"Логоритмические минутки"
материал

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_logoritmicheskie_minutki.docx32.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс для воспитателей логопедических групп

«Логоритмические минутки»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности воспитателей по использованию логоритмических упражнений в повседневной жизни детского сада.

Задачи:

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в образовательной деятельности с использованием логоритмики.

Показать значимость применения логоритмики для речевого развития дошкольников.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА:

–  Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Тема нашего мастер-класса «Логоритмические минутки».

В последнее время детей с нарушениями речи с каждым годом становится всё больше, это в свою очередь влияет на качественную подготовку дошкольников к школе, так как в дальнейшем они будут испытывать определенные трудности в овладении письмом и чтением. Таким образом, вовремя оказанная помощь в исправлении дефектов звукопроизношения – одна из важнейших задач современного дошкольного образования.

Необходима новая эффективная методика развития речи!

Сегодня, предлагается использовать такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как логопедическая ритмика. Это форма активной терапии, целью которой является преодоление речевых нарушений путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой.

Почему – логоритмика? Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика связывает воедино слово (звук, музыку и движения).

Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Занятия логоритмикой способствуют:

  • формированию двигательных умений и навыков, воспитывают правильную осанку, походку, способствуют развитию силы и ловкости, выносливости, координации движений, ориентировки в пространстве; укреплению костно-мышечного аппарата;
  • развитию дыхания, моторных функций, слухового, зрительного внимания, памяти, мимики лица;
  • развитию чувства ритма, темпа;
  • восприятия музыкальных образов и умения ритмично, выразительно двигаться в соответствии с данным образом;
  • умению расслабляться, снять напряжение;
  • воспитанию личностных качеств, чувства коллективизма, решительности, уверенности в себе.

Игровые занятия построены с учетом основных педагогических принципов – последовательности, постепенного усложнения и повторяемости материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и на речевые процессы.

Основными задачами логоритмического воздействия являются:

1. Оздоровительные

В результате решения оздоровительных задач: укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. А также во время звукоподражаний и пения повышается нагрузка на мышцы артикуляционного аппарата, глотки, гортани.

2. Образовательные.

Осуществление образовательных задач способствует формированию пространственных представлений и способности свободно передвигаться в пространстве относительно других людей и предметов. Происходит развитие музыкального, звукового, тембрового, динамического слуха, чувства ритма, певческого диапазона голоса.

Развитию ловкости, силы, переключаемости, координации движений. Дети с речевой патологией усваивают теоретические знания в области музыки (понятие темпа, ритма и т. п.).

3. Воспитательные.

Решение воспитательных задач способствует развитию способности восприятия музыкальных образов, умению перевоплощаться, развитию выразительности и грации движений. Позволяет воспитывать чувство коллективизма, действовать согласно правилам игр и упражнений.

4. Коррекционные.

Развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков, физиологического и фонационного дыхания; развитие слухового внимания и фонематического слуха;

развитие общей и тонкой моторики, кинестетических ощущений, мимики, пантомимики, пространственных организаций движений;

формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения, воспитание связи между звуком и его музыкальным образом, буквенным обозначением;

формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации.

При составлении занятий не обязательно, чтобы были включены упражнения сразу всех разделов. Следует учитывать степень трудности заданий, избегать использование речевых заданий, следующих сразу после особо подвижных упражнений.

Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:

Вводная ходьба и ориентирование в пространстве. Встать в колонну, врассыпную, встать в круг, пары.

Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

«Вышли мышки как-то раз, посмотреть который час».

Валеологические песенки-распевки.

Валеологическое распевание «Доброе утро!»

Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.

Артикуляционная гимнастика

Щёчки, щёчки-колобочки,                «надувать» щёки;

Просыпайтесь!

Ротик, ротик, не ленись,                широко открыть рот (позевать);

Открывайся!

Зубки, зубки, где же вы?                покусать язычок;

Не зевайте,

Язычок мой весь, весь, весь

Покусайте!

Покусайте губки, чтобы покраснели        покусать губы (обе и уголочки тоже);

Чтобы дуться, обижаться уж не смели!

Зубки, вы же не грязнули,        Провести языком между губами и зубами,

Умывайтесь!                        как бы очищая зубы;

Ну, а вы, ребятки, чаще

Улыбайтесь!                        Улыбнуться.

Артикуляционная гимнастика «Язычок».

Язычок хотел гулять (рот закрыт губы вместе)

Стал он выход искать.

Раз-щека, два – щека, (язык упирается в щеку справа, слева)

Не найдёт он дверь пока.

Стал он бегать вокруг губ, (круговые вращения вокруг губ)

Не найдёт двери и тут.

Стал сквозь губки выбегать, (высовывают и прячут язык)

А мы его кусать, кусать. (покусывают)

Ох, устал наш язычок,

И улёгся на бочок. (язык боком)

Трубочкой свернулся (свернуть трубочкой)

И на спинке растянулся. (расслабить на нижней губе).

Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Упражнения на развитие дыхания:

Вдох и выдох носом

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох и выдох ртом.

Упражнение «Хомячок». Пошмыгать носом, рот закрыт.

Упражнение «Собачке жарко». (Наоборот, дышим ртом)

Упражнение «Погреемся».

Упражнения: «Задуем свечу», «Цветочек», «Вертушечки», «Подуем на листочки», «Снежинки» и др.

Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. На занятиях используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.

Упражнение «Лес».

Воет вьюга: «ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ) (с усилением звука)

Застонал лес от вьюги: «ММММММММ» (тихо, высоким голосом)

Тяжело стонут дубы: «МММММММММ» (громко, низким голосом)

Стонут березы: МММММММ (тихо, высоким голосом)

Шумят ели: «ШШШШШШШШШ».

Стихает вьюга: «СССССССССС»

Упражнения на развитие голоса:

«БУБЕНЧИКИ».

Жили были три веселых бубенчика: Динь, Дан и Дон. У каждого была своя песенка. Бубенчик Динь пел тоненьким, высоким голоском. "Динь-динь!" - звенела его песенка. Средний бубенчик Дан пел свою песенку "Дан-дан" средним голоском. А у бубенчика Дон голосок был потолще, пониже, чем у его друзей, и его песенка "Дон-дон" звучала по-другому.

Посмотрите на эти три линеечки.

На каждой из них нарисован бубенчик. Бубенчики поют свои песенки. Догадайся, какой бубенчик звенит выше всех. А какой ниже всех? Спойте песенку каждого бубенчика и одновременно покажите рукой бубенчики, изображенные на разных линейках.

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.

Ши-ши-ши, что-то шепчут камыши

Ше-ше-ше - это утка в камыше

Ша-ша-ша - выходи из камыша

Ше-ше-ше- нет уж утки в камыше

Ши-ши-ши- что-же шепчут камыши

Пальчиковые игры.

В своё время И.Кант мудро изложил: «Рука — это вышедший наружу мозг человека». Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию.

Пальчиковая игра «Осень».

Солнышко греет уже еле-еле; (растопыриваем пальцы на обеих руках и соединяем ладошки вместе, затем соединяем пальчики)

Перелётные птицы на юг улетели; (машем ручками, как крылышками)

Голы деревья, пустынны поля, (разводим ручками)

Первым снежком принакрылась земля. (плавно опускаем ручки вниз)

Река покрывается льдом в ноябре – (сжимаем ручки в замок)

Поздняя осень стоит на дворе. (разводим руками перед собой)

На занятиях по логоритмике я использую современную развивающую методику «Волшебные  гонзики»— это смешные «глазки», которые надеваются на пальчики и«оживают»в руках у детей и взрослых. «Гонзики» развивают мелкую моторику, речь, внимание, творческое воображение и фантазию.

Игра с гонзиками.

Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.  (Упражнение «Кукушка»- к нам кукушка в огород прилетела и поет…)

Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.

Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.

Ритмические упражнения

(Логоритмические игры с палочками)

И. Галянт «Ножки»

Ножки, ножки, вы шагали? Шагают палочками по столу или полу

Мы шагали, мы шагали.

Ножки, ножки, вы бежали?

Мы бежали, мы бежали.

Ножки, ножки, вы скакали?

Мы скакали, мы скакали.  Поднимают обе палочки вверх, потом опускают

Ножки, ножки, танцевали?

Танцевали, танцевали.        стучат палочками

Ножки, ножки, вы устали?

Мы устали, мы устали.      Положить палочки

Ножки, ножки. Отдыхали?

Отдыхали, отдыхали.          Катают палочки по столу, полу, прижимая ладонью.

«Рак»

Про меня говорят, палочки шагают по столу вперед.

Будто пячусь я назад.   Возвращаются назад

Не назад, а вперед, -/-/ вперед

Только задом наперед -/-/ назад.

«Вы скачите палочки».

Пение песен развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков.

Исполнение логоритмической распевки «Лиса».

Са-са-са-са

Это хитрая лиса.

Су-су-су

И живет она в лесу.

Сы-сы–сы много дела у лисы.

Со со со она крутит колесо.

Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой,  «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.

«Музыкальные сказки» музыкальный руководитель рассказывает сказку, а дети изображают на музыкальных инструментах или на самодельных музыкальных инструментах.

СКАЗКА-ШУМЕЛКА «ТЕРЕМОК»

(раздаются музыкальные инструменты)

Тук-тук-тук, молоток – (МОЛОТОК)

Мишка строит теремок.

Позовёт в него гостей,

Чтобы было веселей!

Мышка-норушечка в гости бежит,

Тихо шуршунчиком

Мышка шуршит. (ШУРШУНЧИК)

Медведь в теремке с самоваром сидит.

Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)

Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)

Мышку в дом впускает, (БАРАБАН)

Чаю наливает,  (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Печеньем угощает. (ХРУСТ)

Зайка весёлый потом прискакал,

Лапками он застучал. (ТРЕЩОТКА)

Мышку Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)

Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)

Зайца в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)

Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Печеньем угощает. (ХРУСТ)

Вот и Лиса к теремочку идёт,

Лисичка-сестричка погремушки несёт, (ПОГРЕМУШКИ)

Зайку Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)

Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)

Лисичку в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)

Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Печеньем угощает. (ХРУСТ)

Серый Волчок к теремку подоспел,

В бубен весёлый Волк зазвенел. (БУБЕН)

Лису Медведь вкусным чаем поит. (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Слышит: дверной колокольчик звенит. (ЗВОН КОЛОКОЛЬЧИКА)

Мишка открывает, (СКРИП ДВЕРИ)

Волка в дом впускает, (СТУК В БАРАБАН)

Чаю наливает, (ЖУРЧАНЬЕ ВОДЫ)

Печеньем угощает. (ХРУСТ)

Мишка мохнатый рад новосёлам:

Живёт в теремочке оркестр весёлый.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ОРКЕСТР.

«Осенняя сказка».

Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек, пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.

В логоритмические занятия обязательно включаю коммуникативные игры и танцы. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что даёт детям положительные и радостные эмоции. Танец развивает внимание, чувство ритма, пластику движений.

Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; обучают умению сотрудничать.

Коммуникативная игра.

Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, приучают детей выполнять правила игры.

Гимнастика для глаз:

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть, не знает.

Наверху созрела слива,

А внизу растёт крапива.

Слева- свёкла, справа- брюква,

Слева- тыква, справа- клюква,

Снизу- свежая трава,

Сверху сочная ботва.

Закружилась голова,

Кружится в глазах листва

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю лёг.

На занятиях использую игровой массаж, он полезен всем. Делая самомассаж определенной части тела, ребенок воздействует на весь организм в целом.

Предлагаю воспитателям встать "паровозиком" и сделать друг другу массаж. Затем можно повернуться в другую сторону и повторить массаж.

«Капуста»

Мы капусту рубим, рубим. (Стучим по спине рёбрами ладоней).

Мы морковку трём, трём. (Трём спину кулачками).

Мы капусту солим, солим. ("Бегаем" пальчиками по спине).

Мы капусту жмём, жмём. ("Жмём").

Сок капустный пьём, пьём. (Гладим спину).

Релаксация «Воздушные шарики».

«Ложитесь поудобней. Закройте глаза. Дышим спокойно и ровно. Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

Спасибо за внимание! До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Раз минутка... два минутка... Проект для детей подготовительной к школе группы по развитию чувства времени

Проект поразвитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста...

Раз минутка... два минутка... Проект для детей подготовительной к школе группы по развитию чувства времени

Проект поразвитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста...

Раз минутка... два минутка... Проект для детей подготовительной к школе группы по развитию чувства времени

Проект поразвитию чувства времени у детей старшего дошкольного возраста...

Логоритмические минутки

Картотека логоритмических упражнений по лексическим темам...

Логоритмические минутки для детей 5-6 лет.

Комплекс логоритмических упражнений на экологическую тематику....

Логоритмические минутки для детей в младшей группе.

Целью логоритмических занятий является развитие речи и музыкальных способностей детей путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой....