Проект "Военные оркестры Красной армии"
проект (подготовительная группа)
Цель проекта: изучение значимости Военного оркестра в годы ВОВ.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.94 КБ | |
| 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Военные оркестры красной армии»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Гусарова Ю.В.
2020г.
Г. Ростов
Паспорт проекта
Автор проекта: музыкальный руководитель Гусарова Ю.В.
Вид проекта: краткосрочный (1 месяц)
Тип проекта: творческий
База реализации проекта: МДОУ «Детский сад № 23»
Образовательная область: музыка
Участники проекта: дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители
Возраст детей: от 6-7 лет
Всё дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. После неё выросли новые поколения, которых не коснулись ужасы тех лет. Героизм советских солдат в Великой Отечественной войне не имеет аналогов. Решающими духовными факторами, движущей силой массового героизма была необходимость защиты родной земли и спасения народов многих стран от фашистского порабощения. Но силу духа все же надо было подпитывать. И тогда плечом к плечу с воинами встали люди творческих профессий - музыканты. На фронтах Великой Отечественной войны музыку любили. Музыка не только поддерживала боевой дух красноармейцев, но и создавала им культурный досуг.
Актуальность проекта: В 2020 году празднуется 75-летие со Дня Победы. К юбилею победы проводится много мероприятий: это встречи с ветеранами, конкурсы стихотворении, рисунков, поделок о войне. В Москве на Красной площади пройдет парад войск и боевой техники. Парад 9 мая попросту немыслим без игры военного оркестра. Но, увы, о вкладе военных музыкантов в Победу мы знаем очень мало. Данный проект дает возможность изучить литературу и донести информацию детям о том, как воевали и какую роль играли Военные оркестры в годы войны.
Проблема: Дети имеют очень скудные знания о вкладе Военных музыкантов в Победу. Не имеют представления, какую роль играла военная музыка в поддержке боевого духа русского солдата на фронте.
Большинство опрошенных родителей считают, что патриотическим воспитанием должны заниматься в основном образовательные учреждения. В ДОУ создано недостаточно условий для формирования у детей дошкольного возраста представлений о военных оркестрах:
- недостаточность знаний об истории военной музыки;
- недостаточность материала о музыкальных инструментах, входящих в состав Военного оркестра;
- недостаточность музыкального материала «Картотека Военной оркестровой музыки»;
- недостаточность знаний у детей о жанрах военной оркестровой музыки;
- недостаточность использования ИКТ для ознакомления детей с Военным оркестром в годы Великой Отечественной Войны.
Цель проекта: Изучение значимости Военного оркестра в годы ВОВ.
Планируемые результаты:
- дети ознакомятся с историческими фактами участия Военного оркестра в годы войны;
- у детей проявится интерес к слушанию оркестровой военной музыки;
- дети получат новые знания о музыкальных инструментах, входящих в состав Военного оркестра;
- у детей разовьются патриотические чувства через музыку Военных оркестров в годы ВОВ.
- партнерские взаимоотношения с семьями в рамках совместной работы над проектом.
Основные формы реализации проекта:
- доминантные занятия по слушанию музыки;
- интегрированное занятие;
- тематическое занятие;
- беседы;
- работа с познавательной литературой;
- выставка фотоиллюстраций;
- печатные консультации по теме проекта
Категории участников | Задачи |
Воспитанники подготовительной группы | Образовательные: - познакомить с краткими историческими фактами участия Военного оркестра в годы войны в период XVII – XXI веков; - познакомить с музыкальными произведениями Военных оркестров ВОВ; - расширить знания о жанрах Военной оркестровой музыки; - продолжать знакомить с музыкальными инструментами, входящие в состав Военного оркестра; - обогащать знания детей для представления полной картины звучания Военного оркестра через ИКТ. Воспитательные: - формировать гражданскую позицию, чувство любви к Родине; - способствовать воспитанию патриотических чувств через музыкальное искусство; Развивающие: - развивать музыкальные способности детей через восприятие музыкальных произведений; - способствовать развитию у детей познавательных интересов, творческой исследовательской деятельности; - обогащать и развивать словарный запас детей, анализируя и слушая произведения Военной оркестровой музыки ВОВ. |
Педагоги |
|
Родители |
|
Продолжительность проекта: 1.04.20 – 30. 04.20
Этапы | Сроки | Содержание |
Подготовительный | 1.04 – 3.04 | - Сбор информации, подбор литературы, иллюстративного материала, музыкальных произведений. - Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы. |
Основной | 4.04. – 28.04. | - Оформление музыкального уголка в РППС. - НОД «Сила музыки Военного оркестра, способствующая развитию военного духа русского солдата» - Привлечение родителей к совместному творчеству
- Знакомство с музыкальными произведениями Военной оркестровой музыки через ИКТ.
- Организация выставки «Военный оркестр в годы ВОВ» - Чтение и разучивание стихотворений о войне |
Заключительный | 28.04 – 30.04 | Защита проекта (представление мультимедийной презентации). |
Музыкальный материал
Русские марши:
- «Вступление в Париж»;
- «Герой»;
- «Триумф победителей»;
- «Тоска по родине»;
- «Товарищи по оружию»;
- «Прощание славянки»;
Вальсы:
- «На сопках Маньчжурии»;
- «Амурские волны»;
Мазурка:
- «Уланы».
Программное обеспечение: компьютерная презентация
Оборудование: рояль, компьютер, проектор.
Ожидаемые результаты
- У детей разовьются патриотические чувства через музыкальное искусство.
- Повысится интерес к историческому прошлому и оценка значимости Военных оркестров в годы войны.
- У родителей проявится желание участвовать в выставках, конкурсах, различных мероприятий ДОУ, основанные на воспитании патриотических чувств детей.
- Речь у детей станет разнообразнее, стихи и музыкальные термины обогатят и активизируют словарный запас детей.
Достигнутые результаты.
В проекте участвовало 17 детей. Работа над проектом проходила через интеграцию образовательных областей. Все дети с увлечением слушали рассказы об участии военных оркестров в годы войны, узнавая много нового о значении военной музыки для поднятия боевого духа солдат. При слушании Военной оркестровой музыки дети приобрели огромные музыкальные впечатления, развились глубокие патриотические чувства.
87% детей активно участвовали в выставке «Военный оркестр в годы ВОВ», что способствовало развитию у детей познавательных интересов, патриотических чувств и гордости за героев – военных музыкантов, внесшие вклад в Победу нашей Родины. 23% детей разучили стихи о войне к НОД «Сила музыки Военного оркестра, способствующая развитию военного духа русского солдата». Дети познакомились с жанрами Военной оркестровой музыки. При слушании музыки у детей развилось воображение, мышление. Дети обогатили музыкальными терминами свой словарный запас. Дети имеют представление о музыкальных инструментах, входящие в состав Военного оркестра. В группе пополнился музыкальный уголок «Картотека Военной оркестровой музыки».
В ходе реализации проекта стала более тесной связь родителей с детьми и с воспитателями. Родители приняли активное участие в сборе материала и оформление выставки на тему «Военный оркестр в годы ВОВ».
Список использованной литературы
1. Губарев И., Духовой оркестр, М., 1963
2. Матвеев В., Русский военный оркестр, М.-Л, 1965
3. Музыкальный энциклопедический словарь, 1990
4. «Военная музыка России», Воениздат, 2007, Москва
Заключение
В ходе исследования мы пришли к выводу, что в годы Великой Отечественной Войны музыка духовно обогащала нелёгкую фронтовую жизнь, наполняла её высоким смыслом.
Военная Оркестровая музыка вела в бой, она стала оружием, разящим врага. Она объединяла, морально помогала выстоять и победить.
Много Оркестровой музыки о Великой Отечественной войне сложено уже после ее окончания. Она тоже сыграла заметную роль в жизни нашего общества, потому что люди помнят героев и их подвиги.
В результате проделанной работы мы познакомились с историческими фактами Военного оркестра и познакомились с музыкальными произведениями, что обогатило внутренний духовный мир ребенка.
Предварительный просмотр:
Это интересно знать
Музыка на войне
Что мы знаем о музыке на войне? На фронтах Великой Отечественной войны музыку любили. А обязанность поддерживать боевой дух красноармейцев и создавать им культурный досуг лежала на военных оркестрах. Эту традицию Красная армия переняла у старой русской императорской армии, где ещё указом Петра Первого были заведены полковые оркестры. Их музыкальное мастерство на высокий уровень поднял композитор Римский-Корсаков, много сделавший для российской военной музыки. При Екатерине II численность военных оркестров начала самовольно увеличиваться: в некоторых полках было по сотне музыкантов и даже по несколько оркестров.
Но в 1917 году старой армии не стало. Красная армия завела свои военные музыкальные инструменты. Однако не все понимали, как их правильно использовать — да и для чего вообще нужны музыканты. Эти проблемы стали особенно острыми с началом Великой Отечественной войны.
Любители вместо профи
В 1941 году в полках Красной армии были музыкальные взводы, но не было штатных оркестров. Парадоксально — но факт. Такой единицы в советских войсках тогда не существовало. Это привело к тому, что военные музыканты своим делом практически не занимались. Командиры различных рангов порой видели в них бездельников и старались посильнее загрузить работой.
Вместо репетиций, совершенствования мастерства игры на инструментах, разучивания новых мелодий, военнослужащие музвзвода несли караульную службу и занимались хозяйственными работами. А по непосредственному назначению музыканты использовались лишь на вручении наград и смотрах личного состава частей полка или дивизии.
Разумеется, такое положение вещей сказывалось на качестве репертуара военно-музыкальных коллективов. Что может сыграть ансамбль из десяти-двенадцати человек, не имевших музыкального образования, а лишь ходивших в музкружок на гражданке?
Да и с инструментами в войсках было туго. Ведь чем шире репертуар у музыкального коллектива, тем больше разных инструментов ему нужно. Хорошо, если командир части это понимал и заботился о «своей музыке». В ином случае уровень полкового оркестра часто не превышал уровень любительского коллектива, игравшего в городских парках.
В итоге непростая служба военных музыкантов в Красной армии стала ещё труднее с началом войны, когда им временно пришлось почти забыть о музыке.
Лопаты вместо барабанов
Документы военных лет, описывающие жизнь полковых оркестров, едины в одном — в первые годы Великой Отечественной на фронте с музыкой было туго. А ведь в то суровое время красноармейцам после тяжёлых боёв очень не хватало психологической отдушины, которую она давала.
Любопытно, что на войне с искусством в частях народного ополчения дело обстояло куда лучше, чем в кадровых. Среди ополченцев было немало профессиональных музыкантов, которые создавали свои творческие коллективы прямо на фронте.
Например, в 21-й дивизии народного ополчения появился настоящий джаз-бэнд из 14 профессионалов, которые в начале войны дали много концертов для бойцов и командиров.
А вот в строевых частях музыканты часто не могли совершенствовать навыки, занимаясь не своим делом. Во время наступления войск они играли роль похоронных и трофейных команд, хороня убитых и собирая оружие, боеприпасы и снаряжение на поле боя. В обороне несли караульную службу, следили за штабами и складами.
Руки военных музыкантов чаще держали лопаты, чем инструменты.
Трубачи и ударники выполняли сапёрные работы, строя дороги, мосты, блиндажи и копая траншеи, а ещё помогали медсанбатам, трудясь в них санитарами.
Но, когда оркестрам доводилось играть, они всегда привлекали к себе внимание красноармейцев — будь то во время марша или на привале. Правда, их творчество больше напоминало художественную самодеятельность с ограниченным репертуаром. Но и это воспринималось бойцами с благодарностью.
Военно-оркестровая реформа
Всё изменилось в 1944 году, когда командование Красной армии всерьёз взялось за военную музыку. Благодаря приказу № 071 маршала Жукова и директиве Главного политуправления РККА полковые и дивизионные оркестры стали штатными единицами в войсках. Они выросли в численности, их укомплектовали годными к строевой службе музыкантами и обеспечили инструментами. А руководить ими стали капельмейстеры с музыкальным образованием.
Оркестры занялись своим делом.
В войска стали поставлять музыкальную литературу. Разучивая новые композиции, военные музыканты сильно расширили свой репертуар. Они исполняли не только марши и советские песни, но и классику — и научились делать это очень хорошо.
Теперь музыка часто звучала на строевых занятиях, смотрах, парадах и, конечно, на концертах, которые давались в промежутке между боями. Командование нередко использовало их в качестве поощрения.
Подвиги Военного оркестра
Военные музыканты Красной армии внесли вклад в победу не только музыкой. Например, оркестр 77-й гвардейской стрелковой дивизии вместе с солдатами защищал Сталинград. Десятого января 1943-го он играл на передовой, воодушевляя бойцов перед наступлением во время операции «Кольцо».
В битве под Орлом и во время переправы через Оку музыканты бесперебойно обеспечивали дивизию боеприпасами, доставляя их к линии огня. При форсировании Днепра они доставляли снаряды и патроны на западный берег, помогая удерживать плацдарм. Именно там оркестр 77-й дивизии понёс первые потери убитыми и ранеными.
В исключительно трудных условиях музыканты сражались и на Одере, помогая эвакуировать с плацдарма раненых красноармейцев через реку под огнём. А под Берлином личный состав оркестра прочёсывал леса, вылавливая и беря в плен солдат и офицеров разбитого вермахта.
Духовой оркестр 370-й стрелковой дивизии за время войны, помимо игры на разводе караулов и на строевых занятиях, дал на передовой более полутора тысяч концертов не только перед своими бойцами, но и перед солдатами соседних частей и соединений. В период переброски дивизии с одного фронта на другой оркестр играл на каждой остановке для жителей освобождённых городов.
Его музыканты прославились не только прекрасной игрой на музыкальных инструментах, но и своей храбростью. Во время Висло-Одерской наступательной операции бойцы музвзвода 370-й дивизии доставляли на передовую боеприпасы.
Когда на артиллерийском складе начался пожар, музыканты Алексеев, Добровольский и Кожукало бросились в горящее здание спасать боеприпасы. С риском для жизни красноармейцы вытащили около двухсот ящиков со снарядами. За этот подвиг их наградили орденами Красной Звезды.
В другой раз музыканты 370-й дивизии отбили нападение немцев на склад боеприпасов, взяв при этом в плен несколько солдат и офицера.
И всё же во время Великой Отечественной свой главный подвиг военные музыканты Красной армии совершали не в бою. Их основной задачей было поддержание боевого духа в войсках. О том, как это делалось с помощью музыки, говорит следующий пример.
Семнадцатого декабря 1943 года 274-я стрелковая дивизия шла форсированным маршем из-под Орши к Витебску. Несмотря на строгий приказ командования, её полки могли не успеть прибыть вовремя: мешала погода. И тогда комдив приказал поставить во главе колонны духовой оркестр, чтобы приободрить своих бойцов.
Не обращая внимания на ночь, мороз и пургу, музыканты играли строевые марши, задавая темп идущей пехоте. Благодаря этому скромному, но важному музыкальному подвигу дивизия прибыла на место в срок.
Красная армия разгромила вермахт и завершила войну в Берлине. И теперь на каждом параде 9 мая на Красной площади играет военный оркестр. Не стоит забывать, что он отдаёт дань музыкантам времён войны, внёсшим свой вклад в Победу.
Ведь во время Великой Отечественной, когда говорили пушки — музы не молчали.
Сегодня военный оркестр – это полноценный коллектив музыкантов, который не только входит в состав армейских подразделений, но и могут вести самостоятельную концертную деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вводное занятие – представление музыкальной студии «ВИНИ-оркестр» и музея "ВИНИ -оркестра"
Студия элементарного музицирования ВИНИ- оркестр. ( Восхитительно Интересные Необычные Инструменты). В занятии решаются разные задачи в разных видах музыкальной деятельности. Это и развитие чувства ри...
Исследовательский проект «Подарок бойцу Красной Армии»
творческая работа совместно с воспитанниками...
Конкурс посвященный 75-летию контрнаступления Красной Армии под Москвой.
Благодарность за участие в районном конкурсе декоративных поделок, посвященном 75-летию контрнаступления Красной Армии под Москвой....

Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр для малышей" (1-ое занятие цикла "Инструменты симфонического оркестра")
Виртуальная музыкальная гостиная "Оркестр детям" Эта история о том, как родители привели своих детей на прослушивание классической музыки. И когда наступил антракт, то дети не пошли в б...

Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров "Волшебные звуки оркестра-2022"
Положение о конкурсе-фестивале шумовых оркестров среди дошкольных учреждений "Волшебные звуки оркестра-2022"...

27.01.2025 - 31.01.2025- "МОЯ РОССИЯ" тема: "27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Беркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста; 2 февраля:
День снятия блокады Ленинграда: история освобождения и подвиги27 января исполняется 81 год со дня полного снятия блокады Ленинграда. 81 год назад, 27 января 1944 года, закончился один из самых тр...

БОЕВЫЕ ОПЕРАЦИИ КРАСНОЙ АРМИИ ЗИМОЙ 1943 ГОДА НА ТЕРРИТОРИИ СТАРОГО ОСКОЛА И ЕГО ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НЕМЕЦКОЙ ОККУПАЦИИ
Старый Оскол - это город в Белгородской области России, который во время Великой Отечественной войны находился под немецкой оккупацией....
- Мне нравится (1)
