Музейно-педагогическое занятие: История новогодней игрушки
план-конспект занятия (средняя группа)

Буторина Ирина Борисовна

знакомство дошкольников с исорией возникновения и создания новогодней игрушки 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sankt.docx639.32 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ   ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

ПОВЫШЕНИЯ   КВАЛИФИКАЦИИ

«Педагогика музейной деятельности»

ГРУППА   3.4.Г.6

Выпускная   аттестационная   работа

Музейно-педагогическое занятие:

«История новогодней игрушки»

                                                                                                        Выполнила:

                                                                 Буторина   Ирина  Борисовна,

                                                                                              воспитатель,

                                                                      ГБДОУ детский сад № 103

                                                                       Фрунзенского района СПб

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2019

Музейно-педагогическое занятие:

Актуальность:

Всем известно, что один из самых любимых праздников дошкольников – Новый год! Предновогодняя суета, письма Деду Морозу, украшение елки игрушками, долгожданные подарки под ёлкой, волшебные превращения – всё это не сравниться даже с Днём Рождения. Но в ходе работ с родителями выяснилось, что многие не знают про новогодние традиции, приметы, особенности, большинство не спешат сделать новогодние игрушки и никогда не делали, а предпочитают приобрести их в магазине. Проблема взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников, вовлечение их в жизнь детского сада и группы в частности.Только объединив усилия, мы обеспечим прекрасные условия для воспитания нравственности, чувств любви и привязанности к своей культуре, рациональное использование общенародных праздников, основанных на фольклоре, творчестве, традициях и обычаях

Цель: знакомство детей с историей возникновения и изготовления ёлочных игрушек.

Возраст: 4-5 лет

Тема: «История новогодней игрушки»

Задачи:

  1. познакомить детей с историей возникновения и изготовления

ёлочных игрушек;

  1. способствовать развитию у детей познавательной активности;
  2. развивать диалогическую речь детей; формировать умение

внимательно слушать;

  1. учить соблюдать технику безопасности в обращении с ёлочными игрушками;
  2. воспитывать любознательность, интерес к игрушкам разных

времён;

Материал: мультимедиа, старинная ёлочная игрушка,

новогодние игрушки нашего времени.

Предварительная работа:

Проводится цикл занятий: «Новый год на пороге»:

- Чтение стихотворения В.Берестова«Новогоднее происшествие» (создание проблемы)

- Беседа с детьми: «Кто главный на празднике?» ( роль Деда Мороза, Снегурочки и ёлочки)

- История новогодней игрушки ( знакомство с историей новогодней игрушки, из чего делали и делают)

- изготовление новогоднего украшения «Новогодний венок» (развитие творчества, положительных эмоций)

-«Осторожно, ёлка!» (знакомство детей с правилами пожарной безопасности и поведения на утреннике)

- конкурс « Новогодняя игрушка своими руками» (повышать творческую активность родителей, вовлекая их в работу группы)

-новогодний утренник «В гостях у Снежной Бабы»

Предполагаемый результат:

- обогащение знаний детей о Новогоднем празднике;

-развитие интереса у детей к истории создания новогодней игрушки;

- осознание детьми доброго, заботливого отношения и настроения людей друг к другу во время праздника;

- активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году.

Ход занятия

- Какой приближается праздник? (Ответы детей)

- Новогодний праздник–это волшебная сказка для взрослых и детей. В эти предновогодние дни все люди заняты предпраздничными заботами...

- Как у вас в доме готовятся к Новому году, что вы делаете с родителями, как украшаете свои дома? (Ответы детей).

- Ребята, мы с вами тоже скоро будем украшать ёлочку, но сначала нам с вами надо будет подготовить игрушки, которые мы будем вешать на ёлку. Проверить все ли игрушки целые.

- А я ещё из дома принесла игрушки и с одной из них я хочу вас познакомить. Это старинная елочная игрушка. Она висела на елке у моей  мамы, когда она была совсем маленькой девочкой. Это была ее любимая игрушка – и поэтому она сохранила ее спустя, столько лет.

- Посмотрите, какая необычная игрушка! Чем она похожа на наши игрушки, чем отличается? (Ответы детей).

- Давайте проверим, возьмем старинную игрушку в одну руку, а в другую современную.

- Чем они отличаются? (одна тяжелая, другая легкая).

-Еще чем? (цветом: у старой игрушки тусклый цвет, а у современной яркий).

- Какие ещё вы видите отличия? (одна стеклянная, другая пластиковая).

-Как вы думаете, если игрушки сделаны из стекла, как нужно с ними обращаться? Почему? (Ответы детей).

-Ребята, как вы думаете, как давно появились елочные игрушки? (Ответы детей).

-Вот сколько разных вариантов вы мне предложили, подумайте, где мы можем узнать ответ на этот вопрос? (Ответы детей).

- Послушайте, какую информацию я нашла в интернете. Первые ёлочные игрушки были очень простыми, но постепенно становились более сложными и интересными.

 Показ презентации

- Первые ёлочные игрушки были съедобными – вафельные и сахарные фигурки, фигурные пряники и печенье.

- Как вы думаете, почему «съедобные украшения» очень нравились детям? (Ответы детей).

- На Руси, первые ёлочные игрушки делали из подручных материалов – тряпок, соломы, цветных ленточек.

- Затем стали изготавливать более долговечные украшения. Появились красочные бумажные цветы, ангелы. Золотили орехи, шишки. Пустые яичные скорлупки покрывали тончайшим слоем чеканной латуни, расписывали.

- Потом ёлку стали украшать ватными игрушками, бумажными гирляндами. Ватные игрушки выполняли из скрученного хлопка, который накручивали на проволочный каркас. Раскрашенные заготовки покрывали крахмальным клейстером со слюдой, отчего они становились жёсткими и чуть блестели.

- Чуть более 100 лет тому назад в нашей стране появились первые стеклянные игрушки. Игрушки изготавливали из стекла люди, которых называют «стеклодувы», т. е. они выдувают из стекла различные игрушки.

Стеклянные игрушки были самыми разными, например, наборы игрушек-малюток, игрушки на сельскохозяйственную тему: помидоры, морковки, кукуруза и т. д., также стали изготавливать игрушки на прищепках.

-После войны в России стали делать ёлочные шары из прозрачного цветного стекла. Для росписи ёлочных игрушек использовалась серебряная и золотая пыль. Каждая игрушка производилась вручную.

- Фантазия стеклодувов не знала предела. Они делали птичек, животных, сказочных героев. Выполняли игрушки с изображением техники, в виде космических спутников и космонавтов, в виде Дедов Морозов и Снегурочек.

- Сейчас в наше время различных игрушек стало ещё больше: шишки, пирамидки, сосульки, колокольчики.

- А какие игрушки люди делают сами вместе со своими семьями. Нравится? Как вы думаете : из чего люди их делают? Из какого материала?

( ответы  детей )

-Вот и я хочу вас попросить дома вместе с мамой или папой изготовить любую ёлочную игрушку для нашей ёлки.

Итоги апробации музейно- педагогического занятия:

Возраст моих детей 4-5 лет, присутствовало на занятии 10 человек. Группа у нас многонациональная, наверное, в этом специфика нашей группы.

С этими детьми работаю второй год, они пришли ко мне, когда им было по 3 года,  и при этом никто из них до этого не посещал никаких детских учреждений. Мы  их называем «домашние» детки. Занятие, которое я проводила, одно из целого цикла «Новый год на пороге».

На протяжении всего занятия дети были активны, особенно когда мы рассматривали игрушки, сравнивали их и брали в руки.

К сожалению, не все ребята хорошо произносят все звуки, но даже они на занятии пытались отвечать на мои вопросы. Очень интересное название они дали игрушкам на прищепках, ребята назвали их бельевые игрушки. После занятия ребята делились впечатлениями от просмотра презентации, а ещё рассказывали друг другу какие у них дома игрушки.

В занятии использовала следующие методы и приёмы работы, технологии: сочетание показа и рассказа (презентация), вопросно-ответный метод (когда рассматривали игрушки и сравнивали их), конечно же,

использование икт.

Трудностей во время занятия не возникало. Мне нравится, когда так проходят занятия, мы, как единое целое и очень чувствуется отдача от детей.

По моему мнению, занятие прошло хорошо, связь с детьми шла на протяжении всего занятия. Знаете, бывает, провел занятие, а какой-то осадочек остался. Здесь же всё прошло, так, как хотела изначально, были маленькие погрешности, но это так называемые рабочие моменты.

Я и дальше планирую продолжать проводить такие занятия. Для меня это было всё в новинку и как оказалось, после проведённого занятия мне очень понравилось.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1:

Дидактическая игра с применением разрезных картинок для детей 4-5 лет «Собери картинку»:

 Перед началом игры воспитатель раскладывает перед ребёнком части изображения и предлагает ему собрать их. Сначала перед ребёнком кладут картинку целиком, а потом разрезанную на две части. Потом усложняется из трёх, четырёх, пяти частей. Задача ребёнка собрать картинки по образцам.

                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ 2:

                           

«Осторожно, елка!»

/совместная образовательная деятельность/

 

Ход:

/Дети входят в празднично украшенную группу, где в центре находится неукрашенная новогодняя елка. Воспитатель предлагает детям расположиться вокруг нее/.

Воспитатель: Ребята, все ли из вас знают какой праздник скоро к нам придет?

Воспитатель: Правильно, ребята, Новый год! Поэтому у нас в группе стоит ёлочка. Посмотрите, какая она красивая, стройная, пушистая. Но чего – то не хватает…Ребята, как вы думаете, чего не хватает? (ответы детей)

Воспитатель: Верно, ребята, не хватает елочных игрушек. Елочку надо красиво украсить, тогда она будет нарядная и веселая.

/Воспитатель демонстрирует красиво украшенные коробки с новогодними игрушками/.

Воспитатель: Посмотрите, как много разных елочных украшений лежит в этих коробках! Все они разные. Здесь и бумажные снежинки, и «снежки» из ваты, и стеклянные шарики, и сосульки, и свечки! Нам без помощников не

справиться. Кто бы помог украсить нашу елочку?

Голос из – за ширмы: Я, я вам помогу!

Воспитатель: Ребята, кто бы это мог быть? Кто нам хочет помочь? Да это же Незнайка!

/Появляется Незнайка, игрушка настольного театра. Воспитатель, Незнайка и ребята начинают украшать елку. Незнайка берет из коробки стеклянный шарик и вешает его на елку/.

Воспитатель: Незнайка, вешай шарики аккуратней, пожалуйста!

Незнайка: Это еще почему?

Воспитатель: Дети, а вы знаете, почему надо аккуратно вешать на елку стеклянные шарики? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, стеклянные шарики могут упасть и разбиться, а осколки стекла могут поранить руки!

Незнайка: Шарики я уже повесил. Теперь буду украшать елочку бумажными снежинками и «снежками» из ваты, а рядом с ними прикреплять свечки. Возьму спички и зажгу свечи на елке. Здорово я придумал, ребята?

Воспитатель: Незнайка, подожди! Ты, что – то делаешь неправильно.

Ребята, что Незнайка делает неправильно?  Можно самим, без разрешения взрослых брать спички? Что произойдет, если зажечь свечи на елке рядом сбумажными снежинками или ватой?

Воспитатель: Незнайка, теперь ты понял, почему нельзя зажигать на елке свечи, украшать новогоднюю елочку поделками из ваты и бумаги? Искорка от одной маленькой свечки может принести большую беду! В елкеочень много смолы, и поэтому она легко загорается. В новогоднюю ночь взрослые, часто зажигают фейерверки, бенгальские огни.

Незнайка: Ребята, а где надо зажигать фейерверки: дома или на улице? Почему нельзя зажигать рядом с елкой? Что может случиться?

Воспитатель: Правильно. Фейерверки и бенгальские огни нужно зажигать подальше от елки, на улице.

Запомни:

Украшать свечами елки

Строго запрещается,

Потому что от свечей

Елка загорается!

Загореться может вата,

Снять игрушки эти надо:

Материал огнеопасный,

А ваш труд совсем напрасный!

Огнестрельные хлопушки

И бенгальские огни

В зале, в комнате, подъезде

Зажигать не будем мы!

Воспитатель: Незнайка, ты все понял?

Незнайка: Да. Я запомнил, что спички самому брать нельзя. Нельзяукрашать елочку поделками из ваты и бумаги. Ими лучше украсить комнату, а елку лучше нарядить игрушками, купленными в магазине. Они сделаны из специального пожаробезопасного материала. Нельзя зажигать на елочке

свечи. Хлопушки и бенгальские огни зажигать только взрослым, подальше от елки, на улице.

Воспитатель: Молодец, Незнайка! А сейчас я предлагаю поиграть.

                                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ 3:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История новогодней игрушки

Консультация для родителей о истории новогодней игрушки...

Среднесрочный творческий проект "История новогодней игрушки"

Сам прект, занятие к пректу, призентация....

Конспект занятия по познавательному развитию "История новогодней игрушки"

Цель: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение, обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки....

Конспект музейно-педагогического занятия "История елочной игрушки"

Цель: Сохранение и укрепление семейных традиций.Задачи:1. Развивать познавательный интерес к традициям и обычаям своего народа.2. Познакомить детей с историей новогодней игрушки.3. Показать разнообраз...

Конспект занятия «История новогодней игрушки»

Конспект занятия «История новогодней игрушки»...

конспект интегрированного занятия в подготовительной группе " История новогодней игрушки"

Цель: приобщение к культуре новогоднего праздника, его традициям; расширение и обогащение знаний детей об истории новогодней игрушки.Задачи:Образовательные:• познакомить детей с историей нов...