Что значит быть партнером детей?
статья

Виноградова Наталья Леонидовна

Чтобы организовать современную деятельность, педагогу необходимо перстроить стиль поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_znachit_byt_partnerom_detey.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

Что значит быть партнером детей?

Н.Л. Виноградова

ГБДОУ детский сад№38

Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербург

В связи с введением ФГОС дошкольного образования  меняются подходы к организации  образовательной деятельности в детском саду. Ведущим видом деятельности на занятии становится совместная деятельность взрослого с ребенком, в которой педагог становится партнером. Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений. Партнёр - всегда равноправный участник дела, связанный с участниками взаимным уважением.

Чтобы организовать современную деятельность, педагогу необходимо  перестроит стиль поведения.  Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.

Что значит быть партнером детей?

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе), в едином пространстве (например, сидящий в круге с детьми за общим столом)

Позиция взрослого динамична (может со своей работой пересесть, если видит, что кто-то особенно в нем нуждается); при этом все дети в поле зрения воспитателя (и друг друга). Ситуация  в процессе совместной деятельности максимально приближена к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании, разрешено свободное общение (рабочий гул),  дети могут обсуждать работу, задавать друг другу вопросы и т.п. Приветствуется свободное размещение детей и перемещение в процессе деятельности.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Мы подаем пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.

Когда педагоги проявляют уважение к каждому ребенку в группе, дети учатся приятию всех остальных детей - и тех, кто медленно бегает, и тех, кто отлично рисует, и даже детей с необычным или конфликтным поведением.

 Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.

Дети с удовольствием принимают юмор и веселье, которые соответствуют их возрасту, и реагируют на них. Взрослым не следует опасаться, что, смеясь и шутя с детьми, они могут потерять контроль над порядком в группе. Напротив, общее веселье только сближает воспитателей с детьми, а атмосфера сотрудничества в группе укрепляется.

Есть несколько рекомендаций, которые помогают продемонстрировать детям свое уважение:

• Всегда называть детей по имени.

• Говорить индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.

• При разговоре находиться на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул.

• Слушать, что говорит ребенок, и отвечать ему.

• Выполнять обещанное.

• Выражать искреннее восхищение результатами работы детей.

• Дать детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.

• Использовать идеи и предложения детей и благодарить их за помощь

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Организация непосредственно образовательной деятельности в форме партнёрства не означает хаоса и произвола.

На разных этапах образовательной деятельности партнерская позиция проявляется особым способом:

-на начальном этапе - дети приглашаются к непринуждённой деятельности («Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…). Главное, чтобы ребенку было интересно. Непосредственная мотивация в дошкольном возрасте намного сильнее, чем широкие социальные мотивы поведения. Отсюда главным в воспитательной работе с дошкольниками должен быть принцип заинтересованности ребёнка.

В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обуславливается потребностью в новых впечатлениях. Это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте, является движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней. Дети включаются в деятельность из интереса к предложениям воспитателя, из стремления быть вместе со сверстниками.

Наметив задачу для совместного выполнения, педагог, как равноправный участник , по ходу работы предлагает возможные способы её реализации.

-в ходе процесса деятельности - дети получают новые знания, способы действий через решение проблемных ситуаций, проведении элементарных опытов, экспериментировании, в развивающих играх, продуктивной деятельности и т.д.

Вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение детей за общим столом, их общение друг с другом по ходу работы и перемещение по мере необходимости. По ходу работы дети могут обратиться к педагогу, получить необходимый совет, помощь. Однако при оказании помощи педагог должен стараться придерживаться следующих правил: не спешить на помощь, стараясь побудить ребенка к самостоятельному решению. Лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся прошлый опыт. Детям предоставляется возможность самостоятельного решения поставленных задач. Задача  педагога- поддерживать детскую инициативу и творчество, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.

На заключительном этапе деятельности - каждый ребенок решает сам, закончил он работу( исследование) или нет. Объём работы каждый ребенок определяет для себя сам. Дети, которые закончили работу раньше, могут заниматься тем, что их интересует. Если ребенок не справился с работой, он может продолжить её в последующие дни.

Характер и интенсивность общения определяется не только активностью детей, но и тем, насколько взрослые создают благоприятные условия для развития общения по мере взросления ребенка. Это положение со всей четкостью реализуется при изучении взаимоотношений дошкольников и педагогов.

Добиться расположения воспитателя, обратить его внимание на себя, быть замеченным им - вот главная забота ребенка. И если некоторые дети не добиваются этого, то вовсе не потому, что они не стремятся к общению с воспитателем, а в силу недостаточности коммуникативных умений, препятствующей возможности эмоционально «выразить себя», свое желание общаться с нами.

Существенными характеристиками организации образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:

- включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;

- добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);

- свободное общение и перемещение детей во время непрерывной образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);

- открытый временной конец непрерывной образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе).

        Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

– стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному);

– рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);

– отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства, к участию в выполнении определенной части работы и т.п.

Таким образом, современные подходы к организации образовательного процесса определяют партнерскую позицию и партнерскую деятельность педагога с детьми как основу  непрерывной непосредственно-образовательной деятельности в дошкольной организации как необходимое требование реализации ФГОС дошкольного образования.

Литература:

1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 2009 г.

2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 2009 г.

3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Успех».

4. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребёнка /под ред. Шипициной М.Л. – М., 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей по здоровому образу жизни в ДОУ "Быть в движении- значит быть здоровым!"

Советы родителям дошкольников, по укреплению имунной системы детей....

Консультация для родителей "Быть родителем – значит быть всем"

Материал для родителей с описанием их "ролей" в воспитании ребёнка...

Презентация "Быть в движении – значит быть здоровым"

«Быть в движении –значит быть здоровым». Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым - это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.Сотрудничество педагог...

Быть хорошим родителем – значит быть позитивным самому и научить позитивно мыслить своего ребенка

Мы сами создаем свое будущее.  Будущее каждого человека – это проявление его мыслей в действительности....

Заметки для родителей: « Быть в движении, значит быть здоровым»

Заметка о том, что взаимодействие детского сада и семьи приносит хорошие показатели в физическом развитии детей и к снижению заболеваемости. А так же развитию у детей ценностей к ЗОЖ....

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».Венгер Л.А.Поступление в школу – серьёз...

"Быть готовым к школе уже сегодня — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться". Л. А. Венгер.

В литературе существует множество классификаций готовности ребенка к школе, но все они сводятся к одному – готовность к школе подразделяется на: физиологическую, психологическую и познавательную...