«Деятельность детских садов в годы Великой Отечественной войны »
статья

Чагаева Людмила Анатольевна

"Тихий подвиг воспитателей во время Великой Отечественной войны в г. Нижнем Тагиле"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chagaeva.doklad.dok_.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Чагаева Л. А.,

 МБДОУ детский сад«Солнышко»

комбинированного вида СП детский сад №20

                               воспитатель

«Деятельность детских садов в годы

 Великой Отечественной войны »

Каждый человек того времени вложил все свои жизненные силы в победу,  все горели желанием хоть как-то помочь фронту.Много говорят и пишут о  подвигах солдат, о детях войны, но вот кто их воспитывал…..

Среди этих людей были и такие малоизвестные, ничем не примечательные женщины, которые так же, как и бойцы совершали героические подвиги, защищая детей и отдавая свою жизнь за счастье будущего поколения. Детский сад в то время для детей был даже не вторым, а первым домом.

Массовый уход на фронт мужчин подразумевал всё большее использование на производстве женского труда и поэтому детские сады открывались даже непосредственно при промышленных предприятиях.

Детские сады находились в неприспособленных помещениях, в бараках с печным отоплением, где не было водопровода и канализации. Персонал сам заботился об отоплении детских садов, обеспечении водой и продуктами. Выживать помогали подсобные хозяйства, которые организовали при детских садах [1].

Тагильский краевед Иван Трофимович Коверда в своей статье писал, что Анну Ивановну Чикишину перевели в детский сад после аварии на парокотельной, где ей сильно обожгло руки и спину. Перевели «на лёгкий труд», но труд вовсе лёгким не был [1].

«В группе по35 детей,-вспоминает она,-проводились частые санитарные контроли-то желтуха, то дизентерия. Горячей воды не было, чтобы вымыть помещение, надо было её нагреть, наносить дрова и уголь. Работали  допоздна. Полы мыли неокрашенные,их чистили, мыли добела металлическими щётками.  Работа в наклон целый день. Уходишь домой - глаза красные. А обожженные руки и спина кровоточат.  Потом, конечно, все это сказалось - и давление, и сердце…»[1].

Вся нагрузка ложилась на воспитателей из-за отсутствия управленческих и педагогических кадров в то тяжёлое время. Широкое  распространение получили в военные годы группы в детском саду  с круглосуточным пребыванием дошкольников.

Трапезникова Инна Семёновна родилась в Нижнем Тагиле. Она родилась в многодетной семье, и помнит пребывания в детском саду, хотя была совсем маленькая.

«Воспитатели ничего нам не говорили о войне, хотя мы уже знали о ней и интересовались её. Они нас согревали своей добротой.

Каждый день утренняя гимнастика, прогулки. Игрушек было мало - в основном мячи! Пластилина и красок не было. Лепили целый год глиной и рисовали карандашами. Глиной наверно воспитатели запасались летом. Радовались огромной новогодней ёлке, которая стояла в центре комнаты украшенная игрушками. Дедом Мороз и Снегурочка пришли на праздник».

С уважением относилась к профессии воспитателя, и по истечению лет понимала, как в то время было тяжело воспитателям.

«Они работали без выходных и отпусков. Недосыпали, недоедали и всё равно находили сил играть и заниматься с нами. Родители ценили деятельность воспитателей. Ведь они  просто спасали детей, у которых отцы воевали, а матери стояли у станков»

Несмотря на тяжёлое время, руководство НТМЗ постоянно проявляло заботу о детях: лучшие продукты питания выделялись на каждого ребёнка по дополнительной карточке. Воспитанники в детских садах получали трёхразовое питание. Для организации питания использовалось меню, разработанное Институтом питания Академии медицинских наук СССР [2].

С целью укрепления здоровья детей заводоуправление передало в пользование детсадам дополнительные здания, находящееся на территории посёлка Ключики. Дети имели возможность с 1943 года, отдыхать летом на даче [2].

В начале 1942 года районных отделах Народного образования вводились должности инспекторов  в борьбе с детской безнадзорностью, создавались сеть детских приёмников и детских домов. Появился новый тип воспитательных учреждений- дошкольные интернаты, дошкольные детские дома, в которых воспитывались дети, временно потерявшие связь.

В грозные военные годы сотрудники детских садов мобилизовали свои усилия на то, чтобы как можно ярче и наполнено жили дети. В детские сады пребывали не только дети города, но и эвакуированные, в семьях случались несчастья – приходили похоронки, у сотрудников тоже воевали отцы, мужья, сыновья и дочери. Но когда рядом дети, этим людям необходимо было проявить большое мужество, чтобы делать их детство счастливым.Из воспоминаний Селивановой Софьи Андреевны: «В первый год войны коллектив детей удвоился. Поступали дети из Ленинграда, с Украины. В группе было по 35 человек».Воспитатели занимались поисками родителей своих воспитанников: «Благодарю вас за справку, благодаря которой я приехал в Нижний Тагил и увидел свою дочь Томочку…», - писал красноармеец Барков, у которого умерла в блокаду жена и эвакуирована неизвестно куда была дочь.В письмах фронтовиков сотрудникам детских садов мы читаем только слова благодарности, и обещание победить.Дети очень ждали писем с фронта и гордились своими отцами[3].

Сотрудники детских садов, как многие женщины того времени, собирали посылки на фронт. Они ухаживали за ранеными в госпиталях, выезжали в колхозы для работы на полях, жертвовали последними деньгами для покупки танков, самолетов. Событием для детей были концерты в госпиталях, встречи с артистами, писателями: «В дни Отечественной войны, в 1944 году, вся Свердловская область отмечала 75-летие писателя Павла Петровича Бажова, который жил в Свердловске многие годы, - воспоминала Софья Андреевна, заведующая детского сада №3 - Дети старшей группы детсада № 3 решили поздравить писателя с юбилеем. Павел Петрович приехал в село Балакино отблагодарить колхозников за подарок, который они ему сделали, а потом в Тагил. Нам позвонили из Горкома партии и сказали, что приехал Павел Петрович, он получил письмо из детсада № 3, желает встретиться с детьми и поблагодарить их за внимание. Вскоре Павел Петрович был в детском саду. Дети были рады такой встрече [3].

Быстро организовали концерт, все надели костюмы: украинские, моряков, красноармейцев и др., пели песни, рассказывали стихи и плясали. Дети подарили писателю альбомы и игрушки – самоделки. Павел Петрович встал и говорит: «Я очень взволнован вашим прекрасным выступлением. В знак нашей встречи я напишу сказ «Голубая змейка» и пошлю его вам». Вскоре мы получили книжку «Голубая змейка» Павла Петровича Бажова»[3].

Война принесла нашей стране  разруху, голод, сиротство и воспитателям удавалось сохранить «Островок детства» и воспитывать достойных детей!

Список литературы

  1. И.Т. Коверда. Дети и война (детский сад огнеупорного производства Нижнего Тагила в годы Великой Отечественной войны)[Электронный ресурс] // История Нижнего Тагила от основания до наших дней – Режим доступа: http://historyntagil.ru/kraeved/tk_18_19_09.htm
  2. Как много лет прошло с тех пор… [Электронный ресурс] // МАДОУ «Радость» - Режим доступа: http://xn----7sbm1bdjkic1h.xn--p1ai/pages/view/2499
  3. Е.В. Бусыгина. Из истории дошкольного образования г. Нижнего Тагила [Электронный ресурс] // Мультиурок – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/iz-istorii-doshkol-nogho-obrazovaniia-gh-nizhniegho-taghila.html

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированная непосредственно образовательная деятельность.«Города-герои в Великой Отечественной войне»

Систематизация  знаний детей о Великой Отечественной войне, о подвиге русского народа, воина- освободителя, воина- защитника.Обеспечение  у детей эмоционально-положительного, действенного от...

Проект интегрированной организованной образовательной деятельности по теме: «Герои Великой Отечественной войны в моей семье».

Проект  интегрированной организованной образовательной деятельностипо теме: «Герои Великой Отечественной войны в моей семье». Объект исследования: совместное изучение родителями и детьми сем...

План-конспект образовательной деятельности.Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие". Изобразительная деятельность. Тема: "Рисование ордена Великой Отечественной войны".

План-конспект образовательной деятельности.Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие".Тема: "Рисование ордена Великой Отечественной войны"....

Деятельность детских садов в годы Великой Отечественной Войны

Статья о деятельности детских садов в годы войны...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Великая Отечественная Война: лица Победы, дети войны»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №17 комбинированного вида Приморского районаСанкт - Петербург       Конспект непрерывной ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию «Великая Отечественная Война: герои Победы, дети войны»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию  «Великая Отечественная Война: герои Победы, дети войны»      Автор – разраб...

Презентация "Детские писатели о Великой Отечественной войне"

Рассказывайте детям о войне,Не бойтесь испугатьжестокой правдой,Рассказывайте детям о войне,Им это знать и помнить надоРассказывайте детям о войне,Пусть ваша памятьк ним в сердца стучитсяРассказывайте...