Творческий проект на тему: "Классическая музыка и дети.Знакомство с творчеством крымского композитора Алемдара Караманова"
проект (старшая группа)

Польская Ирэна Григорьевна

Становление новых систем образования требует существенных изменений в педагогической деятельности дошкольных учреждений с использованием инновационных педагогических технологий. К ним относится проектная деятельность. Этот метод актуален, современен, эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.

Поэтому в практике своей работы я стала использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Светлячок»

города Саки Республики Крым

_____________________________________________________________________________

Проект

«КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА И ДЕТИ.

ЗНАКОМСТВО С ТВОРЧЕСТВОМ КРЫМСКОГО КОМПОЗИТОРА

АЛЕМДАРА КАРАМАНОВА»


(
старший дошкольный возраст)

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/10f9/00020cc8-43c5bac6/img4.jpg

                                           

Подготовила: 

Польская Ирэна Григорьевна,

 музыкальный руководитель

Саки

2018

Актуальность проекта

  Формирование основ музыкальной культуры детей – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. В настоящее время люди часто не умеют слушать и слышать не только природу или музыку, но и друг друга. Поэтому сегодня, как никогда актуальны вопросы музыкального воспитания детей. Важно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира уже в дошкольном возрасте. И здесь нам помогают шедевры классической музыки.

   Классическая музыка обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, дает детям возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества. А главное, она приоткрывает детям дверь в храм искусства, называемый театром. С помощью классической музыки, можно дать детям нравственные понятия: доброта, отзывчивость, любовь к Родине, матери, сопереживание; формировать доброжелательное отношение к животным; воспитывать чувство прекрасного, уметь видеть красоту природы и оберегать ее.

  Дошкольники имеют огромный творческий потенциал в музыкальной деятельности, однако для реализации этого потенциала требуется создание определенных условий. Возникают определенные противоречия между потребностями детей в чистой, доброй и волшебной музыке и уровнем готовности детей к данному виду деятельности.

Гипотеза проекта

Если создать благоприятные условия для ознакомления воспитанников с классической музыкой и ее жанрами, то можно развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки.

Цель проекта

Повышение качества музыкального воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ через создание условий для приобщения их к классической музыке.

Задачи проекта:

- обогащать эмоциональный мир детей восприятием музыкального наследия людей, живущих в Крыму;

- поощрять развитие интереса у детей к многообразию культур окружающего их мира людей;

- развитие позитивного эмоционально-ценностного отношения к природе родного края посредством музыки.

Продолжительность проекта: долгосрочный

Срок реализации: 4 недели

Тип проекта: групповойтворческий.

Объект проекта: Классическая музыка

Предмет проекта: Творчество композитора А.С.Караманова

Задачи проекта:

  • расширять знания детей о классической музыке, развивать восприятие музыкальных произведений А.С.Караманова;
  • развивать эстетический вкус,  умение проявлять эмоциональную отзывчивость на музыку;
  • формировать элементы музыкально-эстетического сознания;
  • развивать музыкальное мышление;
  • стимулировать творческие проявления в музыкальной деятельности;
  • возможность творческого самовыражения;
  • дать представление о симфонической сюите для оркестра «Лесные картинки» А.С.Караманова, о симфоническом оркестре.

Участники проекта: дети, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Материально-техническое обеспечение:

  • видео и аудио записи симфонической сюиты для оркестра «Лесные картинки», седьмая симфония «Лунное море» и  видеоролик «Вальс» А.С.Караманова. 

Музыкальный центр, мультимедийная  установка, компьютер, принтер, видеокамера, телевизор, аудио системы, диски и флэш-носитель с записью классической музыки, фотографии и картины с изображениями музыкальных инструментов, портрет композитора, иллюстрации и репродукции, соответствующие сюжету и теме встречи; художественная литература,  шапочки птиц, цветов, бабочек и лесных зверей, детские музыкальные инструменты (свистульки, кастаньеты, музыкальные колокольчики, треугольники, трещотки, металлофоны, музыкально-дидактическое пособие-«Голоса птиц»и др.).выставка творческих работ детей «Природа в музыке А.С.Караманова»; видеопрезентации: А.С.Караманов и его творчество, «В лесу», «О чем пел ручеек», «Вальс», «Лесные колокольчики» А.С.Караманова.  разработанные рекомендации для педагогов по ознакомлению   детей с классической музыкой; систематизированный литературный  и иллюстрированный материал по теме «Творчество А.С.Караманова»;  разработанные рекомендации для родителей.

Основные формы реализации проекта:

  • игровые занятия по слушанию музыки,
  • интегрированные занятия,
  • слушание музыки в режиме дня «минутки музыки»,
  • продуктивная деятельность (изодеятельность)
  • музыкальные гостиные,
  • музыкальные викторины,
  • релаксационные паузы,

итоговое развлечение для детей старших групп: Музыкально-театрализованная инсценировка для детей «Лесной концерт»,

  • выставка творческих работ  детей «Природа в музыке А.С.Караманова»;
  • презентации: А.С.Караманов  и  его творчество, «Утро в  лесу», «О чем пел ручеек», «Вальс», «Лесные колокольчики» А.С.Караманова.
  • разработанные рекомендации для педагогов и родителей по ознакомлению детей с классической музыкой;

Ожидаемый результат проектной деятельности:

• осмысленное  восприятие  классической музыки детьми дошкольного возраста;

• более содержательные высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки;

• творческое самовыражение детей.

Заключение

Реализация проекта позволила отойти от привычных стереотипов обучающих программ, повышает художественные требования к музыкальному репертуару в детском саду.

В процессе реализации проекта было выявлено, что дети более увлеченно слушают классическую музыку; изменились особенности их музыкального восприятия: появилось произвольное внимание, умение сосредотачиваться, улавливать детали исполнения. Более глубокими и содержательными стали высказывания детей об эмоциональном и образном содержании музыки, их образная речь. Словарь пополнился новыми словами. Дети различают и называют музыкальные произведения, композитора, определяют характер музыки, рассказывают об образе прослушанного произведения, отражают свои впечатления в рисунке, движении, пластике.

Музыкальный язык - завораживающий, но непростой. И данный проект подтверждает, что педагог может не только развлечь, но и увлечь, не только заинтриговать, но и заинтересовать, научить слушать, понимать и принимать лучшее, что создано в музыке, то, что называется классикой.

Список литературы: 

  1. Тельчарова Р.А. «Музыка и культура», статья;
  2. Незнайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия», статья;
  3. Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. М. : ГНОМ и Д, - 2000. - 89 с.
  4. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников, - М., 1994. - 288 с.
  5. Кабалевский Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1982.- 94 с.
  6. Ветлугина Н. А. Методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1982. – 271 с.
  7. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебник для учащихся пед. училищ., - М., 1983. – 250 с.
  8. Ветлугина Н. А. Музыкальный букварь. – М., 1989. – 69 с.
  9. Интернет –ресурсы: musical-sad.ru; nsportal.ru.

Приложения

  1. Конспект музыкальной дидактической игры для детей старшего дошкольного возраста «Кто композитор»;
  2. Анкета для родителей «Классическая музыка в жизни семьи»;
  3. Конспект из цикла занятий по знакомству с симфоническим оркестром;
  4. Сценарий театрализованного представления  «Лесной  концерт»,
  5. Конспект музыкального занятия «Музыкальные краски весны»,
  6. Фотоотчет по реализации проекта индивидуальные и открытые занятия, театрализация, выставка творческих работ детей «Природа в музыку А.С.Караманова»;
  7. Презентации: «Творчество А.С.Караманова», «Симфонический оркестр».
  8. Видеопрезентации по слушанию музыки А.С.Караманова: «Утро в лесу», «О чем пел ручеек», «Вальс», «Лесные колокольчики».



Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА САКИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Светлячок»

города Саки Республики Крым

____________________________________________________________________________

                       

Конспект

музыкально-дидактической игры

для детей старшего возраста

«КТО КОМПОЗИТОР?»

Подготовила: 

Польская Ирэна Григорьевна,

 музыкальный руководитель

Саки

2018

Цель: Закрепление пройденного материала по восприятию музыки (раздел Слушание) композиторов  П. И. Чайковского и  А.С.Караманова.

Задачи:

Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера.

Образовательные: продолжать знакомить детей с творчеством композиторов П.И. Чайковского и   А.С.Караманова;  учить  узнавать  музыкальные произведения по вступлению; развивать умение детей двигаться в соответствии с характером музыки.

Развивающие: развивать память, воображение, мышление.

Демонстрационный материал:

Портреты  композиторов П.И. Чайковского и А.С.Караманова, ноутбук, музыкальный центр, фонограммы музыкальных произведений этих композиторов  (12 пьес).

Раздаточный материал: карточки с портретами композиторов П.И. Чайковского и А.С.Караманова (карточки могут быть двусторонними) 12 штук, карточки, изображающие содержание пьес (12),  фишки (12 штук).

Методические приемы: игровая ситуация,  рассматривание портретов композиторов П.И. Чайковского и А.С.Караманова, прослушивание музыкальных произведений (с музыкальными произведениями знакомятся в течение года) и беседа по ним, физкультминутка по музыкальному произведению А.С.Караманова «Пастушок», с импровизацией танцевальных движений, анализ, подведение итогов.

Предварительная работа: в течение  учебного года дети знакомятся с произведениями  П. И. Чайковского из детского альбома.

«Баба яга»; «Осенняя песня»;

«Зима»;  «Утренняя молитва»;

 «Марш оловянных солдатиков»

«Болезнь куклы»

С произведениями А.С.Караманова :

7 симфония «Лунное море» (фрагменты);

«Вальс»; «Лесные колокольчики»;

«Утро в лесу»; «Вечером»;

«О чем пел ручеек»; «Пастушок».

Ход игры.

Дети делятся на 2 команды.  В каждой команде по 6 человек. Первой команде  раздаются карточки с портретами композиторов  П.И. Чайковского и  А.С.Караманова (карточки могут быть двухсторонние размер 20х30). Дети первой команды  угадывают композитора, написавшего данную пьесу. Дети второй команды  должны угадать музыкальное произведение и найти карточку, отображающую содержание  пьесы. Карточки разложены на столах  (в данном случае их 12 по количеству изученных произведений).

Педагог исполняет музыкальное произведение (любое из вышеперечисленных), или использует фонограмму музыкального произведения.

После того, как задание правильно выполнено, дети  обоих команд при помощи пантомимы изображают   содержание угаданной  пьесы.  Выполняется 6 заданий.

Затем команды меняются местами.  Выполняются оставшиеся 6 заданий. Число правильно выполненных заданий оценивается количеством фишек, которые при подсчете явятся итогом  игры.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей «Музыка в жизни ребенка».

1. Фамилия, имя, отчество ребёнка.____________________________________

2. Часто ли у вас дома звучит музыка?_________________________________

3. Играет ли кто-либо из взрослых на музыкальных инструментах, каких?____________________________________________________________

4.  Любят ли взрослые петь или слушать музыку?________________________

5. Какая это музыка:  классическая, народная, современная?_______________

6. Есть ли дома: фортепьяно, баян, проигрыватель, магнитофон?___________

Другие инструменты (какие)?_________________________________________

Детские музыкальные инструменты (какие)?____________________________

7. Проявляет ли ваш ребёнок интерес к музыке, в чём он проявляется:

а) ребёнок внимательно слушает музыку, песню;

б) стремится подпевать, выстукивать ритм;

в) тянется к игре на муз. инструментах;

г) любит танцевать под музыку;

д) пробует сочинять свои мелодии, песни, танцевальные движения.

8. Занимается ли кто-то с ребёнком музыкой специально?_________________

9. Поёт ли ребёнок дома песни, разученные в детском саду?______________

10. Любимая песня вашего ребёнка.____________________________________

11. Какое участие вы могли бы принять в проведении утренника, детского праздника, в их подготовке:

а) выступить со своим ребёнком;

б) сыграть роль;

в) сыграть на музыкальном инструменте;

г) сшить костюм;

д) помочь в разработке сценария, подготовке музыкального или литературного материала;

е) принять участие в играх, аттракционах.

ж) другое (что именно)_____________________________________________



Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА САКИ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 13 «Светлячок»

города Саки Республики Крым

____________________________________________________________________________

                       

КОНСПЕКТ МУЗЫКАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ  ГРУППЫ

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ КРАСКИ ВЕСНЫ»

Подготовила: 

Польская Ирэна Григорьевна,

 музыкальный руководитель

Саки

Ведущая образовательная область: «Художественно-эстетическая», направление «Музыкальная деятельность».

Цель: Развитие умений и навыков музицирования у детей старшего дошкольного возраста, используя ритмические и двигательные упражнения, песни, игры.

Задачи:

  • Закреплять умение исполнять ритмический рисунок жестами и при помощи шумовых и музыкальных инструментов.
  • Добиваться дружного ансамблевого исполнения на детских музыкальных инструментах.
  • Развивать слуховое внимание, чувство ритма.
  • Вызывать интерес к совместному выполнению заданий.
  • Развивать творческие способности, прививать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту весенней природы через музыку.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Ход занятия.

Дети под музыку входят в зал, и садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель: — (поет приветствие): «Здравствуйте, ребята»

Дети — (пропевают): Здравствуйте!

Музыкальный руководитель: – Ребята посмотрите, сколько гостей пришло сегодня к нам. Давайте и с ними поздороваемся.

Дети — «Здравствуйте, гости!»

Создание проблемной ситуации:

Музыкальный руководитель: - Молодцы! Всем пожелали здоровья, но мне ребята, что – то тревожно на душе. Сегодня я пришла в музыкальный зал и заметила, что здесь кто-то был: во-первых, на полу я нашла вот эти следы (показать макет следа), во-вторых, на столе с музыкальными инструментами я вижу лишние предметы. Посмотрите внимательно и скажите, какие из них лишние?

(на столе лежат кисточка и палитра; дети отвечают)

– Верно, ребята, я с вами согласна, что палитра и кисточка среди музыкальных инструментов лишние. А как вы думаете, кто мог оставить здесь эти предметы? (ответ детей). Я тоже думаю, что кисточку и палитру здесь забыл художник. Но что же он здесь делал? (ответ детей)

Целевая установка.

Музыкальный руководитель: Да, наверно, художник здесь рисовал картины, и какую-то картину не успел дорисовать. Интересно какую? Посмотрите на экран, может быть, там вы найдете ответ.

 - Кто догадался, какую картину не успел дорисовать художник? (ответ детей). Правильно, это картина о весне. Ребята, я думаю, что мы с вами можем сделать сюрприз художнику – раскрасить весеннюю картину. Вы согласны помочь ему? А как? (ответ детей).

Мотивация к деятельности:

- Я предлагаю раскрашивать ее не только красками, но и музыкальными звуками, а начнем мы с солнышка, споем для него приветственную песенку.

Песенка-распевка «Доброе утро» М. Лазарева.

Музыкальный руководитель: Ну вот, смотрите, у нас получилось: солнышко улыбается и весело танцует на небе, но только кругом тишина.

Кругом тишина, тишина, тишина.

Вдруг звонким стуком сменилась она (стук дятла - в записи).

Смотрите, на дереве дятел сидит

И клювом своим телеграмму стучит.

- Ребята, дятел рассылает всем весеннюю телеграмму в виде ритмического рисунка. Посмотрите внимательно на ритм, и давайте короткие звуки будем хлопать в ладоши, а долгие шлепать по коленям. Готовы? Начинаем!

Упражнение с жестами и хлопками В. Суслов «Весенняя телеграмма»

Музыкальный руководитель: - Молодцы! Все старались выполнить верно, ритмический рисунок. Смотрите, наш дятел надел яркое оперение. Телеграмма быстро долетела до птиц и их собралась целая стая,

но почему же они молчат? (ответ детей). Ребята, чтобы птички запели разными голосами, надо взять шумовые и музыкальные инструменты и исполнить «Птичью фантазию», используя разный ритм и динамику. Выходите, выбирайте инструменты.
Музицирование «Птичья фантазия» под музыку А.Караманова «Утро в лесу».

Музыкальный руководитель: - Здорово! Получился настоящий птичий концерт. Птички на картине тоже окрасились в разные цвета и весело защебетали (звуки щебетанья птиц в аудиозаписи).

- Ну вот, наша картина постепенно оживает. Даже на небе появилось что-то загадочное. Возьмите металлофон и палочку, смотрите внимательно на экран. Вам надо будет найти на металлофоне пластинку с кружочком того цвета, который сейчас появится перед вами на слайде (появляется полоска красного цвета). А теперь ударьте палочкой по пластинке с красным кружочком. Продолжайте смотреть на экран и выполнять задание (дети постепенно играют по всем пластинкам металлофона).

- Ребята, что же появилось на небе? (ответ детей). Правильно, на небе появилась радуга. Ой, ребята, я слышу какой - то странный шум (звучит в записи шум ручья).

- Как вы думаете, чей это звук? (ответ детей). Верно, это веселый весенний ручеек, он приглашает нас поиграть (воспитатель раскладывает колокольчики на пол по кругу).

Музыкальный руководитель: - Здравствуй, здравствуй, ручеек,

Звонкий, звонкий голосок.

Ты весною зажурчал,

В гости к речке прибежал.

В круг скорее выходи, с ручейком плясать иди.

– Смотрите ребята, в какое большое озеро превратился наш ручеек. Колокольчики, лежащие на полу, образуют берега нашего озера. Вода в озере все прибывает и прибывает. Вот этот голубой платочек будет изображать ручеек. Под веселую музыку вы будете передавать его друг другу из рук в руки. Когда музыка закончится, тот, у кого окажется платочек выходит в круг, платочек оставляет возле себя, берет металлофон и исполняет приемом глиссандо волны на озере, а остальные ребята будут играть на колокольчиках, изображая переливы воды на нашем озере.


Игра-импровизация «Веселый ручеек и волны» (музыка А.Караманова «О чем пел ручеек»).

Музыкальный руководитель:  - Спасибо всем за дружное исполнение. Посмотрите внимательно на картину, она с каждым разом становится все ярче и ярче. Осталось только раскрасить цветочную поляну.

- А вот и феи. Они очень любят петь и сочинять разные ритмы. Их песенки-ритмы разносятся по всей полянке. У фей красивые, нежные голоса и поэтому их песенки звучат звонко, хрустально. Давайте исполним одну из них.

Ритмическая игра-импровизация «Я иду с цветами».

Музыкальный руководитель:  - Молодцы! С помощью фей и вашего верного исполнения ритмического рисунка наша картина полностью закончена. Все живое радуется весне. Весна приносит радость и ощущение расцветающей природы. Об этом и наша песня «Хорошее настроение». Давайте споем ее так, чтобы весна услышала, как мы любуемся ею и восхищаемся звуками весны.

Песня «Хорошее настроение», музыка Е.Бас-Азаматовой

Анализ результативности.

Музыкальный руководитель: Вы очень старались исполнить песенку, и ее услышал наш художник. Он что-то хочет сказать вам.

Художник — Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети!

Здоровья всей-всей разноцветной планете!

Все запомните друзья, в сером мире жить нельзя!

Я рад, что картина моя ожила

Весеннюю радость она принесла.

Спасибо ребята! До свидания, до новых встреч!

Подведение итогов.

Музыкальный руководитель: — Наше занятие подошло к концу. Мы сегодня с вами открыли секрет: какой? Чем можно передать звучание весны? (ответы детей). Правильно, звучание весны передается не только словами, но и красками, и музыкой.

Рефлексия.

Вы все очень хорошо работали. А сейчас определим, с каким настроением вы уйдете с занятия. Вот эти нотки помогут нам. Если сейчас у вас хорошее, весеннее, солнечное настроение, то ваша веселая нотка взлетит на самую высокую ступеньку нотного стана. Если, у вас что-то не получилось сегодня, не огорчайтесь, свою нотку вы можете по полному праву поместить чуть-чуть пониже. А если вы уходите с грустным настроением, вам совсем не понравилось, то поместите свою нотку на самую нижнюю ступеньку нотного стана.

Звучит музыка; дети выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский творческий проект "Путешествие в мир музыки"

Совместный проект взрослых, детей и их родителей "Путешествие в мир музыки". Дети очень любят слушать музыку, петь, танцевать и часто задавали вопросы о музыке, о том как она появилась, сами сочиняли ...

Творческий проект для детей подготовительной к школе группы «Знакомство с творчеством Абдуллы Алиша»

Содержание1.Программа проекта.2. Системная паутинка.3. План работы.4. Творчество и биография поэта.5. Знакомство со сказками поэта.6. Детское творчество.7. Итоговое мероприятие «Человекбольшого  ...

Творческий проект для детей подготовительной к школе группы «Знакомство с творчеством Николая Носова»

Проект даст возможность учащимся: - познакомиться с творчеством Н. Носова, - с биографией писателя, - с незнакомыми произведениями, несущими ценность. Это будет способствовать разв...

Статья на тему "Классическая исцеляющая музыка в детском саду"

Роль и воздействие класисической музыки на психику, эмоции, тео и душу ребенка!...

Презентация долгосрочного проекта на тему: "Классическая музыка в детском саду"

Актуальность, цели и задачи проекта, описание. Материал для музыкальных руководителей ДОУ....

Творческий проект посвященный Международному Дню музыки «Мы с музыкой хотим дружить» подготовительная группа

Творческий проект посвященный Международному Дню музыки «Мы с музыкой хотим дружить»подготовительная группа...

Творческий проект посвященный Международному Дню музыки «Мы с музыкой хотим дружить»

В настоящее время многие современные дети растут на примитивных музыкальных «шедеврах», единственной целью которых является бездумное подчинение ритму и оглушительной какофонии з...