Главные вкладки

    Методическая разработка для родителей по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша
    методическая разработка (старшая группа)

    Субач Светлана Станиславовна

    «Блоки Дьенеша, как средство логико – математического развития ребёнка

    Воспитатель: С.С. Субач

    Здравствуйте, уважаемые родители!

    Я думаю, что Вы не равнодушные, а наоборот, заинтересованные в развитии своих детей, подготовке их к будущей взрослой жизни, родители.

    Для современного человека, его успешности очень важно умение логически мыслить, обладать аналитическими качествами.

    Что же такое логическое мышление?

    Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум».

    Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности человека. Упрощённо можно сказать, что это наука об умении правильно мыслить.

    Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения и Вас, как родителей, т.к. Вы являетесь не сторонними наблюдателями, а полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

     От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека.

    Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.

    Доказано, что развитие логического мышления нужно начинать с самого раннего возраста.

    Исходя из опыта своей работы, я могу сказать, что блоки Дьенеша, как нельзя лучше подходят для развития логического мышления детей.

    Золтан Дьенеш – всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии - ФОТО

    Логический материал представляет собой 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

    1.Формой: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные

    2.Цветом: синие, красные, жёлтые

    3.Размером: большие, маленькие

    4.Толщиной: толстые, тонкие - СХЕМА

    Младшая группа:

    - В начале идёт знакомство с блоками, где детям даётся возможность самостоятельной игры с блоками.

    Затем детям предлагаются простые игры:

    - «Магазин» в разных вариантах

    Каждому ребёнку раздаётся цветной картон (синий, красный, жёлтый) и предлагается развести фигуры по цвету, затем бесцветный картон, различный по форме, далее дети развозят фигуры в соответствии с формой.

    На данном этапе идёт закрепление с детьми цвета, умения разделять фигуры по цвету, по форме.

    - «Дорожка для Пяточка и Вини» (карточки)

    В этой игре идёт развитие умения чередовать фигуры по цвету, далее её можно усложнить, т.е. чередовать фигуры по цвету и форме.

    -«Рассели фигуры в домик» - в этой игре идёт развитие умения обрабатывать данные и выбирать фигуру  по двум признакам: каким? ФОРМА и ЦВЕТ

    Далее игра усложняется: добавляются фигуры (показ домика для четырёх фигур)

    Средний возраст:

    - «Второй ряд»

    Выложить в ряд 5-6 любых фигур.

    Задание: построить под ним второй ряд, но так, чтобы:

    -под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера);

    -такой же формы, но другого цвета (размера);

    -другая по цвету и размеру;

    -не такая по форме, размеру и цвету.

    В этой игре ребёнок учится сопоставлять три признака: ЦВЕТ, ФОРМУ и РАЗМЕР,

    И также вводится понятие – не такая по форме

    - «Выкладывание по картинке» (экскаватор и др.)

    Вначале дети называют фигуры, из которых состоит предмет, определяют их характеристику и порядок расположения. Затем приступают к работе.

    Дальше, можно предложить: заменить фигуры по цвету.

    Кроме закрепления свойств, ребёнок принимает самостоятельные решения, развивается глазомер

    Старший дошкольный возраст:

    - «Игра с одним обручем»

    На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего:

    - внутри обруча – все красные блоки, а вне обруча – все остальные

    ВОПРОСЫ:

    - Какие блоки лежат внутри обруча?  (Красные)

    - Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные)

    Верен именно такой ответ, важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

    При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним свойством фигуры вне обруча.

    Теперь уже  вводится понятие «Блоки» и детей учат для определения свойства применять отрицание, т.е. частицу «Не».

    - «Игра с двумя обручами»

    На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.

    Затем располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - красные блоки.

    На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки.

    Их место в общей части двух обручей.

    Вопросы:

    - Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

    - Внутри синего, но вне красного обруча?

    - Внутри красного, но вне синего?

    - Вне обоих обручей?

    Следует подчеркнуть, что блоки здесь закрепляют  называть с помощью двух свойств – формы и цвета и выделять блоки, которые подходят под две характеристики, в отдельную группу.

    - Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках.

    ПОКАЗ СХЕМЫ

    - цвет: пятном (красный, жёлтый, синий);

    - величину: силуэтом дома (большой, маленький);

    -  форму: геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

     - толщину: условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).

    Карточки рассматриваются детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них.

    Рассматриваются и сами блоки, пользуясь карточками, называется имя каждого блока.

    В словаре детей появляются такие определения, как:

    «…это красный, большой, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки».

    - Каждому ребёнку даётся карточка – схема, затем дети меняются карточками.

    Дальше задание может усложняться (показ схемы)

    В таких играх блок характеризуется уже четырьмя свойствами, т.е. происходит усложнение и ребёнку уже нужно проанализировать блок с четырёх сторон.

    Таким образом, вы на практике  убедились, что Блоки Дьенеша являются очень красочным, доступным и незаменимым материалом для развития логического мышления детей, игры с которыми  очень увлекательны и доступны.

     

     

     

     

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dlya_roditeley.docx20.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Блоки Дьенеша, как средство логико – математического развития ребёнка

    Воспитатель: С.С. Субач

    Здравствуйте, уважаемые родители!

    Я думаю, что Вы не равнодушные, а наоборот, заинтересованные в развитии своих детей, подготовке их к будущей взрослой жизни, родители.

    Для современного человека, его успешности очень важно умение логически мыслить, обладать аналитическими качествами.

    Что же такое логическое мышление?

    Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос» — «мысль», «разум».

    Наука логика изучает формы, законы и методы познавательной деятельности человека. Упрощённо можно сказать, что это наука об умении правильно мыслить.

    Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения и Вас, как родителей, т.к. Вы являетесь не сторонними наблюдателями, а полноправными участниками воспитательно-образовательного процесса.

     От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека.

    Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.

    Доказано, что развитие логического мышления нужно начинать с самого раннего возраста.

    Исходя из опыта своей работы, я могу сказать, что блоки Дьенеша, как нельзя лучше подходят для развития логического мышления детей.

    Золтан Дьенеш – всемирно известный венгерский профессор, математик, специалист по психологии - ФОТО

    Логический материал представляет собой 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

    1.Формой: круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные

    2.Цветом: синие, красные, жёлтые

    3.Размером: большие, маленькие

    4.Толщиной: толстые, тонкие - СХЕМА

    Младшая группа:

    - В начале идёт знакомство с блоками, где детям даётся возможность самостоятельной игры с блоками.

    Затем детям предлагаются простые игры:

    - «Магазин» в разных вариантах

    Каждому ребёнку раздаётся цветной картон (синий, красный, жёлтый) и предлагается развести фигуры по цвету, затем бесцветный картон, различный по форме, далее дети развозят фигуры в соответствии с формой.

    На данном этапе идёт закрепление с детьми цвета, умения разделять фигуры по цвету, по форме.

    - «Дорожка для Пяточка и Вини» (карточки)

    В этой игре идёт развитие умения чередовать фигуры по цвету, далее её можно усложнить, т.е. чередовать фигуры по цвету и форме.

    -«Рассели фигуры в домик» - в этой игре идёт развитие умения обрабатывать данные и выбирать фигуру  по двум признакам: каким? ФОРМА и ЦВЕТ

    Далее игра усложняется: добавляются фигуры (показ домика для четырёх фигур)

    Средний возраст:

    - «Второй ряд»

    Выложить в ряд 5-6 любых фигур.

    Задание: построить под ним второй ряд, но так, чтобы:

    -под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера);

    -такой же формы, но другого цвета (размера);

    -другая по цвету и размеру;

    -не такая по форме, размеру и цвету.

    В этой игре ребёнок учится сопоставлять три признака: ЦВЕТ, ФОРМУ и РАЗМЕР,

    И также вводится понятие – не такая по форме

    - «Выкладывание по картинке» (экскаватор и др.)

    Вначале дети называют фигуры, из которых состоит предмет, определяют их характеристику и порядок расположения. Затем приступают к работе.

    Дальше, можно предложить: заменить фигуры по цвету.

    Кроме закрепления свойств, ребёнок принимает самостоятельные решения, развивается глазомер

    Старший дошкольный возраст:

    - «Игра с одним обручем»

    На полу лежит обруч. У каждого ребёнка в руке один блок. Дети по очереди располагают блоки в соответствии с заданием ведущего:

    - внутри обруча – все красные блоки, а вне обруча – все остальные

    ВОПРОСЫ:

    - Какие блоки лежат внутри обруча?  (Красные)

    - Какие блоки оказались вне обруча? (Не красные)

    Верен именно такой ответ, важно лишь то, что внутри обруча лежат все красные блоки и никаких других там нет, а свойство блоков вне обруча определяется через свойство тех, которые лежат внутри.

    При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри, вне, а потом друг у друга определяют одним свойством фигуры вне обруча.

    Теперь уже  вводится понятие «Блоки» и детей учат для определения свойства применять отрицание, т.е. частицу «Не».

    - «Игра с двумя обручами»

    На полу два разноцветных обруча (синий и красный), обручи пересекаются, поэтому имеют общую часть.

    Затем располагают блоки так, чтобы внутри синего обруча оказались все круглые блоки, а внутри красного обруча - красные блоки.

    На первых порах вызывает затруднение проблема, куда положить красные и круглые блоки.

    Их место в общей части двух обручей.

    Вопросы:

    - Какие блоки лежат внутри обоих обручей?

    - Внутри синего, но вне красного обруча?

    - Внутри красного, но вне синего?

    - Вне обоих обручей?

    Следует подчеркнуть, что блоки здесь закрепляют  называть с помощью двух свойств – формы и цвета и выделять блоки, которые подходят под две характеристики, в отдельную группу.

    - Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках.

    ПОКАЗ СХЕМЫ

    - цвет: пятном (красный, жёлтый, синий);

    - величину: силуэтом дома (большой, маленький);

    -  форму: геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

     - толщину: условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий).

    Карточки рассматриваются детьми, уточняется, какие свойства обозначены на них.

    Рассматриваются и сами блоки, пользуясь карточками, называется имя каждого блока.

    В словаре детей появляются такие определения, как:

    «…это красный, большой, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки».

    - Каждому ребёнку даётся карточка – схема, затем дети меняются карточками.

    Дальше задание может усложняться (показ схемы)

    В таких играх блок характеризуется уже четырьмя свойствами, т.е. происходит усложнение и ребёнку уже нужно проанализировать блок с четырёх сторон.

    Таким образом, вы на практике  убедились, что Блоки Дьенеша являются очень красочным, доступным и незаменимым материалом для развития логического мышления детей, игры с которыми  очень увлекательны и доступны.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игры и упражнения на развитие логического мышления с использование блоков Дьенеша для детей 3-4 лет

    Какая мать не хочет, чтобы ее ребенок стал умным и образованным человеком. Для достижения этой цели, многие родители занимаются с детьми. Это позволяет с детства научить ребенка читать, считать и логи...

    Игры и упражнения на развитие логического мышления с использование блоков Дьенеша для детей 3-4 лет

    Какая мать не хочет, чтобы ее ребенок стал умным и образованным человеком. Для достижения этой цели, многие родители занимаются с детьми. Это позволяет с детства научить ребенка читать, считать и логи...

    игры на развитие логического мышления с использованием блоков Дьенеша

    материал полезен воспитателям подготовительных групп детского сада...

    План работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников посредством логических блоков Дьенеша

    В материале определены цели и  собраны формы работы с родителями по развитию логического мышления старших дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша....

    Консультация для родителей воспитанников подготовительной группы: "развитие логического мышления путём использования математических игр"

    Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в порядок ум», т.е. наилучшим образом формирует приемы мыслительной деятельностии. ...

    «Рекомендации родителям по развитию логического мышления у дошкольников через блоки Дьенеша»

    Рекомендации родителям по развитию логического мышления детей....