Логоритмические минутки для детей 5-6 лет.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

глазырина татьяна викторовна

Комплекс логоритмических упражнений на экологическую тематику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logoritmika_microsoft_word.docx23.5 КБ

Предварительный просмотр:

Комплекс логоритмических разминок на экологическую тематику.

Логоритмические занятия планируются согласно лексическим темам и проводятся в конце изучения каждой. Занятия строятся в форме единой сюжетной линии. Основная цель логоритмических занятий – преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы. Равномерное распределение психомоторной и речевой нагрузки на воспитанников в ходе занятия достигается путем чередования различных видов деятельности и позволяет поддерживать внимание и работоспособность детей на протяжении всего занятия.

Заняти по логоритмике также способствуют:

Коррекции грамматического строя речи (ответы на вопросы в определённой форме);

Формированию слоговой структуры слова (отхлопывание ритмических рисунков);

Коррекции звукопроизношения (артикуляционные упражнения. Проговаривание стихов, специально подобранных тему);

Развитию просодической речи (дыхательные и голосовые упражнения).

Формированию связной речи, коммуникативных возможностей. (игры – диалоги, игры – инсценировки, подвижные игры).

Я использовала данный материал при проведении динамических пауз. физкультминуток, развлечений, музыкальных досугов.

Тема: «Осень».

1.Организационный момент.

По залу развешены «осенние» листья. Педагог читает стихотворение.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

(М. Ходякова)

2. Ритмическая разминка.

Педагог: Пойдем осенними дорожками,

Пусть листики шуршат под ножками,

(ходьба по кругу в колонне)

Листья осенние в танце кружатся,

Листья нам под ноги тихо ложатся.

(легкий бег на носках, на остановку музыки – присесть).

Ветер осенний поднялся - и вот

Листья по кругу ведут хоровод.

(Боковой приставной шаг).

Ветер крепчает и дует сильнее –

Листья по кругу летят все быстрее.

(Боковой галоп)

В край далекий улетая,

Нам помашет птичек стая.

(ходьба «стайкой»)

Дождик мелкий моросит,

«Кап, кап, кап!» - он говорит.

(Ходьба топающим мелким шагом друг за другом по кругу).

3. Упражнение «Дождик».

Хором. Дождик, дождик на дорожке.

(Стучать кулаками друг о друга)

Он намочит наши ножки.

(Наклониться похлопать ладонями по коленям)

Надо ножки поднимать ,

(Стоя на месте шагать, высоко, поднимая ноги)

Через лужицы скакать.

(Указательный жест правой рукой вправо – вниз, один прыжок на месте)

Вот так, вот так,

Через лужицы скакать.

(Прыжки из стороны в сторону)

Поспешим мы. Поспешим,

От дождя мы убежим.

(присесть - спрятаться в домик)

4.Упражнение «Дождь пошел».

Педагог. Дождь пошел и не проходит,

Дождь, дождь….

(Здесь и далее дети на каждую ритмическую единицу при слове «дождь» делают хлопок).

Дождь идет, хотя не ходит,

Дождь, дождь…

Он прохожим хлещет в лица,

Дождь, дождь….

Он будет лить часы подряд

На крышу, на дорогу.

Об этом тучи говорят, хоть говорить не могут. (А. Барто)

5. Пальчиковая гимнастика «Осенний букет».

Исходное положение дети сидят на стульях.

Педагог: Соберем для мамы осенний букет, но сначала вспомним , какие бывают листья.

Дети хором:

Раз, два, три, четыре, пять (загибать по одному пальцы в кулак)

Будем листья собирать (сжимать и разжимать кулаки)

Листья березы,

Листья тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

(загибать поочередно пальцы в кулак, начиная с большого пальца )

Маме осенний букет принесем.

( Поочередно соединять каждый палец с большим на каждую ритмическую единицу).

6. Подвижная игра «Букет для мамы»

Педагог раздает детям разноцветные картонные листья разных пород деревьев. Пока играет музыка, «листочки»(дети) «летают» по залу. Как только музыка замолкает, каждый листок должен найти свою пару – такой же листок. Выигрывают первые три пары. Затем дети меняются листочками и игра продолжается.

7. Общеразвивающее упражнение «Лужи».

( проводится с обручами)

Педагог: Посмотрите, кругом лужи:

Здесь пошире, там поуже,

Прыгаю, смотрите – раз!

В лужу хлоп, и весь рассказ. ( Л. Миронова).

(прыгать в обручи – лужи , которые лежат на полу)

Любим прыгать мы по лужам.

И с дождем мы тоже дружим.

Под зонтом гулять пойдем

И все лужи обойдём. (Ходьба друг за другом, обходит обручи – лужи)

8. Релаксация.

Педагог:

Устала что- то осень,

Она ложится спать

И приглашает деток

Немножко полежать. ( Дети лежат на ковре, звучит мелодия «Дождик, дождик приходи» Т. Гомез).

Тема: Перелетные птицы.

1. Организационный момент.

Педагог предлагает послушать стихотворение и посмотреть изображение перелетных птиц.

Птицы на юг улетают: гуси.

Грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

2. Ритмическая разминка

Педагог. Летят как самолетики.

Изящны и легки,

Раздвоенные хвостики,

Красотки – ласточки.

(Легкий бег на носочках)

И вот летит соловушка,

Серая головушка.

Как он песенку споёт –

Сердце радостно замрет.

(ходьба мелкими шагами)

Грачи по травке ещё ходят

Грачат малюток следом водят.

(ходьба приставным шагом)

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит,

Тычет клювом наугад –

Ищет цапля лягушат.

(Шаг с высоким подниманием колена).

Послушайте, послушайте:

В лесу который год

Проказница кукушка

На веточке поет,

(Шаг, хлопок, шаг, хлопок).

3 Упражнение «Птичка».

Птичка крылышки сложила,

(руки вдоль туловища, ноги вместе).

Птичка крылышки раскрыла,

(руки в стороны)

Птичка перышки помыла.

(Ноги на ширине плеч, наклоны в стороны)

Птичка клювом повела,

(наклоны вперед)

Птичка зернышки нашла.

(Приседания)

Птичка зернышки поела

(Имитация движения)

И тихонько полетела.

(махи руками).

4. Упражнение «Подвижные птицы».

Дети встают в круг.

Педагог: Пошагаем, как аисты,

(ходьба с высоким подниманием коленей)

…. Как кукушки,

(Приставной шаг с поворотом головы вправо – влево).

…как зяблики,

(ходьба на пятках)

…как скворцы,

(продвижение вперед подскоками)

… как ласточки,(Легкий бег на носочках, руки разведены в разные стороны)

…как птенчики,

(ходьба «стайкой»)

5. Упражнение «Дружно птицы прилетели».

Хором. Дружно птицы прилетели

(Бег врассыпную)

Полетели и присели

(присесть)

Поклевали зернышки

(Стучать указательными пальцами по полу)

Поиграли в полюшке.

(встать, делать поскоки, поворачиваясь вокруг себя)

Водички попили,

(отвести руки за спину, наклоны вперед)

Перышки помыли.

(погладить руки)

Вправо – влево посмотрели

(повернуть голову направо – налево)

И спокойно полетели.

(Медленный бег на носках, плавные взмахи руками).

6. Упражнение «Коршун в небе».

Дети под медленную музыку спокойно бегают по залу. Плавно взмахивая руками.

Педагог: Коршун в небе – вот беда!

Птички! Прячьтесь кто куда!

Звучит громкая напряженная мелодия, Дети приседают, обхватывают руками колени, сильно прижимаясь к ним. Затем снова играет спокойная музыка – «птицы летают» и т. д.

7. Дыхательная гимнастика «Птицы».

Дети изображают птиц; разводят руки в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным попеременным подниманием ног.

8. Пальчиковая гимнастика «Улетают, улетели»….

Педагог. Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

(Сжимать и разжимать кулаки, затем при пересчете птиц загибать по одному пальцу)

Улетают, улетели.

Улетели журавли.

Не слыхать кукушек в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают. Улетели

Улетели и грачи. (Е. Благинина).

9.Пальчиковая гимнастика «Птички».

Хором. Птички летели,

(На каждой руке соединить кончики пальцев)

Крыльями махали.

(Махать кистями рук)

На деревья сели,

(Поднять руки, развести пальцы в стороны кончиками вверх).

Вместе отдыхали.

(На каждой руке соединить кончики пальцев).

10. Подвижная игра «Птица без гнезда».

Дети делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот. Кто в паре стоит первым, т. е. ближе к центру круга – гнездо, второй за ним – перелетная птица, (Игру можно проводить в шапочках птиц). Педагог считает «раз» - игроки. Изображающие гнезда, кладут руки на пояс, «два» - игрок - птица кладет руки на плечи стоящему впереди , т. е. птица садится в гнездо. «Три» - птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу педагога «Птицы, в гнезда!» каждая птица стремится занять свое гнездо. Одновременно и педагог занимает одно из мест.

При повторении игры дети меняются ролями.

11. Подвижная игра «Аист и лягушки».

Педагог: Отгадайте загадку:

Длинношеий, длинноносый,

Длиннокрылый. Безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист).

Дети стоят в кругу, взявшись за руки. В центре круга – «аист». Дети идут по кругу, «аист» ходит, высоко поднимая ноги и взмахивая руками (крыльями)

Педагог. Аист вышел на охоту,

Ходит, ходит по болоту.

«Аист». Очень хочется лягушкой закусить.

Очень хочется лягушку проглотить!

«Лягушки.» Кваки – кваки, ква – ква, ква – ква,

Кваки – кваки – ква – ква, ква – ква,

Кваки – кваки, ква – ква, ква – ква.

Ква! Ква! Ква – ква – ква !

С окончанием песни «лягушки « прыгают по залу.

Тема: «Дикие Животные»

1. Организационный момент. Дети располагаются по кругу. В центре круга можно расположить фигурки - игрушки лесных животных.

Педагог. К большой лесной опушке

Сбегались все зверюшки,

Чтобы зимушку встречать.

Чтобы петь и танцевать.

2. Ритмическая разминка.

Педагог:

За мамой медведицей шел медвежонок.

(ходьба по кругу имитируя походку медведя)

За мамой ежихой катился ежонок,

(ходьба вприсядку)

За мамой зайчихою прыгал зайчонок.

(прыжки по кругу)

За мамою мышкой тащился мышонок.

(медленная ходьба с опущенными плечами)

За мамой лисицей крался лисенок.

(ходьба на носках «крадущимся шагом)

За мамой волчицей рыскал волчонок.

(размашистая ходьба с поочередными загребающими движениями вперед то правой, то левой рукой).

3. Упражнение «Про медведя»

Педагог: А их папы – звери уже ждали.

Вот только медведя нигде не видали.

Хором:

Ходит по лесу медведь,

Хочет сесть и посидеть

(имитация походки медведя)

Где ж такое место есть.

(остановиться, развести руки в стороны)

Чтобы мог медведь присесть?

( Приложить руку ко лбу, высматривая подходящее место)

То высок пенек,

(показать «высокий пень», поднимая руки вверх).

То торчит сучок,

(Правую руку сжать в кулак, поднять указательный палец).

То низкий пень,

( показать низкий пень, нагнувшись)

То густая тень.

(развести руки в стороны и посмотреть вверх)

Эта песня о медведе.

О медведе – привереде.

(Имитация ходьбы медведя по кругу.).

4. Упражнение «Медвежонок»

Спит с медведицей в берлоге

Медвежонок толстоногий.

(имитировать медведя)

Под напев метели

В теплой спит постели.

(руки под голову, голову наклонить в сторону)

Сладкий сон к нему пришел:

(ходьба на месте на носках)

Куст малины он нашел,

(Руки в стороны, на лице улыбка)

Ягоды срывает, чмокая, глотает.

(Пальцами «срывать ягоды», подносить ко рту «глотать»)

Медвежонок, спи , бай – бай,

Спать мамаше не мешай.

(погрозить указательным пальцем)

С ней до самой до весны

Сладкие смотрите сны.

(Голову наклонить в сторону, руки – под головой)

(И. Лопухина)

5. Динамическое упражнение «Звери»

Сидит зайка на опушке ,

Поднимает зайка ушки.

(присесть, руки над головой)

Слышит: шорох раздаётся –

За кустом лиса крадется.

(ходьба пружинистым шагом)

У волков же есть обычай – Ходят стаей за добычей.

(Приставным шагом)

Скачет белка – шалунишка

Рвет с сосновых веток шишки.

(подскоки)

Между елок, между сосен

По сугробам ходят лоси.

(ходьба с высоким подниманием коленей)

По лесной сухой дорожке –

Топ – топ – топ - топочут ножки.

Ходит – бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ежик.

(Мелкие частые шаги).

6. Дыхательная гимнастика

Педагог: Поспеши сюда медведь,

Звери будут песни петь.

«Поет ежик»: на вдох – фы – фы;

На выдох – фы – фы – фы.

(повторить 2 раза)

«Поют лисички»: на вдох – тяв – тяв;

На выдох тяв – тяв – тяв.

(повторить 2 раза)

«Поют мышки»: на вдох – пи – пи;

На выдох – пи – пи – пи.

(повторить 2 раза).

7. Пальчиковая гимнастика «Белка»

Педагог: Сидит белка на тележке.

Раздает друзьям орешки.

(Поочередно выполнять удары кулаками друг о друга и хлопки)

Зайчишке – трусишке,

Волку, серой мышке,

Медведю толстопятому, заиньке усатому.

(загибать в кулак по одному пальцу, начиная с большого).

8. Пальчиковая гимнастика «Где вы были»

Педагог: Дети, дети, где вы были?

Хором Долго по лесу бродили.

Встретили медведя, волка.

Зайку, ёжика в иголках,

Лося, белочку, лису –

Ненаглядную красу.

(при перечислении загибать по одному пальцы правой, затем левой руки).

9. Подвижная игра «Лесной хоровод»

Дети делятся на группы. Одна группа надевает маски диких зверей.

Педагог: Становись, лесной народ, В наш веселый хоровод.

«Дети» идут хороводом и поют под музыку русской народной песни «Как у наших у ворот», а «звери» сидят на корточках в кругу.

Хором.

Что за зверь лесной нам друг?

Вот раздался тихий стук:

(остановиться и далее выполнять без музыки)

Тук, тук, тук, тук, тук, тук,

Становись лиса к нам в круг.

Названный зверь становится в хоровод и игра продолжается со словами

Что за зверь лесной нам друг?

Вот раздался громкий стук:

Тук, тук, тук, тук, тук.

Становись медведь к нам в круг.

Игра продолжается до тех пор, пока все звери не встанут в хоровод.

10. Релаксация.

Педагог: Хватит песни петь, играть

Лесу нужно отдыхать.

Дети лежат на ковре, звучит негромкая музыка.

Тема: Луг. Насекомые.

1 Организационный момент.

На наборном полотне выставлены картинки с изображениями насекомых.

Педагог: Кто живет на лугу, скажите,

Голубом, золотом и белом?

Посмотрите, здесь каждый житель

Занят нужным и важным делом. (По Л. Куклину)

Дети называют насекомых, а потом становятся в круг и выполняют разминку.

2. Ритмическая разминка.

Педагог:

На травинку, как на вышку,

Бодро лезет муравьишка.

(маршировка)

Вниз ползет божья коровка, лапки ставит очень ловко.

(боковой приставной шаг)

Тихо стрекоза летит,

В тишине она звенит.

(Легкий медленный бег на носках)

Среди гусениц – подруг

Отдыхает майский жук.

(присесть; в такт музыке выполнять вытянутыми вперед

руками движения вправо – влево)

Крылья пестрые мелькают – Быстро бабочки летают.

(быстрый бег на носках)

Водят пчелы хоровод,

Собирают сладкий мед,

(движения по кругу в хороводе)

Над цветками близко – близко

Шмель летает очень низко.

(ходьба вприсядку)

А кузнечик скок – скок

С лепестка на стебелек.

(поскоки).

3. Упражнение «Комар».

Педагог. Отгадайте загадки о насекомых, которого мы не встретили на лугу.

Летит – пищит, сядет – молчит,

Кто его убьёт.

Свою кровь прольет. (комар)

Хором: Комар летит

И пищит, пищит.

Ой, лови!

Ой, лови!

Не то спрячется!

Хлоп!

Дети следят за комаром: медленно – медленно поворачивают голову слева – направо и наоборот на каждую строчку песенки На «хлоп» хлопнуть в ладоши.

4. Фонопедическое упражнение «Насекомые».

Педагог: Комар пищит тихонько и тоненько: ззззззззззззз

Чуть громче звенит муха: ззззззззз…

Ещё громче звенит пчела: ззззззз…

А самым низким голосом звенит шмель: зззззззззз.

Дети выполняют звукоподражания, постепенно понижая голос.

5. Пальчиковая гимнастика.

Хором: прилетела к нам вчера

(помахать кистями рук)

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелек,

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза –

( называя каждое насекомое, загибать палец)

Как фонарики глаза.

(Кисти рук «биноклем» поднести к глазам)

Полетали, пожужжали,

(помахать кистями рук)

От усталости упали.

(уронить кисти рук) (Н. Нищева)

6. Подвижная игра – диалог «На лужке».

Педагог.А сейчас мы сами превратимся в насекомых.

Все дети надевают маски

Педагог.

Пчелки, пчелки,

Где бывали?

Пчелки, пчелки,

Что видали?

Пчелки. Мы летали на лужок

И видали мы ….(медок, листок, замок,цветок)

Дети подбирают любое слово в рифму. Затем играет музыка , «пчелки летают»по залу, остальные дети хлопают в ладоши в такт музыке. Игра продолжается аналогичным способом с другими насекомыми.

Педагог:

Где вы, бабочки летали?

Что вы, бабочки видали?

Вы. Жуки, куда летали?

Что и где вы увидали?

7. Релаксация. Дети ложатся на ковер. Звучит легкая музыка.

Тема: Зима. Звери и птицы зимой.

1. Организационный момент.

Дети образуют круг.

Педагог: Оделась речка в тонкий лед.

А снег идет, идет, идет….

Вовсю старается зима, белит поля, белит дома.

2. Упражнение»Снег – метель – вьюга».

(для развития слухового внимания, чувства темпа.

Педагог: Тихо, тихо, тихо

Снег идет, белый снег мохнатый

Ветерок несет.

(Ходьба спокойным шагом по кругу)

А тут сестра метелица

Ковром шелковым стелется,

Ужасно холодна.

(Бег на носках, руки на поясе).

А вьюга с ревом бешеным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

(бег поскоками. При прыжке руки вверх, хлопок).

3. Общеразвивающее упражнение «Снегу намело».

Дети преодолевают различные снежные препятствия: надо пролезть в ворота «Снежного лабиринта», пройти по «снежному валу» и спрыгнуть с него и т. д.

4. Упражнение «Снегири».

Хором. Вот на ветках – посмотри:

В красных майках снегири,

(4 хлопка руками по бедрам,

4 наклона головы вниз и в стороны)

Распушили перышки, греются на солнышке.

(На первое слово каждой строки частое потряхивание руками,

на второе – один хлопок по бедрам).

Головой вертят,

Улететь хотят.

(Повороты головы на каждое слово в стихотворении)

5. Этюд «Птичья столовая».

Педагог прикрепляет детям к одежде плоскостных птиц: воробьев, снегирей, голубей. В центре зала размещена кормушка для птиц. Дети образуют круг; руки на поясе.

Педагог Я кормушку принесла,

В ней крупа и крошки.

Нужно птичек в холода

Покормить немножко.

Хором. Прискакали воробьи на пружинках – ножках.

(«воробьи двигаются поскоками к кормушке)

Воробьи: Очень просим нас согреть,

Покормить немножко.

Чик, чирик, благодарим,

чик, чирик, прощайте!

Мы к вам снова залетим

Завтра ожидайте.

Хором. Прискакали снегири на пружинных ножках

(двигаются поскоками к кормушке)

Снегири: Очень просим нас согреть

Покормить немножко.

Чив – чив - чив, благодарим,

чив – чив – чив, прощайте!

Мы к вам снова прилетим, завтра ожидайте.

Хором: Прискакали голуби

На пружинных ножках

(Двигаться поскоками к кормушке)

Голуби: Очень просим вас согреть

Покормить немножко.

Гуль – гуль – гуль, благодарим,

Гуль – гуль – гуль, прощайте!

Мы к вам снова прилетим, завтра ожидайте.

Хором: Нам не страшен снегопад

И морозы злые.

Хорошо, когда зимой

Есть друзья такие.

6. Упражнение «Кормушка».

Хором: Сколько птиц к кормушке нашей

(ритмично сжимать и разжимать кулаки)

Прилетело? Мы расскажем.

(Загибать по одному пальцу)

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках –

Всем хватило зернышек.

(сжимать и разжимать кулаки).

7. Мимическое упражнение «Звери зимой».

Педагог: А что же наши звери делают зимой?

Есть у белочки дупло, в нем уютно и тепло.

(показать улыбкой, как довольна белочка)

Серый волк косматый

По лесу он бродит.

Глазами рыщет,

Добычу ищет.

(показать голодного злого волка)

Спит медведица в берлоге

Медвежонок толстоногий, Под напев метели

В теплой спит постели.

(Представить себе медведя, показать, как они спят довольные.)

8. Релаксация.

Дети на спину легли

И, как мишки видят сны

Птички стали щебетать,

Будем глазки открывать, просыпаться и вставать.

( выполняют движения, соответствующие словам)

-75%

Курсы повышения квалификации

Проектная деятельность учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки-малютки, игры-минутки для детей 2—3 лет

Эти игры и сказки знакомят малышей с изобразительными материалами: карандашами, фломастерами, кисточками, красками, косметическими палочками. Дети упражняются в технике рисования этими материалами. Со...

Тематические пальчиковые игры и физ.минутки для детей старшего дошкольного возраста

представлены тематические  пальчиковые игры и  физ мин.по темам : "осень","одежда"."грибы","лес"....

ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ МИНУТКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Картотека физкультурных минуток для детей 6-7 лет...

"Логоритмические минутки"

Мастер-класс для воспитателей логопедических групп...

Логоритмические минутки

Картотека логоритмических упражнений по лексическим темам...

Логоритмические минутки для детей в младшей группе.

Целью логоритмических занятий является развитие речи и музыкальных способностей детей путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и музыкой....