «Игры с Карлсоном»Цель:Развитие познавательных и творческих способностей.Задачи:Образовательные:Формировать умение детей «чи...

Методическая разработка Рассматривание картины «Дети играют в кубики» Младшая группа

Методическая разработка Рассматривание картины «Дети играют в кубики» Младшая группа...

Конспект НОД по ФЭМП с логическими блоками Дьенеша в средней группе на тему «Путешествие в страну геометрических фигур»

Конспект НОД по ФЭМП с логическими блоками Дьенеша в средней группе на тему «Путешествие в страну геометрических фигур»Цель:Закрепить у детей полученные знания по образовательной области&l...

Методическая разработка дидактической игры, с использованием технологии «Кубик Блума», «Профессии будущего глазами дошкольника»

Мир, в котором мы сейчас живем, продолжает интенсивно меняться по сравнению с предыдущими годами. Возникают новые инновационные технологии, требующие абсолютно новых профессий. Уже сейчас лучшие...