Игр по развитию речи
материал

Васильева Ольга Александровна

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека  дидактических игр по развитию речи.

№1 «Кто чьи дети?»

Цель: Обобщить и закрепить знания о животных и их детёнышах. Развивать

 речь и словарный запас.

Детям раздаются карточки с нарисо-

ванными животными и птицами.

Ребёнок называет животного и его

детёныша. Задание начинается с про-

стого,известного животного,а затем более редкого.

 

У утки -                    У медведя-

У кошки -                У орла -

У собаки -               У верблюда –

У курицы -              У вороны –

У льва -                   У белки –

У оленя -                У барсука –

У ежа -                    У тетерева –

У змеи -                  У снегиря –

У осла -                   У бурундука –

У черепахи -          У кенгуру-

№2 «Изменить слово по аналогии».

Цель: Развивать речь, логическое мышление, словарный запас.

Баран – баранина,      Жемчуг -…,

Свинья - …,                    Картофель - …,

Телёнок - …,                  Горох -…,

Песок – песчинка,       Чай - …,

Дождь - …,                     Пыль -…,

Пух - …,                           Вишня- …

                                             и  т. д.

№3 « Кто  чем управляет?»

Цель: Закрепление  формы творительного падежа существительных по теме «Транспорт».

На  доске  картинки  с  изображением  ра-

зличных  видов  транспорта. Воспитатель показывает  картинку  и  задаёт  вопрос: «Кто  управляет автобусом, самолётом?..»

Дети  должны ответить полным предложением.

Автобусом  управляет  водитель.

Грузовиком  управляет  шофёр.

Поездом  управляет  машинист.

Вертолётом  управляет  вертолётчик.

                                                 и т. д.

                                                   

№4 « Что можно».

Цель: Закрепление  формы  творительно-

го  падежа.

Работа  проводится  с  использованием  картинок (см. к.№3).

Рубить – топором;

Резать – ножом, ножницами;

Умываться – водой.

                              и т.д.

№5 «Где что растёт?»

Цель: Закрепление формы предложного падежа.

На доске слева – картинки  с  изображени-

ем огорода, сада,луга,поля,болота; спра-

ва – картинки с изображением  овощей,

фруктов,деревьев, травы, клюквы.

Воспитатель: «Растения сбежали со своих

мест и заблудились.Помоги им вернуться

на свои места,туда,где они растут.Где растут овощи?»

Дети: «Овощи растут в огороде».

Картинка овощей располагается около

изображения огорода и т. д.

Аналогичным образом проводится игра

«Что где покупают», «Что где хранится?»

№6 «Добавь слово».

Цель: Закрепление использования пред-

логов-наречий: справа,слева,впереди,по-

зади.

Воспитатель называет часть предложения и бросает мяч одному из детей. Ребёнок,

поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова: справа,слева,впереди,позади.

Стол стоит … .

Полочка с книгами висит … .

Мишка сидит … .

№7 «Игра в неделю».

Цель: Закрепление предложно-падежных

конструкций.

В игре принимает участие семеро детей.

Каждый из них получает «имя»  одного из дней недели. Воспитатель предлагает

встать друг за другом так, как идут дни не-

дели, затем задаёт такие,  например, во-

просы: «Вторник,  кто идёт за тобой? Среда, скажи, кто приходит раньше тебя? А кто позже тебя?»

Аналогичным  образом проводится игра в

части суток, во времена года, в месяцы.

№8«Мой,моя,моё,мои».

Цель: Закрепление согласования притяжательных местоимений с  сущест-

вительными.

Воспитатель: «Назовите предметы,про которые можно сказать – «Это мой» (мой

карандаш,мой мяч,мой мишка,мой дом и т.д.); «это моё» (моё платье,моё пальто,

моё дерево) и т. д.

№ 9 «Закончи предложение и назови

слово – «неприятель».

Цель: Учить находить слова – антонимы.

Слон большой, а комар - …

Камень тяжёлый, а пушинка - …

Золушка добрая, а мачеха - …

Зимой погода холодная. а летом - …

Сахар сладкий, а горчица - …

Дерево высокое, а куст - …

Дедушка старый, а внук  - …

Суп горячий, а компот - …

Сажа чёрная, а снег - …

Лев смелый, а заяц -…

Молоко жидкое, а сметана - …

Река широкая, а ручеек - …

Работать трудно, а отдыхать - …

Днём светло, а ночью - …

Сегодня мне весело, а вчера было - …

Заяц скачет быстро,а черепаха ползает - …

Кричат громко, а шепчут - …

Я больна, но скоро буду - …

Я живу близко от реки,а мой друг -…

Продавец продаёт, а покупатель - …

Друзья иногда ссорятся, но легко - …

№10 Игра «Посуда».

Цель: Образование существительных с по-

мощью суффикса –ниц- со значением вместилища (посуды).

  1. На начальном этапе работы закре-

пляется словообразование при сохране-

нии звуковой структуры корня слова:

Суп – супница,     Чай - …,

Сахар - …,               Соус - …,

Салат - …,               Конфеты - … .

     

       2.В дальнейшем укрепляется словоо-

бразование существительных с суффик-

сом –ниц – в случаях чередования, смя-

гчения, оглушения согласных звуков корня:

Хлеб – хлебница,

Сухари - …,

Селёдка - …,

Пепел - … .

№11 «Кто о чём говорит».

Цель: Учить детей составлять диалоги от лица объектов картины .

Воспитатель предлагает выбрать объекты и представить себе,о чём они могли бы думать или говорить.Затем, дети составляют диалоги от лица объектов на тему «Кто о чём говорит».

                                     

12.» Да – нет».

Цель: Учить детей пространственной ориентировке на картине. Активизиро-

вать в речи слова, обозначающие простра-

нственные ориентировки.

 

Ведущий загадывает объект


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...